Местом происшествия при ДТП является проезжая часть улиц, дорог, автомагистралей, а часто и прилегающие к ним участки местности. Особенностью таких мест происшествий, как правило, является большая протяженность вдоль линии движения автотранспорта. Вследствие линейного характера места происшествия выбор тактических приемов съемки ограничен, а процесс фотографирования имеет свои особенности. В ходе ДТП изучают специфические объекты, представляющие собой одно или несколько транспортных средств, разрушенных в результате столкновения с препятствием или между собой; трупы, если происшествие было связано с человеческими жертвами при наездах, выпадении пассажиров из транспортного средства в результате опрокидывания. Для уяснения дорожной ситуации на месте происшествия и установления механизма происшедшего события важно отображение и дорожной обстановки, представляющей совокупность факторов, относящихся к состоянию дорог и улиц при движении на них автотранспорта, пешеходов. Ее элементами являются особенности дороги (ширина, состояние дорожного покрытия, планировка перекрестков и переездов), дорожные знаки, указатели, деревья, предметы, строения, расположенные на обочине и т. п. Обстановка места происшествия часто не может долгое время сохраняться в неизменном виде из-за интенсивного движения автотранспорта и пешеходов. Время осмотра также ограничено, поскольку, чтобы восстановить нормальное движение автотранспорта, необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги.
При осмотре места дорожно-транспортного происшествия фотосъемке подлежит:
— место и условия, в которых произошло ДТП;
— положение места происшествия и характер дорожного происшествия (наезд, столкновение, опрокидывание и т. п.);
— состояние автотранспорта, а также повреждения, причиненные окружающим предметам, грузу, жертвам;
— предметы, следы, имеющие отношение к происшествию.
Место происшествия фиксируют на фоне дорожной обстановки. Фотографированию подлежит участок дороги, автомагистрали с прилегающей к ней территорией, его профиль (прямой, закругленный, перекресток или переезд, с уклоном или подъемом) и
окружение (дома, заборы, деревья), характер и состояние дорожного покрытия, наличие разметки, дорожных знаков. Ориентирующую съемку ведут с таким расчетом, чтобы на фотоснимках отразился участок дороги протяженностью не менее 40-50 м в обе стороны от центра места происшествия. Съемка производится фотокамерой, закрепленной на штативе1. Точку съемки выбирают на осевой линии дороги, направление съемки совпадает с направлением дороги, а дистанция до центра определяется с учетом отображения на снимках боковой полосы, обочины тротуаров, дорожных знаков и т. п. В необходимых случаях съемку ведут широкоугольными объективами, применяют круговое панорамирование.
Положение места ДТП при съемке обязательно ориентируют («привязывают») к главному объекту — участку дороги, где оно произошло. Для проведения расчетов при съемке применяют методы измерительной фотографии (перспективно-горизонтальный или перспективно-наклонный), стереофотограмметрическую съемку либо монофотограмметрический метод измерительной съемки (ФОМП-К). В ходе обзорной съемки, как правило, получают серию последовательных снимков, дополняющих друг друга и отображающих размещение центра места происшествия, его деталей по отношению к дороге и элементам ее обстановки.
Элементы обстановки дороги, особенно осевая линия и параллельные ей элементы (края проезжей части, обочины тротуаров) служат важными ориентирами для проведения измерений на месте происшествия, установления направления движения транспортных средств до происшествия и после него и других важных обстоятельств. По фотоснимкам, выполненным с учетомэтих требований, в случае необходимости можно реконструировать картину места происшествия, определить дистанцию между предметами. Фотоснимки, выполненные с произвольных направлений, скомпонованные с учетом только центра места происшествия и без особенностей дорожной обстановки, являются серьезным упущением в работе, поскольку не дают достоверной информации о необходимых обстоятельствах.
Выбор тактических приемов и условий фотографирования определяют типичные ситуации, характеризуемые строением (формой)
1 Высота положения фотокамеры обязательно фиксируется. Во всех случаях съемки устанавливают точные координаты точки съемки относительно постоянных ориентиров (дорожных знаков, указателей, столбов, строений, находящихся рядом с дорогой и т. п.) и наносятся на схему (план) ДТП.
I
участка дороги, где произошло ДТП. К ним относятся прямолинейные, закругленные участки и перекрестки или переезды.
Место происшествия — прямолинейный участок дороги. Линейный характер места происшествия предопределяет выбор тактических приемов и условий фотографирования. Наиболее приемлем здесь прием встречной съемки. Для ее проведения выбирают три направления с каждой из сторон от центра места происшествия параллельно оси дороги: в центре — на осевой линии и у правого и левого краев дорожного полотна (тротуара). Расстояние от центра при обзорной съемке в первую очередь должно обеспечивать размещение в кадре основных (центральных) элементов обстановки и часть дороги. Остальные точки вместе с первой располагаются на одной линии, перпендикулярной оси дороги (как и при линейном панорамировании).
Количество точек съемки может быть увеличено или уменьшено в зависимости от ширины проезжей части дороги, смещения центра места происшествия к обочине дороги или его выход за пределы дороги с включением обочин, тротуаров, насыпи и пр. Однако принцип выбора направлений съемки (параллельно оси дороги) остается неизменным.
Место происшествия, представляющее перекресток (переезд), фотографируют по правилам, аналогичным для прямолинейного участка дороги. Особенностью является применение приема крестообразной съемки, т. е. центр места происшествия фотографируют с четырех направлений, совпадающих с направлением движения транспортных потоков.
Место происшествия, представляющее закругленный участок дороги (поворот), имеет нелинейный характер, и направление съемки совпадает лишь с незначительным отрезком дороги. В данном случае с каждой из сторон прямолинейной части дороги подбирают дистанцию, с которой полностью или частично наблюдается центр места происшествия. С этой позиции и аналогично рассмотренным выше правилам и производится фотографирование. Дополнительную информацию дает съемка с точек, расположенных за пределами дорожного полотна (со стороны обочины, тротуара) — на продолжении осевой линии прямолинейных участков дороги.
Состояние автотранспорта и повреждения, причиненные окружающим предметам, фиксируют узловой съемкой. На этих снимках должны быть воспроизведены транспортные средства, Участвовавшие в происшествии, их положение на момент осмотра,
разрушения и повреждения, состояние и размещение груза, трупы, если происшествие связано с человеческими жертвами, предметы, вещи и т. п. На практике принято обязательное фотографирование повреждений и следов на автотранспорте, что во многом облегчает установление механизма происшествия. Фиксируются различного рода повреждения, разрывы, вмятины, царапины, разбитые стекла фар, подфарников, ветровых и боковых стекол, отсутствие отдельных частей машины. Наглядные изображения центральных мест происшествия облегчают установление механизляа происшествия. Полноте фиксации способствует съемка с разных направлений. Целесообразно получить фотографическую развертку изображения центра места происшествия, последовательно перемещая точки съемки по окружности. При выборе направлений съемки для фиксации периферийных элементов места происшествия обращают внимание, чтобы в кадр попадали и элементы дорожной обстановки.
Фотографирование трупа производится по общим правилам съемки — в том месте и в том положении. Однако имеются и некоторые особенности, связанные со спецификой ДТП. Так, при съемке трупа, находящегося вне транспортного средстаа, его положение фиксируют по отношению к центру места происшествия, транспортному средству, следам протектора колес или к элементам дорожной обстановки — осевой линии, обочине, краю тротуара, обозначению перехода и т. п. При съемке фиксируют прерывистость следов протектора колес, наблюдаемых под трупом, так как в практике бывают случаи, когда труп подбрасывается на проезжую часть дороги для создания картины ДТП или пострадавший ударом машины отбрасывается на сг.еды другой машины и т п.
На трупе, одежде фотографируют повреждения, характерные для транспортного травматизма. Так, фиксируют следы волочения, горюче-смазочных веществ, крови; отпечаток протектора, эмблемы на капоте; мелкие предметы — осколки ветрового стекла фарного рассеивателя, отслоившаяся краска и др. Локализацию повреждений обычно фиксируют по отношению к ступням ног (по высоте от земли), что позволяет установить, какой машиной и какой ее частью нанесен удар и каково его направление.
Для фотографирования повреждений, полученных погибшими при происшествии, трупы извлекаются из кабины, салона автомобилей.