Освещение при фотографировании общего вида. Выбор фона

Освещение при фотографировании общего вида выявляет харак­терные особенности объекта за счет оптимального распределения светотени по его поверхности. При съемке применяют рассеянное, направленное и смешанное освещение. Непрозрачные объекты фотографируют е отраженном свете, прозрачные — в проходящих лучах, а чаще те и другие — при сложном комбинированном осве­щении.

Рассеянное освещение создает изображение без резких теней со слабо выраженным объемом, хорошо передает форму предме­тов. Оно наиболее пригодно для фотографирования огнестрельного и холодного оружия, других объектов с широким интервалом ярко­стей, поскольку не создает бликов на металлических и полирован­ных поверхностях. Для съемки мелких предметов (дробь, картечь, пули, гильзы) используют малый кольцевой осветитель, а для ме­таллических предметов средней величины — большой кольцевой осветитель, входящие в комплект фотоустановок «Уларус». Более крупные предметы размещают на матовом экране внутри шахты донного осветителя фотоустановок, фотографируют при установ­ленных на источниках света молочных фильтрах.

Направленное освещение создает контрастный светотеневой рисунок, передает объем и особенности рельефа, но при этом те­ряется форма предмета. В качестве направленного используют вертикальное, лобовое, боковое и косонаправленное освещение. При съемке крупногабаритных объектов применяют осветительные приборы «Свет-500», «Свет-1000», импульсные лампы, софиты фотоустановок СБ-2, «Уларус-2» и другие источники; при съемке мелких — микроосветители ОИ-19.

При смешанном варианте недостатки одного вида освещения ослабляются или устраняются другим.

При фотографировании даже несложных по конфигурации объ­ектов оптимальное освещение получают только с помощью не­скольких источников. Например, съемку документов ведут при рав­номерном освещении от двух осветителей, устанавливаемых с противоположных сторон. Для фотосъемки более сложных предме­тов применяют такие виды освещения, которые позволяют создать необходимый светотеневой баланс между освещенными и теневы­ми участками объекта. К ним относятся основной направленный, выравнивающий и моделирующий виды освещения.

Основной направленный (рисующий) свет, образуя общую светотеневую картину на поверхности предмета, выявляет его


объем и особенности рельефа. На макрофотографических уста­новках его создают софиты бокового света, направленные под уг­лом 15-70° к предметной плоскости.

Выравнивающий свет, подсвечивая теневые участки объекта, обеспечивает необходимый интервал яркостей и исключает потерю существенных деталей. Источники этого света устанавливают со стороны, противоположной основному. Их интенсивность обычно в 1,5-2,5 раза меньше по отношению к основному направленному.

Моделирующий свет выявляет детали на отдельных участках объекта (номерные знаки, следы, рельеф поверхности и т. п.). Функции этого вида освещения выполняют, как правило, микроос­ветители ОИ-19.

Любое освещение, кроме вертикального и рассеянного, при съемке объектов в отраженных лучах образует тени. На изображе­нии общего вида они представляют собой помехи, затрудняющие восприятие элементов формы. Поэтому при съемке непрозрачных предметов освещение должно сочетать в себе свет, отраженный от предмета и проходящий через фон. Устраняя тени, оно выявляет контуры предмета и называется бестеневым. Помимо основного направленного и выравнивающего света оно обязательно включает контровой или фоновой свет.


Рис. 168. Схема бестеневого освещения с контровым светом: а — основной направленный свет; б — выравнивающий; в — контровой

 

Бестеневое освещение с контровым светом получают на фотоустановках типа «Уларус». Источниками контрового света здесь служат донный и шахтный осветители. Необходимую плот­ность фона получают на изображении, изменяя интенсивность кон­трового света раздельным включением шахтного и донного освети­телей, экранированием ламп донного осветителя, листами белой бумаги различной плотности, включением донного осветителя на время, меньше выдержки, используемой при съемке (рис. 170).


Бестеневое освещение с фоновым светом чаще использу­ют на фотоустановках типа СБ-2, устанавливая над столом на вы­соте 15-20 см предметное стекло с размещенным на нем объектом. В качестве фона под стеклом размещают листы бумаги различной тональности. Чаще как объект, так и фон освещают софитами бо­кового света под углом 30-60°. Лучи света, отразившиеся от бумаги, равноценны контровому свету и подсвечивают предмет снизу. Уча­стки фона, на которые проецируются тени от объекта, обычно не попадают в пределы границ кадра, а плоскость, на которую они проецируются, оказывается за пределами глубины резко изобра­жаемого пространства объектива, обеспечивая его равномерность (рис. 171).

Рис. 171. Схема бестеневого освещения с фоновым светом:

а — основной направленный свет; б — выравнивающий:

в — фоновый; ф — фон

Освещенность фона значительно ниже, чем при контровом ос­вещении. В определенных пределах ее можно регулировать, при­ближая или удаляя осветители, изменяя их мощность. Тональность фона регулируют, помещая под стекло листы белой, серой или черной бумаги. Если свет от источников фонового света не попада­ет на предмет, то для его освещения применяют дополнительные осветители.


Для бестеневой съемки небольших предметов пригодны при­жимные экраны из комплекта криминалистических фотоустановок. Для съемки больших по размерам — прозрачные предметные стекла, которые устанавливают на необходимой высоте с помощью подставок или закрепляют на штативах (рис. 172).

Рис. 172. Прижимной экран

Выбор фона. Фон на фотоснимках общего вида является важ­ным композиционным элементом. От его тональности зависит чет­кость передачи формы предмета. Фон должен быть чистым, одно­родным (равномерным) и нейтральным по отношению к объекту.

Однородность фона достигается его равномерным освещением, применением бестеневой съемки. В качестве фона обычно исполь­зуют листы чистой, ровной бумаги: белой, черной или серой.

Нейтральным считается фон, тональность которого отличается от периферийных участков предмета, что обеспечивает различае-мость его контуров. Темные предметы фотографируют на светлом фоне, а светлые — на темном. Для объектов с широким интерва­лом яркостей фон должен быть темнее самого светлого участка и светлее самого темного.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: