1. Общие свойства:
1) объективность;
2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;
3) относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.
2. Специфические свойства:
5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;
6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p.
7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.
Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.
|
|
Время – 1) длительность явления;
2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
Проблема сознания в философии.
1. Развитие представления о сознании в истории.
2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.
3. Сознание человека и психика животных.
4. Единство языка и мышления.
5. Основные категории:
¨ Отражение
¨ Пантеизм
¨ Психофизический параллелизм
¨ Сознание
¨ Раздражимость
¨ Ощущение
¨ Восприятие
¨ Представление
1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д.
Демокрит.
Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела.
Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.
Платон.
Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность.