Сущность и состав издержек обращения торгового предприятия

Издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых и других видов ресурсов торговых организаций по доведению товаров до конечного потребителя.

Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Затраты предприятия — это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности пред­приятия и его чистой прибыли.

При этом издержки обращения и финансовые затраты и расходы являются затратами в чистом виде, а средства предприятия, израсходованные на закупку товаров, не затрачиваются окончательно, а лишь авансируются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов, поэтому постоянно находятся в обороте.

Помимо затрат на осуществление текущей хозяйственной деятельности, предприятия производят и капитальные вложения в развитие основных фондов, функционирующих в течение длительного времени, что позволяет отнести эти затраты к долговременным. Их следует включать в состав совокупных затрат.

По экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов в действующей практике выделяют следующие группы издержек обращения:

Материальные расходы, к которым относят стоимость товаров, использованных в рекламных целях и полностью потерявших свое качество; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость запасных частей и материалов для проведения текущего ремонта основного каптала и некоторые другие аналогичные виды текущих затрат.

Расходы на оплату труда, к которым относят все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников торгового предприятия.

Отчисления на социальные мероприятия, к которым относят все виды обязательных отчислений торгового предприятия в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ (фонд государственного социального страхования; государственный пенсионный фонд; фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; фонд содействия занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования).

Амортизация основных фондов и нематериальных активов, к которым относят амортизационные отчисления от балансовой стоимости основного капитала на полное их восстановление и капитальный ремонт, а также нематериальных активов торгового предприятия.

Прочие виды издержек обращения торгового предприятия.

Традиционно в состав издержек обращения торгового предприятия включаются следующие статьи:

1. Транспортные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, поме­щений, оборудования и инвентаря.

5. Амортизация основных средств.

6. Расходы на ремонт основных средств.

7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

10. Расходы на рекламу.

11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.

12. Потери товаров и технологические отходы.

13. Расходы на тару.

14. Прочие расходы.

Торговым предприятиям предоставлено право сокращать или расширять перечень статей издержек обращения в пределах затрат, предусмотренных типовым Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ/услуг), включаемых в себе­стоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения называется структурой издержек обращения.

Расходы, включаемые в издержки обращения и производства предприятий торговли, отражаются на соответствующих статьях установленной номенклатуры в том периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения.

13.Требования к устройству и планировке торгового зала магазина. Показатели эффективности использования торговой площади

Торговым залом является специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназна­ченная для обслуживания покупателей.

Под устройством торгового зала понимается его конфигурация, размещение внутри здания и относительно других помещений магазина, количество и расположение входов, выходов, оконных проемов и т. п.

Планировка торгового зала заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования.

К устройству и планировке торгового зала предъявляется ряд требований:

− удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов;

− создание наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки;

− эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

− обеспечение свободного движения потоков покупателей;

− рациональная организация расчетных операций. Оптимальные условия для организации продажи товаров обеспечиваются в торговых залах прямоугольной формы с соотношением сторон от 1:1 до 1:3. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и представляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для их комфортного пребывания в магазине.

Эксплуатация торговых залов магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях и имеющих пропорции близкие к квадрату (1:1; 2:3), более эффективна с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Показатели эффективности использования торговой площади:

1.Отношение торговой площади к общей площади:

К = Sт / Sо ,

где Sт – торговая площадь;

Sо – общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого показателя, тем эффективнее используется площадь здания магазина. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым вариантом является соотношение 70:30, что оптимально для реализации функций розничного торгового звена – реализации товаров и обслуживания покупателей.

2.Показатель рациональной расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (Ку), показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:

Ку = Sт.об. / Sт.з. ,

где Sт.об. – площадь, занятая торговым оборудованием;

Sт.з. – общая площадь торгового зала.

Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3 - 0,32.

3.Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товара. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую демонстрационную площадь, или площадь экспозиции.

Демонстрационная площадь исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т.д.). К демонстрационной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под выкладку характеризуется коэффициентом демонстрационной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:

Кд = Sд. / Sт.з. ,

где Sд. – демонстрационная площадь;

Sт.з. – общая площадь торгового зала.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина отведена под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определена Строительными нормами и правилами и составляет 1 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: