Схематическая диаграмма симпатической и парасимпатической нервных систем

Все, что нам необходимо, — это знание последних трех компонентов символики: цвета, фигуры и биджа-мантры. Желающих полностью изучить символический подтекст каждой чакры я отсылаю к классическому труду по тан-тре “Змеиная сила” Артура Авалона*.

Форма и цвет первых пяти чакр представляют таттву, или элемент, приписанный каждой из них. Биджа-мантра — это основной звук, который собирает или пробуждает энергию отдельной чакры.

Звуковые вибрации биджа-мантры требуют особого комментария. Изучение йоги по книге — довольно деликатное дело; индийцы весьма саркастически отзываются об этом, называя самозваных западных “экспертов” “книжными йогами”. Рынок наводнен книгами по йоге, написанными людьми, никогда не учившимися в Индии и не знающими тонкостей санскритского произношения, что приводит к ошибкам в звуковых интонациях. Поскольку неотъемлемой частью подхода, о котором идет речь, являются весьма специфические модуляции при интонировании мантр, я решил теперь обратиться к этому вопросу.

Пять первичных звуков биджа, которые нас интересуют, можно упрощенно назвать согласными. В санскрите каждый согласный звук имеет неотъемлемый от него гласный А. Пять наших согласных — это:

Л В Р Й Х

Или, если транслитерировать их вместе с присущими им гласными,

ЛА ВА РА ЙА ХА

Когда мы вслух нараспев или безмолвно (мысленно) произносим биджа-мантры, каждый из этих комплексов “согласный плюс А” должен заканчиваться либо носовым И (язык касается нёба), либо губным М. Это называется анусвара (буквально “вслед за звуком”). Произнося вслух, мы присоединяем носовой звук И; медитируя мысленно, присоединяем звук М.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: