Сессия 3. Моделирование перехода к раздельному сбору отходов в России до 2020 года

Ведущие: Елена Баханова, Анна Гладких (PM Consulting, http://participatory-modelling.com/)


Причинно-следственная схема (модель) включает факторы, которые характеризуют систему обращения с отходами в России. Модель состоит из 10 секторов:

  1. Захоронение отходов
  2. Нелегальные свалки
  3. Развитие сектора переработки
  4. Спрос на вторичное сырье
  5. Эффект масштаба
  6. Инициатива граждан
  7. Развитие мусоросжигания
  8. Негативный эффект мусоросжигания
  9. Гос. политика – Домохозяйства
  10. Гос. политика – Бизнес.

Как «читать» модель:

 
 

Стрелка указывает на причинно-следственную связь между двумя переменными.
 
 

Двойное перечеркивание означает наличие эффекта запаздывания.
 
 

Знак положительной полярности возле стрелки означает, что две переменные, связанные стрелкой, изменяются в одном и том же направлении, т. е. повышение значения одной переменной ведет к повышению значения другой; понижение значения одной переменной ведет к понижению значения другой.
 
 

Знак отрицательной полярности возле стрелки означает, что две переменные, связанные стрелкой, изменяются в противоположном направлении, т. е. повышение значения одной переменной ведет к понижению значения другой; понижение значения одной переменной ведет к повышению значения другой.
Переменные, соединённые взаимосвязями в форме замкнутой цепочки, называются «петлями».

Описание модели:

Петля «Захоронение отходов» показывает, что чем ниже цена на захоронение, тем больше количество отходов, вывозимых на полигон. Близлежащие полигоны всё больше заполняются, что увеличивает затраты на транспортировку отходов и, как следствие, цена захоронения возрастает. Данная петля отражает идею, что в долгосрочной перспективе захоронение перестанет быть выгодной формой обращения с отходами.

Побочным эффектом для данного процесса будет образование нелегальных свалок: чем выше цена на захоронение, тем больше объем отходов, вывозимых на нелегальные свалки.

Практика создания нелегальных свалок может быть сдержана за счет эффективности санкций за несоблюдение экологических норм. На привлекательность захоронения влияет нелегальная цена, сформированная за счет «теневого рынка»: чем меньше нелегальная цена на захоронение, тем больше привлекательность захоронения как формы обращения с отходами. «Теневой рынок» является одним из барьеров для развития рынка вторичных ресурсов и переработки.

Чем больше цена на захоронение по отношению к цене на переработку, тем больше будет стимул для вхождения в отрасль переработки. Когда количество предприятий и мощностей в отрасли переработки возрастет, то увеличится и объем перерабатываемых отходов. Вследствие эффекта масштаба увеличившийся объем перерабатываемых отходов сократит издержки на переработку. Таким образом, развитие сектора переработки начнет усиливаться. В то же время, чем меньше издержки на переработку, тем меньше цена вторичного сырья и тем выше спрос на вторичное сырье со стороны производителей. Этот процесс дополнительно стимулирует развитие отрасли переработки отходов.

Сектор переработки отходов не сможет развиваться, если не будет снабжен соответствующими объемами сортированных отходов. Петля «Инициатива граждан» показывает, что чем больше домохозяйств сортирует отходы, тем больше количество сортированных отходов и, следовательно, меньше издержки на переработку. Чем меньше издержки на переработку, тем больше объем переработанных отходов. При этом растет уверенность граждан в том, что переработка работает и всё больше домохозяйств сортирует отходы. Помимо этого, чем больше домохозяйств, сортирующих отходы, тем больше привычка и навыки сортировки у населения в целом, и это стимулирует еще бо́льшее включение домохозяйств в сортировку.

На количество домохозяйств, сортирующих отходы, влияет государственная политика в области обращения с отходами, в частности, информационные и просветительские кампании, а также развитие инфраструктуры. Помимо этого на поведение домохозяйств оказывают влияние экономические стимулы и стимулы, основанные на доступной информации об экологической опасности и понимании, что такое раздельный сбор и зачем он нужен.

В модели также учтена такая форма обращения с отходами как мусоросжигание. Изначально предполагается, что сжиганию подвергаются только сортированные отходы для того, чтобы избежать попадания опасных или непригодных для сжигания отходов в общую массу. Петля «Развитие мусоросжигания» показывает, что чем больше сортированных отходов, тем больше объем потенциального сырья для мусоросжигательных заводов и, как следствие, больше привлекательность мусоросжигательного бизнеса и лоббирование его интересов. Если же большинство отходов не сортируется, то возникает необходимость досортировки, что увеличивает издержки и негативно сказывается на привлекательности мусоросжигательного бизнеса. Помимо этого лоббирование интересов мусоросжигательного бизнеса поддерживается за счет заинтересованности зарубежных инвесторов в экспорте устаревших технологий мусоросжигания. У мусоросжигания есть и негативный эффект, отраженный в модели. Учитывая текущую ситуацию, когда лишь небольшой процент отходов домохозяйств сортируется, бо́льшее количество отходов автоматически являются несортированными. Чем больше объем несортированных отходов, тем больше вероятность некачественной досортировки и увеличения токсичных выбросов от мусоросжигания. Данная ситуация влечет протесты граждан и стимулирует интерес государственной власти развивать раздельный сбор вместо мусоросжигания.

Государственная политика и интерес власти развивать раздельный сбор потенциально может отражаться не только на домохозяйствах, но и на бизнесе. Чем больше интерес власти, тем больше стимулы для развития рынка вторичных ресурсов. В модели не уточняются конкретные стимулы, однако указывается, что они могут, например, сокращать издержки на переработку, тем самым создавая поддержку сектору переработки. Также на данный вид издержек влияет утилизационный сбор: чем он больше, тем меньше будут издержки.


План действий для достижения перехода к раздельному сбору отходов в России до 2020

  Логика реализации Индикаторы выполнения Допущения и риски
Общая цель Создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами сферы потребления 1.Объем отходов, идущих в оборот (%); 2.Инвестиции/Возврат; 3.Объем необезвреженных опасных отходов (%) 1.При создании плана действий не было учтено мнение власти по причине отсутствия представителей - (риск); 2.Лоббирование интересов (например, власть имеет финансовые выгоды от мусоросжигания) – (риск); 3.Высокая информированность населения, бизнеса - (допущение)  
Конкретная цель 1.Создать пилотные проекты раздельного сбора в регионах (полный цикл); 2.Построить систему сбора достоверной статистики; 3.Создать систему просвещения (не только образование в школах и информационные кампании для домохозяйств, но и распространение успешных практик РСО); 4.Создать эффективную систему общественного контроля; 5.Создать прозрачный финансовый план по государственным целевым программам (вовлечение в целевые программы б́о́льшего количества участников)    
Ожидаемые результаты Бизнес 1.Налоговые послабления, если бизнес осуществляет экоинициативы; 2.Снятие барьеров для бизнеса (бюрократия); 3.Выгоды от экоимиджа.    
Обществ. организации Согласованный список поправок к закону 89-ФЗ; Список возможных источников финансирования; У экодружинников есть реальные полномочия; Наличие достоверной статистики; Наличие описаний работающих кейсов.  
Мероприятия · Собрать поправки для 89-ФЗ от обществ. орг, бизнеса (Гринпис); · Организованный сбор статистики по отходам из торговых сетей (Денис); · Конференция по РСО через год (Денис); · Продвижение карты Экофронт (общественный контроль); · Работа на Селигере: раздельный сбор + информ. площадка (Денис); · Создание шаблонов для кейсов по успешным практикам РСО + интервью (Алина); · Проведение семинаров для школьных учителей (Алина) – необходима фин. поддержка! · Проведение акции по уборке территории «7 рек» (Балтика); · Установка баков раздельного сбора в парках Санкт-Петербурга (Балтика); · Проект «Эко-привычки» (производственная фирма ДАР); · Работа с розничными сетями - отказ от пластиковых пакетов (производственная фирма ДАР)      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: