Баскетбол

Сущность игры в баскетбол состоит в том, что две команды по пять человек стремятся, преодолевая сопротивление соперника, ов­ладеть мячом и забросить его в корзину противника.

Упражнения и игры с мячом совершенствуют навыки основных движений детей, развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. Они способствуют развитию точности, координации движений, улуч­шению двигательной реакции детей, воспитывают выдержку, уве­ренность и решительность.

В баскетболе большое значение имеют техника перемещения и действия с мячом.

Техника перемещения. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста. Она состоит в следующем: ноги согнуты в коленях и расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело наклонено вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях.

Передвигается ребенок по площадке бегом в сочетании с ходь­бой, прыжками, остановками и поворотами, приставным шагом.

У дошкольников легче получается остановка двумя шагами, чем прыжком. Остановка двумя шагами начинается с отталкивания од­ной ногой. Ребенок делает удлиненный спорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг.

Действия с мячом. Прежде всего необходимо выработать у де

ей определенные умения обращаться с мячом, ощущать его свой­ства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому на начальном этапе обучения целесообразно упражнять детей в разно­образных действиях, а также стимулировать свободные игры с мя­чом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

Очень важно в игре правильно держать мяч.

Исходное положение — держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сбоку мяча, пальцы широко расставлены.

Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за поле­том мяча и, как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением (рис. 33). При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы при­нять положение исходной стойки.

Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обу­чать детей передаче его двумя руками с места, а в дальнейшем в движении. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу — вниз — на грудь и, разгибая руки вперед, от се­бя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги (рис. 34). Такая техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.

Ведение мяча. На начальном этапе обучения детям пятилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И наконец, он легко осваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений, а также при противодействии другого игрока.

При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка сог­нутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными паль­цами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча игрок вы­полняет несколько сбоку от себя, равномерно, согласованно, с пе­редвижением (рис. 35).

Броски мяча в корзину. При обучении дошкольников броскам мяча в корзину, можно ограничиться привитием им навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удер­живая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновре­менным разгибанием ног (рис. 36). Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

Бросок мяча в корзину после ведения или после ловли его, ког­да ребенок получает мяч выбегая к щиту, чаще всего производится одной рукой от плеча. Детей шести-семилетнего возраста целесо­образно учить бросать мяч одной рукой от плеча с фиксацией оста­новки. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выстав­ляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в лок­тевом суставе бросающей руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.

Методические рекомендации

С детьми дошкольного возраста следует начинать разучивать элементы баскетбола в старшей группе в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упраж­нения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими. В начале обучения внимание ребенка должно быть направлено на качество вы­полнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем можно при



       
 
   
 


Рис. 36

менять упражнения с элементами соревнования. Их необходимо проводить в строгой последовательности с целью обеспечения зак­репления правильного навыка. Поэтому в начале обучения сорев­нование ведется на точность выполнения движений между отдель­ными детьми, а в дальнейшем — между группами. После этого мож­но проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движений.

Закрепление и совершенствование действий с мячом осущест­вляются в основном в подвижных играх, включающих эти дейст­вия.

Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся пра­вильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Внача­ле детей нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча пос­ле отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упраж­нениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Дошкольники учатся ловить и переда­вать мяч передвигаясь сначала шагом, а затем бегом.

При обучении передаче мяча одной рукой от плеча необходимо развивать и совершенствовать умение передавать его как правой, так и левой рукой.

При обучении ведению мяча целесообразны подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте поочередно то правой, то левой рукой и т. д., ко­торые позволяют освоить способ накладывания руки на мяч.

После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем — с изменением направления, скорости передви­жения, высоты отскока мяча и при противодействии условного противника.

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обуче­нием передачи мяча. Вначале следует дать дошкольникам возмож­ность свободно поупражнятся в бросках и лишь после этого про­водить занятие. Для овладения бросками мяча в корзину целесо­образно провести подготовительное упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т. д.). Когда дети научат­ся просто добрасывать мяч до корзины, им надо предложить по­пасть в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту до цели. Для этого удобна стойка с изменяю­щейся высотой кольца.

Упражнения

1. Дети разбегаются по площадке каждый с мячом в руках и свободно играют. После сигнала воспитателя они быстро ловят мячи и принимают правильную стойку.

2. Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.

3. Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.

4. Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.

5. Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от
пола или на лету.

6. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.

7. Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его дву-
мя руками.

8. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

9. Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным спо-
собом).

10. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

11. Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте парами.

12. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

13. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движе-
нии).

14. Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево).

15. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а за-
тем противоположной колонны.

16. Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.

17. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

18. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

19. Ведение на месте правой (левой) рукой.

20. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей
передачей мяча двумя руками (произвольным способом).

21. Ведение мяча на месте поочередно то правой, то левой рукой.

22. Ведение мяча вокруг себя.

23. Ведение мяча продвигаясь шагом.

24. Ведение мяча с изменением направления передвижения,
скорости передвижения, высоты отскока мяча.

25. Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка.

26. Ведение мяча, остановка и передача его.

27. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую
выше головы ребенка (произвольным способом).

28.

 
 

Метание мяча в баскетбольный щит, установленный на раз­ной высоте.

29.Бросок мяча в цель (высота 1,5 м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.

30. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с м'еста.

31. Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией оста-
новки).

32. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.

Подвижные игры

За мячом. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в ко­лонны одна против другой на расстоянии 2—3 м. После сигнала во­дящий бросает мяч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч также пере­дает его напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчи­вается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мячи — водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.

Поймай мяч. Дети делятся по трое. Двое из них располагают­ся друг против друга на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняет­ся местами с тем, кто бросил мяч (рис. 37). Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Кого назвали, тот ловит мяч. Дети ходят или бегают по площад­ке. Воспитатель держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и сно­ва бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Борьба за мяч. Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу дети стараются быст­рее выполнить 5—10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко (счет ведет воспитатель). Игра продолжается 5—8 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Игроки каждой команды имеют отличительные знаки опреде­ленного цвета.

У кого меньше мячей. Дети образуют две равные команды. Каж­дая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей по­ловине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130—150 см). Дети обеих команд после сигнала воспита­теля стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей (рис. 38).

Мяч ведущему. Дети делятся на 4—5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4—5 м. В центре каждого круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим иг­рокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч бойдет всех игроков круга (1—3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Мяч в воздухе. Играющие образуют круг и становятся на рас­стоянии вытянутых в стороны рук, водящий находится в середине круга. Стоящие в кругу начинают перебрасывать друг другу мяч, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, когда тот нахо­дится в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который последний держал мяч в руках.

Передал — садись. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за ли­нией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2—3 м от нее.

По сигналу воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и присе­дает (рис. 39). Капитан таким же образом передает мяч второму, затем — третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок пос­ле передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капита­ну последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая рань­ше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Перестрелка. В середине площадки проводят линию, делящую ее пополам. В 15—20 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен).

Играющие делятся на две команды, которые свободно разме­щаются каждая на своем поле. Руководитель, стоя в середине пло­щадки, перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. Оса­ленные идут за линию плена (на сторону противника).

Играющие не имеют права переходить за среднюю линию на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также если мяч попадет в него отскочив от земли. Бе­гать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При нару­шении правил мяч передается другой команде. Пленных можно вы­ручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле про­тивника) так, чтобы он поймал его не переходя линию плена. Тот, ко­му это удается, считается освобожденным и возвращается на свое место.

Правила игры в баскетбол

Цель игры. Цель команды в игре — забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры. Каждая команда состоит из пяти играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков — капитан. Иг­роки команд должны иметь отличительные знаки, которые надевают на майки спереди и сзади.

Судейство. Воспитатель следит за выполнением правил игры: дает сигналы при нарушениях правил игроками, засчитывает по­падание мяча в корзину, решает спорные мячи, контролирует время игры.

Время игры. Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Воспитатель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (продолжитель­ностью 3—4 мин) с целью-приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Счет игры. При попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей.

Правила проведения игры

Правила замены. Воспитатель может менять игроков в течение всей игры. Чаще всего это делается во время перерыва. Но при не­обходимости (усталость, недисциплинированность игроков) можно заменять детей даже останавливая игру, когда мяч находится в иг­ре.

Выход мяча из игры. Мяч, пересекший боковую или лицевую линию, считается вышедшим из игры. В этом случае назначается

вбрасывание с того места, где мяч пересек линию, игроком проти­воположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомнева­ется, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок.

Перемещение с мячом. Игрок, получивший мяч в движении, мо­жет сделать с ним не более трех шагов. После этого он должен вести мяч, или передать своему партнеру, или бросить в кольцо. После того как он получит очередную передачу (или перехватит мяч у про­тивника), он снова имеет право на ведение мяча.

Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно, бе­жать с ним.

Нарушение правил и наказание за них. Нарушением является несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после на­рушения мяч выбрасывается в игру членом пострадавшей команды. Вбрасывание мяча всегда производится из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение. За грубые нарушения правил игрок удаляется с площадки (с правом его заме­ны) на 1—3 мин.

Начало игры и розыгрыш начального и спорного бросков. Розыг­рыш начального и спорного бросков производится: при начале каж­дого периода; при задержке мяча, когда два игрока из противопо­ложных команд держат мяч одновременно; при выходе мяча из иг­ры от одновременного касания игроками обеих команд или когда воспитатель сомневается, от кого вышел мяч; когда мяч застрева­ет в корзине; когда игроками совершена обоюдная ошибка. При ро­зыгрыше начального и спорного бросков воспитатель подбрасывает мяч вертикально вверх между игроками, и, после того как мяч дос­тигает наивысшей точки, игроки могут касаться его. Розыгрыш на­чального и спорного бросков производится в центральном круге.


Правила поведения. В игре в баскетбол игроки должны всегда быть корректными. Детей, которые ведут себя недисциплинирован­но или грубо, необходимо временно вывести из игры. Игрокам за­прещается тянуть соперников за одежду, за и т.д. руки, толкаться

 
 

Оборудование и инвентарь

Площадка для обучения игре в баскетбол должна быть покры­та твердым грунтом (утрамбованной землей или асфальтом). Од­нако лучше всего площадки с деревянным покрытием: их легко со­держать в порядке, они быстро сохнут после дождя, от них хорошо отскакивает мяч (рис. 40). (Все размеры площадки даны на ри­сунке 41, а.)

Корзины по размерам должны соответствовать стандартам

(внутренний диаметр 45 см, длина сетки 40 см). Их подвешивают не ниже 180 см и не выше 200 см над уровнем площадки. Щиты размером 120X90 см делают из целого прочного дерева, поверх­ность окрашивают белым цветом, а края обводят линией шириной в 5 см (рис. 41, б). Окантовку щитов желательно делать не черной краской, а яркой, веселой (красной, голубой). Стойку, к которой крепятся щиты, следует выносить на 1 —1,5 м от лицевой линии в целях предупреждения травм у детей. (Виды стоек и типы крепле­ния корзины см. на рисунке 41, в — е. На рисунке 41, ж показано устройство щита для метания мяча.)

На расстоянии 1—2 м от площадки не должно быть деревьев и жестких предметов: камней, элементов оборудования игровой пло­щадки и т. д.

Можно использовать мячи для мини-баскетбола или детские резиновые диаметром 18—20 см. При обучении ведению мяча надо пользоваться такими мячами, которые хорошо отскакивают от по­ла. Старые резиновые мячи лучше не использовать.

Бадминтон Бадминтон — спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Детям старшего до­школьного возраста доступны отдельные его элементы, упражне­ния и игры с ракеткой и воланом.

В бадминтон играют на небольшой прямоугольной площадке, которую разделяет пополам сетка. Дети, занимающие противо­положные стороны площадки, с помощью ракеток посылают волан (мяч с перьями) на площадку противника. Задача играющих — не дать волану упасть на своей половине площадки. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, точность и коор­динация движений, глазомер, укрепляют мышцы рук.

Ознакомление с воланом. Детей знакомят с качествами вола­на: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость быстроты полета от силы удара. Для этого проводятся упражнения и игры с воланом, а также с ракеткой и воланом.

Как держать ракетку. Ракетку держат правой рукой (или той, которой удобнее) четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху, точно так же, как молоток за конец ручки. Чтобы лучше управлять ракеткой, пальцы слегка расставляют вверх по ручке. При этом кисть не должна быть закрепощена. Пальцы лишь слегка сжимают ручку. Такая хватка создает условия для активной рабо­ты кисти при любых ударах (рис. 42).

Стойка и перемещение. Ребенок располагается лицом к сетке, ноги немного согнуты. Вес тела распределен равномерно на перед­ней части стопы. Плечевой пояс слегка смещен вперед. Ракетка в согнутой в локте руке расположена на уровне бедра. Игрок пере­мещается по площадке беговыми или мелкими приставными шагами. Основные требования к перемещению — быстрота, легкость, своевременность.

Подача. При подаче волана ребенок встает в центр поля левым боком к сетке, левую ногу ставит вперед, вес тела переносит на правую ногу. Волан держит левой рукой за перья. Рука с ракет­кой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Игрок уда­ряет в колпачок волана сеткой. После подачи ребенок поворачи­вает туловище к сетке, одновременно перенося тяжесть тела с пра­вой ноги на левую.

Удары. В бадминтоне удары выполняются разнообразными спо­собами. Их принято делить на удары справа и удары слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти (рис. 43), при ударах слева — тыльная. Удары справа и удары сле­ва выполняются сверху и снизу. Техника выполнения некоторых ударов довольно сложная. Поэтому дошкольников следует учить только основным и доступным способам ударов.

Удары справа-сверху являются основными в игре в бадминтон. Для выполнения удара необходимо успеть на последнем шаге по­вернуться левым плечом к сетке и перенести тяжесть на стоящую сзади слегка согнутую ногу. Рука ракеткой отводится вверх-назад, игрок ожидает, пока парашютирующий волан снизится примерно на 25—30 см по отношению к поднятой вверх ракетке. В этот момент следует начать резкое движение кистью, стараясь ударить волан прямо над головой. Выполняя высокий удар, ребенок сопровожда­ет волан ракеткой вперед-вверх.


Удары слева-сверху являются более сложными для игроков, чем удары справа-сверху. Их выполняют стоя правым боком или спиной к сетке, ударяя по волану, летящему слева от игрока. При последнем шаге правой ногой туловище поворачивают влево, ра­кетка движется на замах по дуге вниз-влево. Обратное движение к волану начинается с поворота туловища направо и выведения согнутой в локте руки вверх.

Удары снизу выполняют по волану, находящемуся ниже уров­ня сетки. Они требуют значительного усилия, поэтому детей дош­кольного возраста нецелесообразно им обучать.

Методические рекомендации

Обучение детей игре в бадминтон нужно начинать с подготови­тельных упражнений с воланом, затем — с воланом и ракеткой (упражнения жонглирования воланом правой и левой стороной ра­кетки). Выполняются также подготовительные упражнения, разви­вающие подвижность и эластичность лучезапястного сустава (нап­ример, круговые движения кисти с опущенной вниз ракеткой). К обучению ударам следует переходить лишь после того, как дети научатся легко передвигаться по площадке и правильно держать ракетку.

Важно научить детей следить за воланом глазами и стараться попасть по волану центром струнной поверхности ракетки. Важно, чтобы ребята нашли правильное положение ракетки при ударе. После освоения удара лицевой стороной ракетки выполняются уда­ры тыльной стороной, а затем — попеременно. Упражнение можно усложнить, изменяя силу удара, производя удары в движении по прямым, ломаным линиям, по кругу и т.п.

Подача волана чаще всего выполняется ударом снизу. При этом ракетка в момент соприкосновения с воланом не должна поднимать­ся выше пояса. Для обучения подачи снизу можно использовать следующий прием. На высоте пояса натягивается веревка и подве­шиваются воланы. Ребенок встает так, чтобы носок впередистоящей ноги находился под веревкой, и наносит удар по волану. Движение ракетки заканчивается на высоте вытянутой веревки. Повторив подачу много раз, ребенок привыкает к правильному движению ру­ки. После этого можно предложить детям самим держать волан и выполнить подачу таким же способом.

В процессе обучения дошкольников возникают трудности, связан­ные со сложностью управления воланом, так как действия детей еще не отработаны. Неточный удар одного ребенка затрудняет правильный ответный удар другого. Поэтому к началу обучения игре в бадминтон через сетку дети уже должны уметь действовать ракет­кой и воланом. После того как дошкольники достаточно хорошо овла­девают ракеткой и воланом, можно предложить сыграть в бадмин­тон на победителя. Для этого натягивается сетка, дети делятся на две команды. Одна команда называется командой нападающих, она подает воланы. А вторая команда — команда защитников, она отра­жает удары через сетку. Через 3—5 мин команды меняются ролями. После того как дети усвоят суть игры, можно проводить игру по правилам. Теперь уже игроки в каждой команде подают волан по очереди. Если команде не удается отбить волан через сетку, она проигрывает очко и подача переходит к другой команде.

В ветреный день можно положить вовнутрь колпачка немного пластилина — волан станет тяжелее.

Периодически необходимо давать ребенку выполнять упражнения и побуждать его к игре левой рукой, чтобы обе руки развивались равномерно.

Упражнения

1. Вытянуть руки вперед, переложить волан из правой руки в ле­вую, из левой — в правую.

2. Вытянуть руки вперед, поднять вверх и переложить волан из руки в руку.

3. Спрятать руки за спину и переложить волан из правой руки в левую.

4. Подбросить волан вверх и поймать обеими руками.

5. Подбросить волан вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его.

6. Подбросить волан вверх, повернуться вокруг своей оси на 360° и поймать его.

7. Подбросить волан вверх и поймать одной рукой (правой, потом левой).

8. Подбросить волан вверх левой рукой и поймать его правой. Затем все наоборот.

9. Научиться правильно брать и держать ракетку правой и левой рукой.

10. Имитация разных движений ракеткой (без волана).

11.Ударить ракеткой по подвешенному на веревке волану (вы­соту волана следует периодически менять).

12.Отбить волан ракеткой вверх несколько раз подряд (30—40 см).

13.Отбить волан ракеткой вверх (30 — 50 см) продвигаясь ма­ленькими шагами вперед.

14.Отбить волан ракеткой вверх стоя в кругу (диаметр круга 1—2 м).

15.Подбросить волан одной рукой вверх (2—3 м), подождать, пока он снизится, и ударить по нему другой рукой (центром струнной поверхности ракетки).

16.Один ребенок подбрасывает волан рукой вверх, а другой отбивает его ракеткой.

17.Один ребенок бросает волан рукой стоящему напротив игроку (расстояние 2—3 м), тот отбивает волан ракеткой. Ребенок, бро­сивший волан, ловит его на лету руками. Упражнение повторяется. Через несколько минут дети меняются ролями.

18.Дети становятся по двое и перебрасывают волан друг другу, не давая ему упасть на землю.

19.Двое детей с ракетками становятся друг против друга на рас­стоянии 3—4 м. Вначале один ребенок подает волан, а другой отби­вает. После нескольких минут игры дети меняются ролями.

20. На середине площадки на высоте 120 см натягивается сет­ка. Дети распределяются по два и встают с двух сторон от сетки. Вначале один подает волан, а другой отбивает его на противопо­ложную сторону через сетку. Через определенное время игроки меняются ролями.

21. Дети становятся парами на расстоянии 3 — 4 м один от другого. По сигналу они направляют волан ракеткой друг другу, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, сделавшая больше передач без падения волана на землю.

Подвижные игры

Воланом в круг. На площадке обозначаются три концентри­ческих круга (большой диаметром 2 м, средний— 1,5 м и ма­лый — 1м). Участники игры поочередно (с 4-метрового расстояния) направляют ракеткой волан в мишень. Каждый производит три уда­ра. За попадание в малый круг игрок получает 3 очка, в средний — 2 очка и в большой — 1 очко. Побеждает ребенок, набравший больше очков. Можно проводить и командные соревнования. По сумме попа­даний выявляется команда-победительница. Чтобы детям было инте­реснее играть, можно нарисовать внутри малого круга персонажи сказок.

Волан навстречу волану. Дети становятся парами на рас­стоянии 2—3 м один от другого. У всех детей — по волану. По сигналу они начинают перебрасывать воланы друг другу, стараясь не уронить их на землю. Выигрывает пара, которая дольше удер­живает волан (воланы не должны сталкиваться и падать).

Необходимо объяснить детям, чтобы они при броске придержи­вались правой стороны, тогда воланы не будут сталкиваться.

Попади в круг. На землю кладется гимнастический обруч. 5—8 детей становятся вокруг обруча на расстоянии 2 м от него. По сигналу воспитателя дети бросают воланы в обруч, затем берут их и бросают снова (3 — 4 раза). Побеждает тот ребенок, который большее число раз попадет в обруч.

Детей можно разделить на несколько играющих групп и про­водить игру одновременно во всех группах.

Подбей волан. Дети свободно располагаются на площадке, каждый — с ракеткой и воланом. По сигналу воспитателя все под­бивают волан вверх, стараясь не дать ему упасть. Выигрывает ре­бенок, который дольше выдержит волан в воздухе и не даст ему упасть.

Кто дальше. На площадке обозначается линия. Дети делятся по двое. У -одного из них — волан и ракетка, а у друго­го — флажок. Дети с воланами и ракетками становятся около линии на расстоянии вытянутых в стороны рук. По сигналу воспи­тателя они ударом ракеток посылают воланы как можно дальше. Их напарники бегут с флажками к воланам, ставят флажки на их место и возвращают воланы товарищам. После трех попыток дети меняются ролями. Побеждает тот ребенок, чей флажок будет находиться дальше.


Настольный теннис

Настольный теннис — спортивная игра, в которой принимают участие двое (одиночная игра) или четверо играющих (парная игра).

Рис. 44

Игра проводится на прямоугольном столе, разделенном поперек сет­кой. Сетка делит стол на две равные части. Для игры нужны спе­циальные ракетки (небольшие с короткой ручкой) и маленький цел­лулоидный мяч. Сущность игры состоит в следующем. Один игрок подает мяч ракеткой так, чтобы, ударившись сначала о стол на сторо­не подающего, мяч перелетел через сетку не задев ее и ударился о стол на другой стороне. Принимающий игрок должен отбить мяч, ког­да он отскочит от стола. Проигравшим очко считается тот, кто первым пошлет мяч за пределы стола в сетку.

Игра в настольный теннис способствует развитию быстроты, лов­кости, координации движений, воли, настойчивости, внимания. Весь­ма ценное преимущество настольного тенниса — его положительное влияние на развитие ловкости, точности, быстроты рук.

Как держать ракетку. Существует несколько способов. Одним из самых распространенных и более доступных для детей является та­кой: ребенок держит ракетку в горизонтальном положении, он обхва­тывает ручку ракетки таким образом, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности, а большой палец — к ладонной поверхности ракетки. Остальные пальцы свободно, без напряжения, обхватывают ручку ракетки (рис. 45).

Исходное положение и перемещение. Ребенок перед приемом мяча находится в 40 — 60 см от стола. Туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты, вес тела смещен на передние части стоп. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе.

Передвижение осуществляется на несколько согнутых «эластич­ных» ногах шагами, выпадами, прыжками, скользящим шагом.

Удары по мячу. Подача — это удар, с помощью которого мяч вводится в игру. Ребенок, подающий мяч, слегка подбрасывает его

6.
Бросить мяч вниз одной рукой, подождать, пока отскочит, и поймать другой.

7. Положить мяч на середину ракетки и как можно дольше удержать его.

8. Положить мяч на ракетку и пройти с ним вперед как можно дальше.

9. Подбросить мяч левой рукой на ладони вверх и поймать его правой рукой на ракетку.

10. Ударить мяч об пол одной рукой и поймать его ракеткой другой рукой.

11. Подбросить мяч вверх не очень высоко, поймать его на ра­кетку и отбить вверх несколько раз подряд (рис.46).

12. Подбросить мяч ракеткой несколько раз подряд (сначала стоя на месте, а потом — продвигаясь вперед).

13. Подбить мяч поочередно двумя сторонами ракетки на высоту 40—60 см.

14. Выпады с имитацией ударов.

15. Передвижения прыжками, скачками.

16. Встать в 2—3 м от стенки, бросить мяч на пол и после отско­ка направить в стенку ударом ракетки. Когда мяч, отлетев от стенки, упадет на пол и отскочит, повторить удар.

17. С помощью ракетки ударить мячом о стенку и, не давая ему упасть, повторить упражнение.

18. С помощью ракетки ударить мячом по нарисованным на стен­ке мишеням.

19. Бросить мяч рукой о стену и после отскока ударить по нему несколько раз подряд ракеткой, не давая ему упасть (рис. 47).

Игры с мячом (шариком) и ракеткой

Катание мячей в парах. Дети становятся парами на расстоянии 3—4 м друг от друга, у каждой пары — один мяч. По сигналу воспи­тателя дети катят мячи друг другу. Побеждает пара, быстрее сделав­шая 10 передач мяча. В дальнейшем можно проводить игру давая каждому ребенку по мячу.

Попади в цель. Игра проводится на деревянной площадке в зале или на веранде. На полу чертится линия, в 2—3 м от которой находят­ся 3—4 кегли. Дети становятся в колонны напротив кеглей. Зада­ние— катать мяч, стараясь попасть в кеглю (рис. 48).

Закати мяч в ворота. Дети делятся на 3—4 команды и становятся в колонны около стартовой линии. Против каждой команды на расстоянии 2—3 м ставятся ворота. У первых игроков — в руках мя­чи. По сигналу воспитателя они катают мячи, стараясь попасть в во­рота, бегут вперед, ловят мячи и передают их следующим игрокам по команде. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и сде-лавшая больше попаданий в ворота.

Кто быстрее. Дети делятся на две команды и встают в колонны у теннисного стола. На обоих краях стола делают коридор из веревок шириной 30—40 см. У первых игроков команды — по мячу. По сиг­налу воспитателя они катят мяч по столу в коридоре так, чтобы он прокатился и упал. После этого первый игрок команды должен быстро поймать мяч и вернуть его обратно второму игроку. То же самое повторяют следующие игроки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети выполняют задание. Побеждает команда, быстрее закон­чившая игру.

За мячом. Игра проводится у двух теннисных столов, которые ставятся параллельно друг другу на расстоянии 3—4 м. На середине обоих столов укреплены сетки.

Дети образуют две команды, каждая делится пополам и стано­вится в колонны: друг против друга по концам стола, каждая команда выбирает водящего. По сигналу судьи водящий бросает мяч рукой стоящему первым в противоположной колонне (в другом конце стола) так, чтобы мяч ударился сначала о стол на его стороне, а затем перелетел через сетку и ударился на другой стороне. После этого водящий бежит в конец противоположной колонны, т. е. вслед за мячом. Поймавший также передает мяч стоящему напротив и отправляется за мячом.

Игра заканчивается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мяч — водящим


Правила игры в настольный теннис

Подача. Подачей называется введение мяча в игру. После удара ракеткой мяч должен отскочить от стола на стороне по­дающего, затем перелететь над сеткой не задев ее и коснуться стола на стороне противника. Подача переигрывается, если мяч перед падением на стороне противника заденет сетку.

Розыгрыш очка. Розыгрыш очка начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одной из сторон. Мяч, посланный игроком на сторону противника, должен быть отражен принимаю­щим после первого отскока на его стороне. Мяч должен быть отра­жен ударом ракетки, находящейся в руке игрока. Ракетку для удара разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Отраженный мяч должен коснуться игро­вой поверхности стола на стороне противника (она включает и верхнее ребро крышки стола). Мяч, коснувшийся игровой по­верхности стола на стороне противника, но задевший при перелете сетку или ее стойку, считается отраженным правильно. квадратными клетками, верхний край шириной 1,5 см по всей длине должен быть белого цвета и натянут на шнур (рис. 50). Нижний край везде примыкает вплотную к поверхности стола.

Мяч — диаметр 3,8 см, вес 2,5 г. Подготовительные упраж­нения можно проводить с большим по размерам мячом.

Ракетки для настольного тенниса небольших размеров.

следующих ошибок:

а) неправильно подаст мяч;

б) коснется мяча с лета (мяч не коснулся стола) ракеткой или
кистью руки, держащей ракетку;

в) отражая мяч не попадет им на игровую поверхность стола
на стороне противника;

г) отражая мяч коснется его ракеткой более одного раза;

д) отразит мяч рукой;

е) не успеет отразить правильно посланный ему мяч после
первого отскока на своей стороне.

Счет игры. Розыгрыш начинается с подачи. Каждая ошибка дает одно очко противнику. Партия считается выигранной, если один из игроков наберет 21 очко при преимуществе не менее чем в 2 очка. При счете 20:20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру можно закончить на счет 1 1 или 15 очков. Но об этом надо предупредить детей до начала партии.

Играющие подают поочередно по пять подач каждый. Начиная со счета 20:20 очередность подачи меняется после каждого мяча. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подачи.

Количество партий. Встречи детей можно проводить из трех пар­тий. Встреча считается законченной после того, как одна сторона вы­игрывает две партии.

Право выбора. Право выбора подачи можно определить же­ребьевкой. Ребенок, которому согласно жребию принадлежит вы­бор, имеет право выбрать подачу или сторону площадки.

Оборудование и инвентарь

В настольный теннис дети могут играть в помещении на откры­том воздухе. При игре в помещении игровая площадка должна быть не менее чем 4,5—5 м длиной и 3 м шириной из расчета на один стол. При игре на воздухе игровая площадка должна быть ровной поверхности — без бугров, кочек, защищенной от ветра.

Столы должны быть расположены так, чтобы освещение не ослепляло игроков. Желательно, чтобы источник искусственного света находился над каждым столом на высоте не менее 4 м от по­верхности пола, равномерно и достаточно ярко освещал игровую площадку.

Стол должен быть прямоугольным длиной 274 см, шириной 152,5 см, высотой 50—70 см (от пола или земли). Поверхность стрла должна находиться строго в горизонтальном положении. Игровая поверхность должна быть гладкой и ровной, темного цвета, жела­тельно зеленого, с линиями белого цвета шириной 2 см по краям и средней линией шириной 0,3 см, идущей параллельно боковым ли­ниям на равном.расстоянии от них.

Поверхность стола делится на две равные половины сеткой (длина 183 см, ширина 15,25 см). Сетка должна быть плетенной

Городки

Городки — старинная народная игра. Цель ее — выбить битой (палкой) городки из города (квадрата). Игра развивает точность движений, глазомер, укрепляет мышцы рук. Обучение игре в городки начинается в старшей группе.

Как держать биту. Ребенок берет биту правой (левой) рукой за ее конец четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем — сверху (рис. 51). Чтобы лучше управлять битой, пальцы слегка раздви­гают.

• Стойка. Ребенок располагается левым боком к городку, ноги на Ширине плеч: левая — впереди, правая — сзади (при броске пра­вой рукой). Вес тела распределен равномерно на обе ноги. Биту держит в слегка согнутой в локте, опущенной вниз руке.

Броски. Детей надо учить броскам биты. При бросании биты ре­бенок встает за линию и принимает правильную стойку, как можно сильнее отводит руку назад, тяжесть тела переносит на правую ногу. Бросок выполняется энергичным движением руки при одновремен­

 
 

ном наклоне туловища вперед. В этот момент тяжесть тела переносит­ся на левую ногу. Бросок биты сопровождается плавным движением руки, кисть и пальцы мягким толчком направляют биту в цель (рис. 52).

Методические рекомендации

Вначале следует ознакомить детей с инвентарем: битами и город­ками, предложить самим построить фигуры. С детьми дошкольного возраста броски следует начинать разучивать со специальных, более легких упражнений с битой. Необходимо вырабатывать у детей опре­деленные умения обращаться с битой, ощущать ее свойства (вес, раз­меры, зависимость скорости полета от приложенной силы) и выпол­нять движения рукой и всем телом в соответствии с ними. Для этого предлагается сначала использовать легкие пластмассовые би­ты, а затем — более тяжелые (деревянные). При этом внимание ребенка направляется на выработку умений управлять битой. После того как дети научатся правильно держать биту и выполнять разно­образные движения с ней, можно перейти к бросанию биты на даль­ность без прицеливания. Очень важно научить бросать биту так, чтобы она летела в горизонтальной плоскости и вращалась вокруг своего центра тяжести. Затем дети усваивают правила прицеливания и обучаются бросать биту на дальность — вниз. Они постепенно учат­ся следить глазами за полетом биты, сравнивать силу броска с быстротой полета биты. Сначала ставится задача: прицеливаться и бить в один городок, затем их количество постепенно увеличивает­ся. Для этого используются разнообразные упражнения и игры. Пос­ле того как ребенок научится контролировать биту рукой достаточно уверенно, прицеливаться и бросать ее по определенной траектории, можно перейти к игре в городки, придерживаясь правил игры.

Правила поведения детей

1. Когда на площадке играют в городки, никто из остальных детей не должен близко играть, бегать, выходить на нее. На площадке находятся только игроки и воспитатель.

2. Во избежание несчастных случаев необходимо позади город­ков не ближе 2 м от них ставить забор или сетку высотой 1 —1,5 м.

3. Дети бросают биты только по сигналу воспитателя. Необходимо формировать навыки правильного поведения детей, строго придерживаться дисциплины.

Упражнения

1. Дети берут пластмассовые палки обеими руками и делают по­вороты руками вверх-вниз (управляют рулем).

2. Держа палку вертикально в одной руке подбросить и поймать ее другой.

3. Подбросить палку вверх и поймать ее одной рукой (правой, потом левой).

4. Имитация различных движений деревянной битой.

5. Правильно брать и держать биту поочередно то правой, то ле­вой рукой.

6. Имитация удара рукой в воздухе.

7. Удар битой по подвешенному на веревке мячу.

8. Удар битой по подвешенному на веревке волану (бадмин­тон).

9. Бросок биты правой рукой на дальность.

10. Бросок биты левой рукой на дальность.

11. Бросок биты правой (левой) рукой на дальность с вращатель-
ным движением.

12. Бросок биты в цель (один городок) с расстояния 2 м.

13. Бросок биты правой (левой) рукой в два, три, четыре и пять
городков.

14. Бросок биты в цель с расстояния 3 м.

Правила игры в городки

Цель игры. Цель игроков или команды — выбить как можно быстрее фигуры из города (квадрата), соблюдая при этом правила игры.

Участники игры. Соревнования можно проводить между двумя,

четырьмя и т.д. игроками или между двумя командами. В процессе игры при необходимости можно произвести замену игроков. Новый игрок выступает под номером выбывшего игрока.

Судейство. Главным судьей соревнований является воспитатель, дети — помощниками. Судьи разрешают все спорные вопросы, возникшие во время игры. Перед началом соревнований судьи отмечают линии конов и полуконов, строят фигуры.

Судья имеет право прекратить игру. Во время игры никто, кро­ме игроков и судьи, не имеет право находиться на поле.

Порядок игры

1. Перед началом игры участники командных соревнований соби­раются на конах и по сигналу судьи идут строем до квадратов города. Затем команды выстраиваются лицом друг к другу и обмениваются приветствиями. Капитаны обеих команд подходят к судье, представ­ляются ему и друг другу. Судья предоставляет право капитанам команд тянуть жребий и объявляет игрокам о том, какая команда первой начинает игру. Первый удар производится в первый город.

2. Каждый игрок делает по два броска в забое. Каждую биту игрок бросает только по свистку судьи. Игроки бьют один за другим в порядке очереди.

3. После того, как будет выбит хотя бы один городок, игроки получают право выбивать остальные городки с полукона (с расстояния 2—3 м). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.

4. Городок считается выбитым только тогда, когда он полностью вышел за линию города.

Счет игры

1. Партию выигрывает та команда, которая меньшим коли­чеством бросков выбьет все фигуры данной партии.

2. После окончания первой партии игры команды меняются городами и забоями.

3. Побеждает команда, выигравшая две партии. С детьми 6—7 лет не рекомендуется проводить подряд более 2—3 партий.

Оборудование и инвентарь

Полем для игры обычно служит участок прямоугольной формы

размером 15X6 м.

Площадка может быть земляная, асфальтовая, ледяная или де­ревянная. Ее поверхность должна быть ровной. Для задержания биты и во избежание несчастных случаев необходимо сделать по­зади городков не ближе 2 м от них забор или сетку высотой не менее 1 — 1,5 м.

Поле для игры можно разметить следующим образом: чертятся два квадрата — так называемые города — размером — 1X1 м. Пе0.8—1 м.

На расстоянии 4 м от лицевой линии каждого города, параллель­но ей, проводят линию (кон), от которой играющие начинают бросать биты. А на расстоянии 2 — 3 м от города — полукон, с которого дети получают право бить только после того, как хотя бы один городок фи­гуры будет выбит из кона (с расстояния 4 м) (рис. 53).

На земле просто начертить линии и поставить флажки, а на твер­дом грунте — отметить яркой краской (на льду применяется синька).

Городок делается из дерева в форме цилиндра, имеющего разме­ры: диаметр 4—5 см, длина 15—20 см. Бита представляет собой палку произвольного веса длиной не более 50—70 см. Она может быть изготовлена из дерева или пластмассы. Желательно, чтобы бита имела ручку: за нее удобнее держаться рукой. Команда может выступать имея не менее двух бит.

При проведении соревнований соблюдаются определенное ко­личество, порядок и форма фигур. В игре можно использовать наиболее простые и интересные для детей фигуры.

Описание фигур

1. «Забор» — все городки ставятся вдоль передней линии города на расстоянии 5 см друг от друга (рис. 54, а).

2. «Бочка» — все городки вместе (один в середине, остальные вокруг него) (рис. 54, б).

3. «Ворота» — две пары городков ставятся на расстоянии, рав­ном длине городка; последний, пятый, кладется на них сверху (рис. 54, в).

д

4. «Колодец» — два городка кладутся параллельно друг другу на расстоянии, равном длине городка, два других — по сторонам поверх первых, и один ставится в середине вертикально (рис. 54, г).

о. «Письмо» — один городок ставится в центре квадрата, осталь­ные— по углам (рис. 54, д).

1 — 4 фигуры строятся вдоль передней линии города.

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: