Человека»

I. Вход: И. С. Бах, Органная фуга соль минор.

II. Приветствие: см. урок № 624.
Чья музыка?

Как называется это произведение? — Фуга.

Как строится фуга? Как беседа, где тема переходит из голоса

в голос.

Прослушивание фуги целиком. Особенности музыки И. С. Ба­ха — непрерывность развития, интеллектуализм, вера в человека.

III. Беседа о биографии И. С. Баха по Д/з. Называем основ­
ные города, с которыми связана творческая биография И. С. Баха:

Веймар 1708—1717 гг. —органный период (главное), Кетен 1717—1723 гг. — инструментальное творчество, Лейпциг 1723—1750 гг.— кантатно-ораториальное творчество. И. С. Бах — замечательный педагог, лучшим подтверждением этого утверждения является тот факт, что он воспитал среди других, детей четырех сыновей-композиторов, которые вошли в историю музыки, более того, сказали в ней новое слово, по срав­нению с творчеством своего гениального отца.

Почему»ке музыка И. С. Баха почти 100 лет была забыта? Потому что И. С. Бах писал в старинной манере. Его музыка многоголосна, причем в этом многоголосии нет главного голоса — мелодии, здесь все голоса мелодически равноправны. Такое многоголосие называется полифонией (поли — много, фонус — голос; играю экспозицию фуги C-dur I т. ХТК)-

К середине XVHF века полифония постепенно уходила, усту­
пая место новому складу — гомофонии (гомо (homo) —один),
который господствует и сейчас. В гомофонно-гармоническом скла­
де есть главный голос — мелодия, а остальные голоса отходят
на второй план, аккомпанируют. (Играю фрагменты I, V сонат
Л. Бетховена.) °

На доске два определения:

1. Полифония — многоголосие, где все голоса равны и мело­
дически самостоятельны.

2. Гомофонно-гармонический склад — многоголосие, где есть
ведущий голос — мелодия.

IV. Тест на определение склада: дети пишут цифры и первые буквы Г или П.

1. И. С. Бах. Фуга D-dur I том «Хорошо темперированного

клавира». 0

2. Л. Бетховен. Соната № 17, главная партия.
Проверить, как дети усвоили понятие о складе, если надо —

объяснить еще раз и дать новый тест, причем для теста обяза­тельно на этом этапе давать фугу.

1. Л. Бетховен. Соната № 8, побочная партия.

2. И. С. Бах. Фуга d-moll I том «Хорошо темперированного
клавира».


V. Распевание:

1. См. урок № 624.

2. Тема «Менуэта» d вокализом на «лё».

3. «Музыканты», немецкая народная песня (одноголосно).
Разучивание.

VI. Работа над песней. Продолжение разучивания. Работа
над фразировкой и исполнением. II часть песни учить также по
нотам. Работа над кантиленой, продолжительным певческим
выдохом.

626. Тема урока: «Музыка возвышает и облагораживает человека».

I. Вход: И. С. Бах «Бранденбургский концерт № 3» (начало
I части).

Чья музыка это могла бы быть? Старинная или современная? Русского композитора или нет?

Это — музыка И. С. Баха. Об этом свидетельствует непре­рывность развития, интонации, свойственные Баху, состав инст­рументов. Это произведение называется «Бранденбургский кон­церт». Таких концертов И. С. Бах написал шесть и преподнес их в подарок маркграфу Л. Бранденбургскому (1721 г.) в надежде получить место придворного музыканта при его дворе. Место И. С. Бах не получил, а концерты так и пролежали долгое время, никем не исполненные. Долгое время они считались трудноиспол­нимыми, но сейчас эти концерты, пожалуй, самые популярные произведения И. С. Баха для оркестра.

Если захотят дети, то послушать фрагмент еще раз.

II. Тест на определение склада и композитора:

1. И. С. Бах. Фуга C-moll из I тома «Хорошо темперирован­
ного клавира».

2. П. И. Чайковский «Баркаролла» из цикла «Времена года».

3. И. С. Бах. Прелюдия As-dur из II тома «Хорошо темпе­
рированного клавира».

Ответ в письменном виде выглядит так:

1. Бах П. (полифония)

2. Чайковский Г.

3. Бах П.

Ввести понятие имитации. Сравнить фугу и прелюдию, пока­зать разную полифонию.

III. Тест на определение разной полифонии: Ответы:

1) Бах И. С. Прелюдия e-moll Бах П.

2) Бах И. С. Фуга B-dur I том «ХТК» Бах П. фуга

3) Бах И. С. Инвенция d-moll Бах П.

IV. Распевание:

1. Интервалы на слух с озвучиванием.

2. «Ave Maria» И. С. Бах — Ш. Гуно D, Es, E, F.

3. Тема «Менуэта» d-moll I и II фразы или Арии.

4. «Музыканты», немецкая народная песня. Исполняется ка­
ноном.


Канон — вид полифонии. Какие еще каноны мы пели?

Исполнение ранее выученных канонов по желанию детей.

V. Работа над песней. Работать над выразительным испол­нением песни.

Д/з. Слушать музыку И. С. Баха.

Как всегда, обобщающий урок (627) планируется учителем в зависимости от качества, объема музыкального материала.

Тема II полугодия «В чем сила музыки?» представляется очень сложной для данного возраста. Ее вынужденная примитивизация, как думается, не идет на пользу делу. Внутри данной темы главными критериями являются правдивость в отображении реального мира и красота музыки (имеется ввиду «прекрасное» — как категория эстетики).

Я попыталась сгруппировать уроки по небольшим тематиче­ским блокам: юмор, шутка, сатира; природа в музыке. Внутри этих блоков я как бы отвечаю на вопрос полугодия: в чем сила музыки, отражающей мир шутки и юмора, в чем сила музыки, рассказывающей о природе, показываю красоту и правдивость этих явлений жизни, отраженных в музыке великих композиторов.

Завершает учебный год творчество В. А. Моцарта. Отталки­ваясь от высказывания П. И. Чайковского о том, что «музыка Моцарта ес*ть высшая, кульминационная точка, до которой кра­сота досягала в сфере музыки», необходимо показать детям раз­ные грани музыки гениального композитора.

631. Тема урока: «В чем сила музыки?» («Шутка в музыке».)

I. Вход: Фуга g-moll (орган).

Прослушивание целиком.

Чья музыка? Как называется? Что такое «фуга»?

Определить склад (полифония).

Сколько голосов в этой фуге? (Четыре.)

Для ответа на последний вопрос надо еще раз прослушать экспозицию фуги.

Вам нравится эта музыка? В чем красота этой музыки?

1. Выразительность, яркость интонации.

2. Мастерство полифонии.

3. И. С. Бах. Фуга е-moll I том.

Произведения И. С. Баха напоминают величественные готи­ческие соборы. (Показать детям слайд с готическим собором.)

4. Жизненная сила, желание сделать человека благородным,
свободным, гордым.

II. Тест на определение склада; второе задание — найти му­
зыку И. С. Баха.

1. И. С. Бах. Прелюдия f-moll II том.

2. Л. Бетховен. 6 соната, финал (начало).

3. И. С. Бах. Фугае-moll I том.;

III. И. С. Бах, как любой из великих композиторов, в своей
музыке отразил свое время. Музыке И. С. Баха свойственны
не только серьезные и глубокие размышления о судьбах челове-


чества, о нравственных проблемах добра и зла, долга, совести. И. С. Бах любил веселье и шутки. Он написал много музыки, предназначенной для домашнего музицирования: это танцы, не­большие пьесы для исполнения на клавесине и других инстру­ментах.

У И. С. Баха несколько сюит, состоящих из последовательности старинных танцев. Когда-то, еще в XVI веке, композиторы спе­циально писали танцевальные сюиты для праздников, для бала. Само слово «сюита» происходит от французского глагола «suivre», что значит — следовать. Suite — последовательность. Сюита — последовательность танцев, причем даже названия этих танцев нам сейчас не знакомы — аллеманда (спокойный танец из Фран­ции), куранта — быстрый французский танец, сарабанда — траурный танец-шествие из Испании, менуэт — который танцевала вся Европа, и т. д. Танцы следуют один за другим по принципу контраста.

Те сюиты, которые писал И. С. Бах, не предназначались для балов, как не предназначены для танцев мазурки Ф. Шопена. Сюиты И. С. Баха играют и слушают.

Сегодня мы познакомимся с одной частью (последней) II ор­кестровой сюиты.

IV. «Шутка» И. С. Бах — прослушивание.
Понравилось? Какие чувства вызвала у вас эта музыка? О чем

она рассказывает (О природе, о чувствах и т. п.) Музыка изящ­ная, игривая, шутливая. Эта музыка называется «Шутка».

Какие инструменты вы слышали сейчас? (Струнно-смычковые и флейта.)

Фрагменты прослушивать при анализе. Эта сюита полностью называется так: II сюита для струнных и флейты. Музыка радует своей искренностью, искрится лукавством, озорством — в этом ее красота, ее сила. Правдивость и красота — неизменные условия для любого значительного явления в искусстве. То, что не прав­диво, то и некрасиво.

Великий Шекспир сказал:

«Прекрасное прекрасней во сто крат,

Увенчанное правдой драгоценной!»

V. Повторное целостное прослушивание «Шутки» И. С. Баха.

VI. Распевание:

1. И. С. Бах — Ш. Гуно «Ave Maria» D, Es, E, F.

2. «Менуэт», И. С. Бах — вокализом.

3. «Музыканты» — каноном.

4. Разучивание канона «Кофе» К. Херинга одноголосно.

VII. Г. Гладков «Все в порядке» из вокального цикла «Все
в порядке».

1. Исполнение-показ.

2. Анализ: это тоже шутка, только шутка, написанная совре­
менным композитором. Одна сторона жизни — шутливое изобра­
жение событий, но разные интонации, разный склад, манера.


IV '.•-,"■


3. Разучивание с опорой на запись, частично сольфеджируя. Особенно внимательно посмотреть все альтерированные звуки.

Сложность есть и в ритмическом рисунке: чередование триолей и дуолей. Трудные ритмические места можно отхлопать вместе с детьми по принципу ритмического эхо.

На первом уроке достаточно выучить часть песни. Очень внимательно выучить все вступления и соединить с аккомпане­ментом, дав его прослушать отдельно. В этой песне сложная гармония, современные музыкальные интонации; она предпола­гает свободное, выразительное, несколько импровизационное ис­полнение, об этом надо помнить с первых шагов разучивания

песни.

Д/з. Привести примеры музыки смешной, шутливой.

632. Тема урока: <В чем сила музыки?» («Шутка в му­зыке».)

I. Вход: И. С. Бах «Шутка» (фрагмент).

II. Приветствие (на основе мелодии «Шутки»):
Рада я видеть сегодня всех вас!

Добрый день, добрый день, ребята! Музыка Баха звучит в этот час. Светом,и радостью нас встречая. Светом и радостью нас встречая.

(2 раз сочинить каданс в конце VII 1).

III. «Шутка», И. С. Бах — прослушивание целиком.

Продолжение анализа. Определить склад. Соединение поли­фонического склада в аккомпанементе у струнно-смычковых и ясно выделенной мелодии у флейты.

В недрах полифонической музыки И. С. Баха созревал гомо-фонно-гармонический склад музыки, который стал господствую­щим после смерти И. С. Баха во второй половине XVIII века, когда жили и сочиняли музыку великие И. Гайдн, В. А. Моцарт и молодой Л. Бетховен.

IV. Тест на определение склада.

1. И. С. Бах. Прелюдия es-moll I том ХТК.

2. И. С. Бах. Фуга f-moll II том ХТК.

3. И. С. Бах. Инвенция c-moll.

V. Распевание:

1. И. С. Бах — Ш. Гуно «Ave Maria», D, Es, E, F.

2. «Менуэт», И. С. Бах вокализом.

3. Канон «Кофе» одноголосно, попробовать частями петь

канон.

VI. Г. Гладков «Все в порядке».
!. Закрепление II части песни.

2. Работа над интонацией.

3. Разучивание II куплета.

Особенное внимание обратить на конец песни: сложная инто­нация и сложный, прихотливый ритм, необычные паузы. Перед тем, как споют дети, необходимо многократно показать им конец,


попросить их несколько раз спеть «про себя», пальцами отхлопать ритм, а только потом петь вслух.

В работе исходить из выразительной стороны интонации и рит­ма, объяснять все сложности, исходя из содержания музыки. Разучивание песни приблизить к театрализованной игре. Можно разделить класс на две группы: мама и сын, тем более, что и тес­ситура н интонация разные и вполне могут быть исполнены раз­ными группами детей с различными вокальными и музыкальными данными.

VII. А сейчас вас ждет сюрприз. И. С. Бах «Шутка» в вокаль­ном исполнении.

Узнали музыку? Что изменилось?

1. Исполнители (вокальный ансамбль, контрабас и ударные).

2. Несколько подвижнее стал темп.

3. Усилилась танцевальность.

4. Осовременилось звучание.

Понравилось ли вам это исполнение? Чем? А как исполнять лучше, на ваш взгляд: так или как у Баха?

Такое исполнение называется обработкой. Вы часто слышите различные обработки народных песен: для голоса, для хора, для оркестра. Это удачная обработка, так как она не нарушает харак­тера и стиля музыки. Высокая профессиональная культура ансамбля «Свингл Сингерз».

Д/з. Какие обработки других произведений вы можете назвать?

633. Тема урока: «В чем сила музыки?» («Шутка в музыке».)

I. Вход: «Шутка», И. С. Бах в вокальном исполнении.

Музыка связывает разные эпохи в жизни человеческого об­щества. Новое, современное исполнение связало XVIII и XX века. Каждая эпоха рождает свою музыку.

П. Звучат два незнакомых детям фрагмента. Найти музыку старинную н современную.

1. А. Вивальди. Концерт «Зима» из цикла «Времена года».

2. И. Стравинский. Концерт для скрипки с оркестром, I часть.
После ответов детей сообщаю имена композиторов, время,

в которое они писали свою музыку.

Разные интонации, разный склад, разный тембр, разные прин­ципы развития.

III. Распевание. См. урок № 632.

IV. Г. Гладков «Все в порядке». Работа над исполнением.

V. И. Ф. Стравинский, 1882—1971 годы. Портрет. Сюита № 2.

1. Беседа об И. Ф. Стравинском — крупнейшем композиторе
XX в.

2. Напомнить небольшой фрагмент балета «Петрушка».

3. Что такое сюита?

Сегодня мы послушаем сюиту № 2 И. Ф. Стравинского. Пред­лагается письменная работа. Вопросы написаны на доске. 1. Определить количество частей сюиты.



2. Назвать части в соответствии с основными жанрами музыки.

3. Определить солирующие тембры в каждой части.

4. Определить общий характер музыки.

Слушаем сюиту И. Ф. Стравинского, отвечаем на вопросы.

После прослушивания выясняем, что частей четыре. Обычно дети называют все части правильно, кроме галопа, который они называют также полькой. При анализе-проверке уточняем соли­рующие тембры инструментов.

Что общего в сюите И. Стравинского и «Шутке» И. С. Баха?

Шутливое, смешное, а у Стравинского и ироничное отношение к жизни. Сила этой музыки в соответствии содержания музыки жизненной задаче, стоящей перед композитором.

1. Марш. 2. Вальс. 3. Полька. 4. Галоп.

Обратить внимание на характерные черты стиля И. Ф. Стра­винского: яркость и необычность сочетания тембров, разнообразие и сложность метро-ритмического рисунка, необычные интонации.

В сюите, которая представляет оркестровое переложение че­тырех пьес для фортепиано, пародийность, иронический харак­тер создается за счет:

1. Контраста тембров, преобладания тембров духовых инстру­
ментов. f

2. Контраста регистров.

3. Несоответствия метрических акцентов.

4. Несовпадения мелодии и аккордов.

Последнее утверждение можно проиллюстрировать детям сле­дующим образом:.так как аккорды аккомпанемента неизменны в каждой пьесе, то можно поручить сыграть эти аккорды ученику, а учителю сыграть мелодию. В данном случае прием четырехручия поможет выявить и особенности стиля И. Ф. Стравинского, и пародийный характер музыки. Играть надо, конечно, небольшие фрагменты пьесы.

В течение всего анализа сюиты, задавая вопросы, учитель постоянно напоминает детям звучание музыки. И еще одно приме­чание: если после первого прослушивания дети не смогут ответить на поставленные вопросы, то надо дать им послушать еще раз.

634. Тема урока: «В чем сила музыки?» («Сатира в музыке».)

I. Вход: «Вальс-шутка», Д. Д. Шостакович (фрагмент).

II. Приветствие:

Снова музыка встречает нас, Очень рада вновь увидеть вас, Добрый, добрый день, друзья! И забавно и легко звучит Этот кукольный смешной мотив. С ним приветствую вас я. (Кончить тоникой.) (Мелодия «Вальса-шутки» Д. Д. Шостаковича.)

III. Назвать произведение, автора. Прослушать целиком.
Почему Д. Шостакович дал этому вальсу такое название?


(Высокий регистр, остинатный аккомпанемент, отрывистые, угло­ватые, словно движения кукол, фразы, холодный, свистящий, игрушечный тембр флейты и своеобразное использование струнных пиццикато в аккомпанементе).

Этот вальс входит в цикл Д. Шостаковича «Танцы кукол».

IV. И. Ф. Стравинский «Вальс» из 2-й сюиты.

1. Прослушивание.

2. Что общего в вальсе Д. Шостаковича и в вальсе И. Стра­
винского? Главное — веселое, шутливое, несколько пародийное
содержание, связанное с миром детства. Общность выразительных
средств: регистр высокий, тембр флейты солирующей.

Какой вальс смешнее? Какой вальс шутливее, радостнее?

V. Распевание:

1. Интервалы на слух.

2. «А я по лугу», русская народная песня (повторение) е, f,
fis, g (со второй). В соль миноре все куплеты, постепенно
ускоряя темп.

VI. «Я с комариком», русская народная песня.

1. Показ-исполнение.

2. Определение жанра — песня-шутка.

3. Разучивание.

1) Сольфеджирование по партитуре по партиям.

2) В партии I сопрано при разучивании с текстом обратить
внимание на правильное пение распевов.

3) В партии альтов главное — это выполнение точно ритми­
ческого рисунка.

4) При разучивании партий все время играть партитуру.

5) Соединить обе партии, работать над строем, ансамблем.
Найти опорные знакомые интервалы: квинта, секунда, октава.

VII. Н. А. Римский-Корсаков, 1844—1908 гг.

«Золотой петушок» (повторение материала 2 класса). Звучат темы Петушка, Додона, Звездочета.

Чья музыка? Как называется произведение?

Опера «Золотой петушок» — последняя опера Н. А. Римского-Корсакова. Она написана в 1906—1907 годах и тесно связана с событиями революции 1905 года. Эта опера — сатира на цар­ское самодержавие. Н. А. Римский-Корсаков писал: «Надеюсь Додона посрамить окончательно». Опера была запрещена к поста­новке в театре.

Н. А. Римский-Корсаков поддержал революционные выступ­ления студентов консерватории в 1905 году, был уволен из консер­ватории. Его увольнение всколыхнуло всю прогрессивную Россию, в знак протеста из консерватории ушли лучшие педагоги во главе с учеником Н. А. Римского-Корсакова А. К- Глазуновым. Власти вынуждены были вернуть Н. А. Римского-Корсакова в консерваторию.

Сегодня мы послушаем последнюю сцену оперы. Додон с Шема­ханской царицей въезжает в столицу. Здесь полезно прочесть ремарку из либретто Д. Вельского о свите Шемаханской царицы. Прослушивание «Шествия».


1. Определить характер музыки.

2. Услышать крик Петушка.

3. Как кончилось царство Додона?

4. Могла ли звучать такая музыка, если бы с победой воз­
вращался народ?

5. Сочетание тем Додона и Шемаханской царицы. (Поли­
фония.)

Музыка высмеивает мнимое величие и торжество Додона. Сатира — оружие искусства в борьбе за лучшие идеалы челове­чества.

Закончилась сказка. Опера заканчивается словами Звездочета:

Вот чем кончилася сказка.

Но кровавая развязка, сколь ни тягостна она,

Волновать нас не должна.

Разве я лишь да царица

Были здесь живые лица.

Остальные — бред, мечта,

Призрак бледный, пустота.

Д/з. Краткая биография Н. А. Римского-Корсакова. 635. Тема урока: «В чем сила музыки о природе?*

I. Вход: ^Шествие» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Зо-
лотой петушок».

II. Беседа о творчестве Н. А. Римского-Корсакова.

1. Главный жанр — опера (15 опер).

2. Сказка, легенда, былина — основа сюжетов многих опер.

3. Любовь к природе.

Прошу детей назвать оперы композитора, интересные факты его биографии. Отметить педагогическую и общественную деятель­ность Н. А. Римского-Корсакова. Главная тема творчества ком­позитора — сила воздействия музыкального искусства. Напоми­наю фрагменты из оперы «Садко», 189? год. Основная мысль оперы — сила музыки, которая неодушевленные силы природы подчиняет интересам людей.

III. Эта же мысль лежит в основе оперы «Снегурочка»,
1882 год. Опера написана по сказке А. Н. Островского.

1. В сказке воплощена мечта о справедливой, радостной и сво­
бодной стране — это страна берендеев.

2. Берендеи живут по законам добра и красоты, они верны
законам природы, живут в гармонии с ней.

3. Природа — могучий источник любви и искусства.
Этические, нравственные, философские идеи, воплощенные и

в сказке А. Н. Островского, и в опере Н. А. Римского-Корсакова, очень интересны и сложны. Я вычленяю наиболее понятные детям, наиболее важные, хотя на эту тему даже с детьми этого возраста можно говорить подробнее.

IV. Ария Снегурочки из пролога оперы «Снегурочка».

1. Прослушивание.

2. Ария — портрет (5 класс).



Какой мы видим Снегурочку в начале оперы?

Изящная, легкая, светлая, холодноватая музыка несколько инструментального характера. Нежная, наивная, добрая, откры­тая душа, готовая идти в неизвестное, к людям, так как очарована она «людскими песнями».

Партия Снегурочки написана для колоратурного сопрано. На доске: Колоратурное сопрано — самый высокий женский голос. Инструментальный характер I и III части арии подчеркивает солирующая флейта. Ария трехчастна, II часть более лирическая, мягкая, более человечная. Красота музыки рождена красотой при­роды, человек, обогащаясь красотой искусств, творит красоту вокруг себя. Ф. М. Достоевский: «Красота мир спасет».

V. Силу и красоту музыкального искусства в опере воплощает
пастушок Лель. Именно его песни привели Снегурочку к людям.
Одну из песен Леля (Лель воплощает в себе силу народного
искусства), а в опере у него три песни, мы сейчас послушаем.

В XVIII и в Х[Х веках партии мальчиков, юношей в операх исполняли певицы с низкими певческими голосами: контральто или меццо-сопрано.

III. Песня Леля. Прослушивание. Определить характер.

Что сближает с народной песней?

1. Интонации близки к народной плясовой песне.

2. Переменный лад. (Фрагментарное звучание

3. Простая куплетная форма. во время анализа.)
Напомнить «Песню Садко», найти сходство. Обратить внимание
на вступление: кларнет имитирует дудочку или свирель пастуха,
литавры изображают гром. Показать плакат с изображением
инструментов. Лель —- олицетворение силы искусства, музыки,
солнечной любви, творческой силы человека.

VI. Разучивание «Песни Леля».

1. Разучивание по фразам с опорой на пальцовку сразу с
текстом.

2. Работать над красивым и правильным певческим звуком.

3. Добиваться выразительной фразировки.

4. При пении использовать разнообразные штрихи:
legato, поп legato, staccato.

5. Исполнение целиком.

636. Тема урока: «В чем сила музыки о природе?»

I. Вход: М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».

Тихий вход и слушание целиком (повторение материала 5 кл.).

Как называется произведение? Чья музыка? О чем музыка?

В искусстве мы видим красоту природы, отраженную в душе человека — художника. Слушая прекрасную музыку, отражаю­щую красоту природы, человек становится лучше и стремится сделать лучшим мир вокруг себя.

П. Ария «Снегурочки» (фрагмент). Прослушивание.

Чья музыка, откуда? Какой характер создает композитор в этой арии? Как называется такой певческий голос? Какой инст­румент солирует?


Сегодня мы послушаем одну из заключительных сцен онеры — сцену таяния Снегурочки. Не могла Снегурочка, дочь Мороза и Весны, жить летом, ведь согласно всем законам природы зима должна смениться весной, а весна летом. Не может холодная Снегурочка с ледяным сердцем, дитя природы, чувствовать, как человек. Горячее чувство любви согрело Снегурочку на один миг, и она растаяла, а виной всему — красота чувств человеческих и красота людских песен.

Сцена таяния Снегурочки. Прослушиваем в записи.

Эту сцену лучше слушать в тишине и без освещения, или с очень небольшим освещением. После прослушивания — неболь­шая пауза и очень деликатный анализ

Изменилась ли Снегурочка по сравнению с арией?—Да. Музыка человечнее, нежнее, она полна глубокого искреннего чувства. От пения Снегурочки исходит теплота, мягкость, жен­ственность, красота. Здесь Снегурочка поет вместе с виолончелью, самым теплым и «человеческим» инструментом оркестра.

Остановить внимание детей на соло арфы, изображающем таяние Снегурочки и зачарованный унисонный хор Берендеев, потрясенных увиденным чудом.

Прекрасная Снегурочка стремилась к людям, к красоте чувств человеческих. Как же мы должны дорожить красотой духовного мира человека, ведь красота чувств —самая великая красота мира!

III. Распевание.

1. <А я по лугу», русская народная песня со второй, е, f, fis, g.

2. «Степь да степь кругом», русская народная песня — I куп­
лет. Раздольная русская песня о природе.

3. Определение интервалов на слух с озвучиванием на глас­
ный «у».

4. «В темном лесе» — повторение, нахождение терций и квинт.

IV. «Я с комариком», русская народная песня. Работа над
строем, выучить II, 111 куплеты. Постепенно ускорять темп испол­
нения.

V. А. Зацепин «Ты слышишь, море».

1. Исполнение-показ.

2. Тема песни тесно связана с миром природы, с морем.

3. Изображение морского прибоя в аккомпанементе, мелоди­
ческий рисунок фраз напоминает волну, мерный аккомпанемент,
с ритмическими перебивками напоминает движение морских волн,
то больших, то маленьких.

В какой песне мы сталкивались уже с изображением морской волны?—Д. Кабалевский «Спокойной ночи». Наиграть, спеть I куплет, если захотят дети.

Разучивание песни «Ты слышишь, море» А. Зацепина.

1. Первые фразы учить по слуху, лучше начинать с альтов,
так как для сопрано начало низковато.

2. Начиная с 3-й фразы, можно петь на два голоса.


3. Перекличку голосов лучше делать через октаву (у альтов
«до» первой октавы),

4. Самые сложные в вокальном отношении фразы (со слов
«След мой...») большие, требующие широкого дыхания, сложны
интонационно и скачки на сексту и септиму.

Песню разучить с опорой на запись партитуры, отдельные фразы спеть по нотам, по нотам выучить второй голос. Двух-голосие или трехголосие в этой песне может быть очень разным. Надо выбрать реальный для своего класса вариант.

Д/з. Назвать музыку, связанную с образами природы.

637. Тема урока: «В чем сила музыки о природе?»

I. Вход: Н А. Римский-Корсаков «Шехерезада». I часть (раз­работка).

0 чем эта музыка?

Это — морской пейзаж. Н. А. Римскнй-Корсаков по образова­нию был морским офицером, совершил трехлетнее кругосветное плавание на парусном судне— клиппере «Алмаз». Море, морская стихия — одна из любимых тем в творчестве композитора.

Как называют морской пейзаж? (Марина.) Кто может назвать замечательного русского художника-мариниста? (И. К. Айвазов­ский.)

П. И. К. Айвазовский, «Волна». Смотрим слайд и слушаем фрагмент из I части симфонической сюиты «Шехерезада».

Что объединяет музыку и картину?

Называю произведение Н. А. Римского-Корсакова — «Шехере­зада».

Кто такая Шехерезада? В каких сказках мы встречаем это имя?

1 часть симфонической сюиты посвящена легендарному Синд­
баду-мореходу и называется «Море и Синдбадов корабль» (по
предварительным наброскам композитора).

III. Если вы помните, то морская стихия ярко представлена
и в опере «Садко». Вступление к опере так и называется —
«Океан — море синее».

1. Слушаем запись.

2. Сравниваем два морских пейзажа Н. А. Римского-Корса­
кова.

Отметить более сдержанный, суровый, сумрачный, северный характер вступления к опере «Садко». Сравнить оба фрагмента с картиной.

Какой морской пейзаж ближе по настроению, колориту?

IV. Распевание:

I. «Степь да степь кругом», русская народная песня.

Задание: сочинить подголоски, услышав их в фактуре форте­пианного сопровождения.

Первоначально работа идет по фразам. Главное — показать детям, что возможно множество вариантов, и дать им попробовать несколько раз. Эта работа — начало гармонической импрови­зации.


2. «Как по морю» — русская народная песня в обработке
А. Свешникова. Разучивание первой фразы-распева. Почувство­
вать беспредельную широту этого распева.

3. Игра «Найди трезвучие». Играю различные аккорды, прошу
детей поднимать руки, если услышат трезвучие в мелодическом
положении квинты.

V. А. Зацепин «Ты слышишь, море».

1. Гармоническое упражнение в процессе распевания необхо­димо, так как я разучиваю с детьми фрагмент песни на три голоса, а этот фрагмент начинается с трезвучия. По сути дела, надо вы­учить четыре аккорда; так как эхо, несомненно, более сложное,

можно поручить ансамблю более подвинутых в вокально-хоровой

области детей.

Считаю, что упражнения для развития гармонического слуха также необходимы в процессе распевания, как и чисто вокальные упражнения. Хорошо петь кадансы из песен, которые дети разучи­вают; упражнения типа: нижний звук из трех, средний звук из трех — иначе невозможно будет работать в седьмых-восьмых классах над трехголоснем, хотя бы эпизодически. Подробнее эта работа описана в статье в журнале «Музыка в школе> за 1990 год, №№ 3, 4; № 1 за 1991 год.

2. Продолжение работы над песней, работать над кантиленой, над дыханием, над ведением фразы. Учить текст II куплета.

Д/з. Написать пейзаж к одному из морских пейзажей Н. А. Риме кого-Корсакова, услышанных на уроке.

638. Тема урока: «В чем сила музыки о природе?»

I. Вход: С. В. Рахманинов, «Концерт № 3» (1909 год).

Чья музыка?

Связь с образами русской природы. Родины, Пейзажность.

П. Распевание:

1. Тема 111 концерта С. Рахманинова (вокализ на «a») f, [is, g.

2. «Степь да степь кругом», русская народная песня — импро­
визация гармоническая.

3. «Как по морю», русская народная песня — распев.

4. «Тонкая рябина», русская народная песня — повторение
4 класса. Прошу детей сочинить второй голос, помогая им форте­
пианной фактурой.

III. «Среди долины ровныя», русская народная песня. 1 Разучивание по слуху сразу двух фраз (1 и 2).

2, 3 и 4 фразы учим всем классом по слуху второй голос.

3, Сопрано в 3-й фразе накладываем методом верхней вторы.

4, 4 фразу сопрано должны сами услышать и выучить «про
себя», пока вторые голоса поют свою партию, а партитура целиком
исполняется на фортепиано.



Какие из исполненных русских народных песен ближе всего по интонациям и характеру к музыке С. В. Рахманинова?

IV. А. Зацепин «Ты слышишь, море» — повторение, работа над
исполнением.

V. Н. А. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье».

1. Исполнение-показ.

2. Анализ содержания: музыка создает ощущение весеннего,
радостного, счастливого, возбужденного обновления.

3. Разучивание с опорой на пальцовку по фразам 1 части.

Ритм 2-й части учить по записи на доске, можно даже про­сол ьфед жировать, так как интонации более сложные; особенно часто дети делают ошибки в конце 3-й фразы, ее-то и полезно спеть хотя бы один раз с названием нот.

III часть романса лучше оставить для разучивания на сле­дующем уроке.

VI. С. В. Рахманинов «Весенние воды» (1906 год).

1. Прослушивание в записи.

2. Определение содержания: гимн радости, весне, обновлению
жизни; ожидание счастья, свершения желаний; устремленность
в мир прекрасной мечты, в мир счастья.

3. Сравнить с романсом «Звонче жаворонка пенье» Н. А. Рим­
ского-Корсакова.

Две картины весны: весна утвердившаяся, светлая, уверенно прекрасная и весна — ожидание, полное волнения, трепета, тре­воги, поэтичности.

Анализ романса «Весенние воды» (часть анализа перенести на следующий урок):

1. Устремленность интонаций вверх.

2. Бурный, подобно потоку весенних вод, не дублирующий
мелодию, аккомпанемент.

3. Мажорный лад (преимущественно). Мажорные и минорные
фразы, чередуясь, напоминают игру света и тени на солнце.

4. Быстрый темп.

5. Непрерывное развитие музыкального образа, смена настрое­
ния, характера; динамика развития.

VII. И. Левитан «Весна. Большая вода». А. Рылов «В голубом
просторе». Смотрим оба слайда.

Какая картина ближе по настроению и содержанию к романсу «Весенние воды»?

И там, и там весна, однако картина И. Левитана более спокой­на, статична, менее взволнованна, чем романс, а в картине А. Рылова, несмотря на несходство пейзажа, мы видим простор, величие, ощущаем полноту жизни, красоту мечты, которую олице­творяет белый парусник, устремленность в будущее, к обновлению, к счастью.

Итак, пейзаж разный, а настроение, чувства, мысли — близкие.

639. Тема у р ока: «В чем сила музыки?»


I. Вход: «Прелюдия» G-dur С. В. Рахманинов (повторение
4 класса).

Чья музыка?

Определить пейзажный характер музыки. Какая картина могла бы вспомниться? (И. Левитан «Весна. Большая вода»).

II. Распевание:

1. Тема III концерта С. В. Рахманинова (вокализ).

2. «Степь да степь кругом» — гармоническая импровизация.

3. «Сирень» С. В. Рахманинов — первая интонация трихор-
довая, текст «Поутру, на заре, / По росистой траве».

Прозрачность, поэтичность музыки, рисующей весеннее утро.

III. «Среди долины ровный», русская народная песня — про­
должение разучивания. Работа над кантиленой, над созданием
образа прекрасной, раздольной русской природы.

IV. «Звонче жаворонка пенье» Н. А. Римский-Корсаков —
продолжение разучивания. Разучить III часть.

V. «Весенние воды» С. В. Рахманинов.

1. Повторное прослушивание.

2. Завершение анализа.

VI. С. В$Рахманинов. II концерт для фортепиано с оркестром,
1901 г.

Музыка всегда отражает атмосферу времени, раскрывает внут­ренние проблемы человека. Для музыки С. В. Рахманинова ха­рактерны поиски нравственного идеала. Многие проблемы челове­чества получат решение, если люди станут лучше. Музыка облаго­раживает, совершенствует человека (И. С. Бах, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Одна из важных тем музыки С. В. Рах­манинова: от прекрасного в человеке — к созиданию прекрасного в мире, посвящен гениальный II концерт для фортепиано с оркестром.

1. Исполнение тем II концерта на фортепиано.
Колокольность, напряженность, патетический до минор главной

картины постепенно, с трудом поднимающейся вверх, как бы долго раскачиваясь на первой секунде. Светлая пейзажная лирика побочной партии. Дети обычно называют ее темой Родины.

2. Прослушивание I части концерта в записи.

3. После прослушивания анализ не проводить. Выяснить толь­
ко, понравилась ли музыка.

Д/з. Биография С. В. Рахманинова.

Эпиграф. «Главная революцияэто революция внутри

человека». А. П. Чехов

641. Тема урока: «В чем сила музыки?» I. Вход: II концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахма­нинова (фрагмент).

Что слушали? Чья музыка?

Закрепить представление детей о жанре концерта.


II. 1. Напоминаю основные темы концерта. Прошу проследить за их развитием, изменением характера музыки.

2. Прослушивание I части в записи.

Если на первом уроке давать концерт в исполнении автора, то на этом уроке надо дать современную, более чистую запись в исполнении крупного музыканта. Я даю слушать концерт в испол­нении С. Рихтера.

Об исполнителях музыки надо, no-возможности, подробно говорить с детьми. Я всегда стараюсь называть имена исполни­телей, сравнивать различное исполнение одного и того же произве­дения разными музыкантами. Исполнительство — одна из важных линий программы, и необходимо, чтобы дети понимали сложность и важность исполнительской деятельности в музыке, где подчас от качества исполнения зависит судьба произведения.

3. Анализ с повторением необходимых фрагментов в записи
и на фортепиано.

1) Взволнованность, напряженность, стремление вперед к све­
ту, к счастью, к лучшей жизни. Драматизм, мужественность,
оптимизм — и светлая, нежная, проникновенная лирика.

2) Героическое, мужественное, суровое звучание главной
партии, приобретающей маршеобразный, величественный характер.
Репризу обязательно послушать еще раз. Лучше всего сказал о
II концерте С. В. Рахманинова композитор Н. Метнер: «Тема
его вдохновеннейшего II концерта есть не только тема его жизни,
но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких
тем России и только потому, что душа этой темы русская...,
каждый раз с первого.же колокольного удара чувствуешь, как
во весь рост подымается Россия».

III. Распевание:

1. Тема III концерта С. В. Рахманинова (вокализом).

2. «Среди долины ровныя» — I и II фразы f, fis, g.

3. «Среди долины ровныя» — исполнение на два голоса.

4. «Сирень» С. В. Рахманинов. Выучить II фразу, работать
над качеством звука.

IV. «Звонче жаворонка пенье», Н. А. Римский-Корсаков.
Завершение разучивания. Работа над исполнением.

642. Тема урока: «В чем сила музыки?»

Эпиграф к уроку: «Моцартесть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».

П. И. Чайковский

I. Вход: «Маленькая ночная серенада», ч. I. (1787 г.)

II. Приветствие:

Рада видеть Rac, ребята, Добрый день, мои друзья! (мелодия «Аллилуйя», В. А. Моцарт).

Беседа.— Чья музыка звучала? Портрет Моцарта. Какую музыку В. А. Моцарта вы можете назвать?


(«Турецкое рондо», Симфония № 40, наиграть фрагменты.)

Мы вошли в класс под музыку «Маленькой ночной серенады». Это была первая часть. «Маленькая ночная серенада» — как бы небольшая симфония, в ней четыре части.

III. «Маленькая ночная серенада», IV часть, прослушивание
в записи.

1. Перед прослушиванием повторить принципы построения
музыки: повторение, повторение с изменением A Ai A2 A3 А*

— вариации, повторение и контраст АВАСА — рондо. На доске написаны формулы:

1) А А! А2 Аз А4 А5 — вариации.

2) АВАСА —рондо.

2. Пусть дети сами назовут по записанным формулам наз­
вания музыкальных форм, учитель их затем напишет на доске.

3. Задание перед прослушиванием:

а) Определить характер музыки.

б) Определить музыкальную форму.

4. Прослушивание в записи.

5. Анализ:

1) Характер музыки — светлый, радостный, изящный, жизне­
утверждающий.

2) Ярко 'выражена танцевальность. (Жанровость.)

3) Очень быстрый, даже стремительный темп.

4) Мажорный лад.

5) Форма рондо. Здесь форма рондо необходима для постоян­
ного утверждения главной музыкальной мысли — ощущения ра­
дости, счастья, полноты жизни. Прошу детей найти слова для
определения качества музыки В. А. Моцарта: ясность, прозрач­
ность, стройность, изящество, мелодическое богатство.

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»:

Какая глубина!

Какая смелость и какая

стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того

не знаешь!

IV. Распевание: В. А. Моцарт высоко ценил И. С. Баха, с твор­
чеством которого он познакомился в последние годы жизни.
В. А. Моцарт учился у Баха мастерству полифонического письма.

1. И. С. Бах — Ш. Гуно «Ave Maria» D, Es, E, F, Fis (I фраза).

2. «Аллилуйя» В. А. Моцарт, I и II фраза на слог «ле», разу­
чить по пальцовке, петь в тональностях D, Es, E, F, Fis, G.

3. «Lacrymosa», I фраза вокализом на «а» в тональностях
a, b, h, с.

4. Определение на слух мажорного трезвучия среди других
аккордов (в мелодическом положении квинты).

5. Исполнение партитуры хора «Откуда приятный и нежный
тот звон» из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта» (I часть);


найти в партитуре все мажорные трезвучия (произведение не называть).

Вслушаться в красоту созвучий, аккордов, их соотношений.

В. А. Моцарт писал музыку в гомофонно-гармоническом скла­де, хотя использовал и приемы полифонии. Именно поэтому А. С. Пушкин, характеризуя музыку В. А. Моцарта, и говорил о стройности. Ясные, красивые, прозрачные последовательности аккордов, увенчанные прекрасной мелодией, напоминают красоту пропорциональных, строгих, ясных линий здания эпохи класси­цизма. В С.-Петербурге — это творение великого К. Росси — ули­ца зодчего Росси. Показать слайд (можно и другой, может быть, то, что рядом, в своем городе, или примеры европейского классицизма). Сыграть детям несколько ярких фрагментов, ил­люстрирующих данный тезис:

Соната C-dur I часть В. А. Моцарт.

Соната D-dur I часть В. А. Моцарт.

Фантазия c-moll — начало В. А. Моцарт.

V. «Откуда приятный и нежный тот звон», В. А. Моцарт. Хор из оперы «Волшебная флейта».

1. Показ в записи, в исполнении детского хора.
Звучала эта музыка на уроке?

2. Разучивание. Можно исполнить первую и третью части трех­
голосно, а среднюю — двухголосно, то есть обычный концертный
вариант. Это — трудно. На уроке легче учить I и II часть двух­
голосно, почти все время в терцию, а вторую часть учить одно­
голосно. Любой вариант, выбранный учителем, должен быть напи­
сан на доске в виде партитуры. На первом уроке достаточно
выучить одну первую (а значит и третью, так как они одинаковы)
часть.

Если учить двухголосно, то путь работы предлагается такой:

1. Сольфеджирование второго голоса.

2. Разучивание его с текстом.

3. Закрепление второго голоса (играется партитура — поют
вторые голоса).

4. Первые должны выучить свой голос по слуху, следя по
партитуре, пока поют вторые и звучит партитура целиком. Если
не успели — сыграть партитуру еще раз и послушать ее, всем
петь «про себя».

5. Первые сопрано поют вслух свою партию сразу с текстом.
Работать над легким полетным звуком и чистым интонированием
скачков в 4 фразе. Обязательно следить и у сопрано и у альтов
за сохранением вокальной позиции. Если класс достаточно подви­
нут, то трехголосье учится так:

1. II-й голос по принципу средний звук из трех поет весь
класс, глядя в партитуру и называя ноты.

2. Нижний голос учится как упражнение — нижний звук из
трех, по партитуре с названием нот.

3. Затем эта работа проводится с текстом.


       
   
 
 


Этот путь работы — от общего к частному — необычен, реже применяется, и дети с удовольствием учат и вслушиваются в пре­красные созвучия В. А. Моцарта.

VI. Тест на определение стиля В. А. Моцарта. Задание: Найти музыку Моцарта. Если будут названы другие композиторы, то это еще одна отличная отметка. В этом тесте есть два уровня сложности — первые три фрагмента — необходимый для данного урока, четвертый фрагмент — повышенной сложности, и, если дети не назовут здесь автора, это не снизит общей отметки.

1. В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (фраг­
мент).

2. Л. Бетховен. «Кориолан» (фрагмент).

3. В. А. Моцарт. Симфония № 41, экспозиция.

4. П. И. Чайковский. «Моцартиана», ч. III (фрагмент).
Проверяем тест все вместе. Обычно первые три задания детьми

выполняются правильно, напоминаю, что «пять» ставится, если назван Моцарт первым и третьим, еще одна пятерка — за Бетховена, если его узнали, ну а четвертое задание обычно вызы­вает споры, многие дети называют Моцарта, но иногда — и Чай-коьского.

Здесь уместно привести слова П. И. Чайковского: «Музыка „Дон Жуанй" была первой музыкой, произведшей на меня потря­сающее впечатление. Через нее я проник в тот мир художественной красоты, где витают только величественные гении. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке — я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете».

Д/з. Краткая биография В. А. Моцарта.

643. Тема урока: «В чем сила музыки?>

I. Вход: «Маленькая ночная серенада», IV часть.

Чья музыка? Как называется? Как построена эта музыка? (форма рондо.)

Повторное целостное прослушивание.

II. Тест на определение стиля В. А. Моцарта.

1. В. А. Моцарт. Финал симфонии № 40.

2. П. И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джу­
льетта». Побочная партия.

3. В. А. Моцарт. Серенада D-dur I часть.

III. Распевание:

7U

1) И. С. Бах — Ш. Гуно «Avc Maria» Es-Fis вверх по полу­
тонам.

2) «Аллилуйя» — на слог «ле» E-G вверх по полутонам.

3) «Lacrymosa» I фраза вокализом а, Ь, h, с.

4) Петь первую фразу хора из оперы «Волшебная флейта» как
каданс при любом варианте переложения.


IV. Хор из оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. Партитура на доске.

1. Повторение I части. Работать над фразой, мягкими окон­
чаниями.

2. Разучивание второй части с опорой на нотную запись.
Работать над точным исполнением распевов, штрих — поп legato.
Работать над кантиленой и ведением фразы. Точно выполнять все
паузы, выдерживать заданный темп. Снятия выполняются без
перетяжек. Допевать долгие звуки в конце фраз. Попробовать
исполнить хор в трехчастной форме.

V- Как всякий великий композитор, В. А. Моцарт писал разную музыку: и светлую, и драматическую, и радостную, и трагическую. В последний год жизни В. А. Моцарту неизвестный заказчик в маске, одетый в черное (можно прочесть отрывок из трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»), заказал заупокойную мессу. В католической церкви заупокойная месса (служба с пе­нием) называется «Реквием». Текст «Реквиема» латинский и напи­сан он еще в раннем средневековье. Текст не меняется, а вот разной музыки на этот текст написано очень много (как в случае с «Ave Maria»). «Реквием» есть у Д. Верди, Л. Керубини, Г. Берлиоза, И. Брамса и т. д.

Б. А. Моцарт писал свой «Реквием», будучи тяжело больным, чувствуя приближение смерти. Он считал, что пишет «Реквием» для себя. Несмотря на то, что композитор не закончил «Реквием», друзья собрались у него незадолго до смерти и по наброскам спели творение композитора целиком.

«Реквием» — довольно крупное сочинение. Называется эта месса по первым словам:

Reqiem actemam dona eis Domine! (Вечный покой даруй им, господь!). Самая скорбная часть называется «Lacrymosa» (слез­ная). Напоминаю мелодию вокализа и пою с текстом.

Прослушивание в записи (без света).

Великая музыка. Одно из самых проникновенных в мировой музыкальной литературе выражений скорби, нежности, печали; отражение глубины понимания Моцартом проблемы жизни и смерти человека. Завершающий мажорный аккорд (Amen) звучит как утверждение ценности человеческой жизни. Каждый человек оставляет свой неизгладимый след на земле своей жизнью, своими делами. Жизнь прекрасна — так жизнеутверждающе звучит по­следний аккорд «Реквиема».

Повторное прослушивание.

Примечание. На этом уроке необходимо побеседовать с детьми о жизни и творчестве В. А. Моцарта по материалам Д/з. Место этой беседы может быть и перед прослушиванием «Lacry­mosa» и в конце урока. Какие вопросы необходимо осветить.

1. Моцарт — чудо-ребенок.

2. Служба у архиепископа.

3. Начало творческого пути — Италия 1769—1772 гг. Болон-
ская академия.


4. Разрыв с архиепископом — первый шаг в истории музыки
к независимости композитора. Переезд в Вену.

5. Назвать наиболее известные оперы и основные произведе­
ния в других жанрах.

Отдельно коснуться вопроса о смерти В. А. Моцарта. На осно­вании сегодняшних научных исследований доказано, что В. А. Мо­царт умер своей смертью. Он был очень больной человек, если же учесть невероятную трудоспособность и очень раннее начало твор­ческой деятельности, то станет ясно, что легенда, увековеченная гениальной трагедией А. С. Пушкина, не имеет под собой серьез­ных оснований. Здесь необходимо назвать книгу Б. С. Штейн-пресса «Очерки и этюды» (М., Советский композитор, 1980 г.), где подробно освещается этот вопрос.

А вот нравственную проблему, поставленную А. С. Пушкиным, о соотношении гения и таланта, добра и зла, «а гений и злодей­ство — две вещи несовместные» — стоит обсудить с детьми.

И еще одно замечание. Дети мыслят конкретно, поэтому я всегда привожу один и тот же довод: человек работает обычно в жизни 30—35 лет (в среднем, сейчас, а во времена В. А. Моцарта гораздо меньше, так как меньше была продолжительность жизни). В. А. Моцарт прожил полных 35 лет, из них музыкальному исполнительству и творчеству он отдал 30 лет, так как начал он настоящую, серьезную, недетскую творческую работу в искус­стве с 5-ти лет!

И второй, очень важный фактор — Моцарт был чрезвычайно продуктивным композитором, писал много, быстро, без чернови­ков: произведение сначала сочинялось композитором мысленно, а затем он лишь записывал то, что услышал в своей душе, сердце, внутренним слухом.

Оставшиеся уроки должны быть обобщающими, кроме того, 2—3 урока надо оставить на повторение и закрепление основных, наиболее сложных понятий, тем, произведений. Очень хорошо про­вести подобный обобщающий урок, сравнивая музыку двух ве­ликих русских композиторов: П. И. Чайковского и С. В. Рахма­нинова. Повторить VI симфонию П. И. Чайковского, «Сентимен­тальный вальс», темы балетов. Можно повторить в форме му­зыкального диктанта. Остановиться на музыке П. И. Чайковского с точки зрения основных тем программы. Найти характерные черты творческого стиля. Подобным же образом повторить произ­ведения С. В. Рахманинова: II и III концерты, Прелюдии. Повторить вокальные произведения обоих композиторов. А глав­ным материалом на этом уроке может стать I концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Надо, на мой взгляд, обязательно дать фрагмент I части, может быть, стоит сократить вторую часть и дать финал целиком. Сравнить концерты П. И. Чай­ковского и С. В. Рахманинова. Найти общее и различное. Эту работу можно делать и в течение двух уроков, расширив рамки музыкального материала.


Расширить понятие о жанре концерта. Показать русский хоро­вой концерт, например, концерт М. Березовского «Не отверзи меня во время старости», I ч. Можно рассказать детям о тради­циях русского хорового и инструментального концерта.

Сегодняшний день нашей страны характерен особенно при­стальным вглядыванием в нашу историю и культуру. Не стоит ли и нам обратить свое внимание к типично русскому жанру хорового концерта в его лучших, классических проявлениях.

Другая тема — это красота и сила музыки о нашей современ­ности. На этом уроке может звучать как материал, предложен­ный программой: «Время, вперед!» Г. Свиридова, «Отъезд» С. Прокофьева, так и другой материал, характеризующий наше время, например: «Перезвоны» В. Гаврилина, фрагмент I части V симфонии Д. Шостаковича, III симфонии А. Шнитке. Конечно, этот урок учитель может подготовить прежде всего в зависимости от наличия музыкального материала. К сожалению, записей современной классической музыки сейчас практически нет в про­даже, что очень затрудняет работу учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: