Социальное и биологическое в человеке

Для понимания сущности человека важно выявить соотношение биологического и социального в нем:

- какие черты врожденные, а какие привиты обществом (воспитанием, общением, трудом и иной деятельностью, местом в обществе, общественными нравами и идеалами и т.п.);

- как они взаимодействуют между собой;

- что изменчиво и под влиянием чего, а что неизменно и насколько.

Нынче из отечественной философии вытесняются марксистские представления о доминировании социально-экономических аспектов, а возрастающее внимание уделяется аспектам биологическим (генетике, инстинктам, психоанализу и т.п.). При этом биологическая и культурная эволюция рассматриваются во взаимосвязи, хоть признается, что человек оставался биологически неизменным в процессе формирования культуры.

Очень важны и экзистенциальные аспекты человеческого бытия. Такие, как проблемы смысла жизни, смерти – бессмертия, свободы выбора и т.п.

Разные философские школы по-разному видят смысл жизни: гедонисты - в удовольствии, эвдемонисты - в счастье, религиозные персоналисты - в единении с Богом, социологизаторы - в общественных ценностях (часто в «светлом будущем»), рационалисты - в ригористическом служении долгу, и т.д. Но почти все единодушно признают, что смысл жизни у каждого свой, уникальный, что это способ внутреннего самоопределения.

Человек считается единственным существом, знающим о своей неизбежной кончине. Преодолевают же страх смерти в разных системах по-разному: либо признавая бессмертие души, либо игнорируя по Эпикуру (смерти при жизни нет), либо надеясь продолжиться в детях, делах, идеях и т.п. В неклассических философиях смерть иногда выступает как окончательный уход, а существование всего мира лишь момент между двумя ничто, прошлым и будущим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: