Экспертные ошибки 3 страница

Аналогичные нарушения закона могут возникнуть и при назначении судебных экспертиз по делам об административных правонарушениях. Как следует из ч. 1 ст. 25.9 КоАП, в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Причем, согласно ч. 4 ст. 26.4 КоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший имеют право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц. Такие же права предоставлены лицам, участвующим в деле, как в гражданском (абз. 2 ч. 2 ст. 79 ГПК), так и в арбитражном (ч. 3 ст. 82 АПК) процессе. Все эти права граждан могут быть нарушены, как представляется, без достаточных оснований.

Вспомним, что по Конституции (ст. 55) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эти права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае норма Федерального закона ограничивает права граждан явно без соответствующих оснований, поскольку неясно, с чем связан фактический запрет для суда, следователя, дознавателя, органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, обратиться с постановлением или определением о назначении судебной экспертизы непосредственно к государственному судебному эксперту.

Другое ограничение прав государственного эксперта связано с лишением его возможности осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта, хотя процессуальные кодексы и КоАП не содержат подобных оснований для отвода эксперта. Это фактически означает для государственного эксперта невозможность работы по совместительству, хотя согласно ст. 98 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства. Исключения могут устанавливаться только федеральным законом.

Проанализируем, насколько это ограничение обоснованно. Как известно, любые запреты затрудняют развитие соответствующей отрасли знаний. Обеспеченность сферы судопроизводства квалифицированными экспертными кадрами в Российской Федерации явно недостаточна. Наиболее благополучно дело обстоит с экспертами так называемых традиционных криминалистических экспертиз, которые ранее и составляли основной контингент сотрудников государственных экспертных учреждений. В последние годы ситуация резко изменилась, все чаще назначаются судебные экспертизы других родов и видов, особенно при производстве по гражданским делам. Однако большинство государственных экспертных учреждений, имея ведомственную принадлежность, в своей деятельности сохраняют ведомственную направленность.

В то же время число экспертов, например, судебно-бухгалтерских, пожарно-технических или автотехнических экспертиз в Российской Федерации невелико, что негативно влияет на возможность их состязательности в суде, создает проблемы при назначении комиссионных, комплексных и повторных экспертиз. Причем, как показывает практика, данный запрет направлен именно против наиболее уважаемых и опытных экспертов, которых обычно приглашают лично, а не как сотрудников экспертного учреждения. Не имея возможности заниматься судебно-экспертной деятельностью в свободное от основной работы время, наиболее опытные кадры просто уходят из государственных экспертных учреждений, где к тому же заработная плата весьма невелика.

Данная норма, введение которой осуществлялось, видимо, с благой целью - закрепить экспертные кадры, способствовать сосредоточению их усилий исключительно на выполнении экспертиз, назначаемых в государственное экспертное учреждение, привела к обратному результату - оттоку наиболее квалифицированных экспертов из государственных экспертных учреждений, снижению качества судебных экспертиз.

Работа в государственных экспертных учреждениях в принципе не является государственной службой, ибо в соответствии с действующим до февраля 2005 г. Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный судебный эксперт не является государственным служащим. Исключение составляют государственные эксперты, работающие в государственных экспертных учреждениях Министерства обороны и других ведомств, работа в которых соответствующими законами признается особыми видами государственной службы. На этих лиц распространяются ограничения, связанные с государственной службой, а именно: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона).

Согласно сменяющему его с 1 февраля 2005 г. Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ч. 2 ст. 14) гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не влечет за собой конфликт интересов.

Таким образом, сотрудники государственных экспертных учреждений должны иметь все права на совместительство, предоставляемые им Трудовым кодексом РФ (ст. 98).

Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, сформулированы в ст. 13 ФЗ ГСЭД. Законодатель указывает, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин РФ, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Представляется, что квалификационные требования к негосударственным экспертам, касающиеся их образования и подготовки, должны быть такими же.

В течение многих лет судебных экспертов практически всех родов и видов экспертиз (за исключением специалистов в области судебной медицины и судебной психиатрии, которых выпускают соответствующие кафедры медицинских высших учебных заведений) готовили путем переподготовки лиц, имеющих как естественнонаучное, так и юридическое образование. В результате этой переподготовки они получали так называемый допуск - квалификационное свидетельство на право производства экспертиз данного рода (вида).

Для самостоятельной подготовки вновь принятых сотрудников, не имеющих права производства экспертиз, составлялся индивидуальный план, который утверждался руководителем судебно-экспертного учреждения в соответствии с программой подготовки экспертов данного ведомства. За стажером, не имеющим экспертной подготовки, закреплялся эксперт-наставник из числа наиболее опытных работников. Наставник должен был оказывать вновь поступившему сотруднику методическую помощь в освоении теоретического курса и приобретении практических навыков работы с приборами и оборудованием, контролировать выполнение индивидуального плана подготовки, привлекать обучающегося к производству экспертиз и исследований, участию в следственных действиях в качестве специалиста. Заключение эксперта подписывалось наставником и обучающимся экспертом-стажером.

Необходимость в квалифицированных экспертных кадрах была столь велика, что существовали ускоренные варианты подготовки и переподготовки экспертов-криминалистов в учебных центрах и на курсах, которые организовывались в основном в органах внутренних дел различных уровней, при экспертных подразделениях и высших учебных заведениях МВД России, имеющих материально-техническую базу и штат преподавателей. Еще одна форма подготовки экспертов - это стажировка на факультетах повышения квалификации высших учебных заведений в форме краткосрочного обучения в течение 40 дней для лиц, имеющих высшее образование. Слушатели изучали теоретические вопросы, выполняли восемь контрольных экспертиз, сдавали экзамены и получали право на самостоятельную работу.

До 1996 г. единственным высшим учебным заведением, где осуществлялась подготовка экспертов с высшим образованием, причем только в области традиционных криминалистических экспертиз, являлся факультет экспертов-криминалистов (ФЭК) Волгоградской академии МВД России (ранее - Высшей следственной школы МВД СССР). Заметим, что выпускники получали диплом о высшем юридическом образовании и свидетельство на право производства криминалистических экспертиз, поэтому естественно, что во главу угла ставили юридическую подготовку, которая, бесспорно, очень важна, и изучение криминалистики, собственно криминалистических методов исследования, поскольку экспертизы традиционно называются криминалистическими. Экспертов со средним специальным образованием готовили школы милиции.

Но в судебной экспертизе, включая и ее традиционные роды: баллистическую, трасологическую и другие, ведущую роль начали играть методы естественнонаучного и технического происхождения. Слушателей пытались обучать естественнонаучным методам экспертного исследования. Однако вследствие отсутствия у них базовых естественных и технических знаний эта затея была обречена на провал. Подготовленные таким образом специалисты могли только заимствовать из других областей какие-то технические решения, компилировать, но не создавать что-то новое. На начальном этапе становления судебной экспертизы такие работы были необходимы и играли роль проводников новых разрабатываемых большой наукой методов и аппаратуры. К сожалению, зачастую они так и не продвинулись дальше простого описания возможностей тех или иных общеэкспертных методов до создания конкретных методик исследования вещественных доказательств. В результате многие эффективные и информативные общеэкспертные методы оставались невостребованными, увеличение технической оснащенности экспертных учреждений не вызывало сколько-нибудь заметного повышения доказательственного значения экспертных выводов.

С другой стороны, физики, химики, биологи, инженеры и другие специалисты с естественнонаучным или техническим базовым образованием, которые привлекаются на работу в судебно-экспертные учреждения, не знают даже основ материального и процессуального права, криминалистики и теории судебной экспертизы. Обычно они являются специалистами в очень узких областях, и полученные в вузах знания используются ими только на 20 - 30%. Стажировки и курсы, с помощью которых их обучали основам процессуального права и криминалистики, не дают необходимых глубоких знаний. Юридические знания и общая правовая культура, насущно необходимые судебным экспертам в повседневной деятельности, приобретаются ими только через несколько лет практической работы. В результате допускаются многочисленные экспертные ошибки и упущения.

Юристы, которые все еще переквалифицируются в судебных экспертов, сталкиваются с еще большими трудностями, поскольку, как мы уже упоминали выше, не имеют базовых знаний для работы со все усложняющейся экспертной техникой.

Безусловно, качество подготовки судебных экспертов путем индивидуальных и групповых стажировок и краткосрочных курсов не может сравниться с систематическим образованием, получаемым в высшем учебном заведении. Еще большие сомнения вызывает качество подготовки экспертов со средним специальным образованием. Практика показывает, что уровень экспертных заключений таких экспертов весьма невысок, они содержат много ошибок. Пока в некоторых судебно-экспертных учреждениях еще работают эксперты со средним специальным образованием, производящие только традиционные криминалистические экспертизы. Однако их подготовка прекращена.

С 1996 г. ФЭК Волгоградской академии и Саратовский юридический институт МВД России, а с 1999 г. и Московский университет МВД России начали готовить судебных экспертов со специализацией "Эксперт-криминалист".

К настоящему времени завершилась давняя дискуссия о необходимости профильной подготовки судебных экспертов только с высшим образованием. В Государственном реестре появилась новая специальность для специалистов с высшим образованием - "Судебная экспертиза". С 2000 г. действует Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 350600 - "Судебная экспертиза". Выпускникам вузов по этой специальности с 2003 г. присваивается квалификация - "Судебный эксперт".

Для координации действий научно-педагогической общественности вузов и представителей учреждений и организаций по обеспечению качества и развитию содержания профессионального образования, прогнозированию перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов в области судебной экспертизы на базе Саратовского юридического института МВД РФ создано Учебно-методическое объединение образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы Министерства образования и науки РФ.

Сейчас в высших учебных заведениях МВД России, о которых идет речь, готовят в рамках пятилетней формы обучения экспертов традиционных криминалистических экспертиз, получающих по окончании вуза диплом о высшем экспертном образовании и допуски на право производства семи родов экспертиз: трасологических, дактилоскопических, баллистических, холодного оружия, портретных, почерковедческих, технико-криминалистических экспертиз документов. Хотя реально выпускник может овладеть производством экспертиз двух, максимум трех родов.

Единство интегрированной природы всех видов судебных экспертиз и представления об общеэкспертных методах исследования вещественных доказательств позволило создать предпосылки для выработки единого подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования. С этой целью разработан новый Государственный образовательный стандарт, предусматривающий унифицированный подход к изучаемым общепрофессиональным дисциплинам, дифференцированное определение дисциплин специализации в зависимости от родов судебных экспертиз.

Практическая реализация данной концепции подготовки судебных экспертов в области судебных инженерно-технических экспертиз (пожарно-технической, автотехнической и взрывотехнической) реализована в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана. Университет обладает уникальной технической базой и имеет также юридический центр, где дается как первоначальное, так и второе юридическое образование. В 2003 г. в МГТУ осуществлен первый выпуск судебных экспертов инженерно-технических экспертиз с высшим образованием, в 2004 г. - выпуск судебных экспертов в области компьютерно-технической экспертизы.

Лицензии на право обучения производству судебных экспертиз получены Волгоградским государственным университетом (судебные экспертизы веществ и материалов), Московской государственной юридической академией (судебно-экономические экспертизы) и некоторыми другими вузами. Однако потребность в судебных экспертах столь высока, что еще долгое время, очевидно, будет осуществляться и обучение экспертов путем переподготовки иных специалистов.

Но высшее судебно-экспертное образование - это условие необходимое, но недостаточное для подтверждения экспертной квалификации. Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ ГСЭД для государственных судебных экспертов определение уровня профессиональной подготовки и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Причем уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Приказом Министерства юстиции РФ утверждено специальное Положение об аттестации работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Положение устанавливает порядок аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Минюста России с целью определения их уровня профессиональной подготовленности для производства судебных экспертиз. Для аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы и его продления образуются Центральная экспертно-квалификационная комиссия в Российском федеральном центре судебных экспертиз (РФЦСЭ) и Зональные экспертно-квалификационные комиссии в региональных центрах судебной экспертизы (РЦСЭ) и центральных лабораториях судебной экспертизы (ЦЛСЭ).

В соответствии с Положением право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Министерства юстиции РФ присваивается работникам судебно-экспертных учреждений, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим подготовку по конкретной экспертной специальности в одном из СЭУ Министерства юстиции РФ и обладающим специальными знаниями, необходимыми для производства конкретных родов (видов) судебных экспертиз. Судебный эксперт должен знать действующее законодательство по вопросам судебной экспертизы, ведомственные нормативные акты, регулирующие экспертную деятельность, теоретические основы судебной экспертизы в целом и конкретного ее рода (вида), современные методы и методики производства экспертиз по своей экспертной специальности и владеть ими. Право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России присваивается сроком на пять лет. Через каждые пять лет экспертно-квалификационной комиссией рассматривается вопрос о его продлении.

Центральная экспертно-квалификационная комиссия присваивает и продлевает право самостоятельного производства судебной экспертизы:

1) работникам РФЦСЭ;

2) начальникам РЦСЭ, ЦЛСЭ и ЛСЭ;

3) заместителям начальников и руководителям структурных подразделений РЦСЭ, ЦЛСЭ;

4) работникам экспертных учреждений, прошедшим обучение в РФЦСЭ;

5) работникам СЭУ, если соответствующая Зональная экспертно-квалификационная комиссия по тем или иным причинам не может присвоить или продлить право самостоятельного производства судебной экспертизы по конкретной специальности.

Зональная экспертно-квалификационная комиссия присваивает и продлевает право самостоятельного производства судебной экспертизы:

1) работникам РЦСЭ, ЦЛСЭ;

2) заместителям начальников, руководителям структурных подразделений и иногородних отделов (групп), работникам зональных лабораторий судебной экспертизы;

3) работникам экспертных учреждений, прошедшим обучение в РЦСЭ, ЦЛСЭ;

4) работникам экспертных учреждений, если экспертно-квалификационная комиссия РФЦСЭ либо соответствующих РЦСЭ, ЦЛСЭ по тем или иным причинам не может присвоить право самостоятельного производства судебной экспертизы по конкретной специальности.

В РФЦСЭ, РЦСЭ, ЦЛСЭ создается по одной экспертно-квалификационной комиссии, в которой образуются секции по отдельным родам (видам) судебных экспертиз либо конкретным экспертным направлениям. Структура и персональный состав экспертно-квалификационной комиссии с распределением обязанностей утверждаются Министерством юстиции РФ по представлению руководителя соответствующего СЭУ. В состав экспертно-квалификационной комиссии входят: руководитель СЭУ - председатель комиссии, заместитель руководителя - заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, руководители экспертных подразделений, наиболее опытные эксперты по конкретному роду (виду) судебной экспертизы или экспертному направлению. В комиссии должно быть не менее двух человек, обладающих познаниями в области той экспертной специальности, по которой присваивается право самостоятельного производства судебной экспертизы. В состав комиссии могут быть включены представители экспертных служб иных министерств и ведомств, научных учреждений и высших учебных заведений.

В представлении на работника СЭУ, направляемого на аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы, подписанном руководителем соответствующего СЭУ (структурного подразделения) с проставлением даты, указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность по образованию, стаж работы в экспертном учреждении, занимаемая должность, полученная экспертная подготовка аттестуемого работника, а также дается оценка его деятельности как специалиста в соответствующей области судебной экспертизы. К представлению прилагается не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным сотрудником совместно с экспертом-наставником либо под его контролем.

Материалы, представленные для аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, рассматриваются экспертно-квалификационной комиссией в месячный срок. Работник, в отношении которого рассматривается вопрос аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, приглашается на заседание комиссии. Вопрос о продлении судебному эксперту права самостоятельного производства судебной экспертизы при наличии положительных рецензий на экспертные заключения (не менее пяти) может быть рассмотрен комиссией заочно.

В процессе заседания комиссия изучает представленные на ее рассмотрение материалы, предлагает претенденту ответить на вопросы по конкретной экспертной специальности, теоретическим основам судебной экспертизы, нормам процессуального законодательства и ведомственным нормативным актам, регулирующим экспертную деятельность, после чего дает оценку уровню его специальных познаний. Решение принимается комиссией в отсутствие претендента на основе коллективного обсуждения открытым голосованием большинством голосов. Отрицательное решение экспертно-квалификационной комиссии должно быть мотивированным, причем вопрос о присвоении права самостоятельного производства судебной экспертизы данному работнику вновь может быть рассмотрен не ранее чем через шесть месяцев в общем порядке.

О ходе заседания экспертно-аттестационной комиссии ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем. На каждого работника, который прошел аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы, заполняется карточка судебного эксперта в двух экземплярах. Один экземпляр карточки помещается в картотеку комиссии, второй - направляется в Отдел экспертных учреждений Минюста России для централизованного учета. В соответствии с решением экспертно-квалификационной комиссии работнику выдается свидетельство об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, которое подписывается председателем и секретарем комиссии и заверяется печатью выдавшего свидетельство судебно-экспертного учреждения.

Судебному эксперту, прошедшему аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы по определенной экспертной специальности и получившему подготовку по другой (другим) экспертной специальности, решением соответствующей экспертно-квалификационной комиссии присваивается право самостоятельного производства судебной экспертизы по дополнительной экспертной специальности (нескольким специальностям одновременно).

Вопрос о внеочередной аттестации работника судебно-экспертного учреждения на право самостоятельного производства судебной экспертизы рассматривается Центральной или Зональной экспертно-квалификационной комиссией, проводившей предыдущую аттестацию работника, по мотивированному представлению руководителя СЭУ в случае нарушений аттестованным работником требований и норм действующего законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих экспертную деятельность, могущих повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам граждан. К представлению руководителя СЭУ должны быть приложены пять наблюдательных производств по экспертизам и другие документы, подтверждающие наличие оснований для постановки вопроса о внеочередной аттестации работника.

Не будучи продленным или по результатам досрочной аттестации, свидетельство о присвоении права самостоятельного производства судебной экспертизы утрачивает силу и подлежит возврату в экспертно-квалификационную комиссию.

Решение Зональной экспертно-квалификационной комиссии может быть обжаловано работником СЭУ в Центральную экспертно-квалификационную комиссию. Центральная экспертно-квалификационная комиссия при рассмотрении жалобы истребует из Зональной экспертно-квалификационной комиссии все необходимые материалы, а из судебно-экспертного учреждения - не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным данным работником, и организует их рецензирование. На заседание приглашается работник СЭУ, подавший жалобу. В случае отказа последнего прибыть на заседание комиссии без уважительной причины вопрос может быть рассмотрен в его отсутствие. При наличии всех необходимых материалов жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Решение комиссии вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу. Решение Центральной экспертно-квалификационной комиссии может быть обжаловано в суд.

Рассмотрим далее, как регламентированы вопросы экспертной аттестации в нормативных актах МВД России.

Приказом МВД России от 31 марта 1997 г. N 190 "О реорганизации Экспертно-квалификационной комиссии МВД России" в целях улучшения системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации экспертных кадров и совершенствования порядка выдачи свидетельств на право производства экспертиз Экспертно-квалификационная комиссия МВД России, образованная в соответствии с Приказом МВД России от 24 декабря 1992 г. N 474, преобразована в Центральную экспертно-квалификационную комиссию МВД России. Этим же Приказом предписано реорганизовать и привести в соответствие с утвержденным Приказом Положением о Центральной экспертно-квалификационной комиссии МВД России региональные экспертно-квалификационные комиссии.

В Положении указывается, что Центральная экспертно-квалификационная комиссия является головным органом МВД России по вопросам предоставления прав производства экспертиз в системе, осуществляющей профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации экспертных кадров в рамках экспертно-криминалистической деятельности МВД. Комиссия создается при Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД России, реорганизуется и упраздняется Министром внутренних дел РФ. Председателем Центральной комиссии является начальник ЭКЦ МВД России. Кроме него в состав комиссии входят: первый заместитель начальника ЭКЦ МВД России, начальник организационно-методического управления, начальник научно-исследовательской лаборатории ЭКЦ МВД России и начальники отделов ЭКЦ МВД России, в которых производятся те или иные виды судебных экспертиз.

Основными задачами комиссии являются:

1) решение вопросов о предоставлении или лишении экспертов органов внутренних дел РФ прав на производство ими судебных экспертиз;

2) координация и контроль деятельности экспертно-квалификационных комиссий МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД), Управления режимных объектов МВД России, оказание им практической и методической помощи;

3) анализ и обобщение состояния использования современных научно обоснованных методик исследования вещественных доказательств в практике производства экспертиз и исследований, внедренных в работу экспертно-криминалистических подразделений.

Центральная комиссия предоставляет (отказывает в предоставлении) право на производство экспертиз сотрудникам экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП), в том числе работающим пенсионерам, и выдает свидетельство, удостоверяющее их право заниматься производством экспертиз в период работы в экспертно-криминалистическом подразделении. Причем если сотрудник ЭКП переводится в другие службы органов внутренних дел, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти РФ, не имеющие структур, связанных с экспертной деятельностью, а также при увольнении из органов внутренних дел или лишении права производства экспертиз, свидетельство подлежит изъятию и дальнейшему хранению в его личном деле. В полномочия Центральной комиссии входит также восстановление права производства экспертиз сотрудникам экспертно-криминалистических подразделений, имеющим перерыв в экспертной работе менее пяти лет.

Центральная комиссия создает и упраздняет региональные комиссии, для которых ее решения обязательны, она вправе отменить решения региональных комиссий при наличии для этого достаточных оснований.

При аттестации судебного эксперта на право производства экспертиз в Центральную (региональную) экспертно-квалификационную комиссию МВД России направляются следующие материалы:

1) ходатайство руководства ЭКП;

2) сведения о данном сотруднике ЭКП;

3) заключение о прохождении стажировки претендента на право производства экспертиз;

4) протокол заседания экзаменационной комиссии МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД), Управления режимных объектов МВД России;

5) копии не менее пяти заключений с фототаблицами по каждому виду судебных экспертиз, на получение права производства которых претендует сотрудник;

6) ранее выданное свидетельство на право производства экспертиз (если таковое имеется).

При рассмотрении вопроса о предоставлении права производства экспертиз учитываются стаж работы в должности эксперта, наличие специального образования, навыки владения методиками данного вида экспертизы и умение использовать соответствующие технические средства, приборы и оборудование. Принимается во внимание качество экспертного заключения (полнота, последовательность, грамотность, качество иллюстративных материалов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: