VII. Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина «Основы внешнеэкономической деятельности» является спецкурсом. Необходимость изучения указанных правоотношений обусловлена их значимостью для предпринимательской деятельности. Прежде всего, хотелось бы отметить, что такая форма деятельности в настоящее время интенсивно развивается. Это связано с тем, что субъекты предпринимательства различных стран мира активно вступают в правоотношения друг с другом, продолжается специализация производства в мире. Это обуславливает необходимость и актуальность изучения данного курса. Важной задачей лектора является необходимость дать представление об основных внешнеэкономических операциях, наиболее часто встречающихся во внешнеторговой деятельности российских предпринимателей, показать его взаимосвязь с другими отраслями и подотраслями права, раскрыть сложный понятийный аппарат специального законодательства, указать на проблемы применения норм внешнеэкономической деятельности на практике.

При чтении лекций особое внимание необходимо уделить:

- рассмотрению основных принципов правового регулирования отношений, складывающихся во внешнеторговом обороте. При этом рекомендуется лектору большее внимание уделять спорным вопросам применения законодательства на практике, вопросам конкуренции норм (коллизионные вопросы, применение международных актов). Также лектору необходимо иллюстрировать материал примерами из практики, ссылаться на судебные решения.

- раскрытию системы источников (при этом необходимо рассматривать как нормативные источники, так и иные: обычай, неофициальные кодификации)

- анализу соотношения норм законодательства, регулирующего внешнеторговую деятельность, с иными отраслями и институтами права.

В начале лекции объявляется тема, круг освещаемых вопросов, ставится проблема, которая подлежит рассмотрению. Рекомендуется лектору привлекать внимание студентов освещением различных примеров из практики («громких» судебных прецедентов, спорных вопросов правоприменительной практики). В конце лекции должны делаться обоснованные выводы по поставленным в начале лекции вопросам. Необходимо также спрашивать студентов, все ли было понятно и нет ли вопросов по рассматриваемой теме.

На семинарских занятиях рекомендуется уделять внимание практическим вопросам и проводить по следующей схеме:

- обозначение темы занятий, указание круга вопросов, подлежащих рассмотрению, определение структуры занятия

- решение домашнего задания (задач), обсуждение наиболее актуальных вопросов применения норм законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность;

- проведение контрольной работы или теста (заранее запланированного).

- в конце практического (семинарского) занятия подводятся итоги, объявляются результаты (оценки отвечавших студентов), сообщается домашнее задание к следующему семинару.

В связи с тем, что курс «Основы внешнеэкономической деятельности» носит большую практическую направленность, одной из его основных задач является научить студента применять нормы внешнеторгового на практике. При этом рекомендуется проведение различных интерактивных деловых игр.

Преподаватель, имея перед собой задачу подготовки специалистов, способных самостоятельно применять положения гражданского законодательства, оценивать закономерности судебной практики, должны приветствоваться высказывания собственной точки зрения, критический анализ им нормативной базы и актов судебной власти.

Большое значение имеет грамотная организация текущего и промежуточного контроля знаний. Тестирование, опросы на семинарах и зачет должны происходить в доброжелательной обстановке; при этом студент должен иметь четкое представление о круге вопросов, выносимых на контроль, а также критериях оценки знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: