ИЛИ
Источники доходной части: налоги; государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.); эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; займы у международных организаций. | Структура расходной части бюджета в развитых странах: социальные нужды (не менее 50% всех расходов); поддержание обороноспособности страны (примерно 20%); обслуживание государственного долга; предоставление дотаций предприятиям; развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). |
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.
Здесь возможны три различных варианта:
- Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
- Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
|
|
- Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
Источники покрытия бюджетного дефицита
- Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
- Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
- Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
ИЛИ
Источники финансирования бюджетного дефицита
Внутренее финансирование:
- выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
- использование средств центрального банка
Внешнее финансирование:
- продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке
- кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций
- кредиты иностранных правительств
Вместе внутренние и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.
Требования к бюджету:
- Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.
- Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.
- В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.