учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Кол Содержание Виды Универсальные Внутри- и меж- Виды Домашнее Сроки  
  урока -во образования учебной учебные предметные контроля задание проведения  
    ча-   деятельности действия связи     План Факт  
    сов                  
                       
ВВЕДЕНИЕ  
  Русская   Основные темы и Репродуктивная: Знать:основные Литература: Тезисный Пользуясь      
  литература   проблемы русской составление тезис- темы и проблемы, связь русской план или кон- «Словарём      
  XIX века в   литературы XIX в. ного плана или получившие разви- классики с лите- спект лекции литературо-      
  контексте   (свобода,духовно- конспекта лекции тие в русской лите- ратурой предше- учителя ведческих      
  мировой   нравственные ис- учителя ратуре XIX века; ствующего пе-   терминов»,      
  культуры   кания человека,   понимать связь ху- риода (нравст-   вспомнить      
      обращение к наро-   дожественной ли- венный эталон   определения      
      ду в поисках нрав-   тературы с обще- человека и ие-   и характер-      
      ственного идеала,   ственными собы- рархия духовных   ные черты      
      «праведничество»,   тиями эпохи. ценностей в   классицизма,      
      борьба с социаль-   Уметь:составлять древнерусской   сентимента-      
      ной несправедли-   тезисный план или литературе; про-   лизма, ро-      
      востью и угнетени-   конспект лекции блемы воспита-   мантизма      
      ем человека). Ху-   учителя ния, просвеще-          
      дожественные от-     ния и граждан-          
      крытия русских пи-     ского служения в          
      сателей-классиков     произведениях          
            писателей клас-          
            сицизма; психо-          
            логизм сентимен-          
            тальной прозы,          
            её обращенность          
            к духовному миру          
            героя, его внут-          
            реннему «Я»;          
            человек в произ-          
            ведениях роман-          
            тизма и          
            реализма)          
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА  
  Обзор русской литературы первой половины XIX века   Россия в первой половине XIX века. Классицизм,сен­тиментализм, ро­мантизм. Зарожде­ние реализма в русской литературе первой половины XIX века. Нацио­нальное самоопре­деление русской литературы Репродуктивная: составление тезис­ного плана или конспекта лекции учителя; работа со словарём литера­туроведческих терминов Знатьосновные закономерности историко-литературного про­цесса; сведения о пушкинском и гого­левском периодах его развития. Уметьсоставлять тезисный план или конспект лекции учителя История: исто­рический фон эпохи(«дней Александровых прекрасное нача­ло», война 1812 года, восстание декабристов, Ни­колаевская реак­ция, оживление вольнолюбивых настроений). Полемика запад­ников и славяно­филов о путях развития России Работа со словарём, запись лек­ции учителя Индивидуаль­ное задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выра­зительно чи­тать стихо­творения «По­гасло дневное светило», «Элегия»      
  Художест­венные открытия лирики А.С. Пуш­кина   Краткий обзор жиз­ни и творчества А.С. Пушкина. Ро­мантическая лири­ка периода Южной и Михайловской ссылок. Особенно­сти пушкинского лирического героя, отражение в стихо­творениях поэта духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия») Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выра­зительное чтение стихотворений. Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, комментированное чтение стихотворе­ний. Исследователь­ская: анализ текста стихотворений,по­иск в них черт ро­мантического ви- Знатьособенности романтической ли­рики Пушкина. Уметь:анализиро­вать и интерпрети­ровать стихотворе­ния, используя све­дения из истории и теории литературы, соотнося стихотво­рения с литера­турным направле­нием; выразитель­но читать стихо­творения, соблю­дая нормы литера­турного произно­шения; выступать с сообщением на литературную тему Литература: особенности рус­ского романтиз­ма: В.А. Жуков­ский, поэты «пушкинской плеяды» (Е.А. Баратын­ский, К.Н. Батюш­ков, П.А. Вязем­ский). Ответить на во­прос: чем близки Пушкину роман­тические произ­ведения В.А. Жу­ковского, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского? Выразитель­ное чтение стихотворе­ний; индиви­дуальное со­общение об особенностях лирического героя А.С. Пушкина; от­веты учащих­ся на про­блемные во­просы: чем отличается романтиче­ская лирика Пушкина пе­риода Южной ссылки от сти- Выразитель­но читать стихотворе­ния «Воль­ность», «Сво­боды сеятель пустынный», «Из Пинде-монти». Воз­можно чтение наизусть от­дельных сти­хотворений. Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Пушкин и декабристы»      
        дения мира; доклад «Особенности пуш­кинского лириче­ского героя»     хотворений поэта, напи­санных в Ми­хайловском; почему увле­чение роман­тическими идеалами в зрелом твор­честве поэта уступает ме­сто реализму?        
  Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пуш­кина   «Чувства добрые» в пушкинской лири­ке, её гуманизм. Вольнолюбивые мотивы, политиче­ское и философ­ское осмысление поэтом темы сво­боды. Восприятие свободы как выс­шей жизненной ценности («Воль­ность», «Свободы сеятель пустын­ный», «Из Пинде-монти») Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выра­зительное чтение стихотворений. Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, комментированное чтение стихотворе­ний. Исследователь­ская: анализ текста стихотворений, ин­дивидуальное со­общение «Пушкин и декабристы» Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осоз­нания необходимо­сти общественной свободы, «вольно­сти святой» в ран­ней лирике до по­нимания свободы как личной незави­симости в позднем творчестве; анали­зировать и интер­претировать стихо­творения, учиты­вая символику ал­легорических обра­зов; выразительно читать стихотворе­ния, соблюдая нормы литератур­ного произноше­ния; выступать с сообщением на литературную тему История: Пушкин и декабристы. Ответить на во­прос: какое отра­жение получили идеи участников «Союза благо­денствия» в оде А.С. Пушкина «Вольность»? Выразитель­ное чтение стихотворе­ний; индиви­дуальное со­общение о влиянии де­кабристских идей на твор­чество А.С. Пушкина. Ответы уча­щихся на проблемные вопросы: ка­кую эволю­цию претер­пели вольно­любивые мо­тивы в лирике А.С. Пушкина; как в творче­стве поэта сочетаются элегический и одический романтизм? Выразитель­но читать стихотворе­ния «Подра­жания Кора­ну», «Вновь я посетил», «Отцы пус­тынники и жены непо­рочны», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Возможно чтение наи­зусть отдель­ных стихо­творений      
  Религиозно-философ­ская лирика А.С. Пушки­на   «Вечные темы» и их философское осмысление в по­эзии А.С. Пушкина (любовь и дружба, свобода и творче­ство, человек и природа, жизнь и смерть, смысл че­ловеческого бы­тия). Анализ стихо­творений «Подра­жания Корану», «Вновь я посе­тил...», «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных...». Сравни­тельный анализ текста молитвы преподобного Еф­рема Сирина и сти­хотворения «Отцы пустынники и жены непорочны» Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выра­зительное чтение стихотворений. Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, комментированное чтение стихотворе­ний. Исследователь­ская: анализ текста стихотворений, со­ставление к ним религиозно-философского комментария Знать, какое во­площение в твор­честве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их ре­лигиозно-философскому ос­мыслению. Уметьанализиро­вать и интерпрети­ровать стихотворе­ния с позиции их религиозно-философского ос­мысления; сравни­вать художествен­ные произведения и внетекстовые ма­териалы; вырази­тельно читать сти­хотворения, со­блюдая нормы ли­тературного произ­ношения Текст молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Вла­дыка живота мое­го! Дух праздно­сти, уныния, лю-боначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и люб­ви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Гос­поди Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благо­словен еси во веки веков. Аминь» Выразитель­ное чтение стихотворе­ний; сравни­тельный ана­лиз текста молитвы и стихотворе­ния «Отцы пустынники и жены непо­рочны»; от­веты учащих­ся на про­блемный во­прос: почему от «чистого афеизма» молодых лет в конце жизни Пушкин при­ходит к ос­мыслению вечных ис­тин? Прочитать поэму «Мед­ный всад­ник», отве­тить на во­прос: Какое развитие на­шла в поэме тема «ма­ленького че­ловека»?      
  «Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»   Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евге­ния и проблема индивидуального бунта. Образ Пет­ра. Художествен­ная символика по­эмы. Своеобразие жанра и компози­ции произведения. Развитие реализма в творчестве Пуш­кина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста произведения. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изо­бражённых в нём событий и характе­ров. Продуктивная творческая: выра­зительное чтение эпизодов поэмы; устное словесное Знатьидейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чём заключается свое­образие конфлик­та, жанра и компо­зиции произведе­ния; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького чело­века»; каково зна­чение творчества История: преоб­разовательная деятельность Петра Первого. Литература: образ маленького человека в по­вести А.С. Пуш­кина «Станцион­ный смотритель» и «Шинели» Н.В. Гоголя. Ответить на во­прос: почему именно Пушкин Выразитель­ное чтение; устное сло­весное рисо­вание; срав­нительный анализ; от­веты на про­блемные во­просы: в чём смысл пред­ставленного в произведении Пушкина кон­траста «мед- Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»; выразительно читать стихо­творения «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне      
        рисование. Поисковая: уста­новление ассоциа­тивных связей ху­дожественного тек­ста со скульптур­ными произведе­ниями; самостоя­тельный поиск от­вета на проблем­ные вопросы. Исследователь­ская: сравнитель­ный анализ тех произведений Пуш­кина и Гоголя,в которых нашёл во­площение образ «маленького чело­века» Пушкина для рус­ской и мировой культуры. Уметь анализиро­вать и интерпрети­ровать произведе­ние, выявляя спо­собы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в рас­крытии идеи «Мед­ного всадника»; сравнивать пуш­кинский «Медный всадник» и знаме­нитый памятник Петру Первому ра­боты Фальконе, подчёркивая доми­нанту каждого об­раза первым в русской литературе создал образ «маленького че­ловека»? Скульптура: па­мятник Петру ра­боты Фальконе (1782 г.). Вдохно­венное лицо им­ператора, создан­ное М. Калло. Ответить на во­просы: смогли ли авторы памятни­ка Петру Перво­му передать ве­личие личности русского импера­тора? Близок ли «Медный всад­ник» Пушкина образу государя, созданному Фальконе? ного всадни­ка» и «ма­ленького че­ловека»; раз­решим ли конфликт ча­стного лица и державной власти? с молит­вою...»), «я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Возможно чтение наи­зусть отдель­ных стихо­творений      
  Адресаты любовной лирики М.Ю. Лер­монтова   Жизнь и творчест­во (обзор). Адреса­ты любовной лири­ки Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лер­монтовской кон­цепции любви. Ана­лиз стихотворений «Нищий», «Молит­ва» («Я, Матерь Божия, ныне с мо­литвою...»), «Я не унижусь пред то­бой», «Нет, не тебя Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие стихо­творений. Продук­тивная творче­ская: выразитель­ное чтение стихо­творений. Поисковая: уста­новление ассоциа­тивных связей ху­дожественного тек­ста с произведе­ниями живописи; самостоятельный Знатьадресатов любовной лирики Лермонтова, ос­новные положения пушкинской и лер­монтовской кон­цепции любви и их отражение в худо­жественном твор­честве поэтов. Уметь анализиро­вать и интерпрети­ровать стихотворе­ния; сравнивать художественные Литература: любовная лирика А.С. Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновение...» и ДР-)-Ответить на во­прос: чем отли­чаются пушкин­ская и лермон­товская концеп­ции любви? Изобразитель­ное искусство: Выразитель­ное чтение стихотворе­ний; сравни­тельный ана­лиз стихотво­рений; работа с внетексто­выми мате­риалами (ме­муарами, воспомина­ниями, запис­ками и т.д.); ответы на Выразитель­но читать стихотворе­ния «Как час­то пёстрою толпою окру­жён...», «Ва­лерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагеста­на...»), «Вы­хожу один я на дорогу.».      
      так пылко я люб­лю...». Противо­стояние «красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и охладелого сердца поиск ответа на проблемные во­просы. Исследователь­ская: сравнитель­ный анализ произ­ведений Пушкина и Лермонтова о люб­ви, подготовка ин­дивидуального со­общения «Адреса­ты любовной лири­ки М.Ю. Лермонто­ва» с помощью внетекстовых ма­териалов произведения Пуш­кина и Лермонтова о любви; вырази­тельно читать сти­хотворения, со­блюдая нормы ли­тературного произ­ношения; находить нужную информа­цию в источниках разного типа,сис­тематизировать её и выступать с со­общением на за­данную тему портреты Е.А. Сушковой (рис. М.Ю. Лер­монтова на руко­писи стих. «Стан­сы»), Н.Ф. Ивано­вой (рис. В.Ф. Бинкемана), В. Лопухиной в образе испанской монахини (аква­рель М.Ю. Лер­монтова), Е. Бы-ховец. Ответить на во­прос: что объе­диняет женские образы,вопло­щённые на порт­ретах, и в чём их различие? проблемные вопросы:спо­собен ли ли­рический ге­рой Лермон­това сказать при расста­вании: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть дру­гим...»? В чём причина трагического одиночества героя Лер­монтова? Возможно чтение наи­зусть отдель­ных стихо­творений      
  Художест­венный мир поэзии М.Ю. Лер­монтова   Своеобразие худо­жественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагическо­го одиночества, мятежный порыв и слияние с миро­зданием в стихо­творениях «Как часто пёстрою тол­пою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Даге­стана...»), «Выхожу один я на доро­гу...». Углубление понятий о роман­тизме и реализме в Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие стихо­творений, заучива­ние наизусть. Продуктивная творческая: выра­зительное чтение стихотворений. Поисковая: уста­новление ассоциа­тивных связей ху­дожественного тек­ста с произведе­ниями живописи; самостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы. Знать основные мотивы лирики Лермонтова, пони­мать, в чём заклю­чается своеобра­зие его художест­венного мира, как соотносятся в нём романтические и реалистические традиции. Уметьанализиро­вать и интерпрети­ровать стихотворе­ния, выразительно читать их, соблю­дая нормы литера­турного произно­шения Изобразитель­ное искусство: «Эпизод сраже­ния при Валери­ке» (рис. М.Ю. Лермонтова). Ответить на во­прос: какими красками Лер­монтов-поэт и Лермонтов-художник рисует картину сраже­ния? Выразитель­ное чтение стихотворе­ний; чтение наизусть; от­веты на про­блемные во­просы: в чём заключается своеобразие художествен­ного мира Лермонтова; какое вопло­щение нашли в его творче­стве роман­тические и реалистиче- Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект». Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Петер­бург в произ­ведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя»      
      творчестве поэта, об их соотношении и взаимовлиянии Исследователь­ская: анализ про­изведений, на­правленный на уг­лубление понятий о реализме и ро­мантизме, их соот­ношении и взаимо­влиянии в творче­стве М.Ю. Лермон­това     ские тради­ции?        
  Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»   Обзор жизни и творчества Н.В. Гоголя. Пе­тербург как мифи­ческий образ без­душного и обман­ного города. Соот­ношение мечты и действительности, трагедийности и комизма,лирики и сатиры. Особенно­сти стиля Н.В. Го­голя, своеобразие его творческой ма­неры Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление сюже­та произведения, изображённых в нём событий, ха­рактеров, краткий пересказ отдель­ных эпизодов. Продуктивная творческая: устное словесное рисова­ние «Прогулка по Невскому». Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, комментирование произведения. Исследователь­ская: сравнитель­ный анализ произ­ведений Гоголя и Пушкина, воспро­изводящих образ Петербурга Знать содержание повести «Невский проспект», харак­терные черты об­раза Петербурга в произведениях Го­голя и Пушкина, понимать, в чём заключается свое­образие стиля Го­голя, как соотно­сятся в его творче­стве трагедий­ность и комизм, лирика и сатира. Уметьустно нари­совать картину Невского проспек­та, владеть навы­ками краткого пе­ресказа; анализи­ровать и интерпре­тировать текст по­вести, выявляя способы выраже­ния авторской по­зиции Литература: образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Евгений Оне­гин»), в «Шине­ли» и «Мертвых душах» Н.В. Го­голя. Ответить на во­прос: чем обу­словлена двойст­венность образа Петербурга в произведениях русских писате­лей девятнадца­того века? Устное сло­весное рисо­вание; крат­кий пересказ; ответы на проблемные вопросы: в чём заключа­ется своеоб­разие Петер­бурга Н.В. Гоголя? Как в облике горо­да сочетают­ся трагедий­ность и ко­мизм, лирика и сатира? Определить основную мысль сочи­нения по про­изведениям русской лите­ратуры пер­вой половины XIX века, разработать его план, по­добрать ил­люстратив­ный материал к пунктам плана (темы сочинений даются учи­телем зара­нее)      
10- Сочинение по произве­дениям русской литературы первой половины XIX века   Создание художе­ственной, критико-публицистической или литературо­ведческой версии сочинения на за­данную тему Продуктивная творческая: напи­сание сочинений разных жанров Уметь определить основную мысль сочинения в соот­ветствии с задан­ной темой; соста­вить план сочине­ния и следовать логике данного плана при написа­нии работы; аргу­ментированно обосновать выбор жанра сочинения   Текст сочи­нения. Фор­мулировка основной мысли рабо­ты, сравне­ние черновых и беловых вариантов плана к сочи­нению Найти мате­риал в учеб­нике истории о социально-политической обстановке в России 1850-60 гг. XIX века      
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА  
  Обзор русской литературы второй половины XIX века. Герой вре­мени в ли­тературе 1850-60 гг.   Общественно-политическая си­туация в стране в 1850-1860 г. Крити­ка социальной дей­ствительности в литературе и ис­кусстве. Русская журналистика дан­ного периода. Рас­кол редакции жур­нала «Современ­ник». Борьба меж­ду сторонниками некрасовской шко­лы и представите­лями «чистого ис­кусства». Расцвет сатиры. Осмысле­ние национального характера как за­дача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусорг- Репродуктивная: составление тезис­ного плана или конспекта лекции учителя; возможно составление уча­щимися синхрон­ной историко-культурной таблицы Знатьосновные темы и проблемы, получившие разви­тие в русской лите­ратуре и искусстве 1850-60 гг. XIX ве­ка; особенности русской литератур­ной критики данно­го периода. Пониматьсвязь процесса демокра­тизации художест­венной литературы и культуры в целом с событиями эпохи. Уметьсоставлять синхронную исто­рико-культурную таблицу История: исто­рическая обста­новка в России 1850-60 гг. XIX века (Крымская война и смерть Николая Первого; противостояние либералов и де­мократов в об­щественной жиз­ни страны; под­готовка и прове­дение реформы 1861 года). Демократизация русского искусст­ва, создание ар­тели молодых художников во главе с И.Н. Крамским,поло­жившей начало товариществу передвижников, и Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы Написать ми­ни-сочинение «Как я пред­ставляю себе судьбу героя 50-60 гг. XIX века»?      
      ского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крам­ского («Портрет крестьянина»). «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (НА Добролюбов, Н.Г. Чернышев­ский, Д.И. Писа­рев), «органиче­ская» (А. Григорь­ев) критика. Тра­диции и новаторст­во в русской поэзии     возникновение сообщества ком­позиторов (Могу­чая кучка)          
  Выбор пути. Обзор лите­ратуры 1870-1890 гг. XIX века   Пути развития Рос­сии: время поисков направления движе­ния общества. Дос­тижения в области науки и культуры. Характер русской прозы, её социаль­ная острота и фило­софская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тай­ны смерти, нравст­венного выбора в русской классике. Развитие русской философской лири­ки. Расцвет малых жанровых форм в последние десяти­летия XIX века. Классическая русская литература и её мировое признание Репродуктивная: составление тезис­ного плана или конспекта лекции учителя; возможно составление уча­щимися синхрон­ной историко-культурной табли­цы. Знать основные темы и проблемы, получившие разви­тие в русской лите­ратуре 1870-90 гг. XIX века. Пониматьсвязь развития художе­ственной литерату­ры и культуры в целом с общест­венными движе­ниями эпохи. Уметьсоставлять синхронную таблицу История: «хож­дение в народ» и вопрос о необхо­димости жертвы во имя людей. Вступление к по­эме А. Блока «Возмездие» как точная характе­ристика эпохи 1880-х гг. Ответить на во­прос: каким обра­зом обществен­ные движения эпохи повлияли на развитие ху­дожественной литературы и культуры? Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Создание русского на­ционального театра»      
  «Колумб   Обзор жизни и Репродуктивная: Знатьосновные Изобразитель- Тезисный Индивиду-      
  Замоскво-   творчества составление тезис- этапы творческого ное искусство: план или кон- альное сооб-      
  речья».   А.Н. Островского. ного плана или пути А.Н. Остров- портрет А.Н. спект лекции щение «Ис-      
  А.Н. Ост-   Роль драматурга в конспекта лекции ского, роль драма- Островского кис- учителя; тория созда-      
  ровский -   создании русского учителя, заслуши- турга в создании ти В.Г. Перова. сравнитель- ния пьесы      
  первоот-   национального те- вание индивиду- русского нацио- Ответить на во- ный анализ А.Н. Остров-      
  крыватель   атра. Островский - ального сообщения нального театра. прос: каким пред- текста пьес с ского «Гро-      
  нового   наследник на тему «Создание Уметь составлять стаёт перед нами фрагментами за»; подгото-      
  пласта рус-   Д.И. Фонвизина, русского нацио- тезисный план или драматург на из спектаклей вить выбо-      
  ской жизни   А.С.Грибоедова, нального театра». конспект лекции портрете Перо- и кинофиль- рочный пере-      
      Н.В. Гоголя. Про- Поисковая: уста- учителя; выступать ва? Почему ху- мов, снятых сказ на тему      
      смотр фрагментов новление ассоциа- с сообщением на дожник изобра- по мотивам «Нравы горо-      
      из спектаклей и тивных связей с заданную тему; ус- зил Островского произведений да Калинова»      
      кинофильмов, сня- кинофильмами и танавливать ассо- не в парадном Островского        
      тых по мотивам спектаклями по мо- циативные связи мундире, а в до-          
      пьес А.Н. Остров- тивам пьес Ост- художественного машнем халате?          
      ского ровского текста с произве- Кино и театр:          
          дениями других фрагменты из          
          видов искусства спектаклей и ки-          
          (театр, кино) нофильмов, сня-          
            тых по произве-          
            дениям драма-          
            турга («Беспри-          
            данница» Я. Про-          
            тазанова, «Жес-          
            токий романс» Э.          
            Рязанова, «Же-          
            нитьба Бальза-          
            минова» К. Вои-          
            нова и др.).          
            Ответить на во-          
            прос: удалось ли          
            режиссерам и          
            актёрам досто-          
            верно воссоз-          
            дать мир героев          
            Островского?          
  Один день в городе Калинове   Урок-«путешествие» по городу Калинову. История создания пьесы «Гроза». Изображение «жес­токих нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы,своеобра­зие второстепен­ных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе» i "... Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения,изо­бражённых в нём событий, характе­ров, выборочный пересказ отдельных эпизодов. Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, комментирование произведения. Исследователь­ская: анализ текста пьесы Знатьисторию создания пьесы «Гроза», особенно­сти характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме. Уметьвладеть на­выками краткого пересказа, позво­ляющего воссоз­дать образ города Калинова; анали­зировать и интер­претировать текст пьесы, выявляя способы выраже­ния авторской по­зиции   Выборочный пересказ, комментиро­ванное чте­ние, анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы:по­чему произ­ведения А.Н. Островского критик Н.А. Добролюбов назвал «пье­сами жизни»? В чём, по ва­шему мне­нию, заклю­чаются истоки самодурства как социаль­ного и психо­логического явления? Определить основные этапы разви­тия внутрен­него кон­фликта Ка­терины. Подготовить выразитель­ное чтение монологов Катерины (действие второе явле­ние 10 и дей­ствие 5 явле­ние 4)      
  «Отчего люди не летают так, как птицы?» (своеобра­зие внут­реннего конфликта Катерины)   Своеобразие внут­реннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. На­родно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная про­блематика пьесы: тема греха, воз­мездия и покаяния. Катерина и Каба­ниха как два полю- са калиновского мира - Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление внут­реннего конфликта произведения. Продуктивная творческая: выра­зительное чтение монологов Катери­ны, инсценирова­ние эпизода свида­ния Катерины и Бориса. Знать основные этапы развития внутреннего кон­фликта Катерины, мотивацию дейст­вующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как со­четаются в харак­тере главной ге­роини народно­поэтическое и ре­лигиозное; в чём заключается нрав­ственная пробле- Изобразитель­ное искусство: иллюстрация СВ. Герасимова «Катерина» к драме А.Н. Ост­ровского «Гроза». Ответить на во­просы: в какой мере портрет Ка­терины совпал с вашими пред­ставлениями о героине пьесы? В чём иллюстрация Выразитель­ное чтение; инсценирова­ние; анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы:что превалирует в поступках Катерины -«ум» или «сердце»? Почему воз­никает в её Ответить на вопрос «Как соотносятся семейный и социальный конфликты в драме»? Подготовить чтение по ролям сцены покаяния Ка­терины (дей­ствие 4, яв­ление 6). Ин-дивидуаль-      
        Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, установление ас­социативных свя­зей текста пьесы и рисунка СВ. Гера­симова. Исследователь­ская: анализ текста пьесы матика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы,отмечая их сходство и разли­чие; выразительно читать монологи и диалоги, инсцени­ровать эпизоды пьесы; аргументи­рованно отвечать на вопросы про­блемного характера дополняет ваше понимание об­раза Катерины? монологах образ воль­ной птицы? ное сообще­ние об ис­полнении ро­ли Катерины различными актрисами      
  Семейный и социаль­ный кон­фликт в драме «Гроза»   Развитие понятия «драматургический конфликт». Свое­образие внешнего конфликта. Виды протеста и их реа­лизация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), п ротест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеоб­разие протеста Ка­терины. Исполне­ние роли Катерины различными актри­сами (Стрепетова, Ермолова, Федото­ва, Никулина-Косицкая, Тарасова) Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление внеш­него конфликта произведения, раз­личных видов про­теста против «тём­ного царства»; со­общение о сцени­ческой истории пьесы, об исполне­нии роли Катерины различными актри­сами. Продуктивная творческая: чте­ние по ролям. Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы. Исследователь­ская: анализ тек­ста пьесы Знатьосновные этапы развития внешнего конфлик­та «Грозы», моти­вацию действую­щих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различ­ные сценические интерпретации ро­ли Катерины, срав­нивать и сопостав­лять их. Уметьчитать по ролям эпизоды пьесы; аргументи­ровано отвечать на вопросы проблем­ного характера; найти информацию в источниках раз­личного типа, сис­тематизировать её и выступить с со­общением на за­данную тему Театр: история сценической постановки «Грозы». Ответить на во­прос: какая из художественных интерпретаций роли Катерины на русской сцене вам ближе всего? Чтение по ролям;ана­лиз текста драмы; инди­видуальное сообщение «Сцениче­ские интер­претации ро­ли Катери­ны»; ответы на проблем­ные вопросы: что значит антитеза по­нятий «воля»-«неволя» для героев пьесы «Гроза»? Как расценивать покаяние Ка­терины: как её смирение или как побе­ду над ло­жью, над сво­им грехом? Подумать над вопроса­ми «В чём заключается символика названия драмы "Гро­за"?»; «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»? Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Симво­лика имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского»      
  Драматур­гическое мастерство А.Н. Ост­ровского 1, Смысл названия и символика пьесы. Мастерство рече­вой характеристики в пьесах А.Н. Ост­ровского. Углубле­ние понятий о дра­ме как роде лите­ратуры. Жанровое своеобразие «Гро­зы», сочетание в ней драматическо­го, лирического и трагического начал Репродуктивная: сообщение о сим­волике имён и фа­милий в пьесах А.Н. Островского. Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы. Исследователь­ская: анализ текста пьесы Знать особенности символики пьесы, жанровое своеоб­разие «Грозы»; в чём заключается мастерство рече­вой характеристики в пьесах А.Н. Ост­ровского. Уметьаргументи­рованно отвечать на вопросы про­блемного характе­ра; находить ин­формацию в источ­никах различного типа,систематизи­ровать её и высту­пать с сообщением на заданную тему   Анализ текста драмы; инди­видуальное сообщение «Символика имён и фа­милий в пье­сах А.Н. Ост­ровского»; ответы на проблемные вопросы:в чём своеоб­разие жанра пьесы А.Н. Островского? Что изменила в «тёмном царстве» смерть Кате­рины? Какой след остави­ла «гроза» в Калинове? Подготовить развёрнутый план статьи Н.А. Добро­любова «Луч света в тём­ном царстве»      
  «Гроза» в оценке русской критики   Анализ критиче­ской статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тём­ном царстве». Обу­чение конспектиро­ванию статьи. Сравнительный анализ оценки об­раза Катерины Н.А. Добролюбо­вым и Д.И. Писаре­вым (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы») Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие текста критической статьи, составление кон­спекта. Исследователь­ская: сравнитель­ный анализ статей Н.А. Добролюбова «Луч света в тём­ном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргумен­тированно отвечать на вопросы про­блемного характе­ра   Конспект ста­тьи Н.А. Доб­ролюбова «Луч света в тёмном цар­стве»; ответ на проблем­ный вопрос: почему у Доб­ролюбова и Писарева, критиков, при­надлежащих к одному демо­кратическому лагерю, воз- Подготовить­ся к сочине­нию-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения)      
              никли столь разные трак­товки образа Катерины?        
20-21 Сочинение-рассужде­ние по драме А.Н. Островско­го «Гроза»   Создание художе­ственной, критико-публицистической или литературо­ведческой версии сочинения-рассуждения на заданную тему Продуктивная творческая: напи­сание сочинений-рассуждений Знатьособенности рассуждения как типа речи. Уметьопределить основную мысль сочинения-рассуждения в со­ответствии с за­данной темой; со­ставить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат, необходи­мых для раскрытия пунктов тезисного плана сочинения; сформулировать вывод, соответст­вующий теме и со­держанию сочине­ния-рассуждения Русский язык: особенности по­строения текста-рассуждения (те­зис, доказатель­ство, вывод) Текст сочи­нения-рассуждения Подготовить заочное пу­тешествие в усадьбу И.С. Тургене­ва Спасское-Лутовиново      
  «Душа моя, все мысли мои в Рос­сии». Урок-заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново   Путь писателя от «натуры чисто внешней» (А.И. Герцен) к «истин­ному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и во­просы его» (В.Г. Белинский). Исто­рия рода Лутови- Исследователь­ская: создание сценария заочной экскурсии в Спас-ское-Лутовиново Уметьнайти ин­формацию в источ­никах различного типа,систематизи­ровать её, выстро­ить зрительный ряд и выступить с со­общением на за­данную тему Альбомы, набор открыток, фото­графии, слайды с видами Спасско-го-Лутовинова Видеопрезен­тация заоч­ной экскур­сии, выступ­ления экскур­соводов Групповые задания: по­добрать ма­териал о представите­лях семейст­ва Кирсано­вых - Арка­дии, Николае и Павле Пет­ровичах. На-      
      новых и Тургене­вых. Детство писа­теля. Главный дом усадьбы: кабинет Тургенева, его биб­лиотека. Гости усадьбы (А. Фет, М. Щепкин, П. Ки­реевский, И.Аксаков, М. Са­вина). Парк Спасского-Лутовинова. Панорама жизни русской деревни. Окрестности села: овраг Кобылий Верх, Бирюков ко­лодец, Бежин луг, Колотовка, Льгов и др. Спасское и его жители в произве­дениях Тургенева         рисовать герб рода Кирса­новых, подго­товить его описание      
  Русские дворяне Кирсановы   История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической си­туации в России. Ориентировочная беседа, выясняю­щая уровень пер­вичного восприятия учащимися текста романа (работа с портретами Кирса­новых кисти худож­ников П. Боклев-ского и К. Рудако­ва). Кирсановы как лучшие представи- Рецептивная: чте­ние и восприятие текста. Репродуктивная: выборочный пере­сказ отдельных эпизодов, связан­ных с изображени­ем дворян Кирса­новых. Продуктивная творческая: устное словесное рисова­ние, защита гербов. Поисковая: уста­новление ассоциа­тивных связей с произведениями Знатьисторию соз­дания романа «От­цы и дети», прото­типы главных геро­ев произведения; в чём заключается своеобразие миро­воззрения, характе­ра и манеры пове­дения каждого из господ Кирсановых. Уметьотбирать материал для вы­борочного переска­за; осуществлять устное словесное рисование; ориен­тируясь на художе- История: проти­востояние либе­ралов и револю­ционеров-демократов в конце 1850-х гг. Ответить на во­прос: чем было вызвано расхож­дение взглядов либералов и ре­волюционеров-демократов в кон­це 1850 гг., какие" проблемы вызва­ли особенно ожес­точённые споры? Изобразитель- Выборочный пересказ как результат групповой работы;ана­лиз текста; устное сло­весное рисо­вание; ком­ментирован­ное чтение; ответы на во­просы репро­дуктивного и проблемного характера: с какой целью писатель вво- Сопоставить образы П.П. Кирсанова и Евгения Ба­зарова. Ре­зультаты ра­боты занести в сравни­тельную таб­лицу. Подготовить комментиро­ванное чте­ние 10 главы романа и сцены дуэли между Пав­лом Петрови-      
      тели русского дво­рянства: востор­женный и романти­ческий Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович -хранитель нацио­нальной русской культуры, Павел Петрович - побор­ник европейской цивилизации живописи; само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, комментированное чтение эпизода первой встречи Ба­зарова с Павлом Петровичем. Исследователь­ская: анализ текста романа ственные детали текста, создавать эскизы гербов ли­тературных героев; выбирать опреде­лённый вид ком­ментария в зави­симости от постав­ленной учебной задачи. Уметь аргументи­рованно отвечать на вопросы проблем­ного характера ное искусство: портреты Н.П., П.П. и Аркадия Кирсановых ра­боты художников П. Боклевского и К. Рудакова. Ответить на во­прос: кто из ху­дожников, по ва­шему мнению, точнее отразил характер господ Кирсановых? дит в роман рассказ о се­мейной исто­рии Кирсано­вых? Почему Тургенев сталкивает Базарова не с худшими, а с лучшими представите­лями дворян­ского общест­ва? чем и База­ровым      
  Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова   Композиция рома­на. Сущность кон­фликта отцов и де­тей: «настоящие столкновения те, в которых обе сторо­ны до известной степени правы» (И.С. Тургенев). Словесный поеди­нок уездного ари­стократа и столич­ного нигилиста. Роль образа База­рова в развитии основного кон­фликта. Дуэль ме­жду Базаровым и Павлом Петрови­чем. Авторская по­зиция и способы её выражения Рецептивная: чте­ние и восприятие текста. Репродуктивная: выборочный пере­сказ эпизодов,свя­занных с изобра­жением конфликта отцов и детей. Поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемные вопросы, комментированное чтение словесного поединка и дуэли Базарова с П.П. Кирсановым. Исследователь­ская: анализ текста романа Знатьпричины и сущность конфлик­та между Базаро­вым и Павлом Пет­ровичем, способы выражения автор­ской позиции и уметь объяснять их роль в произведе­нии Тургенева. Уметь сравнивать героев-антагонистов; вы­бирать определён­ный вид коммента­рия в зависимости от поставленной учебной задачи   Выборочный пересказ; ана­лиз текста; комментиро­ванное чте­ние; ответы на вопросы про­блемного ха­рактера: со­гласны ли вы с мнением Тургенева,что Базаров «по­бивает отцов справа и сле­ва»? Почему словесный поединок пе­рерастает в дуэль между уездным ари­стократом и столичным нигилистом? В чём особен­ности этой дуэли? Ответить на вопрос «В чём заключа­ется сила и слабость ни­гилизма Базарова?» Подготовить комментиро­ванное чте­ние сцены объяснения Базарова и Одинцовой в Никольском      
  Сила и   Черты личности, Рецептивная: чте- Знать: в чём за- Естествозна- Выборочный Подобрать      
  слабость   мировоззрения Ба- ние и восприятие ключается сила и ние: прогресс в пересказ, материал о      
  нигилизма   зарова. Отношение текста. слабость нигилиз- области естест- анализ тек- взаимоотно-      
  Евгения   главного героя к Репродуктивная: ма Евгения База- венных наук(ра- ста, коммен- шениях База-      
  Базарова   общественно- выборочный пере- рова; как герои ро- боты Д.И. Мен- тированное рова и Арка-      
      политическим пре- сказ эпизодов, свя- мана проходят ис- делеева, И.М. чтение; отве- дия.      
      образованиям в занных с изобра- пытание любовью, Сеченова и др.). ты на вопро- Подготовить      
      России, к русскому жением сильных и какую роль данное Ответить на во- сы проблем- краткий пере-      
      народу, природе, слабых сторон ни- испытание сыграло прос: чем был ного характе- сказ эпизода      
      искусству, естест- гилизма Ба

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow