Век Просвещения. Российская империя в уш В

Теоретическое изучение

В процессе самостоятельной работы по изучению данной темы руководствуйтесь следующим планом:

5.1 ХУШ век в европейской и мировой истории. Экономические и социально - политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.

5.2 Складывание абсолютизма. Начало модернизации и европеизации России

5.3 Значение реформ Петра 1 для исторического развития Российского государства. Точки зрения.

5.4 “Просвещенный абсолютизм” в России: его характерные черты, особенности и противоречия..

 

Прочитайте разделы 6 и 7 учебного пособия. В качестве вспомогательного материала используйте статью историка Е. В. Анисимова “ Петр I: рождение империи’’ (“Вопросы истории”.1987. №7), главу “Русская империя в XVIII веке’’ из “ Русской истории’’ Г. Вернадского.(М. 1997). «Война за независимость в английских колониях Северной Америки» учебника «Всемирная история» (М. ЮНИТИ.1997), статью историка А.Б. Каменского “Екатерина Вторая ” (Вопросы истории,1989, №3)

Обратите внимание на соответствующие документальные материалы.

Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения. Прочитайте документы № 1-6 в конце раздела.

«Имей мужество пользоваться своим умом!»-так немецкий философ Кант (1724—1804) определил суть своей эпохи. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

Важно понять, что Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни.Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно, это интернациональное движение, хотя и не привязанное к определённой хронологии. Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время.

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. Одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло наивысшего расцвета во Франции, дав целую плеяду блестящих мыслителей, среди которых были Ф. Вольтер (1694- 1778), Д. Дидро(1713-1784), Ш. Монтескье(1689-1755), Ж.-Ж. Руссо(1712-1778).

Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты. Нередко они становились достоянием масс, и особенно ярко это проявилось в годы английской, американской и французской революций. В частности, английская революция середины 17 века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии, в первую очередь, идеи «естественного права».Уясните для себя сущность этих идей.

1.Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей, распоряжении своим имуществом.

2.Переход от естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора, когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями.

3.Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того, чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей.

4.Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в обществе, не может быть сделано исключение.

Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели ввиду прежде всего личное преуспевание. Локк подчёркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству».

Эпоха Просвещения пронизана рационализмом. В западноевропейской мысли он проявился ещё в Средние века. Однако тогда рациональное отношение к миру сосуществовало с религиозным. В восемнадцатом веке возник атеизм, отрицающий веру в Бога. Благодаря достижениям естественных наук формировалось представление,что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, общество, человек подчиняются логичным, доступным разуму законам.

В годы английской революции оформилась мысль о том, что государственная власть - результат общественного договора, заключённого между народом и избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое обоснование необходимости заключения общественного договора. В частности, Ж.-Ж. Руссо в своём знаменитом трактате «Об общественном договоре» противопоставил современное общество естественному первобытному состоянию,при котором люди были равны.Гармония была нарушена, когда появилась частная собственность. Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов для всех без исключения должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе.

Однако условия общественного договора, по мнению Руссо, оказались быстро забытыми, и подданные уравнялись в одном – в своём бесправии перед деспотизмом. Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества: с одной стороны, богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей. Отсюда, теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени, а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением.

Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка: он установлен не Богом, а людьми и лишь на определённом этапе их исторической жизни. Следовательно, государственный строй можно и должно изменять, совершенствовать. Как и в «золотом веке», будущее общество должно основываться на принципе равенства. Каждый член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде.

Развитие этих идей мы видим в главном труде Ш. Монтескье «О духе законов». Отдавая предпочтение республиканской форме правления, он не видел возможности в современных государствах для её становления. Поэтому отдает предпочтение конституционной монархии, в которой законодательная власть принадлежит выборным народным представителям, а суд независим от администрации. Обратите внимание ещё на одну особенность идеологии французских просветителей. Мечтая о новом обществе, допуская возможность насилия для его становления,они вовсе не считали, что революция—лучший способ решения вопроса.

Насилию они противопоставляли духовное просвещение народа и правителей. С этой целью была создана «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел», многотомный труд, который выходил много лет (1751-1776) под редакцией Дидро и Ж.Д’Аламбера. Она давала новую систему представлений о мире, демократических правах и свободах граждан.

Однако жизнь показала—теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании. Английская, американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения, прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора. В России эти же теории вызвали мощную волну антикрепостнических настроений среди интеллектуальной элиты и в XVIII, и в XIX вв. (Н. Новиков, Д. Фонвизин, А. Радищев, декабристы).

Подумайте, почему идеи просветителей оказали огромное влияние на буржуазные революции в Европе и Америке. Может быть, потому, что не призывая прямо к ниспровержению государственного строя, просветители внедряли в сознание человека мысль о том, что его воли и знаний достаточно для переустройства общества? Согласны ли Вы с этим?

Следует понимать итоги и значение таких выдающихся событий Всемирной истории как Первая буржуазная американская революция (война за независимость)1775-1783 гг. и Великая Французская революция 1789-1794 гг. Они явились продолжением эпохи Просвещения, попыткой претворить её идеалы в жизнь. В качестве пособия прочитайте соответствующие разделы учебника «Всемирная история» под редакцией академика Г.Б. Поляка, профессора А.Н. Марковой (М., изд. «ЮНИТИ»,1997), а также документы: Декларацию Независимости Соединенных штатов Америки 4 июля 1776г.; Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.

Обратите внимание, что первые поселения британских колонистов возникли в Северной Америке лишь в начале 17 в. Однако уже в первой половине этого столетия начали появляться города - будущие центры промышленности и торговли, а также первые мануфактуры. 9/10 всего населения были заняты в сельском хозяйстве. Активно развивалось фермерство.Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли, становились независимыми собственниками земли. Американская революция устранила слабые ростки феодализма в колониях,открыла путь для быстрого наращивания потенциала модернизации. Подумайте, в чём разница между Россией 18 века и будущими США? В североамериканских колониях феодальные отношения не имели глубоких корней. Кроме того, колонисты принесли с собой не только демократические традиции, которые веками вырабатывала английская парламентская система, но и передовые методы хозяйственной деятельности.

4 июля 1776г. американский конгресс принял Декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозгласили себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Автором Декларации был самый молодой конгрессмен 33-летний Томас Джефферсон, ученик и последователь французских просветителей. Прочитайте этот документ. Обратите внимание на те положения, где обосновываются права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».

Провозглашение прав людей на свободу было беспрецедентным для того времени, когда почти во всем мире господствовал феодальный строй с его сословным неравенством, политическим бесправием и средневековой косностью.

В 1787 г. была принята федеральная Конституция США, в которой впервые было сформулировано «Народ Соединенных штатов».

Конституция признавала: 1. Независимость 13 штатов. Одновременно признавалась сильная федеральная власть. 2. Конгресс становился законодательным органом. Исполнительная власть осуществлялась президентом. 3. Верховный суд состоял из несменяемых, пожизненно избираемых судей.

В ноябре 1791г. начал действовать принятый Конгрессом знаменитый билль о правах, содержащий 10 поправок к Конституции, провозгласивший свободу слова, собраний, печати, неприкосновенность личности.

Таким образом, возникло государство с разделением властей в частном и в союзном устройстве штатов, гарантирующее политическое равенство граждан, верховенство личной свободы, веротерпимость, ответственность власти перед обществом.

Результат Великой Французской революции был иным. В ходе ее революционные силы радикализируются и усиливаются настолько, что монархия сначала преобразуется в конституционную монархию, затем был казнен король Людовик ХУI и провозглашена республика, сменившаяся в свою очередь якобинской диктатурой. Цель последней - насильственными методами утвердить принципы свободы, равенства, братства. Путь к счастью через революционное насилие привел к террору, личной диктатуре, самоизоляции страны и наконец, к антиякобинскому перевороту. В конечном итоге - к утрате иллюзий века Просвещения. Его главная тема - мир познаваем и может быть управляем разумом - оказалась величайшим достижением и величайшим заблуждением эпохи. В 1804 г. Франция была провозглашена империей, и вскоре Наполеон упразднил последние остатки республиканского строя.

И, тем не менее, традиционное общество рухнуло - исчезли и абсолютизм, и неравенство сословий, и засилие католицизма. Империя усвоила достижения революции. Аристократия утратила власть. ’’Гражданский кодекс’’ Наполеона 1804 года закрепил принцип частной собственности и свободы частного предпринимательства. Наполеон на ’’штыках’’ принес Европе этот кодекс, изменив ее совершенно. Выбор варианта перехода к новому индустриальному обществу в ХIХ столетии зависел от успешного или неудовлетворительного усвоения уроков Великой Французской революции.

В процессе самостоятельной работы по этой теме Вы должны уяснить ее общеевропейское и всемирно-историческое значение. Она не только уничтожила феодально-абсолютистский порядок во Франции, но и потрясла его основы в других странах, ускорив развитие капитализма. Обратите внимание на следующие итоги Великой Французской революции:

 

1. Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Прочитайте в этой связи в Хрестоматии Декларацию прав человека и гражданина, принятую Национальным собранием Франции 26 августа 1789 г. Обратите внимание и дайте свое толкование следующих положений Декларации:

- Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

- Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.

- Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.

- Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании.

- Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом.

- Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

- Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.

- Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Подумайте, какие из названных положений относятся к числу политических, экономических, гражданских свобод. Приведите факты, доказывающие, что принятие такого документа способствовало расширению гражданских прав во многих европейских странах.

2. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791г.г.), Законодательное собрание (1791-1792г.г.), Конвент (1792-1794г.г.). Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

3. Революция породила новое государственное устройство - парламентскую республику.

4. Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство.

Идеи рационализма и Просвещения в определенной мере воздействовали на умонастроения правящей элиты России.

Новый период в русской истории открыло правление Петра Великого. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Но успехи этого периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами.

Подумайте, какие экономические и социально - политические условия определили необходимость Петровских преобразований (корпоративная общественная система; малоподвижное деспотическое государство; слабая экономика - в стране действовало немного больше 3 десятков мануфактур; отсутствие по существу армии; вялый, преимущественно сезонный характер торговли; отсутствие светского образования, медицины; утрата стратегически важных территорий и др.).

Каким образом Петр преодолел экономическую отсталость страны? Из прошлого материала Вы знаете, что Россия была земледельческой страной, бедной капиталами с ограниченными внутренними возможностями их концентрации, с малыми людскими ресурсами и с высокой долей непроизводительных расходов. Петровская промышленная система вывела её на тот уровень, который западноевропейские морские державы достигали в ходе,,революции цен’’, открывшей дорогу частной инициативе и первоначальному накоплению капитала.

Многие историки полагают, что создание системы государственного попечительства промышленности - великое дело Петра и его главная заслуга (см. статью Н. И. Цимбаева,,До горизонта - земля!’’). Суть системы - жесткий протекционизм, правительственная опека над отдельными отраслями промышленности и отдельными регионами, ускоренное развитие мануфактур, где технические новшества сочетались с принудительным трудом, государственная монополия и гарантии, предоставляемые частным лицам.

Действительно, созданные органы управления торговлей и промышленностью - Берг -, Мануфактур -, Коммерц - коллегии и Главный Магистрат являлись институтами - государственного регулирования экономики, бюрократическими органами торгово- промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма. Отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Это прежде всего - необыкновенная жесткость регламентаций, разветвленная система ограничений, опека и надзор за торгово-промышленной деятельностью подданных. До 1717 года государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин, налогов, т.е. через открытые формы принуждения. Когда чрезвычайная военная ситуация миновала, была создана административно - контрольная бюрократическая система, которая с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок, стремилась направить экономическую жизнь страны в нужном государству направлении.

Благодаря петровской системе, тяготы которой всецело легли на податные сословия, Россия к екатерининскому времени достигла высокого, по европейским меркам, уровня промышленного развития, в рамках традиционного общества её отсталость была преодолена.

Целям модернизации страны служила социальная и сословная политика. Обратите внимание на следующие факты:

- введение новой системы учета населения и налогообложения, нового принципа обложения - подушной подати. В этих целях - перепись населения. В результате произошло закрепление существующих социальных структур, усиление власти помещиков над крестьянами, распространение налогового бремени на новые группы населения;

- попытка экономической и политической стабилизации правящего класса.В соответствии с Указом о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г. все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии - одному из членов семьи. Дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Различий между ними не стало - поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Следовательно этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс;

- особенности использования рабочей силы - разрешение Указом 18 января 1721 г. частным мануфактурам покупать крестьян для использования их на заводских работах. Тем самым промышленные предприятия, где зарождался капиталистический уклад, превращались в крепостническую вотчинную мануфактуру.

Крепостничество деформировало и процесс образования буржуазии. Мануфактуристы - владельцы крепостных - не ощущали своего социального своеобразия. Они стремились повысить свой социальный статус путем получения дворянства.

Таким образом, активное государственное промышленное строительство создавало экономическую базу развивающейся нации. Одновременно сдерживало тенденции капиталистического развития. Естественен вопрос, на который Вы должны ответить - была ли альтернатива избранному пути?

Если принять завоевание Россией берегов Балтийского моря как обязательное условие для полноценного развития государства и признать, что мирная уступка Швецией выхода к Балтике была исключена, то создание промышленности в предельно сжатые сроки было, действительно, необходимостью. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

Несмотря на то, что общество находилось под контролем государства и лишалось возможности проявлять инициативу, самостоятельность, результаты реформ, проведенных Петром I, были очень значительны.

Уже при Петре I: 1) промышленность выросла в 7-10 раз (было 20-30 мануфактур, стало более 200); по металлу страна вскоре оказалась на первом месте в мире; 2) созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот; 3) «пробито окно в Европу’’, завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сотни специалистов; 4) построена новая столица - Санкт-Петербург; заложены новые города, прорыты каналы.

Особо следует сказать об образовании и культуре. Почти через 600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование. Появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы, школы начального обучения. Это был колоссальный прорыв. Была образована Академия наук.

Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных: ’’Арифметика’’, “ Букварь ’’, ’’ Грамматика Славянская’’ и даже славяно-греко-латинский ’’ Лексикон ’’ (Cловарь). Печатались книги по военным, морским делам, по юриспруденции и истории, художественные произведения. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская культура, свободная от церковной регламентации. Светская живопись, театр, библиотеки - все это входит в жизнь российского общества. Выдавалось разрешение на выезд за границу для получения образования.

Познакомьтесь с содержанием Указа Петра I об образовании Российской Академии наук (см. документальные материалы).

К концу первой четверти XVIII века сложилась государственная система органов власти и управления.

Документы петровской эпохи помогут Вам получить зримое представление о системе государственного управления, становлении абсолютной монархии. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности, наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной армии, ликвидация всех сословно - представительных органов и учреждений.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат. Члены Сената назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имеющую силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции ’’ока государева’’. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интереc».

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Коммерц-, Мануфактур- и Берг- коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер - коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722) - закон о порядке государственной службы. Принятие его означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам, табель о рангах способствовала консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.

В этой связи подумайте и определите свое отношение к следующему вопросу. Важнейшим элементом политической культуры петровского времени с её традициями патриотизма было служение Отечеству, России. Но основной, определяющей оказалась традиция отождествления власти и личности самодержца с государством. Для политической истории России в дальнейшем это, как известно, имело самые серьезные последствия, ибо любое выступление против носителя власти трактовалось как выступление против персонифицируемых в его личности государственности, России, народа. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

При изучении темы обратите внимание на основные направления внешней политики России в этот период.

Западное - основное направление внешней политики России в 1699-1721 гг. Главные задачи: 1) борьба за выход к Балтийскому морю; прорыв экономической изоляции, от которого зависел успех реформ в России, преодоление ее экономической отсталости; 2) приобретение хозяйственно- освоенных земель в Прибалтике; 3) обеспечение безопасности западных и северо-западных границ России.

Южное - основное направление внешней политики России в начале и в конце царствования Петра I (90-е гг. XVII в. - до 1699 г., 1722-1724 гг.). Главные задачи:

1) борьба за выход к Черному морю;

2) обеспечение безопасности южных границ России; 3)приобретение новых территорий и новых подданных.

Подумайте, какими обстоятельствами определялась активная внешняя политика Петра I?

К концу XVII в. Обширное Русское государство, территория которого простиралась от Каспийского моря на Юге до Полярного океана на Севере и от Польши на Западе до Тихого океана, Камчатки и Китая на Востоке, занимало в международных отношениях место, не соответствовавшее его действительным силам и возможностям.

Вплоть до начала XVIII в. сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы - Польшей, Швецией и вассалом Османской империи - Крымским ханством. Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами Западной Европы были эпизодическими. Правительства западноевропейских стран в свою очередь принимали в расчет силы и возможности России только в тех случаях, когда дело касалось пограничных с Россией государств. Полностью отрезанная от Балтийского моря, Россия задыхалась в тисках блокады, фактически осуществлявшейся ее западными соседями. Она была лишена естественных непосредственных связей с передовыми в те времена государствами Западной Европы, что тормозило ее развитие и сохраняло отставание от стран Запада в технике и культуре. Даже ее внешняя торговля в то время шла либо через соседние страны, оказываясь под контролем Швеции и Польши, либо велась по Белому морю и Ледовитому океану, вокруг Северной Европы, путем трудным, далеким, опасным для тогдашних небольших парусных кораблей. Едва ли нужно упоминать, что и те немногочисленные суда, которые приходили в северные порты России, были судами иностранными, так как собственного торгового флота у России не было.

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имела очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Обоснуйте этот вывод.

Познакомьтесь с письмом Петра I царевичу Алексею о победе над Полтавой, выдержками из Ништатдского мирного договора 1721 г.(см. документальные материалы)

На первом этапе, ставшем ввиду поражения под Нарвой оборонительным, военной инициативой владела Швеция, чьи полки заняли Польшу, Саксонию, вторглись в Россию. Поэтому Петр решал проблему сохранения и преобразования армии, накопления военного потенциала страны. Воспользовавшись отсутствием крупных шведских сил в Восточной Прибалтике, сумел занять Ингрию и основать Петербург и Кронштадт.

Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстляндию, а затем, вступив в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течение неполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений. Но в ходе раздела шведских владений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.

Во-первых, Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам, ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после Смуты начала XVII в., - Ингрией и Карелией. Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710 г. были включены в состав России. Резко усилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний. Во-вторых, начиная с 1712 г. Петр стал вмешиваться в германские дела.

Ништадтский мир 1721 г. юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием Ништадтского мира и принятием Петром императорского титула. Возросшую военную мощь царское правительство использовало для усиления влияния на Балтике.

Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономическое интересы. Меркантилистические концепции, которые он разделял, требовали активизации торгового баланса; можно говорить о доминанте торговых задач в общей системе внешней политики России после Ништадтского мира. Своеобразное сочетание военно-политических и торговых интересов Российской империи вызвало русско-персидскую войну 1722-1723 гг., дополненную попытками проникнуть в Среднюю Азию. Знание конъюнктуры международной торговли побуждало Петра захватить транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнюдь не как временная мера. Присоединив к России значительные территории Персии (1723 г.), построив там крепости, Петр вынашивал проекты депортации мусульман и заселения прикаспийских провинций православными. Создание плацдарма на Каспии свидетельствовало о подготовке похода на Индию; своеобразный «индийский синдром», владевший многими завоевателями (ибо нет подлинной империи без богатств Индии), не миновал Петра. С той же целью была предпринята авантюристическая попытка присоединить к империи Мадагаскар, для чего в 1723 г. секретно готовилась экспедиция адмирала Д. Вильстера.

В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опирающейся на крепостническую экономику, сильную армию (численность которой продолжала возрастать после войны). То, что державный корабль Петра плыл в Индию, естественно вытекало из внутреннего развития империи. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII-XIX вв., начали формироваться имперские стереотипы, что может стать содержанием Вашей контрольной работы.

Каждая эпоха по-новому оценивает петровские преобразования, исходя из своих собственных проблем и представлений.

Еще в 19 веке выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал о трагическом расколе российского общества после реформ Петра I.

Сравните высказывания трех крупнейших русских мыслителей о значении Петра I для России. Объясните их смысл. Какое представляется более справедливым и почему?

-,,Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною - Петр.’’ (Н. М. Карамзин)

-,, Воссоединение с Западом значило для России найти свое место в Европе и тем самым найти себя... Утверждаясь в Европе, Россия утверждалась и в себе’’. (Н. Вейдле)

По мысли Г. Вернадского, главный кризис зрел в национальной психологии. «Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшим классами общества прежде, чем они достигли народных масс’’.

В исторической перспективе петровская ’’ индустриализация ’’, отнявшая и искалечившая жизни сотен тысяч безымянных тружеников, во многом напоминает сталинскую: те же варварские методы, тот же временный успех, позволивший резко усилить военный потенциал страны, - и та же бесперспективность принудительного низкооплачиваемого труда, ведущая к нравственной и физической деградации рабочих и в конечном счете к неизбежному отставанию экономики страны от уровня развитых европейских стран. Однако едва ли Петр мог предложить стране иные пути решения вопроса.

Определите свое отношение к этому вопросу. Как результат Вашей самостоятельной работы Вы должны:

а) знать предпосылки и значение Петровской революции;

основные реформы;

б) понимать значение образования Российской империи.

Рассматривая вопрос «Просвещенный абсолютизм» в России, его характерные черты, особенности и противоречия, следует иметь ввиду, что во второй половине ХУIII в. в правящих кругах европейских государств складывалось понимание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это европейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений, феодального порядка. Монархическую концепцию просвещенного абсолютизма проводили в жизнь прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), австрийский император Иосиф II (1789-1790), освободивший крестьян от крепостной зависимости.

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относится время правления императрицы Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства.

Она решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции - ’’Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения’’. При его составлении она, по собственному признанию, ’’обобрала’’ Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление ’’мудреца на троне’’. ’’Наказ’’ - компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них - книги Монтескье ’’О духе законов’’ и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738-1794) ’’О преступлениях и наказаниях’’. Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл.

’’Наказ’’ состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взляд на целесообразность наказаний. Наказ утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ. Обратите внимание на оценку ’’Наказа’’ Екатерины II В.О.Ключевского: ’’Свободная от политических убеждений, она заменила их тактическими приемами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении... Самодержавная власть... становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма. В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла сойти за правовую гарантию’’ (Курс русской истории. ч.У, с.7).

Познакомьтесь с отрывками и из ’’Жалованной грамоты дворянству’’ (1785г.), ’’Грамоты на права и выгоды городам Российской империи’’ (1786г.). Первой устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное.

Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной госслужбы.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Сословное самоуправление дворянства согласно ’’Жалованной грамоте’’ позволяло создавать общество или собрание наделенное правами юридического лица.

Таким образом, Российское дворянство получало гражданские права, давно закрепленные в западном обществе для собственников.

’’Жалованная грамота городам’’ закрепляла единый статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это согласовывалось с идеей создания ’’среднего рода людей’’. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми административной системой управления и видами занятий населения. Согласно Грамоте создавались органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти).

Обратите внимание на две тенденции в социально-экономическом развитии России в екатерининскую эпоху.

С одной стороны, отказ от монополии в промышленности и торговле, поощрение промыслов, частного предпринимательства. С другой стороны, усиление крепостничества, породившее массовые выступления крестьян, в том числе, и вооруженные (Восстание Пугачева. Тысячи ходоков в поисках правды. Массовое бегство от помещиков). Попробуйте ответить на вопрос, как могли ужиться в политике единой правящей элиты столь принципиально различные направления - субъективно осознанный экономический либерализм и столь же осознанное феодально-крепостническое начало?

Очевидно, здесь следует выделить кардинальную особенность истории российского государства - ее природно-климатические условия, которые создавали из века в век крайне неблагоприятную обстановку для развития основы основ ее существования - сельского хозяйства. Поэтому историческая необходимость уже в средневековье привела в России к формированию особого, необычного для Западной Европы типа государственности с жесткими рычагами государственного механизма, т.к. основной функцией государства были концентрация и перераспределение относительного минимума прибавочного продукта в интересах развития и самого государства, и его господствующего класса. Следовательно, далеко не случайной в России была традиция централизованной, самодержавной, по сути деспотичной власти. Не случаен был и необычно суровый режим крепостного права. Долгие века поступательное развитие общества и государства осуществлялось главным образом путем использования сверхнапряженного труда крестьянства. Его же экономическое положение было на грани потери собственного воспроизводства.

Авторы учебника ’’История России’’ под редакцией член-корр. РАН А.Н. Сахарова (М.АСТ.1997) утверждают, что усиление режима крепостничества произошло отнюдь не в силу кровожадности помещиков-крепостников или безропотной пассивности крестьянства, а благодаря, прежде всего, объективным причинам, главной из которой стало бедственное положение громадной массы крестьянских хозяйств. Природные условия при тогдашнем уровне земледелия делали труд крестьян в основном убыточным. Поэтому все правительства ХУIII века, создавая условия для торгово-промышленной деятельности крестьянства, одновременно тормозили слишком стремительное переключение огромной массы жителей Нечерноземья на истинно городские ’’занятия’’, так как это могло привести к падению общественно необходимого земледелия, а, следовательно, и краху государства. Поэтому крепостное право во второй половине ХУIII в. еще нельзя было отменить. ’’Просвещенный абсолютизм’’ Екатерины II служил задачам модернизации законодательной основы государства, саморегуляции общества, критики крепостного права с морально-нравственных позиций.

Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свою позицию.

Дайте характеристику внешней политики Екатерины II. Ей удалось значительно укрепить международное положение страны, усилить ее влияние на европейскую политику, продвинуть границы на запад и юг. Каково было окружение России в начале ее царствования? Швеция начиналась недалеко от Петербурга, Польша стояла на Днепре, в Причерноморье господствовала Турция. Иной стала картина в конце ХУIII в.: Польша исчезла как государство, Крым и Причерноморье стали российской территорией. Екатерина II окончательно утвердилась в национальном самосознании русских, когда включила в состав государства Западную Украину (за исключением Галиции), Белоруссию и большую часть Литвы (в ходе разделов Польши). Несколько столетий, со времени Ивана III Россия стремилась осуществить заявленные права на ’’киевское наследство’’ - древнерусские территории. При Екатерине II это было реализовано, при ней же Россия утвердилась на берегах Черного моря. Усиление России на мировой арене было столь заметным, что Фридрих II Великий назвал ее ’’страшным могуществом’’, от которого, по его мнению, через полвека будет трепетать вся Европа. Плеяда блестящих русских полководцев: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.В. Чичагов, Д.Н. Сенявин - составили славу российской державы.

Прочитайте в конце раздела документальные материалы. Согласны ли Вы с точкой зрения В.О. Ключевского на правление Екатерины II? Обоснуйте свою позицию.

В итоге изучения данной темы Вы должны приобрести следующие знания и умения:

а) понимать основные идеи европейского просветительства;

б) иметь представления о том, что Великая Французская революция, являвшаяся кульминационным событием века Просвещения, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества;

в) понимать социально-экономические и политические предпосылки преобразования традиционного общества и складывания абсолютизма в России;

г) иметь представление о различных точках зрения на вопрос о значении реформ Петра 1 для исторического развития России;

в) понимать суть «просвещенного абсолютизма» в России.

 

 

 

 

Контрольные работы

1.Российская имперская модель государственности: от Петра Iк Екатерине II.

При подготовке контрольной работы используйте соответствующие параграфы учебного пособия «История России», статьи Е.В. Анисимова " Пётр I: Рождение империи " (“Вопросы истории”.1989. №7) А.Б. Каменского " Екатерина II" (“ Вопросы истории ”.1989.№3), Н.И. Цимбаева " До горизонта - земля" (Вопросы философии. 1997, N1)

Вспомните учебный материал о становлении Московского централизованного государства, изученный ранее. Великие князья московские рано усвоили навыки самовластного правления. Как уже говорилось выше, иностранные путешественники описывали их власть как тираническую, а положение подданных как бесправное. В конце XV века в московскую жизнь входит теория божественного происхождения княжеской власти. При Иване III закладывались основы идейного обоснования единодержавия, а в политический и общественный обиход входит резкое противопостановление московского государя всем его подданым. Иван Грозный пошел дальше: "Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно сказать, что всё это заимствованно от греческих патриархов и императоров, и то что относилось к почитанию Бога, он перенёс на прославление себя самого» (Пассевино).

На самом деле, как полагают некоторые исследователи, (см. статью "Государство всея Руси" (“Родина”.1994.№5) действительность была иной, и ни Иван III, ни его внук не были теми самовластными владетелями, какими их представлял церемониал московского двора. В малонаселенном государстве с размытыми границами, открытыми как для внешних нашествий, так и для собственных подданных, склонных уходить от сословной эксплуатации, недородов и произвола властей, где сохранились многочисленные следы прежней автономии отдельных земель, в государстве со слабым аппаратом управления идея о сильном государе была необходима. Она служила экономическому, культурному и политическому единению, а в трудных условиях - выживанию народа.

Напомним, что единодержавие в Европе стало прологом к великодержавию (Испания, Франция, Англия, Швеция). Не стала исключением и Россия. Присоединив Новгород, Иван III покончил с северорусскими республиканскими вольностями. После Ивана III Московское государство полтора столетия терпело неудачи на западной границе. Крупнейшими из них были Ливонская война, события Смутного времени и Смоленская война 1632 - 1634 гг. Правительство Алексея Михайловича вернуло смоленские и черниговские земли, присоединило к России Левобережную Украину. Это же правительство создавало мануфактуры, приглашало иностранных специалистов, заводило полки иноземного строя. Россия готовилась к полноправному участию в большой европейской политике. Реже стали созываться Земские соборы, упало значение Боярской думы. Царь стал подлинным самодержцем.

При Федоре Алексеевиче произошло событие, предопределившее успех петровских реформ: было отменено местничество, веками определявшее иерархические принципы феодальной службы. Правительство Софьи Алексеевны заключило с Речью Посполитой "Вечный мир", который окончательно закрепил за Россией Киев и Левобережную Украину, северские и смоленские земли. Завершил вековые усилия государей-собирателей Петр I, который окончательно утвердил российское великодержавие. Его правление стало торжеством абсолютизма.

Такова предыстория вопроса. С абсолютизмом принято связывать имперский период развития России. Победоносная Северная война обеспечила России полноправное место в Европе. Отныне история Российской империи - история территориальных приобретений и неостановимого движения на запад, юг и юго-восток. В ходе этого процесса в XVIII - XIX вв. в состав государства вошли Прибалтика, литовские, украинские и белорусские земли Речи Посполитой, часть Польши, Бессарабия, Финляндия, Казахстан, Кавказ, Закавказье, и Средняя Азия. За малым исключением это были страны с давними традициями собственной государственности, с развитыми хозяйственными отношениями, где жили народы с самобытной и часто высокой культурой.

Что обусловило многовековое существование Российской империи? Каковы были особенности имперской модели Российского государства? Обдумайте и дайте свою аргументацию по этому вопросу. Познакомьтесь с точкой зрения профессора Цимбаева Н.И., изложенной в статье, рекомендованной Вам для дополнительного изучения.

Он, в частности, утверждает, что со времен взятия Казани и вплоть до второй половины XIX века - более трех столетий - твердой основой, на которой строилась российская политика постоянного территориального расширения, была социальная ассимиляция верхних слоев покоряемых и присоединяемых племен и народов. (Некоторые историки полагают, что так повелось еще со времен киевских князей, в дружине которых варяги мирно уживались с угро-финнами, а крещеные степняки - со славянами). После вхождения в состав России, местная знать (в новое время дворянство едва ли не наполовину состояло из лиц неславянского происхождения), сделавшись незаменимой частью правящей системы, без долгих колебаний отдавала свои знания, опыт и авторитет укреплению Российского государства. По существу, политика социальной ассимиляции была разновидностью классической имперской политики, основанной на римском правиле "Разделяй и властвуй". Только разделение шло не по национальному (Испанская, Британская и другие европейские империи Нового времени), не по религиозному (Османская империя), а по социальному, сословному принципу. Российская империя напоминала Римскую, и принадлежность к российскому дворянству напоминала право римского гражданства.

Приобщение к верхним слоям российского общества не требовало ни перехода в православие, ни даже принятия христианства. Российское государство провозглашало себя защитником православия, православную церковь - церковью господствующей, но в реальной действительности, особенно с конца XVII в., когда померкли, утратив политическую актуальность, идеалы Святой Руси, проводило разумную имперскую политику, не стесняющую иноверные исповедания. Преследовалось одно: отпадение от православия.

Социальная ассимиляция смягчала не только религиозные разногласия, но и культурные диспропорции, неизбежные в огромной стране. Представители привилегированного сословия получали, особенно с конца XVIII в., примерно одинаковое образование, которое сглаживало особенности первоначального, домашнего, туземного воспитания. Культурные запросы русских, поляков, украинцев, грузин, остзейских немцев - речь идет о дворянстве! - не слишком разнились. Знание русского языка рассматривалось как обязательное условие служебной карьеры и сословной идентификации. Российская дворянская культура - культура общеимперская.

Идеология правящего сословия была проста и легко усваивалась. В ее основе лежали ценности государственного патриотизма, преданность верховной власти и верность Российской империи. Имперская идеология, неразрывно связанная с идеей Великой России, с идеей великодержавия, объединяла представителей разных народов, ее освящали своим авторитетом любые конфессии. Ее расцвет приходится на XVIII в., "громкий век военных споров, свидетель славы россиян" (Пушкин А.С.).

Имперская идеология не могла быть русской, она была российской.

Утвердив Россию среди европейских держав, провозгласив создание Российской империи, Петр I объявил служение Отечеству высшим смыслом жизни каждого подданного. Он требовал преданности и повиновения, обещая взамен чувство сопричастности к делам великой империи. Так зарождалось имперское сознание, которое к началу XIX века обрело зримые черты российского национального сознания.

Эпоха Наполеоновских войн подарила Европе взлет национальных и национально-освободительных движений, выявила ясную тенденцию к созданию национальных государств. В ряде регионов речь шла о подлинном национальном возрождении. Усилиями философов, писателей и поэтов формируются национальные идеологии, способные объединить различные этнические и социальные группы. Россия не осталась в стороне от общеевропейского подъема. Объективно после Венского конгресса предстояло сделать выбор пути, следуя по которому можно было решить всю совокупность проблем, порожденных полиэтническим характером государства - обеспечить перерождение пестрой имперской общности народов в созданную и оберегаемую государством единую нацию.

Политическая сплоченность верхов общества, наличие у них выработанного имперского сознания, которое могло стать добротной основой российского национального сознания, стушеванность межэтнических и религиозных разногласий, неразвитое этническое самосознание многих народов страны, высокий авторитет императорской власти, великая победа над Наполеоном - все это немаловажные слагаемые общероссийского национального единства. Государственное созидание российской нации не подразумевало уничтожение различий между верами и народами. Традиция российской государственности - невмешательство во внутреннее устройство малых народов. Это, конечно, не исключало цивилизующего воздействия России, которое обычно шло исподволь, без принуждения.

Вторая особенность российской имперской модели государства состояла в том, что она существенно отличалась от современных ей колониальных империй, созданных Англией, Францией, Испанией, Португалией, Голландией и другими европейскими странами. Народы, добровольно или по принуждению вошедшие в ее состав, не испытывали национального унижения, так как русские в сущности, не являлись господствующим народом. Политика социальной ассимиляции проводилась за счет русского народа. На протяжении веков простой русский народ оставался материалом, пригодным для строения империи, для цементирования ее отдельных частей. Русские податные сословия несли основную тяжесть налогового бремени, от чего другие народы страдали меньше либо из-за несовершенства фискального аппарата, либо по причине финансовых послаблений, связанных с недавним присоединением к России, либо потому, что их хозяйство оставалось предельно натуральным. Русские составляли основу российской армии не в силу своей многочисленности (к середине XIX в. их было немногим более половины от всего населения), но потому, что многие другие народы по политическим или культурно-языковым причинам были избавлены от воинской повинности. На православных русских не распространялась имперская веротерпимость: свобода их религиозного выбора резко ограничивалась.

Русские - оплот российской государственности. Колонизовав бескрайние пространства, распространив ценности европейской христианской цивилизации и культуры до Памира и берегов Тихого океана, русский народ оказался на высоте своей исторической миссии, став подлинной имперской нацией. Однако, будучи носителями государственного порядка, русские одновременно были его жертвами. Строгое сословное деление, политика социальной ассимиляции, крепостной строй придавили основную массу русских, которые с начала российской государственности принадлежали к низшим, податным слоям населения. Русские не сложились в господствующую нацию. Умея повиноваться, они не научились повелевать.

Обратите внимание еще на одну особенность России.

Прирастая все новыми и новыми территориями, Империя становилась полиэтническим обществом, конгломератом множества народов. Она пополнялась самыми разными этносами - от татар и казахов до чеченов и армян, от поляков и латышей до чукчей и якутов. Это был сплав индоевропейской, урало-алтайской, монгольской, тюркской и других этнических линий. В то же время старые и новые земли представляли собой как бы общее жизненное пространство, с единой экономической и политической жизнью, единым административным делением, делопроизводством, судом, законодательством. Деление государства на части осуществлялось исключительно по административному принципу, национально-этническое расселение в расчет не принималось. Основная единица территориального деления - губерния. При Петре I их было 8, а в конце XIX в. - 50, в 1914 г. - 78. Во главе губерний - губернаторы, подчиненные царю. Все народы могли использовать общий экономический потенциал: уральский уголь и металл, кавказскую нефть. В 1754 г. при императрице Елизавете были отменены внутренние таможенные сборы (пошлины), отменена русско-украинская таможенная граница. Это означало, что складывается единый всероссийский рынок, единое экономическое пространство, которое скрепляло прочнее, чем цемент.

Включение новых территорий в унитарную государственную систему происходило с учетом особенностей населения. Без переходного периода в состав России были включены Сибирь, Литва, Белоруссия, Уфимская и Оренбургская губернии. Для остальных районов существовал определенный период адаптации к унитарному государству, в течение которого постепенно на новой территории вводились в действие законы России. Так период адаптации Прибалтики составил более шестидесяти лет. Все законы Российской империи стали действовать на этой территории с 1783 г. Еще большим по времени был период адаптации для Украины, которая вошла в состав России, оговорив себе колоссальную автономию. В течение 128 лет шел процесс постепенного включения Украины в унитарную систему российского государства. В 1764 г. было упразднено гетманство, территория Украины была разделена на две губернии - Слободскую и Новороссийскую. Затем была ликвидирована Запорожская Сечь. К началу XIX в. от особенностей Украины не осталось ничего.

Народы, населяющие Российскую империю, в том числе и русский, расселялись по территории страны смешанно, "чересполосно", что содействовало монолитности государства.

Согласны ли В ы с предлагаемой концепцией имперской модели российского государства? Аргументируйте свою позицию. Подумайте, какими обстоятельствами определен кризис империи и ее распад. Впрочем, эта часть проблемы будет предметом Вашей самостоятельной работы во втором семестре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: