Религиозные индивидуалы

Богоискатели бывают разные. Одни ищут доказательства существования Бога в чудесах и метафизике, другим это не надо, а то и вообще мешает. Одним хочется иметь духовного наставника, который вывел их на верный путь к Богу, другие хотят найти такой путь сами. Одним нужны конкретные образы и выражения Бога, другим достаточно какого-то отвлеченного представления. Для одних Бог - субъект, другие не хотят его никак себе представлять, и тем более - как-то называть. Одни ищут в религии утешение и надежду на помощь свыше, другие - жизнепонимание, примиряющие со своей судьбой, какой бы она ни была. Современное богоискательство идет в разных направлениях, и это общеевропейское явление. Однако, уже при поверхностном знакомстве, можно заметить одно важное отличие духовного поиска на Западе и в России: это отношение к христианству. Российский богоискатель внутренне привязан к нему значительно больше, чем западный. Однако при этом, у него те же камни преткновения в его отношениях с православием, что и у француза с католической церковью или у немца с лютеранской, а именно: догмы, иерархия, верования в сверхъестественное, беспрекословное подчинение религиозным авторитетам. Во многих мировых религиях есть нехрамовые формы вероисповедания, соединимые с внутренним миром людей, равнодушных к метафизике и при этом склонных к индивидуальной деятельности. В том же буддизме, например, есть направления с объемной церемониально-обрядовой составляющей, и есть Випассана традиция, где духовное просветление достигается только через медитативное самосозерцание. Индивидуальный духовный путь в церковном христианстве не узаконен, но его отсутствие не смогло воспрепятствовать внутреннему стремлению к религиозной самостоятельности у личностей, привыкших жить своим умом и поступать по-своему. Это тип людей, существующих в каждом народе и в каждой эпохе. В современном мире их становится все больше и больше. При этом независимо думающие и самостоятельно действующие люди все больше и больше ценятся в обществе. Сейчас нет такой профессии, где бы творческие качества и способность работать самостоятельно не превозносились бы над исполнительностью. Появилось и название таким работникам: "индивидуалы". Оно уже вошло в словари. Вот как определяет индивидуала "Словарь Ушакова": "Лицо, выполняющее индивидуально, единолично какую-нибудь работу, в противоположность лицам, работающим группой, коллективом". Можно ли ожидать от индивидуала, живущего в свободном обществе, что он изменит себе, обратившись к религии? Ну, а если даже он начнет делать, как все, и заставит себя думать, как полагается, надолго ли этого хватит? "Исповедь" Льва Толстого, индивидуала по всем показателям, дает подробный ответ на этот вопрос. А его "Соединение и перевод четырех Евангелий" - это ответ на вопрос, как можно приобщиться к христианству, будучи по своей натуре "индивидуалом". Вот две мысли, к которым пришел Толстой в поисках выхода из своего "неверия": - думая, что ты не веришь в Бога, ты можешь на самом деле не верить в тот образ Бога, в который тебя обязывают верить; - суть всякой религии определяет ее первоисточник, а не его толкования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: