При изучении баз данных важнейшее значение имеет их проектирование.
Построение концептуальной модели представляет собой процесс моделирования смыслового наполнения базы данных. Концептуальная модель состоит из трёх основных компонентов: сущностей, атрибутов и связей.
Сущности – это элементы реального мира, которые могут существовать независимо. Сущность представляется в концептуальной модели прямоугольником, в котором указано её имя.
В данном дипломном проекте сущностями являются: «Лабораторные работы», «Лекции», «Курсовое проектирование», «Вопросы к тестам», «Ответы к тестам», «Пользователи», «Результаты тестов», «Полезные ресурсы», «Видеоуроки».
Атрибуты описывают характеристики сущности, представляются овалами с указанием имен, которые прикреплены к сущности.
Связи представляют взаимодействие между сущностями. На диаграмме они изображаются ромбами, которые соединяют сущности, участвующие в связях.
Исходя из описания предметной области и требуемых запросов для данной базы данных, можно задать атрибуты сущностей в соответствии с таблицей 2.1.
Таблица 2.1 – Атрибуты сущностей
| Сущность | Атрибут | Тип |
| Лабораторные работы | Код работы | Счетчик |
| Номер работы | Число | |
| Тема | Текст | |
| Цель | Текст | |
| Ход работы | Текст | |
| Порядок выполнения | Текст | |
| Контрольные вопросы | Текст | |
| Длительность работы | Число | |
| Видео | Текст | |
| Результаты тестов | Код результата | Счетчик |
| Имя прошедшего тест | Текст | |
| Номер работы | Число | |
| Всего вопросов | Число | |
| Правильных ответов | Число | |
| Оценка | Число | |
| Начало выполнения работы | Дата и время | |
| Конец выполнения работы | Дата и время | |
| Курсовое проектирование | Код урока | Счетчик |
| Тема проектирования | Текст | |
| Курсовое проектирование | Текст | |
| Вопросы к тестам | Код вопроса | Счетчик |
| Вопрос | Текст | |
| Номер работы | Число | |
| Ответы к тестам | Код ответа | Счетчик |
| Ответ | Текст | |
| Правда/ложь | Число | |
| Код вопроса | Число | |
| Пользователи | Код пользователя | Счетчик |
| Имя пользователя | Текст | |
| Пароль | Число | |
| Лекции | Код лекции | Счетчик |
| Номер лекции | Число | |
| Тема лекции | Текст | |
| Лекция | Текст | |
| Видеоуроки | Код видеоурока | Счетчик |
| Наименование видеоурока | Текст | |
| Наименование файла | Текст | |
| Полезные ресурсы | Код ресурса | Счетчик |
| Ссылка на ресурс | Текст | |
| Наименование ресурса | Текст |
Сущности вступают во взаимоотношения, называемые связями. Наиболее распространены связи «многие ко многим» и «один ко многим» [12]. Связи между сущностями проектируемой базы данных представлены на рисунках 2.1-2.2.

Рисунок 2.1 – Концептуальная модель базы данных (учащийся)

Рисунок 2.2 – Концептуальная модель базы данных (преподаватель)