Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия

Показатели Год Динамика 2010 к 2008 г. %
     
Выручка от реализованной продукции, тыс.руб.       129,0
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.       113,5
Чистая прибыль от реализованной продукции, тыс.руб.       429,3
Окупаемость затрат, руб. 1,05 1,1 1,2 114,3
Рентабельность по затратам, % 5,2 9,7 19,5 -

Оценивая эффективность хозяйственной деятельности ЗАО «Азовское» хотелось бы отметить, что выручка от реализованной продукции в 2010 г. была равна 102553 тыс. руб., что на 29% больше по сравнению с 2008 г., где выручка составила 79470 тыс. руб. Также увеличилась и чистая прибыль (на 13,5%), что является хорошей тенденцией в производстве. Вследствие этого, произошло увеличение рентабельности на 11,5%. Наблюдается тенденция повышения себестоимости реализованной продукции на 13,5%, что может быть связано с увеличением цен на посадочный материал, топливо, запасные части, корм.

2.2 Аналитический учет поступления и списания материалов

Согласно Методическим указаниям по бух­галтерскому учету МПЗ, утвержденным приказом Минфина РФ от 28.12.04 № 119н, при отсутствии расхождений между данными поставщика и факти­ческими данными (по количеству и качеству) при­емка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами путем составления приходных ордеров.

Аналитический учет поступления МПЗ в ЗАО «АЗОВСКОЕ» осу­ществляется по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов, а внутри них — по каждому наименованию (номенклатурно­му номеру), группе материалов наосновании кар­точек учета материалов.

Синтетический учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости на счете 10 "Материалы".

Пример №1. В ноябре 2007 г. ЗАО «АЗОВСКОЕ» приобрел лекарства для вет. аптеки. ООО База снабжения «Сибагрокомплект» поставило ЗАО «АЗОВСКОЕ» в ноябре лекарства на общую сумму 8474,58 руб., в том числе НДС 1525,42руб., а ООО «ОмскВетПрепарат» поставило СПК лекарственные препараты на сумму 17367,26 руб. (в том числе НДС 2632,74 руб.)

Отразим действия бухгалтера ЗАО «АЗОВСКОЕ».

1.Д41 К60 – 8474,58 руб. оприходованы лекарственные препараты от ООО «Сибагрокомплект»

2.Д19 К60 - 1525,42 руб. начислен НДС

3.Д41 К60 – 17367,26 руб. оприходованы лекарственные препараты от ООО «ОмскВетПрепарат»

4.Д19 К60 - 2632,74 руб. начислен НДС

5.Д68 К19 - 4158,16 руб. взаимозачет с бюджетом

6.Д60 К51 - 30000,00 руб. произведен расчет с ООО «Сибагрокомплект» и ООО «ОмскВетПрепарат»

Когда препараты поступят на предприятие, заполнят акт о приемке материалов. А данные о приходе материалов внесут в ведомость №10-с движения материалов и в отчет №11 о движении материалов.

Аналитический учет списания материалов

Первичными учетными документами в ЗАО «АЗОВСКОЕ» по отпуску материалов в производство являются лимитно-за­борные карты (форма № М-8) и накладная на от­пуск материалов на сторону (форма № М-15). Ли­митно-заборные карты предназначены для отпус­ка материалов, систематически потребляемых в процессе производства продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюде­нием лимитов.

Согласно требованиям ПБУ 5/01 "Учет МПЗ" материалы списываются в производство по методу ФИФО. При списании в производство в синтетическом учете материалы списыва­ются на счета учета затрат:

Д20 К41-12653,87 руб. отражена стоимость отпущенных на производство лекарственных препаратов.

При реализации готовой продукции стоимость ее списывается на себестоимость.

Пример №2. В ноябре 2005г. ЗАО «АЗОВСКОЕ» отгрузил 2164 булок хлеба пшеничного по цене 7,5 руб. за булку (в том числе НДС 18 %), а себестоимость этой продукции составила 4,8 руб. на одну булку. Отразим операции в бухгалтерском учете ЗАО «АЗОВСКОЕ».

1.Д62 К90-1 - 16230 руб. (7,5 руб.*2164 бул.) учтена выручка

2.Д90-3 К68 - 2476 руб. (16230,00руб*18%/118%) учтен НДС

3.Д90-2 К43 - 10387 руб. (4,8руб.*2164 бул.) списана себестоимость

4.Д51 К62 - 16230 руб. получены денежные средства от покупателей

5 Д68 К51 - 2476,00 руб. уплачен НДС

6 Д90-9 К99 - 3367,00 руб. учтена прибыль от продажи продукции

Для отражения операций по списанию мате­риалов в производство вналоговом учете использу­ются следующие аналитическиерегистры: "Регистр информации о приобретенныхпартиях сырья/мате­риалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО)"или "Регистр информации о движении приобретен­ных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости", "Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных вотчетном периоде".

Если в течение отчетного периода произош­ло иное выбытие материалов (продажа, безвозмезд­ная передача, вклад в уставный капитал другой ор­ганизации и пр.), то заполняются такие регистры, как "Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав" и "Регистр учета стоимости реа­лизованного прочего имущества".

Учет НДС

Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на сче­те 19 "Налог надобавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям" одновременнос оприходова­нием поступивших материалов.Налог не включа­ется в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено за­конодательством о налогахи сборах. Аналитическийучет НДС организуется ис­ходя из различных режимов налогообложения,для разных объектов учета, налоговых ставок, видов деятельности и т. п.

Если организация осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, она обя­зана вести раздельный учет "входного" НДС по при­обретенным ресурсам (п. 4 ст. 170 НК РФ). В этом случае аналитический учет осуществляется по опе­рациям, облагаемым НДС, и по операциям, не об­лагаемым НДС.

Суммы "входного" НДС, которые приходят­ся на операции, облагаемые НДС, подлежат возме­щениюиз бюджета. Те же суммы налога, которые относятся к операциям, не облагаемым НДС, включаются в стоимость приобретенных ресурсов (п. 6 ПБУ 5/01).

Если раздельный учет отсутствует, тосуммы "входного" НДС по всем операциям из бюджета не возмещаются, и в этомслучае сумма налога не уменьшает налогооблагаемые доходы организации (п. 4 ст. 170 НК РФ) [14, с.338].

В ЗАО «АЗОВСКОЕ» осуществляются операции облагаемые НДС.

Согласно Налоговому кодексу РФ пообла­гаемым НДСоперациям в ЗАО «АЗОВСКОЕ» применяется налоговую ставку 18%.

При применении при реализации товаров (работ, услуг) различных нало­говых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагае­мых по разным ставкам (п. 1 ст. 153 НК РФ). Сле­довательно, и аналитический учет необходимо вес­ти отдельно по каждой базе.

Для организации аналитического учета дви­жения "входного" НДС по приобретенным и опла­ченным товарам в рабочем плане счетов ЗАО «АЗОВСКОЕ» для конкретного примера преду­смотрены к аналитическому счету 19-3 "НДС по приобретенным МПЗ" субсчета второго порядка:

19-3-1 "НДС по приобретенным ценностям, поступившим по ставке 10 %";

19-3-2 "НДС по приобретенным ценностям, поступившим по ставке 18%";

19-3-3 "НДС поприобретенным оплачен­ным ценностям по ставке 10%";

19-3-4 "НДС по приобретенным оплачен­ным ценностям по ставке 18 %";

19-3-5 "НДС по приобретенным ценностям для экспортапо ставке 10 %";

19-3-6 "НДС по приобретенным ценностям для экспорта по ставке 18%".

Пример №3. ЗАО «АЗОВСКОЕ» заключил с ООО «Сибагрокомплект» договор на покупку лекарственных препаратов стоимостью 10000-00 руб. (в том числе НДС по ставке 10% и 18% в зависимости от вида лекарственных средств). Расчет произведен наличными средствами.

Отразим действия бухгалтера ЗАО «АЗОВСКОЕ».

1.Д60 К50 - 10000 руб. произведен расчет с ООО «Сибагрокомплект» (на основании платежного поручения или счет-фактуры, в которых выделена сумма НДС)

2.Д41 К60 - 8474,58 руб. (стоимость товара без НДС, 10000-00 руб. – 1525-42 руб.) оприходованы лекарственные препараты

3.Д19 К60 – 1525,42 руб. начислен НДС по приобретенным товарам

4.Д68 К19 – 1525,42 руб. взаимозачет с бюджетом (налоговый вычет)

Непредставление документов либо представление документов, не соответствующих предъявляемым к ним требовани­ям, являетсянарушением требований ст. 165 и п. 1 ст. 164 НК РФ и влечет отказ в возме­щении сумм НДС. Устранив допущенные нарушения, организа­ция вправе повторно представить в налоговый орган документы, предусмотренные ст. 165 Н К РФ, в це­лях подтверждения правомерности применения налоговых вычетов.

2.3 Ведомости движения материалов и инвентаризация материалов

В ЗАО «АЗОВСКОЕ» ведомость №11 «Движение материальных ценностей по цехам и цеховым складам» используется для обобщения данных о движении материальных ценностей в цеховых складах, являющихся самостоятельными учетными единицами, а также в производстве (в цехах, на участках).

В ведомости №11 данные о движении материальных ценностей показываются в разрезе синтетических счетов, учетных групп и стоимости. Записи в этой ведомости производятся по данным цеховых отчетов, обоснованных надлежащими документами.

Ведомость №10-с «Ведомость движения материальных ценностей» применяется для учета движения материальных ценностей по местам их хранения. Ведомость №10-с служит, кроме того, для распределения расхода материалов по направлениям затрат (по синтетическим счетам, субсчетам, статьям затрат).

В соответствии с изложенным, в ведомости №10-с (в разделах втором и третьем) находит отражение (по отдельным складам и учетным ценам) остаток на начало месяца, поступление, выбытие материальных ценностей в течение месяца и остаток их на конец месяца. При этом расход материалов показывается по синтетическим счетам и статьям аналитического учета, на которые должны быть списаны суммы израсходованных ценностей.

Инвентаризация материалов

Проведение инвентаризации материалов в ЗАО «АЗОВСКОЕ» осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация в ЗАО «АЗОВСКОЕ» проводится один, два раза в год, в зависимости от вида материально-производственных запасов. Так, инвентаризация запасных частей проводится раз в год, а инвентаризация мясных продуктов – два раза в год.

Материалы заносятся в инвентарные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовщика) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материалов путем обязательного их пересчета, перевешивания или обмера. Не допускается вносить в описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи. Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. Для инвентаризации материалов в ЗАО «АЗОВСКОЕ» применяются следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

№ формы Наименование формы
ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей
ИНВ-4 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных
ИНВ-5 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение
ИНВ-6 Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути

Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов. Для отражения результатов инвентаризации материалов, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости формы № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) - в годовом бухгалтерском отчете.

Выявленные излишки материалов принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», т.е. зачисляются на финансовые результаты организации.

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся учета затрат на производство и/или на расходы на продажу, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации [12, с.416].


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Производственные запасы – часть оборотных активов организации, т.е. часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов при производстве продукции (выполнении работ и оказании услуг), а также управленческих нужд организации.

Организация учета производственных запасов регулируется Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бух. учета и бух. отчетности в РФ, Положением по бух. учету «Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)» [6, с.748].

Следует отметить, что синтетический учет производственных запасов ведется по фактической себестоимости, а аналитический – по учетным ценам. Поэтому следует выявлять отклонения фактической себестоимости отпуска материалов (по группам) от их стоимости по учетным ценам.

Материалы составляют часть стоимости имущества пред­приятия. А затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90 % и более в себестоимости продук­ции. Поэтому усиление контроля за состоянием материаль­ных ценностей и рациональным их использованием оказы­вает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.

Основным направлением повышения эффективности ис­пользования материалов является внедрение ресурсосбере­гающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование материалов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.

Существенное значение для сохранности материальных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и авто­матизировать складские операции и складской учет.

Важное условие повышения эффективности использования материальных ресурсов — усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.

Также одно из условий рационального использования матери­альных ресурсов — нормирование складских запасов и мате­риальных затрат.

Под нормой производственного запаса понимают средний в течение года запас каждого вида материалов, принимае­мый как переходящий запас на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов.

Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, по­скольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемо­сти оборотных средств, а недостаток — к срыву производ­ственного процесса. Существенно улучшить учет производ­ственных запасов можно, совершенствуя применяемые до­кументы и учетные регистры, т.е. более широко используя накопительные документы (лимитно-заборные и комплек­товочные карты, ведомости и др.), предварительную выпис­ку документов по движению материалов и оперативных до­кументов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным ма­териалам (бездокументальной системы оформления расхода материалов) и др. [11, с.640].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) (принят ГД ФС РФ 23.02.1996).- Электронный ресурс [2007] – Справочно-правовая информационная система [КонсультантПлюс].

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 г. №34н (ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2006 г. №31н).- Электронный ресурс [2007] – Справочно-правовая информационная система [КонсультантПлюс].

3. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01. (ред. 09.06.01 г.) - Электронный ресурс [2007] – Справочно-правовая информационная система [КонсультантПлюс].

4. Акчурина Е.В., Бухгалтерский финансовый учет / Е.В. Акчурина, И.П. Солодко;– М.: 2005, 416 с.

5. Бабаева З.Д., Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации / З.Д. Бабаева, В.Л. Терехова»– М.: 2007, 544 с.

6. Белов Л.А., Бухгалтерский учет: теория и практика / Л.А. Белов, А.Н. Белов;– М.: 2006, 748 с.

7. Васькин Ф.И., Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие / Ф.И. Васькин, А.Ф. Дятлова; – М.: 2005, 560 с.

8. Инвентаризация МПЗ / А. С Тальман // Бухгалтерский учет, №2.- с. 112

9. Камышанов П.И., Бухгалтерский финансовый учет / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов;– М.: 2005, 656 с.

10. Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина; – М.: 2006. – 720 с.

11. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет / Н.П.Кондраков.– М.: 2007. – 640 с.

12. Пипко В.А., Бухгалтерский финансовый учет: учет активов и расчетных операций / В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др.; - М.: 2007, 416 с.

13. Учет МПЗ / Л. М. Мамаев // ГлавБух, №9.- с.64

14. Финансовый учет / В.Г. Гетьман – М., 2006.- 338с.


СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: