Вопросы к экзамену

1. Философия и история педагогики как отрасль научного знания и учебный предмет. Основные категории и понятия истории педагогики.

2. Научные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Источники знаний по философии и истории образования. Методы научного исследования проблем философии и истории образования.

3. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.

4. Воспитание и школа в государствах Древневосточной цивилизации. Философско-педагогические взгляды Конфуция.

5. Системы воспитания в античном мире. Зарождение педагогических знаний и их философские предпосылки в наследии античных мыслителей Греции и Рима.

6. Образование, просвещение и педагогическая мысль в Византии.

7. Религиозное и светское направления в воспитании и образовании в средневековой Западной Европе. Философско-педагогическая мысль эпохи средневековья.

8. Гуманистическая педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

9. Предпосылки зарождения педагогики как науки. Философско-педагогические взгляды и деятельность Я.А. Коменского.

10. Дидактическое учение Я.А. Коменского. Работа Коменского «Великая дидактика».

11. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. Работа Локка «Мысли о воспитании».

12. Концепция Ж.-Ж. Руссо о естественном и свободном воспитании человека. Роман Руссо «Эмиль, или О воспитании».

13. Теория «элементарного образования» и практическая педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.

14. Разработка научных основ педагогики И.Ф. Гербартом.

15. Теория народной школы и концепция развивающего обучения Ф.А.В. Дистервега. Труд Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».

16. Вопросы воспитания и образования в европейских социальных учениях XIX века (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

17. Школа и педагогическая мысль США XIX века (до 90-х годов).

18. Идеи и концепции трудового воспитания в педагогическом наследии зарубежных педагогов XVII-XIX веков.

19. Революционно-демократическое направление в истории западноевропейской и русской педагогической мысли.

20. Сущность реформаторской педагогики и её основные представители в странах Западной Европы и США (конец XIX – середина XX вв.).

21. Опыт организации школ в странах Западной Европы и США на основе идей экспериментальной педагогики (конец XIX – середина XX вв.).

22. Инновационные процессы в современной зарубежной школе.

23. Воспитание и обучение у древних славян и в Русском государстве (до XVI в.).

24. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Русском государстве XVII в.

25. Просвещение в России в первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I по развитию школы.

26. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

27. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (вторая половина XVIII в.). Просветительская деятельность И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича.

28. Становление школьной системы и общественно-педагогическая мысль в России первой половины XIX в.

29. К.Д. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Статья Ушинского «О народности в общественном воспитании».

30. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы научной педагогики. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы».

31. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности. Статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».

32. Концепция свободного воспитания и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.

33. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Яснополянская школа Толстого и её современные традиции.

34. Проблемы воспитания и образования в трудах русских религиозных философов (В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

35. Основные направления в общественно-педагогической мысли России XIX в.

36. П.Ф. Каптерев и его вклад в развитие русской педагогики.

37. Образование и школа в России во второй половине XIX – начале XX вв.

38. Проблемы трудового воспитания и обучения в истории русской педагогической мысли и школьной практике.

39. Политико-идеологическая направленность реформ образования в России после 1917 года. Концепция единой трудовой политехнической школы.

40. Философско-педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен).

41. Особенности содержания, организации и методов обучения в советской школе 20-х – 30-х годов. Педагогические дискуссии.

42. Педагогическая деятельность и взгляды П.П. Блонского.

43. С.Т. Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде.

44. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.

45. Школа и педагогика в годы Великой отечественной войны.

46. Основные направления педагогических исследований в странах Запада и России второй половины XX в.

47. Развитие школьного образования в России во второй половине XX века.

48. Российская система образования и школа в 90-е годы XX столетия. Модернизационные процессы в образовании начала XX века.

49. Требования к учителю, его подготовке в истории педагогической мысли.

50. Современные проблемы философии образования. Международная интеграция в сфере образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: