Османская империя в новое время

  1. Упадок Османской империи в XVII- XVIII вв.
  2. Усиление борьбы европейских держав за Турцию. Танзимат. Восточная война.
  3. Превращение Турции в полуколонию великих держав во второй половине XIX в.
  4. Турция в системе мирохозяйственных связей и конфликтов в начале ХХ в.
  5. Турция в годы I мировой войны.

К середине XVII в. ясно обозначился упадок Османской империи, начавшийся уже в предыдущем столетии. Турция всё ещё владела обширными территориями в Азии, Европе и Африке, располагала важными торговыми путями и стратегическими позициями, имела в своём подчинении множество народов и племён. Турецкий султан (Великий сеньор или Великий турок, как называли его в европейских документах) по-прежнему считался одним из самых могущественных государей. Грозной казалась и военная мощь турок. Но в действительности корни былого могущества султанской империи уже подточены.

Османская империя не имела внутреннего единства. Её отдельные части резко отличались друг от друга по этническому составу, языку и религии населения, по уровню социального, экономического и культурного развития, по степени зависимости от центральной власти. Сами турки составляли в империи меньшинство. Только в Малой Азии да на европейском берегу проливов близ Стамбула они проживали большими компактными массами. В остальных провинциях они были рассеяны среди коренного населения, которое им так и не удалось ассимилировать.

Турецкое господство над угнетёнными народами империи основывалось почти исключительно на одном только военном насилии. Такого рода господство могло продолжаться более или менее длительный срок лишь при наличии достаточных средств для осуществления этого насилия. Между тем военная мощь Османской империи неуклонно снижалась. Военно-ленная система землевладения, заимствованная османами от сельджуков и в своё время явившаяся одной из важнейших причин успехов турецкого оружия, утратила прежнее значение. Формально она продолжала существовать. Но её действительное содержание настолько изменилось, что из фактора укрепления и обогащения турецкого феодального класса она превратилась в источник его всё возрастающей слабости.

Военно-феодальный характер Османской империи определял всю её внутреннюю и внешнюю политику. Получение военной добычи, рабов и дани с завоёванных земель было в течение ряда столетий главным средством обогащения турецких феодалов, а прямое военное насилие над покорёнными народами и турецкими трудящимися массами – главной функцией государственной власти. Поэтому с момента возникновения османского государства правящий класс всю свою энергию и внимание направил на создание и поддержание боеспособной армии. Решающую роль в этом отношении играла военно-ленная система землевладения. Она предусматривала формирование и снабжение феодального войска самими военными ленниками – сипахи, - которые для этого получали из государственного земельного фонда поместья на правах условного владения с правом взимания определённой части ренты-налога в свою пользу. Так создавалась лихая турецкая конница.

На первых порах военно-ленная система действовали чётко. Она непосредственно вытекала из заинтересованности турецких феодалов в активной завоевательной политике и в свою очередь стимулировала эту заинтересованность. Многочисленные военные ленники было не только военной, но главной политической силой Османской империи. Военно-ленная система освобождала государственный бюджет от основной части расходов на содержание армии и обеспечивала быструю мобилизацию феодального войска. Турецкая пехота (янычары) и другие корпуса правительственных войск состояли на денежном довольствии. Но военно-ленная система землевладения косвенно влияла и на них: открывала перед командирами и даже рядовыми воинами заманчивую перспективу получения военных ленов и тем самым превращения в сипахи.

Военно-ленная система в первое время не отражалась губительно на крестьянском хозяйстве. Конечно, крестьянская райя (общее название податного населения), лишенная всяких политических прав, состояла в формальной зависимости от сипахи и подвергалась феодальной эксплуатации. Но эта эксплуатация вначале носила преимущественно фискальный характер и более и менее патриархальный характер. До тех пор, пока сипахи, обогащались главным образом за счёт военной добычи, он рассматривал землевладение как вспомогательный источник дохода. Он ограничивался взиманием ренты-налога, ролью политического сюзерена и не вмешивался в хозяйственную деятельность крестьян. Крестьяне пользовались своими земельными участками на правах наследственного держания. При патриархальных формах хозяйства такая система предоставляла крестьянам возможность сносного существования.

Однако в этом виде военно-ленная система действовала недолго. Рождённая в войне и для войны эта система требовала постоянного ведения агрессивных войн. Ведь война была основным источником обогащения господствующего класса. Но источник этот не были неиссякаемым. Турецкие завоевания сопровождались огромными разрушениями, а захваченные материальные ценности быстро и непроизводительно растрачивались. С другой стороны, завоевания, расширяя феодальное землевладение и создавая для феодалов известную гарантию поместий, поднимали в их глазах значение земельной собственности.

Притягательная сила денег в глазах феодалов возрастала по мере развития товарно-денежных отношений в стране и особенно внешних торговых связей, позволявших удовлетворить всё растущий спрос турецкой знати на предметы роскоши.

Всё это вызывало у турецких феодалов стремление к увеличению наделов и получаемых с них доходов. С конца XVI в. перестал соблюдаться установленный прежними законами запрет сосредоточения нескольких леннов в одних руках. А в

XVIII в. процесс концентрации земельной собственности заметно ускорился. Возникают обширные поместья. Их владельцы резко увеличивали феодальные повинности, вводили произвольные поборы, в некоторых случаях создавали барскую запашку.

Самый способ производства от этого не изменился. Но изменилось отношение феодала к крестьянам, к землевладению, к своим обязанностям перед государством. На смену сипахи пришёл новый эксплуататор, главной целью которого было получение максимального дохода от эксплуатации крестьянского труда. Новые землевладельцы в отличие от старых фактически, а иногда и законно освобождались от военных обязательств перед государством. Тем самым за счёт государственно-феодального земельного фонда росла крупная частно-феодальная собственность. Этому способствовали и султаны, раздавая сановникам, пашам провинций, придворным фаворитам обширные поместья в безусловное владение. Прямо или косвенно приобщался к земельной собственности и ростовщический капитал. Хотя он и не создавал нового, более прогрессивного способа производства, но в известной мере способствовал разрушению старой социальной системы.

Разложение, а потом и кризис военно-ленной системы землевладения повлекли за собой кризис турецкого военно-феодального государства. Турецкий феодализм изменился лишь в деталях, а не в основе, он ещё не достиг той стадии, когда складывается эффективно функционирующий капиталистический уклад. Робкие элементы капиталистических отношений (появление некоторых мануфактур, частичное применение наёмного труда на государственных предприятиях) были ещё слабыми и непрочными. В сельском хозяйстве собственно турецких земель отсутствовали даже слабые ростки форм производства. Но благодаря разложению военно-ленной системы происходило существенное изменение в аграрном строе Турции и сдвиги внутри самого класса феодалов. В конечном счёте именно разложение военно-ленной системы вызвало упадок турецкой военной мощи, что в силу специфически военного характера османского государства имело решающее значение для всего его дальнейшего развития.

Отмеченные тенденции сказались на социальном статусе, на положении и других слоёв населения, в первую очередь самой многочисленной категории тружеников-крестьян. Юридически турецкие крестьяне-мусульмане считались свободными, наследственными держателями своего надела. По мере изменения характера ленного землевладения усилилась эксплуатация турецкого крестьянства. Помещики вводили новые поборы и отработки. Установился порядок, при котором помещик имел право в течение пятнадцати лет требовать возвращения бежавшего крестьянина. Если крестьянин по каким-либо причинам в течение трёх лет не обрабатывал свой надел, помещик мог его отобрать.

Усилившаяся феодальная эксплуатация сопровождалась введением многочисленных новых налогов и повинностей. Были введены налоги на скот, на ульи, на летние и зимние пастбища, даже «налог на зубы». Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое солдат и чиновников. Не будем забывать, что крестьянин отдавал от половины до двух третей урожая, десятую долю урожая церкви, самые разнообразные штрафы, обязательные подарки и т.д. и т.п.

Особенно тяжёлым было положение крестьян угнетённых народов империи. В захваченных турками странах Балканского полуострова феодальный гнёт помещика тесно переплетался с национальным и религиозным угнетением. Крестьянство Балкан, что исповедовало христианство, подвергалось жестокой эксплуатации турецких и своих собственных феодалов, принявших ислам. Помимо уплаты повышенного поземельного налога и выполнения многочисленных повинностей они обязаны были вносить подушную подать, включая даже младенцев. Немусульманские подданные султана презрительно именовались «райя» (т.е. стадо – будь ты грек, грузин, серб, еврей …). Райя не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, носить оружие. Даже одежда должна быть отличной от одежды турок-мусульман. Двойному гнёту подвергались и арабы-мусульмане (Аравия, Ирак, Сирия и др.) со стороны турецких феодалов и феодалов туземного происхождения.

К началу нового времени на территории Османской империи существовали крупные города с развитым ремесленным производством. Ткани, разное оружие, ювелирные изделия славилась далеко за пределами султанских владений. Стамбул, Измир насчитывали десятки тысяч ремесленников. Ремесленники объединялись в цехи, которые напоминали цехи средневековой Европы. Строго регламентировались приёмы труда, размеры производства, распределение заказов. В некоторых городах в XVIII в. появились мануфактуры.

Ремесленники работали как на заказчиков-феодалов, так и на рынок, сбывая свою продукцию купцам. Росла торговля, особенно через руки купцов портовых городов. Кроме того, через Турцию велась довольно оживлённая транзитная торговля между Европой и странами Восточной Азии.

Однако пока торжествующие феодальные порядки препятствовали развитию ремесла и торговли, формированию капиталистического уклада. Как и в других странах Востока (в Индии, Иране и др.) города Османской империи в основном обслуживали армию, султана, феодалов. Турецкий город являлся как бы хозяйственным дополнением военно-административной ставки султана или правителя области. В случае войны цехи выделяли мастеров и подмастерьев, сопровождавших армию для проведения различных ремонтных и восстановительных работ. С действующей армией отправлялись и торговцы, крупнейшие из которых становились откупщиками-интендантами.

Вследствие безусловного господства в турецкой деревне натурального хозяйства экономические связи между городом и деревней были незначительными. Существовали к тому же внутренние таможни, облагавшие производимые товары многочисленными пошлинами. В каждой провинции были свои меры длины и веса, свои ценовые стандарты. Правительство систематически выпускало обесценённую монету. Один из французских дипломатов по этому поводу заметил: «Монета испорчена до такой степени, что фальшивомонетчики работают ныне в Турции к выгоде населения: каков бы ни был применяемый ими сплав, всё равно монета чеканки султана ещё ниже по стоимости». Согласитесь, что такое явление никак не способствует взлёту торгово-финансовой деятельности.

* * *

Сложившаяся в первые столетия политическая надстройка Османской империи уже в исходу средневековья стала одним из серьёзных препятствий для прогрессивного развития турецкого народа и других народов империи.

Неограниченным правителем страны с деспотической властью был султан (падишах). Он был не только светским правителем империи, но и религиозным главой всего мусульманского мира (халифом). Турки-сунниты, приверженцы основного направления в исламе, которое считается ортодоксальным. Кроме Корана сунниты признают и почитают Сунну – свод рассказов о деятельности пророка Мухаммеда.

Султан назначал визирей (министров) и наместников, являлся верховным главнокомандующим всех армий, возглавлял правительство, носившее название «Высокие врата». Все государственные служащие, кроме духовенства, считались рабами султана. Этим самым подчёркивалась неограниченная власть султана-повелителя над жизнью и имуществом своих подданных. Двор султана-халифа с его гаремами и многочисленной челядью насчитывал около 12 тысяч человек.

Османская империя делилась на области, а в Аравии и Африке – на вассальные земли. Наместники земель и областей (эмиры и паши) объединяли в своих руках военную и гражданскую власть.

Одну из опор своего господства правители видели в постоянном разжигании костров мусульманского религиозного фанатизма. Не случайно и многие военные походы провозглашались «священной войной против неверных». Высшее мусульманское духовенство, владевшее большими земельными пожалованиями, играло большую роль в управлении империей. Духовные суды рассматривали дела на основе религиозных законов. Представители высшего духовенства могли и непосредственно влиять на политику правительства. Они имели право давать специальное заключение о соответствии того или иного правительственного акта Корану. Такое заключение (фетва) было обязательным для всех, включая и султана. Султан мог сместить главу духовенства и назначить другого, но он не мог отменить фетву. В пользу духовных феодалов шли огромные доходы с вакуфных земель.

Султан, правители областей и вассальных земель, армия чиновников различных рангов, священнослужители жестоко расправлялись с любым проявлением протеста со стороны турецкого крестьянства и угнетённых народов. В стране царил произвол, господствовал деспотичный, кровавый режим. Но не было основного условия буржуазной предпринимательской деятельности, а именно – безопасности предпринимателя, купца и их собственности.

В XVII и особенно в XVIII в. Османская империя находилась в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Изменение характера военно-ленного землевладения, резкое усиление эксплуатации крестьянства, подрезание производственной инициативы организаторов городских ремёсел определили застой и даже упадок производительных сил странны. Разоряемое крестьянство оказалось не в состоянии обеспечить хотя бы простое воспроизводство в своём хозяйстве. Как отмечали европейские наблюдатели, многие тысячи крестьян бежали с насиженных мест. Заброшенными оказались многие деревни. Поля зарастали кустарниками, превращались в «мертвые земли».

Ухудшение положения народных масс вызвало растущее недовольство, вылившееся в открытые антифеодальные выступления, самым крупным из которых было восстание в Стамбуле в 1730 г. Воедино сплелись факторы внешнего и внутреннего порядка. Упорные войны с Австрией, Россией, Ираном завершились поражениями и значительными территориальными потерями. Всё это посеяло огромное недовольство среди расквартированных в столице янычар. Но хотя в восстании активно участвовали янычары, основной движущей силой были ремесленники, мелкие торговцы, городская беднота. Город с населением в 600 тысяч человек кишел от наплыва масс бездомных, бежавших из деревень в поисках заработка. Цены на продукты питания настолько выросли, что правительство, опасаясь волнений, вынуждено было несколько раз производить в мечетях бесплатную раздачу хлеба.

А на фоне этой нищеты совершалось и совершенно противоположное. В турецкой столице началось бездумное распространение европейской моды. Султан и вельможи соперничали в придумывании увеселений, устройстве празднеств и пиров, в строительстве дворцов, парков. Роскошная жизнь феодальной знати резко контрастировала с растущей нищетой народных масс, усиливая их недовольство.

Восстание началось в сентябре 1730 г. Среди его руководителей были и янычары, и ремесленники, представители мусульманского духовенства. Наиболее видную роль играл матрос и янычар, по происхождению албанец Патрона-Халил. Под его именем это восстание и вошло в историческую литературу.

Уже в первый день восставшие разгромили дворцы придворной знати, добились ареста и казни великого визиря, далее добились отречения султана Ахмеда III в пользу своего племянника Махмуда, который обещал некоторые административные перемены. Почти два месяца город находился в руках восставших, которые полагали своё дело исполненным. Зато новый султан и его окружение деятельно готовились к расправе. Патрона-Халил и его ближайшие помощники были приглашены в султанский дворец якобы для переговоров и были предательски убиты. Правительство целиком вернулось к старым методам управления. Это вызвало в 1731 г. новое восстание. Только после многочисленных казней, арестов и высылки из столицы нескольких тысяч янычар правительство овладело положением.

В различных районах империи не раз вспыхивали стихийные восстания крестьянства угнетённых народов. Антифеодальная борьба этих групп крестьянства тесно переплеталась с борьбой против национального и религиозного угнетения.

Немалую опасность для стамбульского режима представлял и растущий феодальный сепаратизм. Фактическое превращение ленных владений в наследование ослабило зависимость турецких феодалов от центральной власти султана. Постепенно местные эмиры и паши стали признавать власть султана лишь номинально. Правители балканских провинций превратились в самостоятельных князьков. Некоторые из них даже чеканили свою монету. В Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Северной Африке султана признавали верховным правителем, но перестали посылать налоги и солдат в распоряжение османского правительства. Да и собственно турецкая Анатолия (Малая Азия) находилась под властью нескольких знатных семей. Стамбульское правительство могло принимать серьёзные политические решения, лишь заручившись поддержкой крупных местных феодалов.

Подтачивали основания империи и народные протесты в порабощённых османами странах. Османская империя отличалась от многонациональных государств Восточной Европы. Основание Османской империи не было вызвано потребностями совместной обороны входивших в неё народов. Наоборот, она возникла в результате захватнических войн турок-османов. Турки порабощали и угнетали многие более передовые и культурные народы – болгар и сербов, румын, молдаван, греков и армян, грузин и др. Турецкие султаны лишали самостоятельности арабов, внесших большой вклад в развитие общемировой культуры. Столетия существования Османской империи не привело к сколько-нибудь значительному экономическому или культурному сближению между турками и другими народами. Дальнейшее сохранение непомерно раздувшейся империи османов стало тормозом развития не только порабощённых народов, но и самого турецкого народа. Ибо угнетательская политика турецких правящих кругов вела к насаждению самых реакционных абсолютистско-деспотических порядков и на собственно турецких территориях.

Турецкий гнёт вызывал отпор со стороны славян, греков, албанцев, грузин, армян. Усиливалась и борьба арабских народов против ига турецких феодалов.

Тяжёлый недуг поразил и военную организацию империи. Резко сократилась численно и утратила былые боевые качества турецкая кавалерия-сипахи. Изменился характер янычарского корпуса. В своё время он играл в турецкой армии ещё более важную роль, чем сипахи.

Янычары прежде были профессиональными воинами. Их ряды пополнялись принудительным набором наиболее выносливых христианских мальчиков, обращаемых в ислам. Они с детских лет обучались военному делу и воспитывались в духе мусульманского фанатизма. Янычарам запрещалось заниматься ремеслом или торговлей. Воспитанные как профессиональные воины, получая хорошее жалование, пользуясь многими привилегиями, янычары были надёжной опорой султанов в осуществлении завоеваний и зверских расправ с угнетёнными народами империи. Но со временем изменился и янычарский корпус. Янычары стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей. Пополнение стало производиться из детей янычар. Янычарские патенты с их привилегиями стали предметом купли-продажи. Янычары устраивали дворцовые перевороты, смещали неугодных министров и самих султанов. Они не желали подчиняться дисциплине и решительно выступали против нововведений и перестройки армии. Их былые боевые качества были потеряны. Это разложение турецкой армии сказалось на результатах многочисленных войн, которые вела Османская империя в XVII-XVIII вв.

Ознакомившись с симптомами болезни, переживаемой османским режимом, обратимся к качественно новой странице турецкой истории, а именно: к началу проникновения европейских колонизаторов в эту страну.

* * *

Упадок Османской империи создавал благоприятную обстановку для проникновения иностранных колонизаторов. Французские, английские и другие европейские купцы появились на этой территории ещё в XVII в. В XVIII столетии отношения Турции с европейскими державами начали принимать неправомерный характер. Важным орудием иностранного проникновения в Османскую империю явился режим т.н. капитуляций. Это документы, содержащие перечень привилегий, предоставляемых турецкими султанами иностранным купцам.

Первые капитуляции относятся ещё к XVI в., когда султан Сулейман Великолепный и король Франциск I заключили политический договор о союзе и торговую конвенцию, которая предоставила французским купцам особые льготы на Ближнем Востоке. Такие же права получили от султана некоторые другие европейские государства. Эти капитуляции ещё не носили характера неравноправных договоров. Торговые льготы иностранцам были вполне объяснимы: Турция сама была заинтересована в расширении внешней торговли. А право неподсудности турецким судам тоже понятно. В Османской империи суд носил религиозный характер. Законодательство не признавало за иностранцами права обращаться в мусульманский суд. Первые капитуляции – это односторонние дарованные льготы, правительство – даритель может их по своему усмотрению и отменить.

Позднее капитуляции приобрели иной характер. В 1740 г. Османское правительство предоставило Франции «Генеральную капитуляцию», которая возобновляла, подтверждала и дополняла все прежние капитуляции. Султан признавал бессрочное действие капитуляции и обязался от своего имени всех своих преемников не допускать ничего не противоречащего ей. Вслед за Францией такие же обязательства получили другие державы, в т.ч. и Россия. Капитуляционные привилегии стали носить характер международного обязательства Османской империи, а капитуляционный режим закреплялся навечно.

Иностранные товары облагались ничтожной пошлиной, иностранцы освобождались от налогов, получили право свободного передвижения, открытия складов, предприятий и т.д. Ряд привилегий предоставлен миссионерам.

Режим капитуляций позволил иностранному капиталу захватить к концу XVIII в. важные торговые позиции в Османской империи. Преобладающее положение тогда занимала Франция. Важную роль начинал играть английский капитал. Из Европы в Турцию ввозились ткани и другие промышленные товары. Из Турции вывозились хлопок, шерсть, кожи, табак, хлеб, растительное масло и т.п.

Внешняя торговля фактически была монополизирована в руках иностранцев. Иностранный капитал начал влиять на внутреннюю торговлю. В портовых городах формировалась компрадорская буржуазия, преимущественно нетурецкой национальности (греки, армяне, евреи).

Таким образом, во второй половине XVIII в. ослабление Османской империи происходило уже в условиях начавшегося проникновения иностранных колонизаторов.

Очевидно, что наиболее прогрессивным вариантом разрешения всех проблем была бы ликвидация Османской империи в результате революционной освободительной борьбы всех народов империи. Это привело бы к созданию ряда жизнеспособных национальных государств, в т.н. и независимого национального государства турецкого народа. В среде угнетённых народов, особенно на Балканах уже зрели силы национального раскрепощения.

Но великие державы Европы стремились, пользуясь слабостью и упадком Османской империи, захватить её «наследство», подчинить её обширные территории. Ввиду большого стратегического, хозяйственного и политического значения территорий, входивших в состав Османской империи, в решении вопроса о её судьбе уже в конце XVIII в. оказались кровно заинтересованными правящие круги Англии, Франции, Австрии, России. Каждая из этих держав выдвигала свои притязания и не желала допустить политического или экономического преобладания конкурентов. Так возник «восточный вопрос».

Содержание «восточного вопроса» не исчерпывалось агрессивными поползновениями великих держав. Составной его частью была и борьба порабощённых народов империи против турецкого гнёта, за независимую национальную государственность.

Одной из причин во многом искусственного сохранения Османской империи была политика как самих великих держав, ибо, во-первых, они всячески мешали другим в желанной дележке, а во-вторых, они (особенно Англия и Франция) поддерживали султанское правительство в его борьбе с национально-освободительным движением порабощённых народов. Они стремились сохранить ослабевшего колосса, рассчитывая целиком подчинить османское наследство своему господству. Эта политика статус-кво сыграла крайне неблаговидную роль в развитии турецкого народа и других народов империи.

Россия тоже преследовала агрессивные планы в отношении Османской империи, стремилась захватить зону проливов и утвердиться на Балканах. Но, осуществляя эту политику, Россия поддерживала борьбу народов Балкан против турецкого ига. В XIX в. эта российская политика принесёт свои плоды.

Вмешательство великих европейских держав крайне отрицательно сказалось на развитии Османской империи. Был нарушен процесс её естественного распада, который должен был привести к появлению на Ближнем Востоке независимых государств. Вмешательство колонизаторов способствовало также сохранению феодальных порядков. Закреплялась экономическая и культурная отсталость Турции и арабских стран.

Начавшийся упадок империи чувствовали и представители господствующих сил. Наиболее дальновидные из них пытались пойти по дороге реформ, направленных на преодоление сепаратизма наместников и укрепление центральной власти. Реформаторы добивались оздоровления финансов, укрепления армии и администрации. Значительная попытка реформ связана с именем султана Селима III.

В 90-х гг. XVIII в. Селим III опубликовал ряд указов, которые предусматривали отобрание ленных владений у лиц, уклоняющихся от выполнения своих воинских обязанностей, о создании нового корпуса регулярных войск по европейскому образцу. Было открыто военно-инженерное училище и проведены преобразования во флоте. При помощи иностранных специалистов был построен новый флот со значительным количеством линейных кораблей. Созданы пороховые и другие предприятия мануфактурного типа, обслуживающие армию и флот. Во вновь созданном военно-инженерном училище турецкая молодёжь стала изучать европейские языки.

Даже эти, не столь глубокие реформы встретили сопротивление. Большинство феодалов и мусульманского духовенства увидело в них угрозу своим привилегиям. Особую враждебность к реформам проявили янычары, понимавшие, что политика реформ приведёт к ликвидации янычарского корпуса. Реформаторская политика Селима III не могла встретить поддержки крестьянства и ремесленников, ибо она сопровождалась введением новых тяжёлых налогов.

Вскоре в Анатолии и на Балканах начались феодальные мятежи против Селима III. Особую опасность представляло выступление Османа Пазваит-оглу. Эта был паша округа Видина (в Болгарии) и глава янычарских войск балканских гарнизонов. Султанские войска терпели неудачи, султан бросил в поход 100-тысячную армию. Однако в разгар военных операций началось вторжение наполеоновских легионов в Египет. Это заставило султана перебросить войска с Балкан.

В июле 1798 г. французские войска под командованием Наполеона вторглись в Египет. Покорив его, захватчики двинулись в сторону Сирии. Им пришлось иметь дело с упорным сопротивлением. Французские войска капитулировали. Египет был оккупирован англичанами. Но и англичанам пришлось уйти. Правителем Египта стал Мухаммед-Али, командир албанских отрядов, прибывших в Египет из Турции в годы войны. Позднее он доставит немало хлопот Стамбулу. А в это время в течение ряда лет султанским властям пришлось железом и кровью душить национально-освободительное движение в Сербии, выступления феодальной знати в Болгарии и других частях балканских владений.

После неудачи египетской экспедиции и заключения мира с Османской империей французская дипломатия развернула большую активность в Турции, открыто направляя её против России и Англии. Апеллируя к реваншистским настроениям в рядах стамбульской знати, возбуждая её недовольство тем, что Россия поддержала восставших сербов, французский посол Себастиани побудил турецкое правительство к войне. В конце 1806 г. началась очередная русско-турецкая война, ставшая серьёзным испытанием для Османской империи. Большая часть турецких войск брошена против российских армий. На фронт направился и столичный гарнизон. По традиции вместе с войсками отправились члены правительства, не забыв захватить с собой толпы прислужников и даже гаремы. Ситуацией воспользовались реакционные представители феодальной знати и духовенства, которые не могли простить Селиму III его реформаторских настроений. Селим III был свергнут. Новый султан Мустафа IV все объявленные реформы отменил.

Сторонники реформ сгруппировались вокруг правителя Рущукского округа (Болгария) Мустафы паши Байрактара. Во время войны с Россией он командовал султанскими войсками на Дунае. Вокруг него сплотилась тайная организация реформаторов под названием «рущукские друзья». После подписания перемирия с Россией в 1807 г. Байрактар двинул свои войска на Стамбул с целью восстановить на престоле Селима III. Но когда его войска подошли к столице, Селим III, находившийся в заключении, был убит по приказу Мустафы IV.

Байрактар низложил султана и возвёл на престол его брата Махмуда II, обещавшего продолжить задуманные реформы. Сам Байрактар был назначен великим визирем. Он возобновил политику реформ, причём действовал весьма решительно. Стало ясно, что дело идёт к уничтожению янычарского корпуса. А между тем большинство господствующего класса решительно выступило против любых нововведений. В ноябре 1808 г. в Стамбуле вспыхнул мятеж янычар. Байрактар погиб, а «рущукские друзья» отстранены от власти. Так закончилась эта попытка даже частичной модернизации отдельных сторон общественной жизни. Силы консерватизма и традиционализма оказались сильнее даже робких попыток обновления страны.

Весной 1809 г. возобновились военные действия с Россией Осенью 1811 г. Кутузов разгромил турецкие войска. По условиям Бухарестского мира, Бессарабия освобождалась от турецкого ига и включалась в состав русского государства. Турция подтвердила право России покровительствовать дунайским княжествам. Турция обещала предоставить самоуправление Сербии. Османская империя оказалась не в состоянии уберечь своё «имущество».

* * *

В связи с утверждением промышленного капитала на Западе активизировалась в ХIХ веке и колониальная политика европейских держав, что сказалось и на развитии Османской империи. На Ближнем Востоке особенно остро проявилось соперничество великих европейских держав. Кроме того, всё более значимым фактором становилось освободительное движение угнетённых турками народов. Все это определило и конкретные особенности усилившегося подчинения Турции иностранными колонизаторами.

Отечественная война России, национальные войны против наполеоновского господства, крушение I империи во Франции буквально подхлестнули освободительную борьбу народов Балкан. Началось упорное восстание в Сербии. Турецкие власти дали согласие на то, чтобы сербы избрали своего «главного князя», который ведал бы всеми делами внутреннего управления. Правда, в Белграде и других городах пока оставались турецкие гарнизоны. Затем восстали греки Мореи и островов Эгейского моря. Султан Махмуд II оказался не в состоянии подавить греческое восстание своими силами. Султан обратился за помощью к правителю Египта Мухаммеду-Али. С немалым трудом основные очаги восстания были ликвидированы, но греческие патриоты мужественно продолжали борьбу.

Ход греческого восстания окончательно убедил в несостоятельности янычарского войска. Махмуд II, получив поддержку духовных и светских вельмож, издал в 1826 г. указ о формировании нового войска, которое стали обучать египетские офицеры. Одновременно султан спровоцировал янычар на мятеж. В столице вспыхнуло янычарское восстание. Султан объявил его выступлением против ислама и, опираясь на регулярные части, быстро расправился с бунтарями. В столице, в провинции были истреблены тысячи янычар. Так закончилась история янычарского корпуса.

Жестокая расправа с освободительным движением сербов и греков, стремление турецких феодалов и компрадоров во что бы то ни стало сохранить своё господство над угнетёнными народами ослабляли Османскую империю, создавали благоприятную обстановку для подчинения её иностранными колонизаторами. Демократическая общественность Европы горячо сочувствовала грекам. Господствующие же классы европейских держав преследовали свои внешнеполитические планы.

Политика Николая I в греческом вопросе была противоречивой. С одной стороны, он демонстрировал верность принципам монархической законности, провозглашённым Священным союзом, и осуждал революционную борьбу. С другой стороны, внешнеполитические интересы требовали поддержки освободительных движений славян и греков в целях усиления позиций России на Балканах и Ближнем Востоке. Русское правительство в итоге решительно поддерживало греков.

Англия стремилась помешать самостоятельному выступлению России, связать её совместными действиями. Совместный англо-русский протокол потребовал от османского правительства прекратить военные действия против греков и предоставить Греции автономию. Кроме того, Россия потребовала выполнить статью Бухарестского договора об автономии Сербии.

Между тем расправа с греками продолжалась. Мухаммед–Али занял и греческую столицу. Последовало англо-франко-русское требование о греческой автономии, а затем объединённый флот трёх держав в Наваринской битве уничтожил египетско-турецкий флот. Войска Мухаммед-Али были эвакуированы в Египет.

Воспользовавшись ситуацией, Россия в 1828 г. объявила Турции войну. Война привела к полному разгрому турецких войск. В сентябре 1829 г. был подписан Адрианапольский мир. Значительно менялись русско-турецкая граница на Кавказе и в устье Дуная. Особое значение имели политические статьи договора о предоставлении автономии Греции (через год она объявила себя независимым королевством) и Сербии. Сербское и греческое восстания, война с Россией вновь подчеркнули далеко зашедший кризис Османской империи.

Ситуацией решил воспользоваться египетский правитель Мухаммед-Али. Он отказался уплатить очередной взнос в султанскую казну и потребовал передать ему управление Сирией в качестве платы за участие в подавлении греческого восстания. Султан объявил Мухаммеда-Али мятежником. Начались военные действия, всё Восточное Средиземноморье было захвачено, египетские войска вошли в турецкую Анатолию. Войска султана были наголову разбиты. Султан обратился за помощью к европейским державам. Но Франция и Англия долго размышляли над тем, как закрепиться в Египте. На помощь пришла Россия. В Босфор вошла русская эскадра, которая высадила на пути движения египтян крупный десант. Мухаммед-Али вынужден был прекратить продвижение к Стамбулу.

По соглашению Мухаммед-Али признавал верховную власть султана и уводил свои войска из Анатолии, а Махмуд II согласился оставить под управлением Мухаммеда-Али занятые им территории (Палестину, Сирию и др.). Теперь владения Мухаммеда-Али, формально вассала султана, превышали владения сюзерена. Новое столкновение было неизбежным. Россия накануне вывода своих войск из зоны проливов подписала с Турцией Ункяр-Искелессийский союзный договор. Россия обязалась в случае необходимости оказать султану военную помощь, а Турция в свою очередь должна была закрыть Дарданеллы для прохода всех иностранных военных судов, кроме русских. Несмотря на резкие протесты Лондона и Парижа, договор остался в силе. Это была значительная победа российской дипломатии. Правда, Англия и Франция компенсировали себя в другом. Они навязали Турции новую торговую конвенцию. Конвенция закрепила новые низкие торговые пошлины на товары. Английские купцы, а затем и французские, получили право без каких-либо ограничений вести торговлю по всей Османской империи, в том числе и на всех территориях, которые контролировал Мухаммед-Али.

Когда же Мухаммед-Али потребовал признания за его династией наследственных прав на все земли, находившиеся под его управлением, султан объявил войну, но уже в первом сражении турецкая армия была разгромлена. В Турции даже сменился султан. На престол вступил Абдул-Меджид. Великие державы вновь вмешались в турецкие дела. Летом 1839 г. они официально заявили, что берут Османскую империю «под своё коллективное попечение». Через год в Лондоне турецкий посол был вынужден подписать конвенцию с представителями России, Англии, Австрии и Пруссии, заявившими, что они будут «наблюдать за поддержанием целостности и независимости Оттоманской империи». Так официально провозглашалось зависимое положение Османской империи по отношению к перечисленным державам. Считай, они утвердили свой протекторат над этой страной. После этого и Египет полностью капитулировал, на время смирился.

* * *

Вмешательство в балканские и турецко-египетские конфликты позволило державам приобрести новые важные позиции в Турции. Расширился и окончательно закрепился режим капитуляций. Благодаря торговым конвенциям 1838 г. Англия и Франция получили ещё большие возможности беспрепятственно ввозить свои фабричные товары во все уголки султанских владений. Усилилась и политическая зависимость Турции. Лондонская конвенция 1840 г., так сказать «узаконила» вмешательство великих держав в её внутренние дела. В 1841 г. снова в Лондоне великие державы и Турция подписали конвенцию о проливах. Любопытно, режим проливов определяли страны, которые по своему географическому положению к проливам не имели никакого отношения, кроме, разумеется, Турции и России.

А между тем заметно усиливалось проникновение иностранного капитала в Турцию. Импортные фабричные товары успешно завоёвывали турецкий рынок. Местное ремесло и мануфактура приходили в упадок. Резко сократилось производство шерстяных, шёлковых, хлопчатобумажных тканей и других традиционных товаров (ковров, ювелирных изделий т.д.). Турция становилась аграрным придатком колониальных держав Запада, вывозила преимущественно сырьё и продовольствие.

Такая политика великих держав препятствовала созданию в Турции необходимых условий для замены феодального уклада капиталистическим. Разумеется, проникновение иностранного капитала стимулировало известный рост товарно-денежных отношений и капиталистического уклада в турецкой экономике. Но всё это носило однобокий характер, сочеталось с господством феодальных отношений. Пусть и медленно, но разрушался натуральный уклад турецкой деревни. Крупные торговые города стали центрами активной внешней торговли.

Эти экономические процессы имели и определенныe социальные последствия. Часть земель стали скупать купцы. Появился новый тип помещика, сбывавшего на рынке свою продукцию. Земли, считавшиеся государственными, по сути превращались в частную собственность. В Турции начал складываться класс буржуазии, преимущественно из лиц нетурецкой национальности. Эта нарождающаяся буржуазия по преимуществу носила компрадорский характер.

Проникновение иностранного капитала, многочисленные (по большей части неудачные) войны вызвали резкое ухудшение положения трудящихся масс. Возрастало недовольство крестьян и ремесленников. Оно грозило вылиться в открытые выступления.

Здесь, в Турции, мы видим немало общего с другими странами Востока, которые тоже втягивались в орбиту мирового капиталистического рынка и постепенного закабаления этих стран капиталистическим Западом. Но следует отметить и свои особенности: основной проблемой внутреннего развития Османской империи была борьба угнетённых народов за создание своей государственности. На этом фоне развертывалась борьба европейских держав, при этом они преследовали свои, глубоко корыстные интересы, старались оттолкнуть конкурентов от «турецкого пирога». В их политике переплетались две тенденции: 1) стремление использовать упадок империи для её расчленения и захвата отдельных частей: 2) попытки (особенно со стороны Англии и Франции) искусственно сохранить турецкое господство над другими народами и подчинить своему влиянию всю Османскую империю.

Турция имела ещё и определённое военное значение. Её втягивали в военные союзы и коалиции европейских держав. Однако участие в таких коалициях в конечном счёте способствовало дальнейшему закабалению страны. В экономическом и политическом отношении турецкое население отставало от многих народов империи. (Не будем забывать и о сильнейшем влиянии воинствующего мусульманского фанатизма). В турецком народе не сложилось общественных сил, способных объединить его борьбу с борьбой других народов в единый поток. И тем не менее среди определенной части господствующих в стране сил появилось стремление путём реформ приостановить упадок своего государства.

Мы уже отмечали, что в 1826 г. султан Махмуд II ликвидировал янычарский корпус, а после русско-турецкой войны 1828-29 гг. начал проводить реформы, направленные на прекращение феодальных усобиц и укрепление центральной власти. В своей политике он опирался на помещиков новой формации, часть чиновников и офицерства. Окончательно ликвидирована ленная система. Сипахи же в качестве компенсации получали ежегодную пенсию. Теперь их владения переходили в государственный фонд. Крестьяне и арендаторы должны были вносить свои платежи непосредственно государству. Были ликвидированы наиболее стеснительные внутренние таможни. Введено новое административное устройство. Правители областей назначались и подчинялись центральному правительству.

Новая, более серьёзная попытка реформ была предпринята после смерти Махмуда II в критический момент разгрома турецких войск армией Мухаммеда-Али в 1839 г. К тому времени несколько расширились общественные группы, на которые могли опереться реформаторы. Наиболее дальновидные представители господствующих классов предприняли ещё одну попытку реформ. Сторонников реформ возглавил видный политический деятель и дипломат Решид-паша. Новый султан Абдул-Меджид назначил его министром иностранных дел. Решид-паша разработал проект реформ, и соответствующий султанский рескрипт был объявлен осенью 1839 г.

Основные пункты его таковы: 1) неприкосновенность жизни, чести и имущества всех подданных империи независимо от их религии; 2) регулярное распределение и взимание податей и отмена откупной системы сбора налогов; 3) справедливый призыв на военную службу и установление определённого срока её продолжительности. Всё совершаемое получило пышное название танзимат (т.е преобразование, возрождение).

Для выработки новых законов и контроля за их исполнением был создан Великий совет юстиции. Учреждены торговые суды и создано торговое законодательство. Проведена денежная реформа, порченая монета изъята из обращения. Чиновникам назначалось твёрдое жалование. Кое-что изменилось и в области народного образования (создание светских средних школ).

Однако и эти мероприятия не привели к заявленному «возрождению». Европейские державы враждебно восприняли танзимат. В жёсткую оппозицию стали земельные магнаты, многие чиновники высшего звена, мусульманская церковь. Оздоровления и обновления турецкого общества не произошло. Многое из объявленного осталось просто декларацией.

* * *

Уже неоднократно упомянутая нами борьба Англии, Франции и России за господство на Ближнем Востоке привела к Восточной войне. Англия хотела захватить Египет, превратить Османскую империю в своего вассала. К расширению своих позиций на Ближнем Востоке стремилась Франция Наполеона III. Российский император Николай I считал, что после подавления фактически общеевропейской революции 1848-49 гг. наступил благоприятный момент для осуществления его ближневосточных планов. В 1853 году он предъявил султану требование признать за русским царём право покровительствовать всем православным христианам Османской империи. Под влиянием английской и французской дипломатии турецкое правительство отклонило это требование. Осенью началась русско-турецкая война. Турецкий флот был разгромлен адмиралом Нахимовым в Синопском бою. Англия и Франция ввели свой военный флот в Чёрное море и начали войну с Россией (их союзником выступило ещё и Сардинское королевство). Как со стороны России, так и со стороны западных держав это была несправедливая война за господство над Турцией и её владениями. Формально будучи союзниками Турции, Англия и Франция на деле поставили её в неравноправное положение.

Когда с осени 1854 г. Россия вывела свои войска из дунайских княжеств, участие Турции в войне потеряло для неё какой бы то ни было смысл. В правящих кругах Турции стали раздаваться голоса в пользу сепаратного мира. Однако ей пришлось продолжать войну уже против своей воли; её зависимость от Англии и Франции была настолько сильной, что её самостоятельность была просто парализована.

Хотя Турция и оказалась в числе победителей, Парижский мир 1856 г. не принёс ей славы. В основу мирного трактата легли условия, выдвинутые французами. Россия потеряла устье Дуная, была лишена права содержать военный флот и укрепления на Чёрном море, отказывалась от протектората над Сербией, Валахией и Молдавией. Чёрное море объявлено нейтральным. В мирное время проход для военных судов всех наций через проливы был закрыт за исключением Турции. Кстати, Турции, как и России, запрещалось иметь на Чёрном море военный флот и военно-морские базы. Парижский протекторат провозгласил ответственность великих держав за «целостность и независимость Османской империи». В переводе с языка дипломатии на всем понятный язык это означало одно: установление опеки великих держав над Турцией. А повод для вмешательства во внутренние дела её всегда можно было найти.

В свете отмеченных военных и внешнеполитических событий понятно, почему последовал именно в эти годы второй период танзимата. Это 50-60-е годы ХIХ в. Прежде всего было обещано гарантировать всем проживающим на территории империи мусульманам и немусульманам гражданское равенство. Султанский манифест расширил права связанной с западным капиталом компрадорской буржуазии нетурецкой национальности. Иностранцы получили право приобретать землю и недвижимость. Характерно, что визир Решид-паша был против этих пунктов, считая их разрушительными для Турции. В Манифесте были такие пункты, как окончательное искоренение откупной системы сбора налогов, содействие развитию национальной промышленности, дорожное строительство и т.п.

Был принят земельный закон, закрепивший земельные отношения после отмены ленной системы. Подавляющая часть земель принадлежала государству или являлась вакуфной (т.е. принадлежащей мусульманской церкви). Она сдавалась в аренду. Арендованные земли нельзя было продавать, закладывать, дарить. Наследование таких земель было ограничено, но это не могло остановить процесса обезземеливания крестьянства и перехода земли в руки помещиков.

В 60-х гг. были отменены все цеховые регламентации в промышленности и возвещён принцип свободного предпринимательства, как и свободного распоряжения своим имуществом. Продолжалось начатое в 40-х гг. открытие светских школ – начальных, средних, высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. При этом сохранялись все школы при мечетях. В 1869 г. принят закон о введении всеобщего начального образования.

Реформы второго периода танзимата, конечно, содействовали общественному прогрессу, но танзимат в целом не создал надёжных предпосылок для быстрого промышленного развития страны. А некоторое усиление позиций компрадорской буржуазии (что имело место) одновременно отражало политическую и экономическую зависимость страны от Запада.

И совсем не случайно в Турции начинает делать первые шаги просветительское и конституционное движение. Пусть и медленно, но неуклонно росло число турок-купцов, владельцев мелких мастерских. Этот слой национальной (турецкой по происхождению) буржуазии был недоволен итогами танзимата.

Зачатки светского образования позволили некоторым представителям турецкой молодёжи познакомиться с жизнью буржуазной Европы. Появилась немногочисленная интеллигенция, феодально-чиновничья по происхождению, но усвоившая буржуазную идеологию. Из её среды вышли известные публицисты и писатели Намык Кемаль, Ибрагим Шинаси и др., ставшие зачинателями просветительского и культурно-конституционного движения. Они создали «Османское общество просвещения», «Книжное общество», другие объединения. Эти группы развернули просветительскую деятельность, которая охватывала, однако, сравнительно узкий круг людей, главным образом из интеллигенции и студенчества. По своим политическим взглядам названные лидеры движения, как и другие просветители, были сторонниками превращения Турции в конституционную монархию. В 1865 г. в Стамбуле была создана тайная политическая организация «Новые османы». Наряду с Намыком Кемалем и его друзьями в ней участвовали представители купечества, некоторые крупные военные и гражданские чиновники. Главной целью организации было введение в Турции конституционного строя. Путём заговора надеялись заставить султана Абдул-Азиза даровать конституцию. Но организация была раскрыта. Многие участники арестованы, другие смогли бежать за границу, в том числе и Намык Кемаль, где продолжали свою деятельность. Несмотря на неудачу «Молодых османов» (в Европе за ними закрепилось название «младотурки»), отметим, что и в самом сердце империи формируются силы, заинтересованные в крушении существующих порядков.

Завершился первый период новой истории. Он отмечен победой промышленного капитализма на Западе. А на Востоке – всё углубляющимся кризисом феодальных отношений, освободительной борьбой угнетённых народов и агрессивной колонизаторской политикой. Всё это в полной мере относилось и к Турции. И здесь политика западных держав консервировала феодальные порядки, способствовала искусственному сохранению слабеющей Османской империи. А это, в свою очередь, способствовало осуществлению их колониальных планов.

Часть территории, ранее входящей в состав Османской империи, уже захвачена колонизаторами. Англичане захватили важные районы Южной Аравии, французы – Алжир. Совместно они фактически контролировали Египет. Лицемерно постулируемая политика сохранения «статус-кво» на деле сопровождалась растущим закабалением формально ещё независимой империи. К концу 60-х гг. ХIХ в. колонизаторы располагали ключевыми экономическими и политическими позициями в Турции. Она была опутана режимом капитуляций и неравноправных договоров. В период Восточной (Крымской) войны началось её финансовое закабаление. В 1854 г. Турции был предоставлен первый заем в 75 млн. франков, а в1876 г. её задолженность европейским банкирам составляла почти 2,5 млрд. франков. Османский имперский банк, созданный вскоре после войны, принадлежал английскому и французскому капиталу. Иностранному капиталу был предоставлен ряд концессий на строительство железных дорог. Как видим, процесс превращения Турции в полуколонию зашёл достаточно далеко ещё в период промышленного капитализма.

* * *

В последней трети ХIХ в. всё большее влияние на внутриполитические процессы в Турции оказывали внешнеполитические факторы, особенности её взаимоотношений с европейскими странами. К началу 70-х гг. в связи с завершением процессов национального воссоединения Германии и Италии, крушениеМ режима II империи во Франции и иными событиями радикально изменилась политическая карта Европы. Возросла агрессивность Англии и Франции, которые по-прежнему преследовали и планы захвата территории Османской империи. В борьбу за Турцию и Балканы постепенно включились Германия, Австро-Венгрия, Италия. Вновь активизировался русский царизм. Россия в 1870 г. получила возможность объявить недействительными статьи Парижского трактата, ущемлявшие её права на Чёрном море.

В самой империи усиливалось и нарастало недовольство народных масс. Оживилась деятельность находившихся в эмиграции «новых османов». В газетах и листовках они требовали введения конституции и осуществления ряда социальных реформ. Идеи «новых османов» находили поддержку у некоторых либерально настроенных офицеров и чиновников. К ним присоединился видный деятель второго периода танзимата, уже нами упомянутый, Мидхат-паша, в одно время бывший великим визирем. Мидхат-паша и «новые османы» боролись прежде всего против султанского абсолютизма во имя предотвращения гибели Османской империи, покоящейся на угнетении турками других народов. В публикациях, в речах вопрос о судьбе этих народов они обходили молчанием. Во внешней политике Мидхат и его сторонники ориентировались на Англию.

В правящих кругах царили неуверенность и растерянность. Султан Абдул-Азис на пост великого визиря назначил крайнего реакционера Махмуда Недим - пашу. Во внешней политике он ориентировался на русский царизм, надеясь с его помощью укрепить абсолютистский режим в Турции. Он предпринял, можно сказать, провокационный манёвр, объявил амнистию «новым османам», предложил им вернуться на родину. Он полагал, что под бдительным контролем турецкой полиции они будут менее активны и менее опасны. Этого, правда, не произошло. По приказу султана Намык Кемаль и некоторые его сторонники брошены в тюрьму. Их газеты закрыты.

«Новые османы» смогли в известной мере пробудить общественность от спячки, но им не удалось серьёзно поколебать устои реакции. Очередные осложнения для стамбульских верхов опять пришли с окраин империи и со стороны великих держав.

* * *

Летом 1875 г. вспыхнуло народное восстание в Герцеговине. Затем оно перекинулось в Боснию. Поднялись болгары. Восстание нашло поддержку в Сербии и Черногории. Турецкие правители ответили кровавой резнёй. Дополнительные расходы на содержание карательных войск довели до предела финансовые затруднения правительства. Оно официально признало своё финансовое банкротство. Правительство стало провоцировать погромы против христиан. В Солониках были убиты французский и германский консулы.

Все эти события были использованы державами как повод для вмешательства в дела Османской империи. Они потребовали от Турции немедленного проведения реформ в Боснии и Герцеговине. Стамбульское правительство дало согласие, но тут резко обострилась ситуация и в турецкой столице.

Активизировались «новые османы». Они потребовали смены султана и созыва парламента. Политикой султана Абдул-Азиза были недовольны и некоторые феодально-клерикальные круги. Они считали его ответственным за внешнеполитические неудачи. Сложился своеобразный блок сторонников Мидхата с частью правительственных кругов, полагавших, что политика султана ведёт страну к катастрофе. Движение выплеснулось на улицу, вылилось в многотысячные демонстрации. В итоге в августе 1876 г. султанский престол занял Абдул-Хамид II. Великим визирем стал Мидхат и приступил к подготовке проекта конституции. Как позднее оказалось, согласие на это новый султан дал совсем не от чистого сердца.

А между тем практически все балканские владения султанов подняли оружие против Турции. Поскольку Стамбул не прекращал репрессивные акции, Россия стала готовиться к войне. В самом же Стамбуле под залпы пушечных орудий провозглашена конституция (по имени автора проекта она вошла в историю как конституция Мидхата).

Турция объявлена конституционной монархией с двухпалатным парламентом. Выборы палаты депутатов проводились на основе высокого имущественного ценза, члены сената назначались султаном пожизненно. Все подданные империи объявлены «османами» и считались равными перед законом. Государственным языком объявлен турецкий, а государственной религией – ислам. Конституция сохранила за султаном почти всю полноту власти. Его особа объявлена неприкосновенной. Он сохранил право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение, прекращать действие гражданских законов.

Не удивительно, что Абдул-Азиз II сразу же стал на путь ликвидации и этого в высшей степени умеренного конституционного документа. Мидхат смещён со своего поста. Выборы проходили в обстановке террора и злоупотреблений. Кандидатуры «новых османов» не были допущены к баллотировке. В парламенте преобладали крупные помещики, высшее духовенство, представители купеческой верхушки. Очень скоро и этот парламент был распущен. Состоялись новые выборы, второй парламент ждала та же судьба. После этого конституция была полностью и навсегда сдана в архив.

«Новые османы» потерпели окончательное поражение. Европейцам казалось, что Османская империя стоит на пороге революционного взрыва. Однако массовое революционное и освободительное движение развернулось лишь у славянских народов Балканского полуострова. Что касается собственно Турции, то там ситуация середины 70-х гг. ХIХ в. не переросла в революционный кризис.

Весной 1877 г. началась русско-турецкая война, царизм силой оружия решил реализовать свои балканские интересы. Союзницей России выступила Румыния, буквально в эти же дни провозгласившая свою независимость. К русской армии присоединились болгарские ополченцы, а на азиатском фронте - армянские.

Турецкая армия не могла остановить наступающие войска, её противник скоро оказался у стен Стамбула. Встревоженный Лондон направил свой флот в Мраморное море, чтобы остановить победное шествие русских полков. В Сан-Стефано был подписан мирный договор. Его главным условием было создание независимой Болгарии

Западные державы добились созыва международного конгресса для пересмотра условий Сан-Стефанского мира. Согласно Берлинскому трактату Северная Болгария становилась независимым княжеством, Южная получала автономию. Султан признал независимость Сербии, Черногории и Румынии. К России на Кавказе отошли Батуми, Карс, Ардаган. Россия вернула и Южную часть Бессарабии, утраченную в результате Крымской войны 50-х гг. Ещё накануне Берлинского конгресса Англия оккупировала остров Кипр. Наконец, конгресс санкционировал австрийскую оккупацию Боснии и Герцеговины. Как видим, позиции султанской Турции всё больше слабеют.

После Берлинского конгресса значительно ускорился и процесс экономического закабаления Турции и других территорий Османской империи великими державами. Практически весь турецкий экспорт состоял из сырья, она окончательно стала аграрно-сырьевым придатком развитых стран. В то же время она превращалась в одну из сфер приложения капиталов западных держав. Завершилось финансовое закабаление Османской империи. Берлинский конгресс обязывал Турцию выплатить значительную контрибуцию. Султанское правительство вновь объявило о банкротстве.

Пришлось дать согласно на установление фактического иностранного контроля над финансами страны. Кредиторы создали Управление оттоманского государственного долга. В его ведение вошли доходы от ввоза, вывоза, внутренней торговли многих важнейших товаров. Число служащих в Управлении достигло 5 тыс. человек. Совет состоял из представителей Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии и Италии. А председательствовали поочередно англичанин и француз. Турецкий правительственный комиссар имел лишь право совещательного голоса.

Пользуясь финансовой зависимостью Турции, иностранные державы получили выгодные концессии на строительство железных дорог. Самую крупную концессию на строительство Багдадской дороги получил германский капитал. Иностранные фирмы получили концессии на разработку и эксплуатации природных источников сырья. В итоге к концу ХIХ в. в общих чертах завершился процесс экономического закабаления Турции иностранными колонизаторами.

Эти обстоятельства сказались и на политической жизни страны. Султан Абдул-Хамид II установил режим средневековой деспотии. Всё было под надзором, всё контролировалось, запрещалось. Из турецкого словаря были изъяты слова «свобода, революция, прогресс» и др. Султан запретил постановку шексперского Гамлета из-за сцены убийства короля.

Социальной опорой этого деспотического режима были крупные феодалы турецкого и нетурецкого происхождения, высшее духовенство и некоторые круги компрадорской буржуазии. Широчайший размах получила панисламистская пропаганда.

Превращение Турции в полуколонию осуществлялось в условиях острого соперничества великих держав. К концу ХIХ в. преобладающее положение в экономике Турции занимал англо-французский капитал. В то же время стали заметно усиливаться позиции Германии.

Хозяйничание иноземцев и полуфеодальные порядки сковывали развитие турецкого национального капитализма. И это тяготило турецкую буржуазию. Связанные с нею круги интеллигенции начинают борьбу против султанского абсолютизма. Началом организационного оформления буржуазно-революционного движения стало создание тайного политического комитета «Единение и прогресс». Создали его в 1889 г. курсанты военно-медицинского училища. Вскоре сформировался и заграничный центр с таким же названием. Участников этих организаций, как и других тайных кружков, стали называть младотурками. Под этим общим названием они и вошли в историю.

* * *

В начале ХХ в. значительное число стран мира переживало полосу революционности. (И не только в колониальном или полуколониальном мире). Не стала исключением и Турция. Вызревавшие в Османской империи предпосылки буржуазной революции имели свои особенности. Турки составляли всего около трети населения империи. Турецкая буржуазная нация складывалась медленно. По-прежнему слабыми оставались связи между частями не только империи, но и собственно Турции. В начале ХХ в. ещё не завершился процесс создания единого турецкого, особенно литературного языка.

Появившись в ХIХ в. торговая (главным образом, компрадорская) буржуазия была, как мы уже отмечали, по преимуществу нетурецкого происхождения. Турецкая по национальности буржуазия начинает формироваться лишь в конце века. Рабочий класс численно невелик, а рабочих турецкой национальности вообще мало. Не было партий или движений, которые определили бы социальные задачи своей борьбы. Та же организация «Единение и прогресс» ограничивалась борьбой против деспотического режима Абдул-ХамидаII с целью установления конституционно-монархического строя. И всё.

Важнейшей проблемой политической истории Османский империи оставался национальный вопрос. Разрешение его было непременным условием прогрессивного развития всех народов, пребывавших под жестокой султанской рукой, в том числе и самого турецкого народа. А между тем турецкая национальная буржуазия в отношении других народов была настроена шовинистически. Она оказалась неспособной установить действенное единство с национально-освободительным движением арабов, армян, македонцев и других этносов. Зачастую она открыто выступала против их требований.

Определенное влияние на общественность Турции оказала первая российская революция. По всей империи имели место различные формы социальных и политических протестов, в том числе в армии и на флоте. Возросла активность младотурок, которые приобрели значительное влияние среди офицерства. Центр деятельности младотурок переместился из-за границы на родину. Они взяли курс на подготовку вооруженного восстания. Особенно энергично действовали младотурки в Македонии, где войска и жандармы оказались совершенно бессильными в борьбе с партизанскими отрядами македонских патриотов.

Именно здесь в Македонии и началось восстание младотурок. На сторону революции перешли полки 3-го армейского корпуса. Их поддерж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: