Россия в первой половине XIX века. Классицизм,сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы
Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; работа со словарём литературоведческих терминов
Знатьосновные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.
Уметьсоставлять тезисный план или конспект лекции учителя
История: исторический фон эпохи(«дней Александровых прекрасное начало», война 1812 года, восстание декабристов, Николаевская реакция, оживление вольнолюбивых настроений). Полемика западников и славянофилов о путях развития России
Работа со словарём, запись лекции учителя
Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выразительно читать стихотворения «Погасло дневное светило», «Элегия»
Художественные открытия лирики А.С. Пушкина
Краткий обзор жизни и творчества А.С. Пушкина. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия»)
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений,поиск в них черт романтического ви-
Знатьособенности романтической лирики Пушкина. Уметь:анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворения с литературным направлением; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему
Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение об особенностях лирического героя А.С. Пушкина; ответы учащихся на проблемные вопросы: чем отличается романтическая лирика Пушкина периода Южной ссылки от сти-
хотворений поэта, написанных в Михайловском; почему увлечение романтическими идеалами в зрелом творчестве поэта уступает место реализму?
Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина
«Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм. Вольнолюбивые мотивы, политическое и философское осмысление поэтом темы свободы. Восприятие свободы как высшей жизненной ценности («Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пинде-монти»)
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений, индивидуальное сообщение «Пушкин и декабристы»
Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему
История: Пушкин и декабристы. Ответить на вопрос: какое отражение получили идеи участников «Союза благоденствия» в оде А.С. Пушкина «Вольность»?
Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение о влиянии декабристских идей на творчество А.С. Пушкина. Ответы учащихся на проблемные вопросы: какую эволюцию претерпели вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина; как в творчестве поэта сочетаются элегический и одический романтизм?
Выразительно читать стихотворения «Подражания Корану», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений
Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина
«Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С. Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). Анализ стихотворений «Подражания Корану», «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Сравнительный анализ текста молитвы преподобного Ефрема Сирина и стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений, составление к ним религиозно-философского комментария
Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению. Уметьанализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления; сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения
Текст молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, лю-боначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»
Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ текста молитвы и стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»; ответы учащихся на проблемный вопрос: почему от «чистого афеизма» молодых лет в конце жизни Пушкин приходит к осмыслению вечных истин?
Прочитать поэму «Медный всадник», ответить на вопрос: Какое развитие нашла в поэме тема «маленького человека»?
«Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста произведения. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий и характеров. Продуктивная творческая: выразительное чтение эпизодов поэмы; устное словесное
Знатьидейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека»; каково значение творчества
История: преобразовательная деятельность Петра Первого. Литература: образ маленького человека в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинели» Н.В. Гоголя. Ответить на вопрос: почему именно Пушкин
Выразительное чтение; устное словесное рисование; сравнительный анализ; ответы на проблемные вопросы: в чём смысл представленного в произведении Пушкина контраста «мед-
Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»; выразительно читать стихотворения «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне
рисование. Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста со скульптурными произведениями; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ тех произведений Пушкина и Гоголя,в которых нашёл воплощение образ «маленького человека»
Пушкина для русской и мировой культуры.
Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника»; сравнивать пушкинский «Медный всадник» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа
первым в русской литературе создал образ «маленького человека»? Скульптура: памятник Петру работы Фальконе (1782 г.). Вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло. Ответить на вопросы: смогли ли авторы памятника Петру Первому передать величие личности русского императора? Близок ли «Медный всадник» Пушкина образу государя, созданному Фальконе?
ного всадника» и «маленького человека»; разрешим ли конфликт частного лица и державной власти?
с молитвою...»), «я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
Жизнь и творчество (обзор). Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ стихотворений «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста с произведениями живописи; самостоятельный
Знатьадресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; сравнивать художественные
Литература: любовная лирика А.С. Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновение...» и
ДР-)-Ответить на вопрос: чем отличаются пушкинская и лермонтовская концепции любви? Изобразительное искусство:
Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ стихотворений; работа с внетекстовыми материалами (мемуарами, воспоминаниями, записками и т.д.); ответы на
Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу.».
так пылко я люблю...». Противостояние «красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и охладелого сердца
поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ произведений Пушкина и Лермонтова о любви, подготовка индивидуального сообщения «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова» с помощью внетекстовых материалов
произведения Пушкина и Лермонтова о любви; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа,систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему
портреты Е.А. Сушковой (рис. М.Ю. Лермонтова на рукописи стих. «Стансы»), Н.Ф. Ивановой (рис. В.Ф. Бинкемана), В. Лопухиной в образе испанской монахини (акварель М.Ю. Лермонтова), Е. Бы-ховец. Ответить на вопрос: что объединяет женские образы,воплощённые на портретах, и в чём их различие?
проблемные вопросы:способен ли лирический герой Лермонтова сказать при расставании: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим...»? В чём причина трагического одиночества героя Лермонтова?
Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова
Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...». Углубление понятий о романтизме и реализме в
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие стихотворений, заучивание наизусть. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста с произведениями живописи; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чём заключается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём романтические и реалистические традиции.
Уметьанализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения
Изобразительное искусство: «Эпизод сражения при Валерике» (рис. М.Ю. Лермонтова). Ответить на вопрос: какими красками Лермонтов-поэт и Лермонтов-художник рисует картину сражения?
Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы: в чём заключается своеобразие художественного мира Лермонтова; какое воплощение нашли в его творчестве романтические и реалистиче-
Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект». Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Петербург в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя»
творчестве поэта, об их соотношении и взаимовлиянии
Исследовательская: анализ произведений, направленный на углубление понятий о реализме и романтизме, их соотношении и взаимовлиянии в творчестве М.Ю. Лермонтова
ские традиции?
Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Обзор жизни и творчества Н.В. Гоголя. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма,лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров, краткий пересказ отдельных эпизодов. Продуктивная творческая: устное словесное рисование «Прогулка по Невскому». Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование произведения. Исследовательская: сравнительный анализ произведений Гоголя и Пушкина, воспроизводящих образ Петербурга
Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира. Уметьустно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции
Литература: образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), в «Шинели» и «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Ответить на вопрос: чем обусловлена двойственность образа Петербурга в произведениях русских писателей девятнадцатого века?
Устное словесное рисование; краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы: в чём заключается своеобразие Петербурга Н.В. Гоголя? Как в облике города сочетаются трагедийность и комизм, лирика и сатира?
Определить основную мысль сочинения по произведениям русской литературы первой половины XIX века, разработать его план, подобрать иллюстративный материал к пунктам плана (темы сочинений даются учителем заранее)
10-
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века
Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему
Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров
Уметь определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор жанра сочинения
Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению
Найти материал в учебнике истории о социально-политической обстановке в России 1850-60 гг. XIX века
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Герой времени в литературе 1850-60 гг.
Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860 г. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусорг-
Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; возможно составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы
Знатьосновные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-60 гг. XIX века; особенности русской литературной критики данного периода. Пониматьсвязь процесса демократизации художественной литературы и культуры в целом с событиями эпохи. Уметьсоставлять синхронную историко-культурную таблицу
История: историческая обстановка в России 1850-60 гг. XIX века (Крымская война и смерть Николая Первого; противостояние либералов и демократов в общественной жизни страны; подготовка и проведение реформы 1861 года). Демократизация русского искусства, создание артели молодых художников во главе с И.Н. Крамским,положившей начало товариществу передвижников, и
Написать мини-сочинение «Как я представляю себе судьбу героя 50-60 гг. XIX века»?
ского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»). «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (НА Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии
возникновение сообщества композиторов (Могучая кучка)
Выбор пути. Обзор литературы 1870-1890 гг. XIX века
Пути развития России: время поисков направления движения общества. Достижения в области науки и культуры. Характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора в русской классике. Развитие русской философской лирики. Расцвет малых жанровых форм в последние десятилетия XIX века.
Классическая русская литература и её мировое признание
Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; возможно составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы.
Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 1870-90 гг. XIX века. Пониматьсвязь развития художественной литературы и культуры в целом с общественными движениями эпохи. Уметьсоставлять синхронную таблицу
История: «хождение в народ» и вопрос о необходимости жертвы во имя людей. Вступление к поэме А. Блока «Возмездие» как точная характеристика эпохи 1880-х гг. Ответить на вопрос: каким образом общественные движения эпохи повлияли на развитие художественной литературы и культуры?
Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Создание русского национального театра»
«Колумб
Обзор жизни и
Репродуктивная:
Знатьосновные
Изобразитель-
Тезисный
Индивиду-
Замоскво-
творчества
составление тезис-
этапы творческого
ное искусство:
план или кон-
альное сооб-
речья».
А.Н. Островского.
ного плана или
пути А.Н. Остров-
портрет А.Н.
спект лекции
щение «Ис-
А.Н. Ост-
Роль драматурга в
конспекта лекции
ского, роль драма-
Островского кис-
учителя;
тория созда-
ровский -
создании русского
учителя, заслуши-
турга в создании
ти В.Г. Перова.
сравнитель-
ния пьесы
первоот-
национального те-
вание индивиду-
русского нацио-
Ответить на во-
ный анализ
А.Н. Остров-
крыватель
атра. Островский -
ального сообщения
нального театра.
прос: каким пред-
текста пьес с
ского «Гро-
нового
наследник
на тему «Создание
Уметь составлять
стаёт перед нами
фрагментами
за»; подгото-
пласта рус-
Д.И. Фонвизина,
русского нацио-
тезисный план или
драматург на
из спектаклей
вить выбо-
ской жизни
А.С.Грибоедова,
нального театра».
конспект лекции
портрете Перо-
и кинофиль-
рочный пере-
Н.В. Гоголя. Про-
Поисковая: уста-
учителя; выступать
ва? Почему ху-
мов, снятых
сказ на тему
смотр фрагментов
новление ассоциа-
с сообщением на
дожник изобра-
по мотивам
«Нравы горо-
из спектаклей и
тивных связей с
заданную тему; ус-
зил Островского
произведений
да Калинова»
кинофильмов, сня-
кинофильмами и
танавливать ассо-
не в парадном
Островского
тых по мотивам
спектаклями по мо-
циативные связи
мундире, а в до-
пьес А.Н. Остров-
тивам пьес Ост-
художественного
машнем халате?
ского
ровского
текста с произве-
Кино и театр:
дениями других
фрагменты из
видов искусства
спектаклей и ки-
(театр, кино)
нофильмов, сня-
тых по произве-
дениям драма-
турга («Беспри-
данница» Я. Про-
тазанова, «Жес-
токий романс» Э.
Рязанова, «Же-
нитьба Бальза-
минова» К. Вои-
нова и др.).
Ответить на во-
прос: удалось ли
режиссерам и
актёрам досто-
верно воссоз-
дать мир героев
Островского?
Один день в городе Калинове
Урок-«путешествие» по городу Калинову. История создания пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы,своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе»
i "...
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения,изображённых в нём событий, характеров, выборочный пересказ отдельных эпизодов. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование произведения. Исследовательская: анализ текста пьесы
Знатьисторию создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме. Уметьвладеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать текст пьесы, выявляя способы выражения авторской позиции
Выборочный пересказ, комментированное чтение, анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы:почему произведения А.Н. Островского критик Н.А. Добролюбов назвал «пьесами жизни»? В чём, по вашему мнению, заключаются истоки самодурства как социального и психологического явления?
Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Подготовить выразительное чтение монологов Катерины (действие второе явление 10 и действие 5 явление 4)
«Отчего люди не летают так, как птицы?» (своеобразие внутреннего конфликта Катерины)
Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полю- са калиновского мира -
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление внутреннего конфликта произведения. Продуктивная творческая: выразительное чтение монологов Катерины, инсценирование эпизода свидания Катерины и Бориса.
Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народнопоэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная пробле-
Изобразительное искусство: иллюстрация СВ. Герасимова «Катерина» к драме А.Н. Островского «Гроза». Ответить на вопросы: в какой мере портрет Катерины совпал с вашими представлениями о героине пьесы? В чём иллюстрация
Выразительное чтение; инсценирование; анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы:что превалирует в поступках Катерины -«ум» или «сердце»? Почему возникает в её
Ответить на вопрос «Как соотносятся семейный и социальный конфликты в драме»? Подготовить чтение по ролям сцены покаяния Катерины (действие 4, явление 6). Ин-дивидуаль-
Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей текста пьесы и рисунка СВ. Герасимова. Исследовательская: анализ текста пьесы
матика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы,отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги, инсценировать эпизоды пьесы; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
дополняет ваше понимание образа Катерины?
монологах образ вольной птицы?
ное сообщение об исполнении роли Катерины различными актрисами
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), п ротест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Исполнение роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина-Косицкая, Тарасова)
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление внешнего конфликта произведения, различных видов протеста против «тёмного царства»; сообщение о сценической истории пьесы, об исполнении роли Катерины различными актрисами. Продуктивная творческая: чтение по ролям. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: анализ текста пьесы
Знатьосновные этапы развития внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их. Уметьчитать по ролям эпизоды пьесы; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера; найти информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тему
Театр: история сценической постановки «Грозы». Ответить на вопрос: какая из художественных интерпретаций роли Катерины на русской сцене вам ближе всего?
Чтение по ролям;анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Сценические интерпретации роли Катерины»; ответы на проблемные вопросы: что значит антитеза понятий «воля»-«неволя» для героев пьесы «Гроза»? Как расценивать покаяние Катерины: как её смирение или как победу над ложью, над своим грехом?
Подумать над вопросами «В чём заключается символика названия драмы "Гроза"?»; «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»? Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Символика имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского»
Драматургическое мастерство А.Н. Островского
1,
Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание в ней драматического, лирического и трагического начал
Репродуктивная: сообщение о символике имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: анализ текста пьесы
Знать особенности символики пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»; в чём заключается мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Уметьаргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; находить информацию в источниках различного типа,систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему
Анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Символика имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского»; ответы на проблемные вопросы:в чём своеобразие жанра пьесы А.Н. Островского? Что изменила в «тёмном царстве» смерть Катерины? Какой след оставила «гроза» в Калинове?
Подготовить развёрнутый план статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»
«Гроза» в оценке русской критики
Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы»)
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста критической статьи, составление конспекта. Исследовательская: сравнительный анализ статей Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»
Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»; ответ на проблемный вопрос: почему у Добролюбова и Писарева, критиков, принадлежащих к одному демократическому лагерю, воз-
Подготовиться к сочинению-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения)
никли столь разные трактовки образа Катерины?
20-21
Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза»
Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения-рассуждения на заданную тему
Знатьособенности рассуждения как типа речи. Уметьопределить основную мысль сочинения-рассуждения в соответствии с заданной темой; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат, необходимых для раскрытия пунктов тезисного плана сочинения; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения
Русский язык: особенности построения текста-рассуждения (тезис, доказательство, вывод)
Текст сочинения-рассуждения
Подготовить заочное путешествие в усадьбу И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново
«Душа моя, все мысли мои в России». Урок-заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново
Путь писателя от «натуры чисто внешней» (А.И. Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В.Г. Белинский). История рода Лутови-
Исследовательская: создание сценария заочной экскурсии в Спас-ское-Лутовиново
Уметьнайти информацию в источниках различного типа,систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему
Альбомы, набор открыток, фотографии, слайды с видами Спасско-го-Лутовинова
Групповые задания: подобрать материал о представителях семейства Кирсановых - Аркадии, Николае и Павле Петровичах. На-
новых и Тургеневых. Детство писателя. Главный дом усадьбы: кабинет Тургенева, его библиотека. Гости усадьбы (А. Фет, М. Щепкин, П. Киреевский, И.Аксаков, М. Савина). Парк Спасского-Лутовинова. Панорама жизни русской деревни. Окрестности села: овраг Кобылий Верх, Бирюков колодец, Бежин луг, Колотовка, Льгов и др. Спасское и его жители в произведениях Тургенева
рисовать герб рода Кирсановых, подготовить его описание
Русские дворяне Кирсановы
История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Ориентировочная беседа, выясняющая уровень первичного восприятия учащимися текста романа (работа с портретами Кирсановых кисти художников П. Боклев-ского и К. Рудакова). Кирсановы как лучшие представи-
Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов, связанных с изображением дворян Кирсановых. Продуктивная творческая: устное словесное рисование, защита гербов. Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями
Знатьисторию создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; в чём заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых. Уметьотбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; ориентируясь на художе-
История: противостояние либералов и революционеров-демократов в конце 1850-х гг. Ответить на вопрос: чем было вызвано расхождение взглядов либералов и революционеров-демократов в конце 1850 гг., какие" проблемы вызвали особенно ожесточённые споры? Изобразитель-
Выборочный пересказ как результат групповой работы;анализ текста; устное словесное рисование; комментированное чтение; ответы на вопросы репродуктивного и проблемного характера: с какой целью писатель вво-
Сопоставить образы П.П. Кирсанова и Евгения Базарова. Результаты работы занести в сравнительную таблицу. Подготовить комментированное чтение 10 главы романа и сцены дуэли между Павлом Петрови-
тели русского дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович -хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович - поборник европейской цивилизации
живописи; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение эпизода первой встречи Базарова с Павлом Петровичем. Исследовательская: анализ текста романа
ственные детали текста, создавать эскизы гербов литературных героев; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
ное искусство: портреты Н.П., П.П. и Аркадия Кирсановых работы художников П. Боклевского и К. Рудакова. Ответить на вопрос: кто из художников, по вашему мнению, точнее отразил характер господ Кирсановых?
дит в роман рассказ о семейной истории Кирсановых? Почему Тургенев сталкивает Базарова не с худшими, а с лучшими представителями дворянского общества?
чем и Базаровым
Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова
Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И.С. Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения
Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов,связанных с изображением конфликта отцов и детей. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение словесного поединка и дуэли Базарова с П.П. Кирсановым. Исследовательская: анализ текста романа
Знатьпричины и сущность конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, способы выражения авторской позиции и уметь объяснять их роль в произведении Тургенева. Уметь сравнивать героев-антагонистов; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи
Выборочный пересказ; анализ текста; комментированное чтение; ответы на вопросы проблемного характера: согласны ли вы с мнением Тургенева,что Базаров «побивает отцов справа и слева»? Почему словесный поединок перерастает в дуэль между уездным аристократом и столичным нигилистом? В чём особенности этой дуэли?
Ответить на вопрос «В чём заключается сила и слабость нигилизма Базарова?» Подготовить комментированное чтение сцены объяснения Базарова и Одинцовой в Никольском
Сила и
Черты личности,
Рецептивная: чте-
Знать: в чём за-
Естествозна-
Выборочный
Подобрать
слабость
мировоззрения Ба-
ние и восприятие
ключается сила и
ние: прогресс в
пересказ,
материал о
нигилизма
зарова. Отношение
текста.
слабость нигилиз-
области естест-
анализ тек-
взаимоотно-
Евгения
главного героя к
Репродуктивная:
ма Евгения База-
венных наук(ра-
ста, коммен-
шениях База-
Базарова
общественно-
выборочный пере-
рова; как герои ро-
боты Д.И. Мен-
тированное
рова и Арка-
политическим пре-
сказ эпизодов, свя-
мана проходят ис-
делеева, И.М.
чтение; отве-
дия.
образованиям в
занных с изобра-
пытание любовью,
Сеченова и др.).
ты на вопро-
Подготовить
России, к русскому
жением сильных и
какую роль данное
Ответить на во-
сы проблем-
краткий пере-
народу, природе,
слабых сторон ни-
испытание сыграло
прос: чем был
ного характе-
сказ эпизода
искусству, естест-
гилизма Ба
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: