Бесприданница

Гроза

1.Почему пьесы Островского назвали “Пьесами жизни”?

“Пьесами жизни” назвал Добронравов. Он говорил, что пьесы привлекают не только исторической или социально бытовой информацией, но и остротой конфликта между людьми, живущими по принципам правды и совести и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры. Пьесы Островского дают ответы на вечные вопросы жизни: о любви, смысле человеческого существования, счастье. Наиболее привлекательны в его пьесе женские образы, героини с горячим сердцем. Для них главный смысл жизни можно определить такими словами: на свете всё живое должно любить.

2.Как вы понимаете название произведения “Гроза”?

Драма была написана в 1859 году. Название своей пьесе Островский дал не по природному явлению, а по отношению хозяев жизни к своим подчинённым. Гроза, как явление природы, вызывает страх у человека. В пьесе грозой является и поведение Кабанихи, нрав которой соответствует её фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, домашних “заела совсем”. Орудие её власти – страх, который делает членов семьи безвольными и бездушными. Этот страх посильнее природного. Постоянными подозрениями, незаслуженными упрёками обижает она Катерину. Кабаниха считает, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

3.Почему действие пьесы происходит в провинциальном городке?

Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу Волги. Это русский город, каких тогда было множество на Руси. Он ничем не отличается от других (Только тем, что находится на берегу красивой реки). Вроде бы, в таком городе не должно быть жестокости. А она существует. Кулигин говорит: “Жестокие у нас нравы, сударь, жестокие”. Вид на реку необыкновенный – душа радуется. Но жестокость нравов не каждому позволяет видеть эту красоту. Такие, как Дикой и Кабаниха, нарушают красоту своей жестокостью. Достаточно послушать их речь. Автор показывает жизнь русского купечества в городе и, самое главное, – положение в нём женщины. Так как город маленький, все видят, как живётся Катерине в доме свекрови. Постоянные упрёки и подозрения делают душу Катерины тесной, тяжёлой, невольной, грешной.

4.Как можно охарактеризовать нравы дома Кабановых?

Выросшая в ласке и любви Катерина не может привыкнуть к нравам дома Кабановых. В доме Кабанихи, вроде бы, всё то же, что и в доме родителей Катерины, но молятся здесь лицемерно и добро делают, будто испод неволи. Катерина с детства привыкла к другому: открытости, искренней доброте и уважению к человеку. В доме Кабанихи, задыхаясь, тоскуя по воле, по любви, она не может мириться с неволей и бесправием. Кабаниха всё взяла в свои руки: ложь, лицемерие, невежество. Всё от неё – несправедливость и произвол, порабощение и угнетение сильными слабых, невежество, суеверие, власть денег, деспотизм. Вот характерные черты этого дома. Проявление жалости здесь не принято. Поэтому пьеса завершается катастрофой. Царство Кабанихи губит непокорную Катерину.

5.В чём своеобразие пьесы “Гроза”?

Это драма. Так даёт определение своей пьесе Островский. Но если разобраться в конфликтах пьесы, составляющих основу сюжета драмы, то можно заметить, что драма по своей сути близка к поэме, потому что “в ней улеглась широкая картина национального быта и нравов”. Россия представлена в ней и социально экономическим, и культурно нравственным, и семейно бытовым обликом. По всем признакам жанра пьеса – трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Но есть в пьесе и элементы комизма: самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство, требованиями; рассказы Феклуши; рассуждения калиновцев – всё это даёт возможность назвать пьесу драмой. Да и сам Островский так назвал её, подчёркивая широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.

6.Как раскрывается душевная травма Катерины?

Душевная драма Катерины развивается в пьесе постепенно. Катерина очень немногословна. Характер её поведения говорит об уверенности в себе; ей незачем самоутверждаться, но деспотизм Кабанихи доводит до крайности: он толкает Катерину на встречу с Борисом (Измену мужу), вытесняет способность Тихона встать на защиту своей жены; даже происходит бегство Тихона. Трагизм Катерины ещё и в том, что выйдя замуж за Тихона, которого не любила, в его лице она не находит поддержки и защиты против Кабанихи, хотя всеми силами старается быть Тихону верной женой. В душе Катерины тесно, тяжело (Всё как будто испод неволи). Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это осознание греховности, внутреннего суда будет преследовать её до последних дней. Она понимает, что катастрофа почти неизбежна, поэтому уже в начале пьесы предвещает беду. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной. Лгать и обманывать Катерина не умеет, поэтому мрак, как при грозе, сгущается вокруг неё, разразившаяся гроза пугает страхом возмездия за грехи. Жить на свете да мучаться она не может, идти некуда, да от себя и не уйдёшь, поэтому Катерина решается на самоубийство.

7.Какую роль играет река в пьесе “Гроза”?

Ещё в начале пьесы Островский рисует красоту Волги, на берегу которой и происходит действие. Красивый, общественный сад на высоком берегу, за Волгой сельский вид. Кулигин словами автора говорит о том, что река в это время (лето) прекрасна, и он не может наглядеться пятьдесят лет на её красоту. Вид реки необыкновенный: красота, душа радуется. Не может такая прекрасная река забрать чью-то жизнь. Да и в таком месте не может жизнь казаться адом. Но на фоне прекрасной русской реки, красот волжской природы рисуется невыносимая жизнь простого люда, его бесправие и потребность. И тихая, спокойная, устоявшаяся картина природы начинает меняться: небо заволакивают мрачные тучи, слышны грозные удары грома, волнуется река перед грозой; уже нет той прелести и красоты. Катерина ищет спасение и свободу в Волге.

8.Как герои пьесы относятся к грозе?

Гроза в природе, считает автор, это очищение природы от пыли, от грязи. Гроза несёт природе жизнь. После этого явления всё в природе оживает, светится. Каждый из героев относится к грозе по-своему: Кулигин восхищается природным явлением, он знает, что оно обычно, что молния – это всего лишь разряд электричества. Других героев гроза пугает страхом возмездия за грехи. Катерина боится грозы не потому, что убьёт, а потому, что смерть вдруг застанет “какая ты есть”, со всеми грехами. Поэтому в природе началась гроза, эта же гроза перейдёт и в жизнь: она уже зарождается в душе Катерины, крепнет, растёт в обществе.

9.”Самый сильный протест вырывается из уст самого слабого”. – Согласны ли вы с этим утверждением?

Этот протест позволила сказать обществу Кабанихи и ей, подобным Катерина, молодая женщина, задавленная невежеством, деспотизмом Кабанихи. Дикой и Кабаниха – власть имущие, хозяева. Они сильны силой косности, силой старых порядков. Катерина – слабая женщина, предельно честный человек, даже в мыслях боится изменить мужу. Общественный порядок ломает её судьбу, толкает к обрыву. Катерина не выдержала, не смирилась, добровольно покинула этот мир, который всегда был чужд и непонятен ей. Этот поступок мог совершить только сильный духом человек. Слабость её в том, что она сдалась.

10.Что отличает Катерину от обитателей города в пьесе “Гроза”? (Трагизм Катерины)

В пьесе есть такие слова: “Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была? Я жила ни о чём не тужила, точно птичка на воле, а здесь всё как будто испод неволи ”. Уже в этих словах мы видим, что Катерина – честный человек, любящий жизнь (вольную и свободную), а не такую, которую можно назвать “тёмный царством” – царством лжи и лицемерия, ханжества и невежества, неограниченной власти денег. Люди в Калинове порабощены и угнетены сильными, но Катерина – это человек, который сформировался в среде, где царила любовь и полная свобода. Её стремление было всегда направлено к прекрасному, доброму, справедливому. Попав в семью Кабанихи, нрав которой соответствует её фамилии, Катерина не смогла смириться с её порядками. Трагизм положения Катерины ещё и в том, что в лице мужа она не находит поддержки и защиты, хотя всеми силами старается быть ему верной женой. Её безвольный муж сам является жертвой “тёмного царства”. Он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины Тосно, тяжело. Жить на свете да мучаться она не может. Идти некуда. О себя не уйдёшь. Поэтому она принимает смерть, как избавление от мук земных, которые страшнее ада.

11.Какими чертами характера обладают Самодуры (Тёмное царство) в драме “Гроза”?

Самодуры (Тёмное царство) – это корыстные, властные, низменные силы, стремящиеся занять главенствующее положение. В их жизни присутствуют жестокость, бессердечность, притеснение бедноты, царят пьянство и разврат; купцы бесконечно враждуют друг с другом, и не столько из-за корысти, сколько из зависти. Все они живут по старым патриархальным порядкам. Невежество, суеверие, власть денег, деспотизм и произвол – характерные черты этой жизни. Они не проявляют жалость, открыто не показывают свои чувства. Такой мир учит людей лицемерить, но это спасительный обман, который становится порой единственным шансом выжить. Кабаниха, как показывает автор, живёт, соблюдая все традиции патриархального уклада. С точки зрения автора она давно уже утратила живые черты. Дикой расширяет представление о самодурстве и деспотизме. Сама его фамилия говорит о необузданности и диком нраве. Для него нет другого жизненного принципа, кроме корысти и своеволия. Этот герой чувствует себя равным государственной власти.

Бесприданница

1.В чём своеобразие раскрытия темы “маленького” человека в пьесе “Бесприданница”?

Эта драма продолжает развивать основные темы творчества Островского, одной из которых является жизнь “маленького” человека. В пьесе эта тема раскрывается по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов. Это уже не “тёмное царство”, в котором господствовали Дикой и Кабаниха. Умножаются капиталы, растёт дело, расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений. Во времена Островского слово “бесприданница” обозначает – девушка, не имеющая приданного, без которого выйти замуж невозможно. Поэтому Лариса не может найти человека, который попросил бы её руку и сердце. Паратов, которого она любит, вынужден жениться на богатой и старой даме, потому что обанкротился. Но он не хочет, чтобы Лариса выходила замуж за другого, задето его самолюбие. Лариса безрассудно следует за Паратовым, который обманывает её. Покончить с собой Лариса не может, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому, отчаявшись, принимает предложение Кнурова: ехать с ним за границу. Убийство Ларисы Карандышевым показано как спасение от позора. Все её чувства выражены в романсах, которые она поёт. Она видит, что мать торгует ею, и это её угнетает. Поэтому смерть для неё – единственный выход из создавшегося положения. Не отличается от Ларисы и Карандышев, который тоже терпит унижения со стороны сильных мира сего. Но он оказывается более сильным человеком.

2.Как раскрывается тема утраченных иллюзий в пьесе “Бесприданница”? (Отношение к Ларисе)

Тема утраченных иллюзий в пьесе показана на примере Ларисы. В этом же сюжете блистает великолепный барин, судовладелец Паратов. Лариса влюбляется в него, но видит за внешним лоском этих хозяев жизни тяжкое, смрадное дыхание бессердечного торга, беспощадного приобретения всех и вся. Паратов продаёт себя женщине, которая намного старше него, чтобы жить безбедно. В этом мире нет совести, нет традиций, нет авторитета старших; для них существуют только деньги и товар. Деньги “съели” их души, иссушили их сердца. Они как варвары топчут душу Ларисы, показывая свою пошлость и лицемерие. Для них она всего лишь товар, вещь, выставленная на продажу. Перед роковым выстрелом Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь”. И Лариса теряет иллюзии и с ужасом осознаёт своё место в этом обществе. Смертельно раненная женщина благодарит убийцу за то, что тот избавил её от такой жизни.

3.Почему женщина – главная героиня драм Островского?

В пьесах “Бесприданница” и “Гроза” главные героини – женщины.

В первой пьесе Катерина не может мириться с пошлостью, равнодушием, подлостью того мира, в котором живёт она. Её окружало много людей, но, несмотря на это, она была совершенно одинока. Катерина не смогла жить по общим правилам, не смогла обманывать, притворяться. Катерина пыталась преодолеть, разрушить эту глухую стену непонимания, но напрасно. Слишком она была слаба в своём одиноком порыве. Но Катерина познала любовь. Это любовь к Барону.

Лариса не увидела этой любви. Островский говорит, что любовь постепенно иссекает в мире. И Лариса уже ни в ком не могла отыскать этого чувства. Золото – это омут, в который уже была готова кинуться Лариса. Она тоже слабая женщина и понимает, что в “тёмном царстве” красота – это проклятие, красота – это гибель.

Обе эти женщины заставили поволноваться “тёмное царство”. Островский в своих пьесах не случайно выбирает женщин. Эти слабые существа сумели своими поступками доказать обществу, что они сильны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: