И горюче-смазочных материалов

Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ) производится в целях: обнаружения на объектах нефтепродуктов, не воспринимаемых органолептическим способом (например, следов легковоспламеняющихся жидкостей на обугленных остатках, свидетельствующих о способе совершения поджога); установления вида, сорта, марки нефтепродукта или ГСМ; установления тождества исследуемого и сравниваемого нефтепродукта или ГСМ, их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных материалов и относимость их к конкретному огнестрельному оружию, транспортному средству, ножу и проч.) и многое другое.

Вопросы диагностического характера, решаемые при этом, таковы.

1. Является ли данное вещество нефтепродуктом, горюче-смазочным материалом? К какой группе оно относится, каковы его рецептура, марка, основное назначение и область применения?

2. Относится ли представленная жидкость к группе легковоспламеняющихся жидкостей? Каковы ее химический состав и марка?

3. Каково количественное содержание нефтепродукта или ГСМ в данной смеси? Не содержится ли в бензине, предоставленном на исследование, примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды)? Не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный? Каково содержание в смеси низкосортного бензина?

4. Имеются ли на данных объектах следы нефтепродуктов, ГСМ, легковоспламеняющихся жидкостей? Каков их состав, к какой группе, марке они относятся? Каково их основное назначение?

5. В течение какого периода времени данные нефтепродукты и ГСМ хранились при конкретных условиях? Когда данные вещества попали (были нанесены) на представленный предмет? Находились ли смазочные материалы в эксплуатации? Какие посторонние примеси (загрязнения) в них присутствуют?

6. Не находились ли данные объекты, на которых обнаружены следы нефтепродуктов и ГСМ, в непосредственном контакте (например, не находился ли в кармане подозреваемого покрытый смазкой нож или не образовались ли следы ГСМ на одежде потерпевшего в результате наезда транспортного средства)?

Вопросы идентификационного характера.

1. Имеет ли данный объем нефтепродукта или ГСМ (наслоение, пятно, след) родовую, групповую принадлежность со сравнительными образцами, представленными на экспертизу?

2. Имеют ли сравниваемые вещества в емкостях, пятнах, наслоениях, следах единый источник происхождения?

3. Является ли данный след (наслоение, пятно, объем) нефтепродукта или ГСМ частью данного объема вещества?

Общая групповая принадлежность нефтепродуктов и ГСМ и единый источник происхождения могут быть связаны с: особенностями технологии производства (на данном заводе, данной партии продукции); условиями хранения (например, бензин в открытом резервуаре), транспортировки, эксплуатации (масло с признаками эксплуатации в двигателе автотранспортного средства); обстоятельствами дела и проч.

Индивидуальная идентификация конкретных объемов или следов нефтепродуктов и ГСМ возможна далеко не всегда.

Объектами экспертизы нефтепродуктов и ГСМ являются:

а) легковоспламеняющиеся нефтепродукты и их следы на носителях (экспертизы этих объектов производятся в основном по делам о пожарах и взрывах, а также в связи с фальсификациями товарных нефтепродуктов, например, смешиванием высокосортного и низкосортного бензина, добавлением воды к бензину и т.п.);

б) смазочные материалы и их следы (эти объекты наиболее часто исследуются по делам о дорожно-транспортных происшествиях, по делам, связанным с ношением, хранением и применением огнестрельного и холодного оружия, а также материалов и изделий, где используются смазочные покрытия);

в) твердые нефтепродукты (например, асфальт, иные дорожные покрытия).

Примером задачи исследования нефтепродуктов может быть экспертиза по следующему гражданскому делу.

Гражданин Бельгии Ф. заправил свою автомашину "феррари" на одной из АЗС в Ленинградской области, проехал на ней небольшое расстояние, после чего мотор заглох. Прибывший на место автомеханик констатировал серьезную поломку. В сервис-центре причиной неисправности назвали некачественный бензин. Владелец автомобиля предъявил через суд свои претензии бензозаправщику и ходатайствовал о назначении судебной экспертизы нефтепродуктов. На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы.

1. Бензин какой марки находится в бензобаке автомобиля "феррари"?

2. Не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный?

3. Каково содержание в смеси низкосортного бензина?

4. Не содержится ли в бензине из бензобака автомобиля "феррари" примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды)?

Экспертиза показала, что автомобиль "феррари" был заправлен смесью, состоящей из бензинов АИ-95 и А-80 в соотношении 1:2.

Объекты, на которых предполагается наличие нефтепродуктов (могущие содержать летучие компоненты), необходимо упаковывать в герметичные емкости, например, запаивать в полиэтиленовую пленку. Жидкие, вязкие нефтепродукты и ГСМ помещают в сухие стеклянные емкости и укупоривают притертыми стеклянными, корковыми, пластмассовыми (но не резиновыми) пробками. Образцы хранятся в холодильнике или в прохладном темном месте. Если обнаруженная емкость отправляется на экспертизу целиком, необходимо проверить ее герметичность, в случае необходимости осуществить герметизацию, а при невозможности последней - перелить содержимое в герметично закрывающуюся емкость, а освободившуюся запаять в полиэтиленовую пленку и все вместе направить на экспертизу. Нельзя помещать нефтепродукты и ГСМ в бумажные пакеты, спичечные коробки, использовать для упаковки пластмассу, картон, древесину.

Пробы бензина отбирают в количестве около 200 мл каждого образца и упаковывают в стеклянные емкости, как указано выше. Если отбираются образцы бензина, качество которого вызывает сомнение, по возможности следует получить контрольный образец бензина данной марки и партии, который хранится на нефтебазах в течение 45 суток, а на автозаправочных станциях - сутки. К контрольному образцу всегда приобщается паспорт, где указаны основные характеристики бензина.

Вещества, обнаруженные на асфальте, почве, бетоне и проч., изымают с помощью чистых марлевых тампонов (с почвы можно изымать вместе с грунтом) и запаковывают герметично, как указано выше. Одновременно изымаются и предоставляются в распоряжение эксперта сравнительные образцы дорожного покрытия, почвы, грунта, чистые марлевые тампоны.

Особенно тщательно должны отбираться и упаковываться объекты, на которых только предполагается присутствие легковоспламеняющихся нефтепродуктов (зола, обгоревшие остатки с места пожара). Такие вещества быстро изменяют свои свойства, и в процессе хранения некоторые наиболее летучие компоненты могут быть утрачены. Поэтому чем быстрее изъяты и упакованы такие объекты, тем более информативна может быть экспертиза. Эксперту в этом случае следует сообщить, сколько времени прошло с момента происшествия до изъятия объектов, а также условия хранения последних.

Эффективность экспертизы во многом определяется тем, предоставлены ли в распоряжение эксперта сведения о происхождении нефтепродуктов и ГСМ, условиях их хранения, транспортировки, расходования, эксплуатации, способах обнаружения и изъятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: