Трансакционная модель коммуникативной личности

Одной из наиболее важных проблем теории коммуникативной личности является проблема построения структурной модели этого феномена. Данная модель необходима не только для понимания того, каким образом функционирует «человек общающийся», но и для прикладных, практических целей.

Адекватная структурная модель коммуникативной личности позволит перейти к более точному и строгому решению таких важных практических задач, как аттестация коммуникативной компетентности руководителей и специалистов, аудит коммуникаций в организациях, тренинги коммуникативной компетенции.

В современной теории коммуникации представлен ряд моделей коммуникативной личности. Наиболее разработанной является модель, предложенная В. Конецкой. Согласно подходу В. Конецкой, коммуникативную личность образуют три параметра – мотивационный, когнитивный и функциональный. Мотивационный параметр определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.). Видимость общения или игра в общение наблюдается, например, в некоторых передачах MTV (Дневной каприз).

Когнитивный параметр в данном подходе включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов. Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В состав функционального параметра В.Конецкая включает такие характеристики личности, как практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации функций коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в связи с изменение условий общения; построение дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правлами речевого этикета.

Ученые Р.Димблби и Г.Бертон предлагают иные структурные компоненты коммуникативной личности:

- потребности;

- комплекс знания – верования – стереотипы – предположения – ценности - (предшествующий) опыт;

- обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений);

- самопрезентация;

- выбор и взаимооценка ролей;

- эмоциональное состояние.

С нашей точки зрения, ни одна из рассмотренных моделей не отвечает задаче адекватного и полноценного описания структуры коммуникативной личности. Этот вывод обусловлен следующим:

Во-первых, представленные подходы не согласуются со структурными представлениями, которые признаны в наиболее авторитетных в настоящее время парадигмах социологии и психологии личности.

Во-вторых, предложенные наборы структурных параметров не являются логически и содержательно согласованными.

Кроме того, они не могут считаться исчерпывающими.

В-третьих, коммуникативная личность является сложным комплексным образованием. Из этого вытекает вывод о принципиальной полиструктурности коммуникативной личности и нецелесообразности поиска ее единой универсальной структуры. Вместо этого следует предположить набор структурных представлений о внутреннем строении и композиции элементов коммуникативной личности, который создаёт в совокупности искомую релевантную ее модель.

Кроме того, В.Конецкая фактически не приводит ни одной строгой или операциональной дефиниции предложенных ею параметров коммуникативной личности.

Данная структурная концепция вызывает и дополнительные вопросы. Так, неясно, почему для характеристик составляющих этой системы избран такой термин, как параметр? Ведь известно, что параметр – это величина, характеризующая какое-нибудь свойство устройства, системы (Толковый словарь иноязычных слов). А структурный элемент системы более уместно описывать терминами компонент или элемент.

Поэтому, для адекватного отражения внутреннего строения коммуникативной личности нужно воспользоваться структурными и функциональными подходами, которые опираются как на модель личности как таковой, так и на модель процесса коммуникации.

К числу таких подходов отнесем:

- социально-психологический подход, задающий базовую структуру личности – «могу»-«хочу»-«знаю»-«умею»-«действую»;

- процессно-информационный подход к социальной коммуникации, имеющий в своей основе трансакционную модель А.Тэна.

На базе комбинации этих подходов можно выстроить модель коммуникативной личности, которую мы с вами и обозначим как трансакционную модель.

Выбор данного названия обусловлен тем, что:

Во-первых, это принципиально трансакционный характер функционирования личности в коммуникативном процессе, когда она попеременно способна выступать в ролях коммуникатора и реципиента (источника и получателя сообщения). Во-вторых, это выбор трансакционной модели коммуникации А. Тэна в качестве базовой для анализа структуры действия коммуникативного актора. Важнейшими элементами этой модели, вспомним, являются параметры коммуникативной ситуации, цели субъектов коммуникации, их культура, определяющая характер кодирования и декодирования, коммуникативные шумы различной природы.

Коммуникативная личность, как и личность в целом, складывается из двух подсистем – внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней – мира коммуникативного поведения.

Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, которая детерминирует коммуникативное поведение, способное реализовываться как через выполнение функций коммуникатора, так и через выполнение функций реципиента.

Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих:

- целемоитвационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»);

- абилитационный компонент – коммуникативные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психологическим состоянием («коммуникативное могу»);

- когнитивный компонент (или ресурсно-когнитивный компонет) – знания, освоенная информация (освоенный информационный ресурс), обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного актора («коммуникативное знаю»);

- операциональный (или инструментальный/практический, готовый к работе/) компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации («коммуникационное умею»).

В целом внутренняя структура коммуникативной личности может быть представлена как некоторая многослойна сфера, каждый из последующих слоев которой надстраивается над внутренними глубинными слоями. Ядро этой сферы составляет целемотивационный компонент, определяющий сам статус коммуникативной личности. Каждый из компонентов является необходимым, а их совокупность достаточной. Отсутствие, либо полная неразвитость любого из них, делает личность неспособной к коммуникации.

Рассмотрим каждый из обозначенных компонентов детально, тем боле, что каждый имеет собственную внутреннюю структуру.

Целемотивационный компонент коммуникативной личности составляют цели и мотивы личности как субъекта коммуникации. Данный компонент отражает характеристики наличия, интенсивности и обусловленности установок личности на вступление в коммуникацию и ее поддержание. Он составляет ядро коммуникативной личности, поскольку превращение личности в коммуникативного актора начинается с появления соответствующей подребности, цели и далее мотива. Если целемотивационный компонент отсутствует или не развит, коммуникация с участием данного субъекта не состоится, он не обретет статуса коммуникативной личности.

И, напротив, если он состоялся как коммуникативная личность (не важно, развитая или неразвитая, эффективная или неочень), значит он в прошлом вступал в коммуникацию. И в ядре этого социального действия лежал целемотивационный компонент.

Рассматривая выше типологию коммуникативных взаимодействий, мы показали, что действия субъектов коммуникации могут быть как интенциональными, так и неинтенциональными (для коммуникатора) и, как сознательными, так и неосознанными (для реципиента). Это означает, что коммуникативная личность в реальном коммуникативном взаимодействии может реализовываться как интенционально, так и неинтенционально. Но любое сознательное вступление в коммуникацию носит целенаправленный характер и опирается на осознаваемую систему целей и мотиваций личности. Если имеет место неинтенциональное взаимодействие, налицо неосознанная мотивация к вступлению в коммуникацию.

Именно цели и мотивы субъектов коммуникации в первую очередь задают направленность их взаимоедйствия. Таким образом, целемотивационный компонент является важнейшей составляющей личности, определяющей характер ее коммуникативного действия.

Обратимся к понятиям коммуникативной цели и коммуникативной потребности.

Вслед за Е.В. Клюевым и В. Кашкиным определим коммуникативную цель как стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Это тот результат, который субъекту необходимо достичь посредством коммуникативного взаимодействия. Коммуникативная цель, как правило, носит обеспечивающий, вспомогательный характер по отношению к целям личности, связанным с осуществлением жизнедеятельности. Хотя возможны случаи фатической коммуникации, когда коммуникативная цель выступает в качестве основной и единственной.

Наиболее общие цели социального субъекта – удовлетворение потребностей, получение удовольствия и избежание боли. Ключевой категорией здесь является категория потребности. Потребность есть источник и побуждающий фактор любой деятельности субъекта, между ними существует жесткая причинно-следственная связь.

Потребность есть производное от нужды – чувства отсутствия у человека чего-либо важного для его жизнедеятельности. При этом потребность есть некоторая особая, социализированная форма нужды, адекватная «статусу, образованию, культурному уровню и даже менталитету человека».

Согласно определению А.Соколова, «потребность – это функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальным внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности».

Абрахам Маслоу обосновывает иерархическую структуру потребностей индивида, определяющих характер мотивации его поведения. Согласно его теории, получившей широкое признание в социальной психологии, человеческие потребности образуют своеобразную пирамиду – от низших физиологических нужд (жажда, голод, сон, половое влечение, убежище), через потребность в безопасности (защищенности) и социальные потребности (в дружбе, любви, причастности), к высшим потребностям в уважении и самореализации. Человек сначала имеет мотив к удовлетворению низших, наиболее важных потребностей. По мере удовлетворения они перестают быть побудительной силой для человека, и, на смену им приходят новые потребности, более высокого ранга, которые становятся новой движущей мотивацией.

Как видим, в пирамиде потребностей Маслоу коммуникативные потребности в явной форме отсутствуют, что обусловлено природой неразрывно связанных с ними коммуникативных целей как целей вторичных, обеспечивающих.

Наиболее общие цели личности, связанные с удовлетворением ее важнейших потребностей, называются терминальными (в переводе – окончательными) целями. Для их реализации личность вступает во взаимодействие с внешней средой, в том числе в коммуникацию с другими личностями и общностями. В этом взаимодействии терминальные цели личности преобразуются в цели иного, обеспечивающего характера. Эти цели называются инструментальными. К их числу относятся ориентация во внешней среде, адаптация к ней, контроль и управление средой. Через достижение этих целей индивид в данном взаимодействии удовлетворяет свои потребности.

Коммуникация как вид социального взаимодействия, таким образом, функционирует на уровне реализации инструментальных целей личности. В результате, наиболее общими целями коммуникативной личности, определяющими мотивы вступления ее в коммуникацию, будут являться следующие:

- ориентация во внешней среде;

-контроль среды;

- адаптация к среде;

-управление внешней средой.

Личность в конкретной ситуации становится коммуникативной личностью в том случае, когда имеющаяся у нее актуализированная потребность может быть удовлетворена не прямо, а опосредованно, через коммуникативное действие. Таким образом возникает коммуникативная потребность - потребность в коммуникативном действии как способе удовлетворения некоторой базовой потребности субъекта.

Итак, определим коммуникативную потребность как реакцию психики субъекта не несоответствие между своим наличным и комфортным состоянием, направленную на преодоление этого несоответствия через осмысленное информационное взаимодействие с психиками других субъектов.

Абилитационный компонент коммуникативной личности (в переводе с англ. «способность, возможность сделать что-либо) составляют коммуникативные возможности и способности личности. Здесь представлены психофизиологические и собственно психологические характеристики личности как субъекта коммуникации.

Структурно абилитационный компонент состоит из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются:

- перцептивность – способность перцепторной системы (органов чувств для индивидуального субъекта) субъекта воспринимать сигналы внешней среды;

- рефлективность – способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

- скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

- внимательность, способность концентрировать внимание;

- кратковременная и долговременная память;

- способность к обработке массивов информации различного объема;

- способность к эмпатии;

- обаяние – способность вызывать позитивные эмоции у партнера по коммуникации;

- способность к интроспекции и коммуникативная рефлексивность – способность к наблюдению за своим коммуникативным поведение и к его анализу;

-трансмиттивность (в переводе с англ. – передача, перенос) – способность субъекта передавать сообщение;

- врожденные и приобретенные психологические качества, связанные со способностью к коммуникации – темперамент, агрессивность, экстравертность/интравертность, локус контроля и др.

Ресурсно-когнитивный компонент коммуникативной личности («коммуникативное знаю») – это освоенный личностью информационный ресурс в области организации и осуществления коммуникации; ее знания, обеспечивающие диапазон возможностей функционирования его как коммуникативного актора.

Данный компонент составляют знания, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования. В структуру ресурсно-когнитивной составляющей входят:

- знание правил кодирования, кодов и кодовых систем, обеспечивающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия (овладение семантическим намерением семиозиса используемых языковых систем);

- знание правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов (овладение синтаксическими измерением семиозиса используемых языковых систем);

- знание норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях (овладение прагматическим измерением семиозиса используемых языковых систем);

- знание основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т.п. для определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации;

- знание характеристик основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение;

- знание критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров коммуникации.

Следует понимать, что названные составляющие ресурсно-когнитивного компонента коммуникативной личности у конкретного субъекта коммуникации могут быть выражены по-разному, а некоторые, в силу пробелов в образовании или иных причин, отсутствовать вообще.

Операциональный (от англ. «практический, действующий, готовый к работе) компонент коммуникативной личности («коммуникативное умею») составляют ее практические коммуникативные навыки и умения, связанные с качеством воплощения абилитационного и когнитивного компонентов в реальных ситуациях субъект-субъектного информационного взаимодействия. По существу «коммуникативное умею» означает умение субъекта пользоваться своими возможностями («коммуникативным могу») и знаниями («коммуникативным знаю») для осуществления эффективного взаимодействия с другими субъектами. Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности.

Структура операциональной составляющей складывается из следующих элементов:

- умение определять характер и прагматические параметры коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств;

- практическое владение кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умение кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации;

- умение выстраивать дискурс в соответствии с нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации;

- умение варьировать коммуникативные средства в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации;

- умение выбирать каналы коммуникации, адекватные цели коммуникатора и релевантные ситуации взаимодействия;

- умение наблюдать за своим коммуникативным поведением и оценивать его (навыки коммуникативной интроспекции и рефлексии);

- умение оценивать коммуникативные практики и коммуникативную компетентность партнера по общению;

- умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоления либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия.

В результате трансакционная модель коммуникативной личности может быть представлена в таком виде:

 
 


Операциональный компонент

(коммуникативное умею)

 
 


Ресурсно-когнитивный комп.

(коммуникат. знаю)

Абилитационный комп.

(коммуник. могу)

Целемотивационный

компонент(коммуник.

хочу)

В данной модели коммуникативная личность может выступать в любой коммуникативной функции – и как коммуникатор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты коммуникативной личности.

Например, если речь идет о личности коммуникатора, то в составе его абилитационных характеристик будут представлены прежде всего способности к производству и передаче сообщения, а в составе операциональных характеристк – такие умения, как умение правильно выбрать кодовую систему, закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями коммуникативной ситуации и культурными особенностями аудитории. Если же рассматривается личность реципиента, то на первый план выходят абилитационные возможности по восприятию сообщения, когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем и прагматических правил их использования в конкретной ситуации, наконец, операциональные характеристики, замкнутые на умении определить характеристики ситуации общения, оценить коммуникативную компетентность коммуникатор а, отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение.

Коммуникативная личность реализуется в коммуникативном поведении, которое представляет собой осмысленную последовательность коммуникативных действий субъекта в качестве как источника, так и получателя сообщений. С другой стороны, коммуникативное поведение – это сложная форма социальной активности субъекта, направленная на достижение его цели посредством коммуникации с другими субъектами.

Коммуникативное поведение представляет собой единственную реальную форму бытия коммуникативной личности. Коммуникативная личность как вещь в себе, как система, замкнутая сама на себя, невозможна. Именно коммуникативное поведение и дает характеристику коммуникативной личности. Но характеристику неполную и непрямую.

Следует понимать, что коммуникативное поведение личности является функцией не только ее внутреннего коммуникативного потенциала, но также и ситуации общения и поведения ее партнеров по коммуникации.

Коммуникативное поведение может быть явным и латентным, прямо наблюдаемым и выявляемым лишь косвенными способами. Поэтому для оценки коммуникативной личности недостаточно только фиксации ее коммуникативных практик. Необходимы также специальные процедуры, входящие в эмпирический арсенал психологии и социологии.

Коммуникативное поведение личности можно представить как иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик и коммуникативных действий.

В процессе коммуникации, когда мы пытаемся достичь каких-либо коммуникативных целей, мы пользуемся определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.

Коммуникативная стратегия – это некоторая обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения цели субъекта коммуникации. Стратегия – общая схема, целеориентированная, системно выстроенная линия поведения, которая на тактическом уровне может даже включать и отступления от цели в отдельных шагах.

Например, Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя). Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют ‘рематичность’, информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как ‘сообщение’. Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили. Аналогии в политике напрашиваются сами собой: нельзя повторять один и тот же аргумент или лозунг: он теряет информативность и степень доверия к нему также падает: Слова ветшают, как платье.

Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.

Т.о., Коммуникативная тактика – это способ реализации стратегии, совокупность практических коммуникативных действий, направленных на воплощение в жизнь отдельного направления или отдельного компонента стратегии. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.

На уровне коммуникативной тактики субъект может делать ходы, которые, на первый взгляд, не вписываются в целевую ориентацию стратегического плана. Однако, если мы имеем дело именно с тактикой, а не с коммуникативной ошибкой тактического плана, это отступление в конце концов должно привести к реализации стратегического коммуникативного замысла.

Давайте снова представим продавца, но теперь продавца автомобилей в салоне известной автомобильной фирмы Мерседес. Стратегическая задача коммуникации для продавца – убедить посетителя салона принять решение приобрести автомобиль «здесь и сейчас». В более широком плане его стратегическая задача – убедить купить автомобиль, цена которого находится на верхней границе диапазона финансовых возможностей покупателя. Для реализации этой цели продавец может выбрать тактику критики более дешевой модели, той, за которой в общем-то и пришел клиент, для того, чтобы он обратил внимание на более дорогую модель.

Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость и т. п.). Так, например, в стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика: а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного к выполнению этой просьбы) - некомпетентность; б) сослаться на невозможность выполнения просьбы в данное время (на занятость)- ссылка на невозможность выполнения по каким-либо причинам; в) иронии; г) отказа без мотивировки; д) уклониться от ответа, не обещать ничего определенного - уклонение; е) дать ясно понять, что нет желания выполнять просьбу- отказ [1].

Все тактики, которые основаны на некооперативной стратегии речевого поведения участника общения, вне зависимости от выбранных способов выражения, не будут способствовать достижению согласия, а инициатора такого общения ждет коммуникативная неудача.

В спонтанно возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например, предложение общеинтересной темы (мода, политика, воспитание детей, погода и т. п.), тактика привлечения внимания и вовлечения в разговор многих собеседников, тактика эпатирования собеседников через отрицание привычных схем поведения или отрицание ценностных ориентиров в данном микросоциуме, направленная на укрепление, роли лидера.

В направленных диалогах, в информативной стратегии или стратегии побуждения к действию, обмена мнениями по ряду вопросов с целью принятия решений широко используются тактики неявного выражения смысла, неявного способа информирования, неожиданной смены темы.

Итак, коммуникативная тактика – более мелкий масштаб реализации коммуникативного поведения по сравнению с коммуникативной стратегией. Она не прямо соотносится с коммуникативной целью, а взаимодействует с ней через одни из подцелей.

Речевые тактики и стратегии социальны, они не являются достоянием отдельного человека, представляют собой модели речевой деятельности и речевого поведения в определенной ситуации.

Рассматривая организацию коммуникативного поведения личности, следует согласиться с Евгением Клюевым, который предлагает следующую схему: «Используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, то есть возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется не успешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего.

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы – будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник).

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно ‘подстраиваемся’ под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Один из параметров ‘на контроле’ у коммуникатора – тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’).

Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.

Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть ‘о погоде’, фатическое общение).

Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть и из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.

Социально-историческая изменчивость успешности коммуникативных стратегий подтверждает еще раз необходимость постоянной исследовательской работы в области теории и технологии коммуникации. Анализ коммуникативного поведения, в зависимости от его задач, может включать различные аспекты и параметры.

Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен:

- уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;

- уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

- уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

Все это подводит нас к новому понятию -

Коммуникативная компетентность личности

Понятие коммуникативной компетентности личности является важным не только для теории, но и для практики коммуникации. В теоретическом плане оно развивает понимание коммуникативной личности, более полно раскрывает характеристики ее функционирования в системе социальных взаимодействий.

На прикладном уровне как сама эта категория, так и методы ее практического использования являются необходимыми для оценки качества функционирования профессиональных коммуникаторов, для управления персоналом, для организации системы подготовки специалистов, для анализа конфликтных и кризисных ситуаций и для многих сопряженных с названными управленческих задач.

Нельзя сказать, что в современной науке о коммуникациях проблема коммуникативной компетентности личности обойдена вниманием. Среди ученых, разрабатывавших различные стороны этой проблемы, назовем Ю.Н. Емельянова, А.А. Бодалева, Ю.Н. Жукова, Н.Ю. Хрящеву, И.И. Серегину, Ф.И. Шаркова, М.А. Василика и др. Однако до настоящего времени многие из теоретических и практических задач в рассматриваемой области не получили адекватного решения. К числу наиболее важных из них мы отнесем следующие:

1. Задача строгого определения понятия «коммуникативная компетентность личности»; ограничения данного понятия от смежных понятий, таких как коммуникативная эффективность и коммуникативная результативность.

2. Задача определения параметров коммуникативной компетентности.

3. Задача измерения и оценки коммуникативной компетентности специалистов в разных сферах деятельности.

К предметной области теории коммуникации относятся первые две задачи. Мы обратимся именно к их решению.

В научной литературе представлено несколько подходов к пониманию коммуникативной компетентности. Так, М.А. Василик определяет ее следующим образом: «Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе».

Федор Шарков под коммуникативной компетентностью понимает «умение выбора коммуникативного кода, который обеспечит адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации».

Ни то, ни другое определение нельзя признать удовлетворительным в силу следующих факторов. Прежде всего, отметим, что они не опираются на базовое понимание категории компетентности как таковой. Между тем, в словосочетании «коммуникативная компетентность» прилагательное «коммуникативная» является предикатом базового понятия «компетентность» (предикат – это то, что высказывается о субъекте).

Далее, приведенные определения опираются на не в полной мере адекватные представления о коммуникативной личности как социальном субъекте, который реализует коммуникативные практики. Первое из определений фактически расширяет коммуникативные практики до всего поля социальных практик личности. В результате без какой-либо аргументации коммуникативная компетентность личности приравнивается к значительно более широкой категории – социальной компетентности.

Второе определение, напротив, необоснованно сужает понимание рассматриваемой категории, сводя ее только к умению выбора коммуникативных кодов.

Кроме того, можно высказать дополнительные замечания к дефиниции, которую предлагает М.А. Василик. Если отбросить уточняющие элементы, эта концепция представляет коммуникативную компетентность как некоторый уровень сформированности опыта взаимодействия субъекта с другими субъектами. Такая интерпретация уязвима по нескольким основаниям:

1. Сомнительна сама увязка категории компетентности с вербальной конструкцией «уровень сформированности опыта».

2. Эта концепция замыкает коммуникативную компетентность только на личностный опыт, оставляя за скобками такие важнейшие компоненты коммуникативной личности, как знания и способности.

Под компетентностью в самом общем виде понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение (Словарь иностранных слов).

В более широком плане компетентность – это способность субъекта реализовывать свою компетентность в той или иной сфере деятельности.

Компетенция в данном контексте обозначает некоторую зону ответственности, круг обязанностей, функцию или набор функций, закрепленных за социальных субъектом в системе социального функционирования (социальная компетентность) или общественного разделения труда (профессиональная компетентность).

Возможны два понимания компетентности – нормативное и терминальное.

Нормативное понимание трактует категорию компетентности как свойство субъекта реализовывать свою компетенцию в тех пределах, которые в данном обществе являются социально признанными (нормальными). Выход за пределы нормативного интервала как снизу (недокомпетентность), так и сверху (гиперкомпетентность) считается аномальным и подпадает под категорию некомпетентности.

При таком понимании компетентность субъекта имеет некоторый протяженный характер и возможна постановка вопроса о большей или меньшей компетентности.

Если субъект реализует свою компетенцию на более низком значении нормативного интервала – он менее компетентен. Если на более высоком – его компетентность выше.

Терминальное понимание компетентности трактует норму не как интервал, а как некоторую строго заданную величину. При таком подходе возможны только два состояния реализации компетенции личности в какой-либо сфере деятельности – компетентность и некомпетентность.

Мы в дальнейшем будем пользоваться нормативным пониманием категории компетентности. Опираясь на это понимание, можно сформулировать так называемое метрическое определение компетентности: под компетентностью субъекта будем понимать меру реализации его компетенции, или, иными словами, характеристику качества реализации компетенции в той или иной сфере деятельности.

Рассматривая категорию компетентности, можно выделить общую и специальную компетентность.

Первая тесно связана с процессами социализации и еще может быть обозначена как социальная компетентность личности. Под общей или социальной компетентностью будем понимать способность социального субъекта нормально (т.е. в пределах диапазона, заданного социальными нормами) функционировать в обществе.

Специальная (профессиональная) компетентность представляет собой способность социального субъекта нормально (то есть в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в специализированной сфере деятельности и в профессиональном сообществе, эффективно реализовывать специализированную (профессиональную, должностную и т.п.) компетенцию. Специальная компетентность является функцией специального образования, профессиональной социализации и профессионального опыта.

Коммуникативную компетентность в самом общем виде можно определить как способность личности нормально (то есть в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в качестве коммуникативного актора. Или, если пользоваться метрической версией дефиниции, под коммуникативной компетентностью будем понимать качество выполнения социальным субъектом функций коммуникативного актора.

Принципиально важным для данного понимания коммуникативной компетенции является ее замкнутость на нормативный диапазон. Эта замкнутость означает, что категория коммуникативной компетенции по своей природе релятивна (релятивность – возможность определения по сравнению с чем-либо; относительность, условность). В зависимости от нормативного диапазона того или иного элемента социума одна и та же личность может быть признана коммуникативно компетентной в одном сообществе и некомпетентной в другом.

Коммуникативная компетентность личности в общем случае складывается из двух составляющих – общей и специальной коммуникативной компетентности. Для большинства индивидов, тех, чья профессиональная деятельность не связана с организацией и осуществлением коммуникации, общая коммуникативная компетентность совпадает с коммуникативной компетенцией как таковой.

Общая коммуникативная компетентность является частью социальной компетентности личности. Она характеризует способность индивида к общению в различных ситуациях и реализуется на уровне обыденных коммуникаций, повседневных практик информационного взаимодействия как в бытовой, так и в профессиональной сфере. Для профессиональных коммуникаторов помимо общей необходима еще и специальная коммуникативная компетентность. Последняя представляет собой своеобразный «высший пилотаж» коммуникативных знаний, умений и навыков, которые необходимы коммуникатору для выполнения профессиональных функций. Специальная коммуникативная компетентность, как и любая специальная компетентность, требует специальной подготовки.

Категорию коммуникативной компетентности не следует смешивать с категориями коммуникативной результативности или коммуникативной эффективности.

Под коммуникативной результативностью следует понимать меру достижения цели коммуникатора в результате инициированного им взаимодействия. Под коммуникативной эффективностью подразумевают приведенное к единому знаменателю соотношение эффектов коммуникации, соответствующих цели коммуникатора, и ресурсов, использованных коммуникатором для достижения этих целей в данном взаимодействии. По своему содержанию понятие коммуникативной компетентности ближе всего к понятию коммуникативной квалификации личности.

Переходя к решению второй из обозначенных нами задач, следует отметить, что попыток формирования передачи параметров коммуникативной компетентности личности в научной литературе можно обнаружить еще больше. Эти перечни носят более или менее детализированный характер.

Так, Федор Шарков обозначает только один параметр – умение общаться – как основную составляющую коммуникативной компетентности.

И.И. Серегина выделяет две главных ее характеристики: 1. Умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность); 2. Владение и умение оперировать смысловой информацией.

Коллектив авторов под руководством М.А. Василика предлагает целых восемь компонентов коммуникативной компетентности:

- знание норм пи правил общения (делового, повседневного, праздничного и т.д.);

- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;

- понимание невербального языка общения;

- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

- умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

- способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

- способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Методологическая слабость данных перечней, несмотря на то, что многие позиции в них не вызывают сомнений, заключается в том, что они как бы «висят в воздухе», не опираются на системные представления о строении коммуникативной личности. И в результате предлагаемые различными авторами наборы характеристик коммуникативной компетентности не имеют системного характера, не являются необходимыми и достаточными.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо обратиться к разработанной и изученной нами выше трансакционной модели коммуникативной личности. Именно на основе этой модели мы выстроим структуру коммуникативной компетентности личности.

Возможны два подхода к построению структурной схемы коммуникативной личности – широкий и узкий.

Широкий, или комплексный подход предполагает использовать для формирования требуемой структуры все потенциально подпадающие под определения коммуникативной компетенции элементы трансакционной модели коммуникативной личности. Как показывает анализ, эти компоненты функционируют в составе абилитационого (приспособительный, удобный), ресурсно-когнитивного и операционального блоков характеристик коммуникативной личности. В результате комплексная структурная модель коммуникативной компетенции личности будет выглядеть в виде таблицы:

Коммуникативная компетентность личности (комплексная структурная модель)

Абилитационная компетентность Когнитивная компетентность Операциональная компетентность
- уровень развитости параметра перцептивности (восприятия); - уровень развитости параметра скорости реагирования на стимулы внешней среды; - уровень развитости параметра внимательности; - уровень развитости мнемического параметра (параметра памяти) - уровень развитости параметра способности к обработке массивом информации различного объема; - уровень развитости параметра эмпатии; - уровень развитости параметра обаяния; -уровень развитости параметра интроспекции (смотрю внутрь) и рефлексив-ности; - уровень развитости параметра трансмиттивности (способности к передаче информации) - уровень знания правил кодирования, кодов и кодовых систем, обеспечивающих адекватное кодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия; - уровень знания правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов; - уровень знания норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях; - уровень знания основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т.п. - уровень знания характеристик основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение; - уровень знания критериев и методов оценки собственной коммуникативной ком-петентности, коммуни-кативных характеристик и коммуникативной компетентности парт-неров по коммуникации - уровень умений и навыков определения характера и прагматических параметров коммуни-кативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств; - уровень практического владения кодовыми системами вербальной и невербальной коммуни-кации; умений коди-ровать и декодировать, пользоваться индивиду-альным запасом вер-бальных и невер-бальных средств для обозначения эффектив-ной коммуникации; - уровень умений и навыков выстраивания дискурса в соответствии с нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации; - уровень умений и навыков варьирования коммуникативными средствами в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуни-кативной ситуации; - уровень умений и навыков выбора каналов коммуникации, адекватных цели коммуникатора и релевантных ситуации взаимодействия; - уровень умений и навыков коммуникативной интроспекции и рефлексии; - уровень умений и навыков оценки коммуникативных практик и коммуникативной компетентности партнеров по общению; - уровень умений и навыков идентификации и преодоления коммуникативных шумов и барьеров коммуникации

Узкий или операциональный подход из всего комплекса характеристик коммуникативной личности в качестве базы для построения модели коммуникативной компетентности оставляет только операциональный блок – блок умений и навыков. Методологические основания для такого ограничения заключаются в том, что сфера коммуникативных умений и навыков – это последний, высший уровень трансакционной модели, надстроенный над всеми остальными уровнями. При этом реализуется принцип: чем в большей степени коммуникативные умения и навыки личности соответствуют социально признанным нормам, чем в большей степени они развиты в пределах нормативного диапазона, тем в большей коммуникативной компетентностью обладает данная личность.

Операциональная структурная модель коммуникативной личности имеет следующий вид:

Коммуникативная компетентность личности (операциональная структурная модель)

- уровень умений и навыков определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств;

- уровень практического владения кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умений кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации;

- уровень умений и навыков выстраивания дискурса в соответствии с нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации;

- уровень умений и навыков варьирования коммуникативными средствами в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации;

- уровень умений и навыков выбора каналов коммуникации, адекватных цели коммуникатора и релевантных ситуации взаимодействия;

- уровень умений и навыков коммуникативной интроспекции и рефлексии;

- уровень умений и навыков оценки коммуникативных практик и коммуникативной компетентности партнеров по общению;

- уровень умений и навыков идентификации и преодоления коммуникативных шумов и барьеров коммуникации.

Обе модели коммуникативной компетентности личности (комплексная и операциональная), могут использоваться на практике – для оценки коммуникативной компетентности специалистов любого профиля, персонала управления, профессиональных коммуникаторов.

Однако в силу меньшей трудоемкости, на практике чаще рекомендуют применять операциональную модель. Комплексная модель привлекается в особенно сложных коммуникативных ситуациях – при планировании антикризисных коммуникаций, при отборе ключевых коммуникаторов для решения особо ответственных задач, при расследовании причин и факторов чрезвычайных происшествий и кризисных ситуаций и т.п.

К этим компонентам, характеризующим личность как потенциального коммуникативного актора с точки зрения параметров его сознания и, шире, психики, нужно добавить еще одну составляющую.

Эта составляющая имеет иную онтологическую природу, чем все рассмотренные нами выше. Она характеризует реальные практики и объективные характеристики индивида как возможного коммуникатора или реципиента, и, таким образом, принадлежит к миру бытия, а не сознания. Данный компонент отражает фактическую биологическую, социально-демографическую и социальную феноменологию субъекта коммуникации – коммуникативной личности. Его можно обозначить как феноменологический компонент. Он, без сомнения, необходим среди характеристик рассматриваемого нами явления, хотя, и имеет принципиально иную по сравнению с остальными компонентами природу. Действительно, характер функционирования личности как источника или получателя сообщений в коммуникативном процессе зависит не только от ее мотивов, знания кодов и умения их применять, но и от таких параметров, как гендер, возраст, социальных статус, внешность.


[1] Культура русской речи. М., 2002. с.74.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: