В. «юности честное зерцало»

Петр I в 1717 г. санкционировал издание книги «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению», где сначала в алфавитном порядке изложены основные заповеди, на основе которых надо строить человеческие взаимоотношения, а затем и сами правила житейского обхождения. Вот некоторые из них.

· «Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных, к стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга (1).

· У родителей речеи перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят (3).

· Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не с криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не якобы сумасброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случалось, дабы они в том тако и обыкли (4).

· Неприлично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо, и смирно, прямо, а не избоченясь, сидеть (5).

· Никто сам себя много не хвали, и не уничижай [не стыди] и не срамоти. И ниже дела своего возвеличивая, не расширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит. И никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давно токмо прославились(9).

· Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, и разум их затмится и притупится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает (12).

· Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник (13).

· От клятвы, чужеложства [блуда], играния и пьянства должен каждый отрок себя велми удержать и от того бегать, ибо из того ничто оно вырастет, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от того же рождается и погибель дому его и разорение пожиткам (14).

· Лучше, когда про кого говорят, он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван (22).

· Отрок имеет быть трезв и воздержен, в чужие дела не мешаться и не вступать и ничего, что ему не касается, не всчинать и поводу к тому не давать, но с учтивостью уступать. Разве что когда чести его кто коснётся, или порекать учнет, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается (23).

· Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы в том навыкнуть могли, а особливо, когда им что тайное говорить случится…(27).

· Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозваться и дать ответить, как пристойно, а не маши рукою и не кивай головой или иным каким непристойным образом, наподобие немых, которые признаками говорят и весьма никакой отповеди не дают(60).

· Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти да не явится якобы оныя бархатом обшиты. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри как свинья, не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первый не пий, будь воздержен и бегай от пьянства, пий и яждь, сколько тебе потребно; в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке. Ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай [рта] губ рукою, но полотенцем и не пий, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, не обрежь ножом зубов. Зубов ножом не чеши, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь. Хлеба, приложа к груди, не режь. Еже что перед тобой лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригожо. Когда яси яйцо, отрежь наперед хлеба, и смотри чтобы при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий. Между тем не замарай скатерти, не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лице и выполощи рот (Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов. СПБ.,1717. С.1-47).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: