Разучивания приема по частям (в приеме два элемента)

Действия преподавателя Действия занимающихся
При показе и объяснении приема
Организует занимающихся для просмотра (дает указание расположиться там, где им будет удобно наблюдать за его действиями и слушать объяснение), подбирает партнера Называет прием и показывает, ка­кие условия благоприятствуют его выполнению Показывает прием в целом Показывает прием раздельно по элементам Показывает 1-й элемент приема и дает указания, как его следует выполнять Располагаются в соответствии с указаниями преподавателя и сосредоточивают внимание на его действиях и объ­яснении Партнер, с которым тренер пока­зывает прием, занимает положение, благоприятное для выполнения приема (в соответствии с объяснением) Следят за показом и слушают объяснение
При выполнении 1-го элемента приема
Организует занимающихся для вы­полнения элемента приема (располагает на ковре, указывает, как подбирать партнера, в каком направлении проводить движения, когда меняться ролями) Выбирают партнеров и располагают­ся на ковре в соответствии с указаниями преподавателя Выполняют 1-й элемент приема
При показе 2-го элемента приема
Организует занимающихся для просмотра Показывает второй элемент приема Располагаются в соответствии с указаниями тренера и следят за показом и объяснением
При показе приема в целом
Организует занимающихся для про­смотра. Показывает прием и объясняет, как следует его выполнять Располагаются в соответствии с ука­заниями преподавателя. Следят за его показом и объяснением
При выполнении приема
Организует занимающихся для вы­полнения приема Следит за выполнением приема и исправляет ошибки Располагаются с партнером на ков­ре в соответствии с указаниями пре­подавателя Выполняют прием и меняются ро­лями. Если прием получается плохо, то просят преподавателя помочь определить ошибки (если сами не могут их выявить)

В отличие от приведенной схемы там, где элементы приема разучивают отдельно один от другого, может применяться дру­гая схема (схема 10). В ней разучивание элементов приема про­водится с наслоением. Начинают разучивать так же, как в приве­денной схеме, затем второй его элемент выполняют вместе с пер­вым в целостной структуре. Таким образом, если в приеме имеются два элемента, то после показа второго повторение бу­дет проходить уже в виде целостного выполнения двух элемен­тов приема.

Разучивание приемов может выполняться и по комплексному способу. В этом случае прием начинают изучать целостным спо­собом. Если в процессе выполнения приема выявляются ошибки, которые требуют вычленения элемента приема, то надо выпол­нять только этот элемент. После того как элемент будет усвоен правильно, прием выполняют в целом.

Такое изучение приема может быть организовано для всей группы или только для тех, у кого прием не получается. Методы тренировки изложены в главе «Тренировка».

Проверка знаний, умений и навыков. Применяется с целью выявить недостатки педагогического процесса и ошибки зани­мающихся. Проверка может быть текущей и периодической.

При текущей проверке знания проверяются в беседе или с помощью наблюдения. Тренер наблюдает за попытками зани­мающихся выполнить упражнения во время разучивания и в схватках.

Периодическая проверка имеет целью систематизировать зна­ния, умения и навыки, упорядочить и закрепить их. Периодичес­кая проверка проводится в виде экзаменов, зачетов по техничес­кой подготовленности, сдачи нормативов по физической подго­товке и соревнований. На экзаменах и зачетах проверяются знания занимающихся. При проверке технической подготовлен­ности оценивается, умение выполнять технические действия. В со­ревнованиях проверяется степень совершенства навыка борьбы.

В процессе разучивания приемов и упражнений своевремен­ное исправление ошибок способствует правильному освоению техники.

Чтобы исправить ошибку, нужно определить ее причины. Причину ошибки можно установить, наблюдая за действиями борца и выслушивая его рассказ о выполнении действия. Можно также использовать объективные методы контроля: киносъемку, динамографию, циклографию и др.

В практике при выполнении приемов и упражнений встре­чаются следующие основные причины возникновения ошибок:

  1. неправильное представление о действии (которое выра­жается в искажении структуры движения, его составных частей, связок, ритма и т. п.);
  2. недостаточные физическое развитие или физическая подго­товка занимающихся;
  3. сложившиеся условия, затрудняющие выполнение приема.

Если у борца возникло неправильное представление о дей­ствии, преподаватель исправляет его ошибку повторным показом и объяснением. При этом он делает акцент на те движения (фа­зы, части приема), о которых сложилось неправильное представ­ление. Чтобы уточнить представление о действии, пользуются такими методическими приемами: а) выполняют элемент приема, в котором имеется ошибка, отдельно; б) выполняют прием це­лостно, но при этом обращают внимание на изменение в неудав­шемся движении (акцентирование внимания); в) видоизменяют структуру приема, что вынуждает борца выполнять правильное движение. Иногда тренер предлагает борцу выполнить прием заведомо неправильно, но такая «ошибка» исправляет первона­чально неправильное выполнение приема; г) указывает ориенти­ры в направлении усилий и отдельных движений; д) прием вы­полняет преподаватель на борце, у которого обнаружена ошиб­ка. Показывая ошибку, тренер помогает уяснить, почему прием не получился. Почувствовав на себе, как следует воздействовать на партнера, занимающийся в дальнейшем обычно действует правильно; е) тренер предлагает выполнить прием на себе. При проведении приема показывает занимающемуся его ошибку и направляет движения, помогает установить правильную структу­ру приема.

Если занимающиеся недостаточно физически развиты, изуче­ние приема переносят на более позднее время, а борцам предла­гают общеразвивающие и специальные упражнения, которые по­могают им быстро ликвидировать отставание и изучить прием (преподаватель может предложить занимающимся выполнять имитацию приема без партнера, или же у стены, или со снаря­дами).

Если же ошибки возникают в результате увеличения слож­ности выполнения приема или упражнения, принимают меры для упрощения условий.

Упростить условия можно: а) подбором партнеров — более легких, более слабых и «удобных» для выполнения приема; б) указанием партнеру, как помочь товарищу выполнить прием. Часто во время разучивания приемы не удаются потому, что партнер своими действиями делает их выполнение невозможным (сопротивлением или, наоборот, расслаблением). В этом случае ошибку допускает не борец, проводящий прием, а его партнер; в) выполнением приема на чучеле или мешке; г) выполнением приема на мягком ковре (если партнер боится падать из-за жест­кого приземления).

При разучивании приемов преподаватель обращает основ­ное внимание на выявление и исправление ошибок.

Сначала он как бы рассредоточивает внимание на всю груп­пу, с тем чтобы установить, кто допускает ошибки и сколько в группе борцов, которые делают одну и ту же ошибку. Это надо определить сразу же после первых попыток выполнения упраж­нения. Если у большинства имеется общая ошибка, то следует прекратить разучивание и всем показать, как устранить ошибку. Если ошибаются отдельные борцы, то преподаватель, не преры­вая выполнения приема группой, исправляет у них ошибки; толь­ко для этого он сначала определяет, у кого имеются наиболее грубые ошибки, и устраняет их с борцом в индивидуальном по­рядке. Затем переходит к исправлению мелких неточностей.

Основное внимание следует обращать на немедленное устра­нение грубых ошибок, которые могут привести к травмам. В этом случае надо остановить разучивание и поправить тех борцов, которые допускают искажения структуры действий (нельзя дей­ствовать так: исправить все ошибки сначала у одного занимаю­щегося, а затем у другого. Нужно исправлять ошибки у всех в равной степени). Не следует пытаться сразу ликвидировать все недостатки. При этом внимание борца рассеивается. Ошибки необходимо исправлять постепенно.

В процессе тренировки текущий контроль за состоянием ор­ганизма борца осуществляется тренером, самим борцом, врачом с использованием научно-контрольной аппаратуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: