Как объяснять технические вопросы стрельбы

Большинство людей думают, что работа тренера заключается в том, чтобы объяснять группе или отдельным спортсменам, как им выполнить то или иное задание. Функции стрелкового тренера значительно шире - он регулярно инструктирует команду как группу стрелков с тем, чтобы они понимали, какие основные задачи должны постоянно стоять перед командой. Он также инструктирует начинающих стрелков как индивидуальных спортсменов, причем этот инструктаж обычно предназначен для того, чтобы помочь стрелкам освоить основные принципы стрельбы.

Но, передавая группе или отдельным стрелкам основные принципы и ставя задачи, стрелковый тренер в работе с отдельным спортсменом редко инструктирует его в обычном смысле этого слова. Точнее, он ассистирует стрелкам в их долгом изучении вопросов стрельбы. И если подумать, станет совершенно ясно, почему это так. Для правильного развития стрелок-винтовочник должен начать курс стрельбы с предельно точного усвоения и воспроизведения классической техники и изготовки, однако затем он должен видоизменять базовую изготовку так, чтобы она соответствовала его индивидуальному телосложению, что позволит ему в максимальной степени использовать особенности своего скелета для наилучшей опоры, баланса и удержания винтовки. Поскольку сам тренер не может чувствовать кинестетических ощущений стрелка и не может смотреть его глазами, то он не может и сказать стрелку, что тот должен сделать, чтобы внести улучшение в изготовку. Он может только ассистировать стрелку, когда тот анализирует свои действия и изготовку, ассистировать, делая предположения. Именно по этой причине спортсмена нельзя сделать хорошим стрелком; ему можно только ассистировать в приобретении способности к самоанализу, главным двигателем развития которого должна быть собственная тяга к самоусовершенствованию.

В этом отношении самая главная обязанность тренера по стрельбе, как уже сказано, в том, чтобы всячески стимулировать и развивать мышление стрелка, учить его думать в правильном направлении. Необходимо все время помнить: прогресс стрелка прямо пропорционален его интеллекту, его способности правильно мыслить. Следовательно, если говорить об узкой области техники, роль тренера начинается с его указания стрелку, что тот должен делать. По мере развития стрелка, работа тренера включает в себя вопросы, эксперименты, предположения, ненавязчивый анализ. В конечном счете, в работе с настоящим чемпионом роль тренера заключается просто в поддержке того, что делает сам стрелок.

Как же тренер готовит себя к выполнению этих функций? Первый шаг-получить знания в области чисто технических аспектов стрельбы. Эта книга может сослужить неплохую службу как средство получения базовых знаний, но прочесть ее всю - значит только начать, потому что после этого нужно будет учиться все больше и больше, чтобы овладеть всем комплексом знаний стрелкового мастерства. Свои знания нужно всегда пополнять за счет чтения статей и книг, бесед со стрелками и тренерами и постоянных наблюдений, наблюдений и наблюдений. И конечно, нужно работать над развитием этих новых знаний, обдумывая и анализируя все прочитанное, услышанное и увиденное и отделяя хорошее от плохого.

Второй шаг на пути к тому, чтобы превратиться в помощника конкретного стрелка, состоит в том, чтобы досконально изучить каждую деталь его изготовки и техники. Это может занять порядочно времени, но способность быстрого изучения дается только длительной практикой. Способ прост и заключается в наблюдении за всеми действиями стрелка. Не нужно только смущать его слишком пристальным наблюдением. Тренер может сидеть или стоять в стрелковой кабине или рядом с ней и, установив зрительную трубу, делать, вид, что наблюдает за мишенью или следит, как меняется ветер. На самом же деле он большую часть времени будет наблюдать за действиями стрелка. Он может время от времени задавать вопросы, чтобы понять, как стрелок обрабатывает спуск, какие у него кинестетические ощущения, на чем он сконцентрировался, а может спрашивать и о других деталях, неясных стороннему наблюдателю. Каждая мелочь должна остаться в памяти тренера. Позже эти детали во многих случаях дадут ему возможность так или иначе помочь стрелку. Если однажды у стрелка разладится стрельба, тренер, наблюдая за его действиями, через некоторое время обнаружит, что стрелок бессознательно несколько изменил изготовку или технику, и именно это могло повлиять на результаты его стрельбы. Или тренер сможет обнаружить, что стрелок все время делал что-то неправильно, и даст ему понять, что именно нужно изменить в какой-то детали его изготовки или действиях.

Предложение стрелку можно сделать прямо или косвенно, в зависимости от того, какого стиля взаимоотношений придерживается тренер, работая с ним. Опыт показывает, что лучше всего "подвести" стрелка к тому, чтобы он сам понял, какие изменения ему нужно сделать; это гораздо полезней, чем дать ему в явной форме готовый совет. Во-первых, самолюбие стрелка не уязвлено. Во-вторых, этот способ учит стрелка способности правильно анализировать свои действия, так как тренер "проводит" его через аналитический процесс. В-третьих, стрелок не приучается к психологической зависимости от тренера, что происходит в том случае, если тренер думает за него. Этот способ имеет и другие, не столь бросающиеся в глаза преимущества, благодаря которым улучшаются моральные качества, усиливаются энтузиазм стрелка и его мотивация.

В заключение отметим, что стрелок формируется не так, как, например, чемпионы по гимнастике или прыжкам в воду, для совершенствования которых достаточно лишь указаний тренера. Развитие чемпиона по стрельбе определяется в первую очередь непрерывным углублением его знаний о своем внутреннем мире, состоянии, физиологической форме, постоянным упрочением знания правил соревнований, в том числе и самых маловажных пунктов. Влияние внутреннего мира стрелка на его результаты и делает работу стрелкового тренера столь отличной от работы тренеров по другим видам спорта. Совершенно верно, то, что тренер по гимнастике или прыжкам в воду так же, как и тренер по стрельбе, должен развивать у своих подопечных и мотивацию, и уверенность в себе, и самодисциплину. Но тренер по гимнастике или прыжкам в воду может посмотреть на юношу и сказать совершенно определенно: "При разбеге ты делаешь очень короткие шаги" или "Здесь ты слишком согнул спину". Стрелковый тренер ничего подобного сказать не может (кроме отдельных указаний по выработке изготовки), потому что победа в соревновании по стрельбе выигрывается не внешним видом стрелка, а его действиями, единственной оценкой которых служит достоинство пробоины в мишени, удаленной на 50 м, и нет никаких стандартов внешней стороны действий стрелка, которые гарантировали бы хорошие очки. Один стрелок обладает отличной устойчивостью, когда широко расставляет ноги, у другого устойчивость ничуть не хуже, когда ступни расположены совсем близко друг к другу. Один стрелок, стреляя с колена, достигает отличной поддержки винтовки, когда сидит прямо, другой - когда наклоняется вперед. У одного стрелка самое лучшее удержание винтовки при стрельбе лежа, когда правая нога согнута в колене и вынесена вперед, у другого - когда правая нога почти параллельна левой. Тренер не может посмотреть на стрелка и, руководствуясь какими-то точными принципами, сказать, "правильна" изготовка или "неправильна" (если только эта изготовка не нарушает правил соревнований по стрельбе). Единственное, что он может сказать об изготовке,-это то, что она классическая, ортодоксальная или неортодоксальная. У него есть, конечно, определенное мнение о том, что изготовка стрелка неправильная, если даже со стороны видно, что его положение неустойчиво; однако если оно выглядит устойчивым, то о правильности изготовки тренер может судить, только глядя на мишень стрелка. Если неортодоксальная поза позволяет стрелку отлично стрелять, значит, изготовка для него правильна, даже если на первый взгляд она не совсем обычна.

С точки зрения технической стороны дела и объема информации работа стрелкового тренера, вероятно, ничуть не труднее работы тренера по другим видам спорта.

В любом виде спорта у тренера должен быть наготове какой-то запас технических знаний, необходимый для того, чтобы оказать помощь участнику соревнования. Запас этих знаний для стрелкового тренера так же необходим, как и тренерам по другим видам спорта. Но, для того чтобы тренировать стрелков, требуется (как нам кажется) гораздо больше знаний в области человеческой психологии, чем для других видов спорта. По этой причине работа тренера по стрельбе, возможно, гораздо труднее, чем работа других тренеров. И гораздо более интересна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: