III. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского

Особое место в становлении научной педагогики в России принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому (1824-1870), уроженцу Тулы. Методологической основой его учения явился антропологический подход, сущность которого изложена в двухтомном сочинении «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» (1868-69). Данный подход позволил Ушинскому всесторонне обосновать предмет педагогики как науки.

В связи с этим следует обратиться к материалам учебных пособий (особенно Д.И. Латышиной «История педагогики», с. 407-410), а также тексту «Предисловия к I тому "Педагогической антропологии"».

Обратите внимание на

• понимание автором сущности антропологии как совокупности наук о человеке;

• трактовку им понятия педагогики в «обширном» (широком) и «тесном» (узком) смыслах слова;

• особое значение физиологии и психологии для педагогики как науки и практики воспитания;

• роль природных задатков и особенностей психики в определении педагогических закономерностей, позволяющих определить приёмы, методы, средства воспитания и образования;

• решение вопроса о значении наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека и др.

Важно сделать вывод о необходимости понимания педагогом границ предмета воспитания, т.е. человека во всех отношениях.

Особо следует остановиться на рассмотрении Ушинским проблемы педагогики как науки и искусства воспитания, соотношении педагогической теории и педагогической практики.

Для этого обратитесь к статье Ушинского «О пользе педагогической литературы». Прочитайте статью и составьте её план.

Сделайте выписки, содержащие ответы на следующие вопросы.

w В чём сущность противоречия между педагогической теорией и педагогической практикой?

w Что общего и в чём различие между искусством воспитания и медициной?

w Почему педагогика не может быть названа наукой в строгом смысле этого слова?

w В чём значение педагогической литературы?

w Каким требованиям должен отвечать учитель-воспитатель?

Возможно также при рассмотрении данных вопросов использовать материалы работы К.Д. Ушинского по педагогической антропологии.

Большое значение в осмыслении Ушинским теоретических проблем педагогики имели его идеи народности в воспитании, обучения на родном языке, создания подлинно национальных русских народных школ, ведущей роли труда в развитии личности и др.

В связи с этим следует обратиться к статьям К.Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании».

Анализируя статью «О народности в общественном воспитании», обратите внимание на следующие вопросы.

w Когда и как возникают национальные особенности общественного воспитания, чем они обусловлены?

w Что является основой («почвой») народности?

w В какой мере можно пользоваться педагогическим опытом другого народа?

w Какие качества являются национальными чертами русского народа?

Возможно, что некоторые положения статьи вызовут возражения. В этом случае подумайте, чем могут быть объяснены эти спорные мысли Ушинского.

Ценным является стремление Ушинского показать, как можно осуществить идею народности воспитания на практике. Каковы его предложения? В этой связи используйте выдержки из статьи «О необходимости сделать русские школы русскими». Особенно подчеркните мысль Ушинского о том, что «нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему отечеству…»; «занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей родины»; о необходимости поднять уровень знаний учащихся о России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: