Естественно-правовая теория ( Гроций, Д. Локк, Вольтер, Монтескье и пр.) исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного. Позитивное право- это официально признанное право, получившее выражение в законах и иных актах государства. Представители этой школы критиковали феодальное право, указывая на его ограниченность, несправедливость. Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов, олицетворяет справедливость. Это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Законы, принимаемые государством, должны выражать естественные права человека. Позитивное право должно соответствовать естественному праву.
В исторической школе права (Гуго, Савиньи, Пухта) формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются на основе сложившейся практики. Закон - не единственный источник права. Основным источником являются обычаи. Поэтому всякий институт, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует. С этих позиций историческая школа права отстаивала устаревшие феодально-крепостнические институты.
|
|
Психологическая теория права (Бирлинг, Кнапп, Тард, Петражицкий) различает позитивное право, выражаемое в законах и малодоступное гражданам, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они переживают как право. В психологии людей на первый план выдвигаются эмоции - импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Из двусторонних эмоций и складывается интуитивное право, которому принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных и др. отношений.
Нормативистская теория права (Кельзен) противопоставляла право как «мир должного» «миру сущего» - реалиям жизни. Понимая под правом юридические нормы, осуществляемые в принудительном порядке, он рассматривал их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, т.е. исходил из «чистого» понимания права Чистота правовой теории предполагает ее ограничение формально-логическими конструкциями. Правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а формальным установлениям государства.
Социологическая теория права ( Иеринг, Дюги, Е.Эрлих, Паунд) отдает первенство конкретным правовым отношениям. Право должно изучаться эмпирически. Источник познания права – это изучение жизни и документов конкретного осуществления права (сделки, договоры, судебные решения). Право – это не система абстрактных норм, а живой порядок, сеть конкретных правоотношений.
|
|
Марксистская теория права ( Маркс, Энгельс, Ленин) право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Право есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Государство не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. После победы революции, считали они, право будет постепенно отмирать. Этот прогноз не сбылся.