Показатели | Год | Динамика 2010 к 2008 г. % | ||
Выручка от реализованной продукции, тыс.руб. | 129,0 | |||
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | 113,5 | |||
Чистая прибыль от реализованной продукции, тыс.руб. | 429,3 | |||
Окупаемость затрат, руб. | 1,05 | 1,1 | 1,2 | 114,3 |
Рентабельность по затратам, % | 5,2 | 9,7 | 19,5 | - |
Оценивая эффективность хозяйственной деятельности ЗАО «Азовское» хотелось бы отметить, что выручка от реализованной продукции в 2010 г. была равна 102553 тыс. руб., что на 29% больше по сравнению с 2008 г., где выручка составила 79470 тыс. руб. Также увеличилась и чистая прибыль (на 13,5%), что является хорошей тенденцией в производстве. Вследствие этого, произошло увеличение рентабельности на 11,5%. Наблюдается тенденция повышения себестоимости реализованной продукции на 13,5%, что может быть связано с увеличением цен на посадочный материал, топливо, запасные части, корм.
2.2 Аналитический учет поступления и списания материалов
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденным приказом Минфина РФ от 28.12.04 № 119н, при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) приемка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами путем составления приходных ордеров.
|
|
Аналитический учет поступления МПЗ в ЗАО «АЗОВСКОЕ» осуществляется по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов, а внутри них — по каждому наименованию (номенклатурному номеру), группе материалов наосновании карточек учета материалов.
Синтетический учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости на счете 10 "Материалы".
Пример №1. В ноябре 2007 г. ЗАО «АЗОВСКОЕ» приобрел лекарства для вет. аптеки. ООО База снабжения «Сибагрокомплект» поставило ЗАО «АЗОВСКОЕ» в ноябре лекарства на общую сумму 8474,58 руб., в том числе НДС 1525,42руб., а ООО «ОмскВетПрепарат» поставило СПК лекарственные препараты на сумму 17367,26 руб. (в том числе НДС 2632,74 руб.)
Отразим действия бухгалтера ЗАО «АЗОВСКОЕ».
1.Д41 К60 – 8474,58 руб. оприходованы лекарственные препараты от ООО «Сибагрокомплект»
2.Д19 К60 - 1525,42 руб. начислен НДС
3.Д41 К60 – 17367,26 руб. оприходованы лекарственные препараты от ООО «ОмскВетПрепарат»
4.Д19 К60 - 2632,74 руб. начислен НДС
5.Д68 К19 - 4158,16 руб. взаимозачет с бюджетом
6.Д60 К51 - 30000,00 руб. произведен расчет с ООО «Сибагрокомплект» и ООО «ОмскВетПрепарат»
Когда препараты поступят на предприятие, заполнят акт о приемке материалов. А данные о приходе материалов внесут в ведомость №10-с движения материалов и в отчет №11 о движении материалов.
|
|
Аналитический учет списания материалов
Первичными учетными документами в ЗАО «АЗОВСКОЕ» по отпуску материалов в производство являются лимитно-заборные карты (форма № М-8) и накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых в процессе производства продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.
Согласно требованиям ПБУ 5/01 "Учет МПЗ" материалы списываются в производство по методу ФИФО. При списании в производство в синтетическом учете материалы списываются на счета учета затрат:
Д20 К41-12653,87 руб. отражена стоимость отпущенных на производство лекарственных препаратов.
При реализации готовой продукции стоимость ее списывается на себестоимость.
Пример №2. В ноябре 2005г. ЗАО «АЗОВСКОЕ» отгрузил 2164 булок хлеба пшеничного по цене 7,5 руб. за булку (в том числе НДС 18 %), а себестоимость этой продукции составила 4,8 руб. на одну булку. Отразим операции в бухгалтерском учете ЗАО «АЗОВСКОЕ».
1.Д62 К90-1 - 16230 руб. (7,5 руб.*2164 бул.) учтена выручка
2.Д90-3 К68 - 2476 руб. (16230,00руб*18%/118%) учтен НДС
3.Д90-2 К43 - 10387 руб. (4,8руб.*2164 бул.) списана себестоимость
4.Д51 К62 - 16230 руб. получены денежные средства от покупателей
5 Д68 К51 - 2476,00 руб. уплачен НДС
6 Д90-9 К99 - 3367,00 руб. учтена прибыль от продажи продукции
Для отражения операций по списанию материалов в производство вналоговом учете используются следующие аналитическиерегистры: "Регистр информации о приобретенныхпартиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО)"или "Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости", "Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных вотчетном периоде".
Если в течение отчетного периода произошло иное выбытие материалов (продажа, безвозмездная передача, вклад в уставный капитал другой организации и пр.), то заполняются такие регистры, как "Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав" и "Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества".
Учет НДС
Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете 19 "Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям" одновременнос оприходованием поступивших материалов.Налог не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено законодательством о налогахи сборах. Аналитическийучет НДС организуется исходя из различных режимов налогообложения,для разных объектов учета, налоговых ставок, видов деятельности и т. п.
Если организация осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, она обязана вести раздельный учет "входного" НДС по приобретенным ресурсам (п. 4 ст. 170 НК РФ). В этом случае аналитический учет осуществляется по операциям, облагаемым НДС, и по операциям, не облагаемым НДС.
Суммы "входного" НДС, которые приходятся на операции, облагаемые НДС, подлежат возмещениюиз бюджета. Те же суммы налога, которые относятся к операциям, не облагаемым НДС, включаются в стоимость приобретенных ресурсов (п. 6 ПБУ 5/01).
Если раздельный учет отсутствует, тосуммы "входного" НДС по всем операциям из бюджета не возмещаются, и в этомслучае сумма налога не уменьшает налогооблагаемые доходы организации (п. 4 ст. 170 НК РФ) [14, с.338].
В ЗАО «АЗОВСКОЕ» осуществляются операции облагаемые НДС.
Согласно Налоговому кодексу РФ пооблагаемым НДСоперациям в ЗАО «АЗОВСКОЕ» применяется налоговую ставку 18%.
При применении при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам (п. 1 ст. 153 НК РФ). Следовательно, и аналитический учет необходимо вести отдельно по каждой базе.
|
|
Для организации аналитического учета движения "входного" НДС по приобретенным и оплаченным товарам в рабочем плане счетов ЗАО «АЗОВСКОЕ» для конкретного примера предусмотрены к аналитическому счету 19-3 "НДС по приобретенным МПЗ" субсчета второго порядка:
19-3-1 "НДС по приобретенным ценностям, поступившим по ставке 10 %";
19-3-2 "НДС по приобретенным ценностям, поступившим по ставке 18%";
19-3-3 "НДС поприобретенным оплаченным ценностям по ставке 10%";
19-3-4 "НДС по приобретенным оплаченным ценностям по ставке 18 %";
19-3-5 "НДС по приобретенным ценностям для экспортапо ставке 10 %";
19-3-6 "НДС по приобретенным ценностям для экспорта по ставке 18%".
Пример №3. ЗАО «АЗОВСКОЕ» заключил с ООО «Сибагрокомплект» договор на покупку лекарственных препаратов стоимостью 10000-00 руб. (в том числе НДС по ставке 10% и 18% в зависимости от вида лекарственных средств). Расчет произведен наличными средствами.
Отразим действия бухгалтера ЗАО «АЗОВСКОЕ».
1.Д60 К50 - 10000 руб. произведен расчет с ООО «Сибагрокомплект» (на основании платежного поручения или счет-фактуры, в которых выделена сумма НДС)
2.Д41 К60 - 8474,58 руб. (стоимость товара без НДС, 10000-00 руб. – 1525-42 руб.) оприходованы лекарственные препараты
3.Д19 К60 – 1525,42 руб. начислен НДС по приобретенным товарам
4.Д68 К19 – 1525,42 руб. взаимозачет с бюджетом (налоговый вычет)
Непредставление документов либо представление документов, не соответствующих предъявляемым к ним требованиям, являетсянарушением требований ст. 165 и п. 1 ст. 164 НК РФ и влечет отказ в возмещении сумм НДС. Устранив допущенные нарушения, организация вправе повторно представить в налоговый орган документы, предусмотренные ст. 165 Н К РФ, в целях подтверждения правомерности применения налоговых вычетов.
2.3 Ведомости движения материалов и инвентаризация материалов
|
|
В ЗАО «АЗОВСКОЕ» ведомость №11 «Движение материальных ценностей по цехам и цеховым складам» используется для обобщения данных о движении материальных ценностей в цеховых складах, являющихся самостоятельными учетными единицами, а также в производстве (в цехах, на участках).
В ведомости №11 данные о движении материальных ценностей показываются в разрезе синтетических счетов, учетных групп и стоимости. Записи в этой ведомости производятся по данным цеховых отчетов, обоснованных надлежащими документами.
Ведомость №10-с «Ведомость движения материальных ценностей» применяется для учета движения материальных ценностей по местам их хранения. Ведомость №10-с служит, кроме того, для распределения расхода материалов по направлениям затрат (по синтетическим счетам, субсчетам, статьям затрат).
В соответствии с изложенным, в ведомости №10-с (в разделах втором и третьем) находит отражение (по отдельным складам и учетным ценам) остаток на начало месяца, поступление, выбытие материальных ценностей в течение месяца и остаток их на конец месяца. При этом расход материалов показывается по синтетическим счетам и статьям аналитического учета, на которые должны быть списаны суммы израсходованных ценностей.
Инвентаризация материалов
Проведение инвентаризации материалов в ЗАО «АЗОВСКОЕ» осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация в ЗАО «АЗОВСКОЕ» проводится один, два раза в год, в зависимости от вида материально-производственных запасов. Так, инвентаризация запасных частей проводится раз в год, а инвентаризация мясных продуктов – два раза в год.
Материалы заносятся в инвентарные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовщика) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материалов путем обязательного их пересчета, перевешивания или обмера. Не допускается вносить в описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи. Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. Для инвентаризации материалов в ЗАО «АЗОВСКОЕ» применяются следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
№ формы | Наименование формы |
ИНВ-3 | Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ-4 | Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-5 | Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
ИНВ-6 | Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути |
Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов. Для отражения результатов инвентаризации материалов, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости формы № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) - в годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные излишки материалов принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», т.е. зачисляются на финансовые результаты организации.
Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся учета затрат на производство и/или на расходы на продажу, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации [12, с.416].
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Производственные запасы – часть оборотных активов организации, т.е. часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов при производстве продукции (выполнении работ и оказании услуг), а также управленческих нужд организации.
Организация учета производственных запасов регулируется Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бух. учета и бух. отчетности в РФ, Положением по бух. учету «Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)» [6, с.748].
Следует отметить, что синтетический учет производственных запасов ведется по фактической себестоимости, а аналитический – по учетным ценам. Поэтому следует выявлять отклонения фактической себестоимости отпуска материалов (по группам) от их стоимости по учетным ценам.
Материалы составляют часть стоимости имущества предприятия. А затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90 % и более в себестоимости продукции. Поэтому усиление контроля за состоянием материальных ценностей и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.
Основным направлением повышения эффективности использования материалов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование материалов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.
Существенное значение для сохранности материальных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
Важное условие повышения эффективности использования материальных ресурсов — усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.
Также одно из условий рационального использования материальных ресурсов — нормирование складских запасов и материальных затрат.
Под нормой производственного запаса понимают средний в течение года запас каждого вида материалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов.
Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток — к срыву производственного процесса. Существенно улучшить учет производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко используя накопительные документы (лимитно-заборные и комплектовочные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам (бездокументальной системы оформления расхода материалов) и др. [11, с.640].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) (принят ГД ФС РФ 23.02.1996).- Электронный ресурс [2007] – Справочно-правовая информационная система [КонсультантПлюс].
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 г. №34н (ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2006 г. №31н).- Электронный ресурс [2007] – Справочно-правовая информационная система [КонсультантПлюс].
3. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01. (ред. 09.06.01 г.) - Электронный ресурс [2007] – Справочно-правовая информационная система [КонсультантПлюс].
4. Акчурина Е.В., Бухгалтерский финансовый учет / Е.В. Акчурина, И.П. Солодко;– М.: 2005, 416 с.
5. Бабаева З.Д., Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации / З.Д. Бабаева, В.Л. Терехова»– М.: 2007, 544 с.
6. Белов Л.А., Бухгалтерский учет: теория и практика / Л.А. Белов, А.Н. Белов;– М.: 2006, 748 с.
7. Васькин Ф.И., Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие / Ф.И. Васькин, А.Ф. Дятлова; – М.: 2005, 560 с.
8. Инвентаризация МПЗ / А. С Тальман // Бухгалтерский учет, №2.- с. 112
9. Камышанов П.И., Бухгалтерский финансовый учет / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов;– М.: 2005, 656 с.
10. Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина; – М.: 2006. – 720 с.
11. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет / Н.П.Кондраков.– М.: 2007. – 640 с.
12. Пипко В.А., Бухгалтерский финансовый учет: учет активов и расчетных операций / В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др.; - М.: 2007, 416 с.
13. Учет МПЗ / Л. М. Мамаев // ГлавБух, №9.- с.64
14. Финансовый учет / В.Г. Гетьман – М., 2006.- 338с.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ