Основные положения теории и особенности теплового расчета поршневых двигателей внутреннего сгорания рассмотрим на примере автотракторных двигателей.
В процессе проектирования современного автотракторного двигателя инженеру приходится решать сразу несколько задач: произвести тепловой и динамический расчет, выбрать наиболее целесообразную конструкцию двигателя с тем, чтобы обеспечить его максимальную экономичность, прочность, износостойкость и технологичность деталей.
Термодинамические параметры характеризуют степень использования рабочего объема двигателя. От грамотного выбора термодинамических параметров зависит экономичность работы двигателя. Например, в процессе наполнения у двигателя с необоснованно подобранным впускным тактом и фазами газораспределения цилиндры будут плохо заполняться воздухом или горючей смесью, вследствие чего двигатель не сможет развивать заданную мощность и одновременно будет работать при повышенном расходе топлива. Поэтому при выборе таких параметров, как давление остаточных газов (или давление в конце впуска), необходимо учитывать быстроходность проектируемого двигателя, количество и расположение клапанов, продолжительность их открытия. Указанные параметры берутся с прототипа неизменными или могут быть изменены только при возможности их оптимизации. В любом случае выбор параметров двигателя должен быть обоснован в пояснительной записке по курсовой работе.
Тепловой расчет двигателя
Главными задачами теплового расчета поршневого ДВС, при выполнении курсовой работы, являются определение диаметра цилиндра и хода поршня, а также оценка к.п.д. и экономичности двигателя.
Определение основных данных для построения
Индикаторной диаграммы
Для построения диаграммы определяются параметры состояния газов (абсолютное давление p и абсолютная температура Т) в характерных точках диаграммы:
«а» – конец всасывания;
«с» – конец сжатия;
«z» – конец сгорания;
«b» – конец расширения.
Определим последовательно необходимые величины рабочего цикла двигателя по тактам.