Молитва - это вера в действии. В Послании Иакова представлены два библейских эпизода в качестве примеров постоянной веры и молитвы. Но сначала давайте взглянем, что говорится в Послании Иакова 5:11,17,18: "Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен... Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой". В том же Послании (5:7,8) сказано о необходимости терпеливой веры: "Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается".
Когда мы читаем о том, как Илия молился о дожде (см. ЗЦар.18), мы не видим, чтобы он попросил в молитве дождь, а потом пустил бы всю ситуацию па самотек. Напротив, он действовал. И действовал он в вере, потому что сказал царю, чтобы тот уезжал домой, поскольку дождь уже приближается (см. ЗЦар.18:41). Затем он взошел на вершину горы Кармил, сел на землю, уткувшись головой в колени и стал ждать. В повествовании не говорится, что он в это время молился. Может быть, он не произносил никаких слов. Молитва может быть безмолвной. "Сам Дух ходатайствует за пас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26). Илия просто ждал, как доверчивый ребенок. Он велел слуге сообщить ему, когда появятся тучи. Слуга взбирался на высокую скалу семь раз и каждый раз возвращался ни с чем, и так до тех пор, пока на горизонте не появилась маленькая тучка, которая предупредила о двигающемся дожде. А Илия продолжал ждать. Он стоял ногой в дверях небес так, чтобы небеса не захлопнулись. Если бы даже слуге пришлось выглядывать тучку пятьдесят раз, Илия продолжал бы ждать и дальше. Это и есть терпение, или настойчивость веры. Иаков приводит и другой пример - терпение Иова. В каком смысле проявил Иов терпение? Многие говорят, что Иов терпел свои страдания. Но третья глава Книги Иова иначе освещает этот вопрос. Она начинается следующим образом: "После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!" В таком же духе Иов продолжает говорить в течение всех двадцати шести стихов, в которых явно отсутствует одно - в них нет никаких признаков терпения по отношению к страданиям.
Фактически Библия в целом вообще не проявляет особой терпимости к страданиям. В отличие от других религий, которые требуют отречения от себя в этом смысле, библейская вера протестует против болезней и боли. В пяти первых книгах Нового Завета - а это более половины содержания всего Завета - Иисус возглавляет атаку против физических страданий, которые есть результат работы дьявола. Христос не проявлял терпимости по отношению к боли и страданиям в мире. Иов проявил терпение не по отношению к своим недугам, а по отношению к Богу. Этот великий человек не проявил ни малейшего намека на недоверие Богу в своей ситуации. Смятение - да, вопросы - да, отчаяние - да, но не возмущенную критику по отношению к Богу. Он высказал одно из величайших изречений, известных в мире: "Пусть испытает меня, - выйду, как золото"; "Я буду творить, что бы ни постигло меня... Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться"; "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию" (Иов.23:10; 13:13,15; 19:25). Позже к нему заговорил Господь и утешил Иова тем, что тот говорил о Боге верно (см. Иов.42:7). Многие люди задаются вопросом о болезни и страданиях. Почему Бог допускает их? Почему Бог до сих пор не исцелит этот недуг, например? Но людям больше нужны исцеления, а не объяснения. Объяснения не очень помогают, если у нас заболел, скажем, зуб! Иов дает нам правильный ответ на вопрос о страданиях - веруйте, продолжайте доверять Богу. Но нам нужно терпение, которое проявляется как качество, присущее вере.
И не только Иаков, по Сам Иисус также говорил о терпении в вере. В Евангелии от Луки, глава 18, судья, который Бога не боялся и людей не стыдился, пытался отделаться от вдовы, просившей справедливости. Она продолжала ходить к нему до тех пор, пока он не решил удовлетворить ее просьбу, иначе она продолжала бы докучать ему. Иисус сказал, что если неправедный судья выполнил прошение бедной вдовы, то насколько больше Бог желает защитить Своих детей, ибо "Бог. ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?" (Лук. 18:7) В этой притче Иисус не сравнивает Бога с неправедным судьей, которого можно вынудить действовать. Здесь просто сказано, что после наших молитв нам нужно запастись терпением, и эти слова обращены к тем, "которые постоянством в добром деле ищут славы", как сказал Павел в Послания к Римлянам (2:7).
Слово "терпение" употреблено в Новом Завете тридцать два раза как еще одно выражение, которое должно укрепить и утвердить нас на постоянство в вере и молитве. В Послании к Римлянам (12:12) сказано о том, какое отношение мы должны проявлять в этой области: "В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны". Бог проявляет великое терпение по отношению к нам. Господь есть "Бог всякого терпения" (Рим.15:5), а в другом месте (2Фес.З:5) еще раз сказано о "терпении Христовом". Бог всегда слышит молитвы. Он не может сделать Свое слышание явным, но Он слышит каждый раз, когда мы начинаем двигать губами. Он не может прислать нам уведомление, например: "Ваши молитвы услышаны и приняты во внимание". Может показаться, что Он не слушает и ничего не делает в связи с нашими прошениями. Как говорит Иисус, мы должны "вопиять к Нему день и ночь", и в то же время мы должны проявить обычное доверие к Нему и не падать духом. Исцеления не происходят, когда люди стараются по крупицам собрать веру, чтобы добиться минутной вспышки ее, или же когда полумертвая вера пытается на служениях исцеления получить что-нибудь. Бывают случаи, когда больные люди молятся, но не получают исцеления, Бог услышал молитвы болящих, но Он ждет истинного и живого соединения их веры с Его силой. Господь выбирает тех, с которыми Он хочет установить такое соединение. И тогда происходит исцеление, не всегда через молитву евангелиста, но через молитвы, которые Бог уже услышал. Вот так работают дары исцелений. Бог ничего не делает без молитвы. Когда наш голос достигает Его ушей. Бог начинает искать того, кто выполнил бы это исцеление для человека, который в нем нуждается. И это единственный "дар исцеления", упомянутый в Писании. Этот тот дар исцеления для больных людей, который передается от Бога через возложение рук. Например, евангелист становится Божьим мальчиком на посылках, тем, кто может с верой сказать: "Вот исцеление, которое ты просил у Бога. Он послал тебе его". Вера дана нам, потому что мы живем во временном измерении, а не в вечности, где нет времени, а также потому, что Бог берет в расчет фактор времени, когда творит Свои чудеса. Эти чудеса могут проявиться не сразу. Некоторые люди приходят за мгновенным и легким исцелением, чтобы сэкономить время и избавить себя от лишних хлопот, которых не избежать, например, в случае обращения в больницы и к врачам. И такие люди возвращаются домой, критикуя Бога, потому что Он недостаточно постарался, чтобы удовлетворить их желания, в то время как они так снисходительно отнеслись к Нему, позволив себя исцелить.
Но те же люди идут к врачам и тратят целые дни, недели и месяцы в больницах и поликлиниках, принимают лекарства по три раза в день в течение многих лет, но искать лица Божьего им некогда. В этом был повинен царь Аса (см. 2Пар. 16:12). Живая и постоянная вера, выраженная в молитвах, конечно же, далека от таких людей. Они полагают, что Бог просто обязан обеспечить их мгновенным и удобным исцелением, в противном случае они отворачиваются от Него. Очень немногие люди приходят в церковь за исцелением повторно. Они считают, что если в первый раз не получилось, то в следующий раз тоже не получится, а потому и ходить нет смысла. Они уходят, и Бог позволяет им уйти.