Судебная экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств назначается в гражданском процессе и уголовном процессе по делам о транспортных и воинских преступлениях.
Научной базой судебной экспертизы дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств (далее - ДТП и ТС) является отрасль экспертного знания, направленная на изучение закономерностей, относящихся к техническому состоянию транспортных средств, механизму ДТП, дорожной обстановке на месте происшествия и действиям участников ДТП.
Предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП и ТСявляются обстоятельства дела, связанные с установлением:
события ДТП;
механизма ДТП;
дорожной ситуаций на момент ДТП;
фактических и должных действий участников ДТП,
технического состояния ТС и его соответствия техническим правилам безопасности движения и эксплуатации.
Объектами судебной экспертизы ДТП и ТС являются:
транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотоколяски, трамваи, троллейбусы, тракторы и иные самоходные механизмы, прицепы и полуприцепы, велосипеды); системы, агрегаты, узлы, детали ТС и их части;
|
|
место ДТП;
психофизиологические процессы водителя ТС;
материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертного исследования.
На настоящем этапе развития экспертного знания ДТП изучается как предельное состояние системы "водитель - автомобиль - дорога - среда движения" (ВАДС), характеризующееся прекращением ее нормального функционирования. Для объективного установления причин ДТП и факторов, их вызывающих, требуется комплексное исследование всех указанных элементов, определение состояния каждого из них в статике, а также оценка их структурных взаимосвязей в динамике.
ДТП рассматривается как длящийся многоэтапный процесс, а его механизм анализируется как совокупность дискретных событий-элементов, каждое из которых вносит вклад в развитие события ДТП в целом. При этом в структуре ДТП выделяются семь основных стадий: 1) исходная стадия развития происшествия; 2) начальная стадия; 3) возникновение опасной дорожной ситуации; 4) ответное реагирование системы дорожного движения; 5) управляемая аварийная обстановка; 6) неуправляемая аварийная обстановка; 7) финальная стадия с фиксированными последствиями.
Методика судебной экспертизы ДТП и ТС основана на методах криминалистики, а также механики, физики, математики, биологии, психологии и ряда других наук.
С учетом разнообразия задач и объектов судебной экспертизы обстоятельств ДТП и ТС она подразделяется на следующие виды: судебно-экспертное исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; судебно-экспертное транспортно-трасологическое исследование; судебно-экспертное исследование транспортных средств.
|
|
Судебно-экспертное исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Предмет экспертного исследования определяется ситуацией ДТП, которая может быть следующей:
столкновение движущихся ТС;
наезд ТС на неподвижный объект;
наезд ТС на пешехода;
занос, опрокидывание ТС.
С учетом ситуации ДТП судебная автотехническая экспертиза проводится с целью установления: соответствия действий участников ДТП в сложившейся дорожно-транспортной ситуации техническим требованиям Правил безопасности движения и эксплуатации ТС; механизма происшествия с учетом конкретной сложившейся обстановки; наличия или отсутствия у водителя технической возможности предотвращения ДТП.
Объектами экспертизы обстоятельств ДТП являются преимущественно материалы уголовного дела — протоколы осмотра места происшествия и ТС, протоколы следственого эксперимента, заключения по результатам проведения экспертизы состояния ТС и т.п.
Типовые вопросы, ставящиеся на разрешение судебной автотехнической экспертизы:
1. С какой скоростью двигалось ТС к моменту начала торможения?
2. Какова должна быть безопасная скорость ТС по условиям видимости дороги или по условиям его устойчивости на
повороте?
3. Какой остановочный путь имеет ТС в условиях места происшествия?
4. Какое время необходимо для остановки ТС в данных дорожных условиях?
5. На каком расстоянии находилось ТС от места наезда (столкновения) в определенные моменты: начала движения пешехода по проезжей части дороги; появления пешехода в поле видимости водителя из-за неподвижного или подвижного препятствия; реагирования водителя с последующим применением торможения; выезда другого ТС на проезжую часть пересекаемой дороги; начала торможения впереди идущего ТС; загорания определенного сигнала светофора и т.д.?
6. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) в конкретный момент времени путем торможения с момента возникновения опасности для движения при фактической и безопасной для данных дорожных условий скорости движения, в зависимости от направления начала движения препятствия, движущегося в попутном, встречном направлении или пересекающим путь движения ТС?
7. Располагал ли водитель возможностью осуществить безопасный объезд подвижного или неподвижного препятствия?
8. Какова должна быть величина безопасного интервала между ТС при их движении в попутном или встречном направлении?
9. Какова должна быть безопасная дистанция между ТС в условиях места происшествия?
В соответствии с требованием повышения эффективности судебной автотехнической экспертизы на настоящий момент наиболее совершенными являются методики экспертного автотехнического исследования на основе средств компьютерной технологии. В Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан создана и используется компьютерная программа НАСТ (разработчики Ю.Д. Кисляков и С.А. Смирнов), которая позволяет в автоматизированном режиме решать практически все задачи, охватывающие современные возможности судебной автотехнической экспертизы.
Подготовка материалов для назначения судебной экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП имеет ряд особенностей.
В постановлении или определении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие основные исходные данные: состояние проезжей части (ее ширина, тип покрытия, наличие и величина уклонов); тип и техническое состояние транспортного средства, его загруженность; скорость и направление движения пешехода, расстояние, пройденное им до места наезда по проезжей части дороги и в поле видимости водителя; скорость и направление движения транспортного средства или величина его тормозного следа; какой частью и на каком расстоянии от начала тормозного следа транспортного средства сбит потерпевший; радиус поворота дороги, координаты места происшествия (наезда, столкновения и т.п.); место расположения осколков стекол, осыпавшейся грязи и т.п.; видимость и обзорность дороги с места водителя; момент, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие (если этот момент установлен следствием, судом).
|
|
На разрешение судебной экспертизы не должны ставиться вопросы о том, какие требования Правил дорожного движения нарушил водитель или пешеход, о непосредственной (основной, главной) причине дорожно-транспортного происшествия, о моменте, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие, а также вопросы, относящиеся к оценке доказательств и юридической квалификации преступления, о наличии или отсутствии вины водителя (пешехода).
Вместе с постановлением или определением о назначении судебной экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП в распоряжение эксперта следует представить:
протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия;
масштабную схему дорожно-транспортного происшествия;
протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;
протокол следственного эксперимента, если он производился;
протоколы допросов свидетелей и участников ДТП.
В протоколе осмотра места ДТП должны содержаться данные о характере и типе дорожного покрытия, о ширине и состоянии проезжей части и обочин дороги, наличии кюветов, величине угла подъема или крутизне спуска и радиусе поворота; наличии дорожных сигнальных знаков и способе регулирования движения; месторасположении тормозного следа, его длине и характере (юз или след качения заторможенного колеса), точке наезда, месте столкновения, их привязке к элементам дороги и других неподвижных ориентиров; наличии следов крови, тормозной жидкости, масла, а также осколков стекла и других отделившихся от ТС деталей; об обстоятельствах, при которых были обнаружены и изъяты вещественные доказательства; направлении движения автомобиля до столкновения, в момент столкновения и после него; о характере, форме и размерах повреждений, возникших на предметах дорожной обстановки; видимости дорожного полотна из кабины водителя.
|
|
К протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия прилагаются фотоснимки, сделанные на месте происшествия по правилам судебной фотографии (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные).
В схеме дорожно-транспортного происшествия требуется указать: точное положение транспортных средств относительно элементов дороги и предметов (неподвижных ориентиров) дорожной обстановки; размеры и положение следов торможения, иных следов и вещественных доказательств; положение потерпевшего и транспортных средств, данные, характеризующие дорогу, в частности, вид дорожного покрытия (бетон, асфальт, булыжник) и его состояние (сухой, мокрый, загрязненный, гололед, снежный покров); наличие и место расположение дефектов пути; профиль пути с указанием точной величины угла подъема или спуска, радиус поворота; ширина проезжей части, обочин, кюветов и характеристика внешнего окружения дороги, обзорности, видимости, наличие предметов, ограничивающих ее, и их точное месторасположение; размещение дорожных знаков.
В протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортного средства должны быть отображены: полная характеристика технического состояния тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, приборов освещения и сигнализации автомобиля, буксирного и седельного устройства автопоездов, а также другого дополнительного оборудования; описаны все основные параметры, характеризующие состояние агрегатов (узла), такие, как величина максимального замедления или тормозного пути, полученного при экспериментальном торможении на твердом покрытии, величина люфта рулевого управления, наличие люфтов в шарнирах тяг, величина давления воздуха в шинах, падение давления воздуха в пневмосистеме и при неисправностях необходимо указать, в чем они заключаются.
Для целей содействия сотрудникам органов дознания и предварительного следствия в процессе назначения судебной автотехнической экспертизы Ю.Д. Кисляковым и С.А. Смирновым разработана компьютерная программа ПОСТ, позволяющая правильно оформлять постановление и иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.