Дорожно-транспортного происшествия

Местом происшествия при ДТП является проезжая часть улиц, дорог, автомагистралей, а часто и прилегающие к ним участки ме­стности. Особенностью таких мест происшествий, как правило, яв­ляется большая протяженность вдоль линии движения автотранс­порта. Вследствие линейного характера места происшествия выбор тактических приемов съемки ограничен, а процесс фотографирова­ния имеет свои особенности. В ходе ДТП изучают специфические объекты, представляющие собой одно или несколько транспортных средств, разрушенных в результате столкновения с препятствием или между собой; трупы, если происшествие было связано с чело­веческими жертвами при наездах, выпадении пассажиров из транс­портного средства в результате опрокидывания. Для уяснения дорожной ситуации на месте происшествия и установления меха­низма происшедшего события важно отображение и дорожной об­становки, представляющей совокупность факторов, относящихся к состоянию дорог и улиц при движении на них автотранспорта, пе­шеходов. Ее элементами являются особенности дороги (ширина, состояние дорожного покрытия, планировка перекрестков и пере­ездов), дорожные знаки, указатели, деревья, предметы, строения, расположенные на обочине и т. п. Обстановка места происшествия часто не может долгое время сохраняться в неизменном виде из-за интенсивного движения автотранспорта и пешеходов. Время ос­мотра также ограничено, поскольку, чтобы восстановить нормаль­ное движение автотранспорта, необходимо как можно быстрее ос­вободить проезжую часть дороги.

При осмотре места дорожно-транспортного происшествия фото­съемке подлежит:

— место и условия, в которых произошло ДТП;

— положение места происшествия и характер дорожного про­исшествия (наезд, столкновение, опрокидывание и т. п.);

— состояние автотранспорта, а также повреждения, причинен­ные окружающим предметам, грузу, жертвам;

— предметы, следы, имеющие отношение к происшествию.

Место происшествия фиксируют на фоне дорожной обста­новки. Фотографированию подлежит участок дороги, автомагистра­ли с прилегающей к ней территорией, его профиль (прямой, закруг­ленный, перекресток или переезд, с уклоном или подъемом) и


окружение (дома, заборы, деревья), характер и состояние дорожно­го покрытия, наличие разметки, дорожных знаков. Ориентирующую съемку ведут с таким расчетом, чтобы на фотоснимках отразился участок дороги протяженностью не менее 40-50 м в обе стороны от центра места происшествия. Съемка производится фотокамерой, закрепленной на штативе1. Точку съемки выбирают на осевой ли­нии дороги, направление съемки совпадает с направлением доро­ги, а дистанция до центра определяется с учетом отображения на снимках боковой полосы, обочины тротуаров, дорожных знаков и т. п. В необходимых случаях съемку ведут широкоугольными объек­тивами, применяют круговое панорамирование.

Положение места ДТП при съемке обязательно ориентируют («привязывают») к главному объекту — участку дороги, где оно про­изошло. Для проведения расчетов при съемке применяют методы из­мерительной фотографии (перспективно-горизонтальный или пер­спективно-наклонный), стереофотограмметрическую съемку либо монофотограмметрический метод измерительной съемки (ФОМП-К). В ходе обзорной съемки, как правило, получают серию последова­тельных снимков, дополняющих друг друга и отображающих раз­мещение центра места происшествия, его деталей по отношению к дороге и элементам ее обстановки.

Элементы обстановки дороги, особенно осевая линия и парал­лельные ей элементы (края проезжей части, обочины тротуаров) служат важными ориентирами для проведения измерений на месте происшествия, установления направления движения транспортных средств до происшествия и после него и других важных обстоя­тельств. По фотоснимкам, выполненным с учетомэтих требований, в случае необходимости можно реконструировать картину места про­исшествия, определить дистанцию между предметами. Фотоснимки, выполненные с произвольных направлений, скомпонованные с уче­том только центра места происшествия и без особенностей дорожной обстановки, являются серьезным упущением в работе, поскольку не дают достоверной информации о необходимых обстоятельствах.

Выбор тактических приемов и условий фотографирования опре­деляют типичные ситуации, характеризуемые строением (формой)

1 Высота положения фотокамеры обязательно фиксируется. Во всех случаях съемки устанавливают точные координаты точки съемки относительно постоянных ориентиров (дорожных знаков, указателей, столбов, строений, находящихся рядом с дорогой и т. п.) и наносятся на схему (план) ДТП.

I


участка дороги, где произошло ДТП. К ним относятся прямолиней­ные, закругленные участки и перекрестки или переезды.

Место происшествияпрямолинейный участок дороги. Ли­нейный характер места происшествия предопределяет выбор так­тических приемов и условий фотографирования. Наиболее прием­лем здесь прием встречной съемки. Для ее проведения выбирают три направления с каждой из сторон от центра места происшествия параллельно оси дороги: в центре — на осевой линии и у правого и левого краев дорожного полотна (тротуара). Расстояние от центра при обзорной съемке в первую очередь должно обеспечивать раз­мещение в кадре основных (центральных) элементов обстановки и часть дороги. Остальные точки вместе с первой располагаются на одной линии, перпендикулярной оси дороги (как и при линейном панорамировании).

Количество точек съемки может быть увеличено или уменьшено в зависимости от ширины проезжей части дороги, смещения центра места происшествия к обочине дороги или его выход за пределы дороги с включением обочин, тротуаров, насыпи и пр. Однако принцип выбора направлений съемки (параллельно оси дороги) остается неизменным.

Место происшествия, представляющее перекресток (пере­езд), фотографируют по правилам, аналогичным для прямолиней­ного участка дороги. Особенностью является применение приема крестообразной съемки, т. е. центр места происшествия фотогра­фируют с четырех направлений, совпадающих с направлением движения транспортных потоков.

Место происшествия, представляющее закругленный уча­сток дороги (поворот), имеет нелинейный характер, и направле­ние съемки совпадает лишь с незначительным отрезком дороги. В данном случае с каждой из сторон прямолинейной части дороги подбирают дистанцию, с которой полностью или частично наблю­дается центр места происшествия. С этой позиции и аналогично рассмотренным выше правилам и производится фотографирова­ние. Дополнительную информацию дает съемка с точек, располо­женных за пределами дорожного полотна (со стороны обочины, тротуара) — на продолжении осевой линии прямолинейных участ­ков дороги.

Состояние автотранспорта и повреждения, причиненные окружающим предметам, фиксируют узловой съемкой. На этих снимках должны быть воспроизведены транспортные средства, Участвовавшие в происшествии, их положение на момент осмотра,


разрушения и повреждения, состояние и размещение груза, трупы, если происшествие связано с человеческими жертвами, предметы, вещи и т. п. На практике принято обязательное фотографирование повреждений и следов на автотранспорте, что во многом облегчает установление механизма происшествия. Фиксируются различного рода повреждения, разрывы, вмятины, царапины, разбитые стекла фар, подфарников, ветровых и боковых стекол, отсутствие отдель­ных частей машины. Наглядные изображения центральных мест происшествия облегчают установление механизляа происшествия. Полноте фиксации способствует съемка с разных направлений. Целесообразно получить фотографическую развертку изображения центра места происшествия, последовательно перемещая точки съемки по окружности. При выборе направлений съемки для фик­сации периферийных элементов места происшествия обращают внимание, чтобы в кадр попадали и элементы дорожной обстановки.

Фотографирование трупа производится по общим правилам съемки — в том месте и в том положении. Однако имеются и неко­торые особенности, связанные со спецификой ДТП. Так, при съем­ке трупа, находящегося вне транспортного средстаа, его положение фиксируют по отношению к центру места происшествия, транс­портному средству, следам протектора колес или к элементам до­рожной обстановки — осевой линии, обочине, краю тротуара, обо­значению перехода и т. п. При съемке фиксируют прерывистость следов протектора колес, наблюдаемых под трупом, так как в прак­тике бывают случаи, когда труп подбрасывается на проезжую часть дороги для создания картины ДТП или пострадавший ударом ма­шины отбрасывается на сг.еды другой машины и т п.

На трупе, одежде фотографируют повреждения, характерные для транспортного травматизма. Так, фиксируют следы волочения, горюче-смазочных веществ, крови; отпечаток протектора, эмблемы на капоте; мелкие предметы — осколки ветрового стекла фарного рассеивателя, отслоившаяся краска и др. Локализацию поврежде­ний обычно фиксируют по отношению к ступням ног (по высоте от земли), что позволяет установить, какой машиной и какой ее ча­стью нанесен удар и каково его направление.

Для фотографирования повреждений, полученных погибшими при происшествии, трупы извлекаются из кабины, салона автомо­билей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: