Заключение. В реальной практике судебно-психологической экспертизы психологи сталкиваются с одним неоспоримым фактом: каждое уголовное дело уникально по-своему

В реальной практике судебно-психологической экспертизы психологи сталкиваются с одним неоспоримым фактом: каждое уголовное дело уникально по-своему, каждый подэкспертный обладает ярко выраженной индивидуальностью своей личности, своей судьбы. При производстве конкретных экспертиз психолог должен уметь эффективно использовать специальные познания, не выходя за пределы профессиональной компетенции, для проведения психодиагностического исследования, составления заключения и формулирования экспертных выводов, которые могли бы полноценно использоваться судебно-следственными органами в качестве доказательства по делу. Но, чтобы считать себя настоящим профессионалом в области судебной экспертизы, психологу недостаточно усвоения каких-либо шаблонов исследования подэкспертных лиц.

Поэтому эта книга не содержит готовых рецептов для производства судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз в уголовном процессе. Она направлена на решение более важной задачи - усвоения экспертом-психологом всего многообразия основных организационно-правовых, теоретических, методологических, этических проблем судебно-психологической экспертизы, а также главных ориентиров практики проведения предметных видов экспертизы.

Очень важную часть специальных познаний эксперта-психолога составляют знания о юридической и организационной регламентации его профессиональной деятельности. Зачем, кем, посредством каких документов назначается экспертиза? В каких формах используются психологические познания? В каких видах экспертиз может участвовать психолог? Каковы его права и обязанности? Без адекватного представления об этих и других организационно-правовых вопросах невозможно полноценное производство экспертизы в уголовном процессе.

Знание теоретических проблем (объекта, предмета деятельности эксперта-психолога, содержания и объема его специальных познаний) ориентирует психолога, в каких бы формах ни осуществлялось его взаимодействие с судебно-следственными органами, в пределах его компетенции и дает возможность правильной оценки вопросов, содержащихся в постановлении следователя или определении суда.

Знание методологических принципов судебно-психологической экспертизы, понимание специфики экспертного психодиагностического исследования позволяет психологу адекватно использовать весь методический арсенал в диагностической деятельности. Особо важно усвоение правильного соотношения экспериментально-психологического исследования и психологического анализа материалов уголовного дела: в психологическом анализе в полной мере проявляется использование специальных познаний в теории психологии, а в эксперименте - в методах психологии.

Проведение каждой конкретной судебно-психологической экспертизы невозможно без ориентировки в узловых вопросах предметных видов экспертизы: их юридического значения; вопросов, входящих и не входящих в компетенцию психолога; основных факторов, требующих исследования при определении той или иной юридически значимой способности подэкспертного к осуществлению интересующей судебно-следственные органы психической деятельности; главных критериев, влияющих на судебно-психологическую оценку изучаемых психических явлений.

В отношении конкретных подэкспертных могут одновременно проводиться несколько предметных видов экспертизы: так, в отношении обвиняемого довольно часто совмещается экспертиза индивидуально-психологических особенностей и аффекта; в отношении потерпевшей по делу об изнасиловании - экспертиза беспомощного состояния и способности давать показания. В ряде случаев следствие и суд может интересовать способность не свидетеля или потерпевшего, а обвиняемого (подсудимого) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Но могут быть и более сложные сочетания предметных видов судебно-психологической экспертизы. Например, в отношении потерпевшей, которая после изнасилования пыталась покончить жизнь самоубийством, но осталась в живых, будет правомерным назначение судебно-психологической экспертизы с вопросами о ее способности понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление; о ее способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; о ее психическом состоянии, предшествующем попытке самоубийства; о причинной связи ее психического состояния с фактом ее изнасилования; о ее индивидуально-психологических особенностях.

Описанные в книге предметные виды судебно-психологической экспертизы не исключают того, что судебно-психологическая экспертиза может назначаться и по поводу иных обстоятельств, которые имеют значение для дела и входят в компетенцию эксперта-психолога.

Теория и практика судебно-психологической экспертизы - это не застывшая сумма знаний и навыков, а живая и развивающаяся область прикладной психологии. Важный импульс развитию судебно-психологической экспертизы придают и происходящие в настоящее время изменения в отечественном законодательстве.

Автор надеется, что освещенные в книге вопросы теории и методологии судебно-психологической экспертизы будут способствовать осуществлению дальнейших исследований в этой области.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Теоретические проблемы патопсихологии.

1.1. Предмет и задачи патопсихологии.

1.2. Место патопсихологии в системе психологических наук.

1.3. Взаимосвязь патопсихологии с другими науками.

1.4. Нарушения познавательной деятельности при разных формах психических заболеваний.

1.4.1. Расстройства умственной работоспособности и внимания.

1.4.2. Нарушения памяти.

1.4.3. Расстройства мыслительной деятельности.

1.4.4. Психологические механизмы нарушений мышления при психопатиях.

1.5. Расстройства самосознания.

1.5.1. Психологические механизмы нарушений самосознания при психопатиях.

1.5.2. Психологические механизмы нарушений критичности при психопатиях.

1.5.3. Психологические особенности самосознания лиц с патологией сексуального влечения.

1.6. Расстройства личности.

1.6.1. Основные теории личности в психологии и их значение для общей и судебной психиатрии.

1.7. Современные психологические теории мотивации поведения.

1.8. Периодизация развития личности и ее значение для патопсихологии.

1.9. Кросс-культурные исследования познавательных процессов и личности в психологии и патопсихологии. 2. Основы психодиагностики.

2.1. Понятие об экспериментально-психологическом исследовании.

2.2. Принципы построения экспериментально-психологического исследования.

2.3. Основные задачи экспериментально-психологического исследования.

2.4. Методы исследования познавательной деятельности. 2.4.1. Методы исследования внимания.

2.4.2. Методы исследования памяти.

2.4.3. Методы исследования мышления.

2.5. Особенности квалификации результатов патопсихологического исследования в условиях судебно-психиатрической экспертизы.

2.6. Патопсихологические симптомокомплексы нарушений и особенностей познавательной деятельности.

2.7. Методы исследования личности.

2.7.1. Классификация методов исследования личности.

2.7.2. Методы исследования темперамента.

2.7.3. Методы исследования характера.

2.7.4. Личностные опросники.

2.7.5. Методы исследования способностей и интеллекта.

2.7.6. Проективные методы.

2.7.7. Метод психологического анализа материалов уголовного дела и медицинской документации.

2.8. Нейропсихологические методы.

2.9. Заключение экспериментально-психологического исследования, его структура.

3. Основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.1. Место судебной психологии в системе психологических наук.

3.2. Процессуальные, теоретические и методологические основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.2.1. Объект и предмет комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.2.2. Специальные познания и пределы компетенции судебного психолога-эксперта.

3.3. Организационные основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.1. Основания назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.2. Юридическое значение основных видов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.3. Права и обязанности экспертов.

3.3.4. Источники информации.

3.3.5. Этапы производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.6. Структура экспертного заключения.

3.3.7. Дополнительная и повторная экспертиза.

3.4. Основные виды комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.4.1. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых.

3.4.2. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза эмоциональных реакций и состояний обвиняемых (аффекта).

3.4.3. Посмертная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза лиц, покончивших жизнь самоубийством.

3.4.4. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза потерпевших по делам об изнасилованиях.

3.4.5. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза свидетелей.

3.4.6. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: