МЧС России
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы
Кафедра психологии и педагогики
Лекция
по дисциплине «Юридическая психология»
по специальности:
030301.65 «Психология»
специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
030501.65 «Юриспруденция»
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза
Рассмотрена и утверждена на
заседании кафедры
психологии и педагогики
Протокол № ____ от
«___» _________ 20 г.
Санкт-Петербург
I. Цели и задачи
1. Познакомить с спецификой судебно-психологической экспертизой
2. Изучить методологические основы судебно-психологической экспертизы.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения. 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы. 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологическая экспертиза. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
|
|
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2004.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2001.
3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006.
IV. Учебно-материальное обеспечение
1.Мультимедийный проектор;
2.Информационные слайды;
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе проведения дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. В качестве эксперта может быть приглашено любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда. Другие письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.
Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида.
Экспертиза проводится посредством метода тестов. Наиболее распространенными являются следующие тесты:
1)оценка интеллекта, при помощи которой выявляется уровень интеллекта у испытуемого и умение им пользоваться;
2)личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведения испытуемого;
3)метод беседы.
|
|
Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.
Психологические познания представляют собой специальные знания в области психологии. Только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности, обладает профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведения психологических исследований. Примером привлечения психолога в раскрытии преступлений может служить составление психологического портрета разыскиваемого преступника по данным показаний свидетелей. Особую важность это приобретает при оперативно-розыскной деятельности и расследовании серийных преступлений, когда совершается целый ряд однотипных криминальных действий.
Эксперт при проведении судебно-психологической экспертизы вправе требовать от следственных органов необходимые качественные материалы для экспертизы.
В процессе предварительного следствия психолог может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта. Роль психолога в качестве специалиста, привлеченного к участию в производстве следственных действий, регламентируется нормами УПК РФ.
Применение знаний психологии способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений, а также перевоспитания лиц, совершивших преступления. В практике работы наиболее опытных следователей есть много примеров успешного разрешения сложных ситуаций при помощи психолога, выступающего в качестве специалиста-консультанта или эксперта.
Психолог в процессе предварительного следствия может участвовать в качестве:
1)консультанта по делу;
2)специалиста;
3)эксперта.
Законом предусматривается, что при допросе малолетних и несовершеннолетних лиц обязательно должен участвовать педагог, Эту же функцию можно поручить и детскому психологу — специалисту, который обладает научными знаниями в области Психологии детей и подростков и владеет профессиональными практическими навыками общения с детьми. В этих случаях психолог поможет скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком и дать сове ты и необходимые сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Именно психолог может подсказать тактику проведения допроса, создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности и недоверия ребенка, а также поможет преодолеть негативистскую позицию подростка, стеснение и стыдливость несовершеннолетней потерпевшей от полового посягательства. Аналогичные задачи решает психолог в отношении умственно отсталых лиц. Психолог своими действиями должен способствовать установлению контакта между следователем и несовершеннолетним, а также дифференцировать вопросы задаваемые в ходе допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.
Особое значение приобретает сотрудничество с психологом при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог призван оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить ее лидеров и распределение ролей в группе, а также способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него при расследовании преступления.
Помочь следователю выработать оптимальный индивидуальный ритм деятельности, преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации может только профессиональный психолог.