Мы уже познакомились с пропорциями фигуры человека. Вспомним:
Что такое модуль тела человека? Какую часть он занимает?
Где находится линия колен по отношению к линиям основания туловища и ступней ног?
Как соотносятся линия основания туловища, линия талии и подмышечных впадин?
На каком уровне находится уровень локтя?
(ответы учащегося)
Все это необходимо помнить при построении фигуры человека в движении.
ТЕХНИКА НАБЛЮДЕНИЯ
1. Определение угла наклона карандашом.
Закрывается один глаз и вытягивается рука - карандаш совмещается с искомыми осями. Линия, соединяющая оба плеча, показывает угол наклона грудной клетки, а линия, соединяющая вертикальные кости таза, дают наклон таза. При необходимости можно найти углы наклона, под которыми расположены колени и пятки (это даст нам информацию о положении ног).
Этапы рисования.
Зафиксировать вначале штрихами запланированную высоту фигуры (темя - пятки), провести вертикальную линию в качестве опоры каркаса пропорции. Разделить отрезок на 8 равных частей.
|
|
Человек стоит на двух ногах - по сравнению с четвероногими это нестабильная позиция. Для того чтобы сохранить равновесие, он должен выравнивать каждое движение тела и каждое перемещение веса за счет противовеса, встречного движения. Особенно это можно наблюдать при изменении положения таза: чтобы сохранить баланс должно реагировать все тело. В результате полностью меняется общая позиция.
Контрапост: человек склонен принимать удобную позу, при которой весь вес перемещается на одну ногу - опорная нога, - а другая, ненагруженная нога, т.е. несущая меньшую нагрузку, вытягивается или сгибается. Таз, в результате такой односторонней нагрузки со стороны опорной ноги, отжимается вверх и принимает слегка косое положение. Если фигура потеряла бы равновесие, торс не стал бы выполнять встречное движение: он наклоняется в другую сторону. Это противопоставление таза и грудной клетки, возможное за счет подвижного позвоночника, называется «контрапостом»
Вертикальная линия, опора каркаса пропорций, в контрапосте всегда проходит через пятку опорной ноги и примерно через шейную ямку. (это можно проверить, закрыв один глаз и завизировав модель, при этом держите карандаш по вертикальной линии «на модели»). Первоначально лучше вычислить угол наклона таза и торса, а также направление ног (для этого используйте технику наблюдения). Нанести вычисленные углы на вертикальную линию. Показать линию позвоночника, подвижно соединяющую эти две части скелета друг с другом.
ВНИМАНИЕ: начало выпуклости икроножных мышц располагается не на одной высоте, внутренний изгиб смещен ниже внешнего изгиба.
|
|
ЭСКИЗЫ ГОЛОВЫ, НОГ, РУК.
Необходимо выделить основные взаимосвязи. Изучить сначала большое, потом малое, сначала общее, потом частное (рука — часть тела, кисть — часть руки, палец - часть кисти).
Сделать набросок головы в виде овала, в виде яйца с узкой стороной у подбородка. Линия глаз - ухо расположена в центре, между теменем и подбородком (если голова наклоняется, то линия смещается вверх или вниз за счет оптического укорачивания и становится круглее, в этом случае уши больше не располагаются на одной высоте по горизонтали с глазами).
Провести ось симметрии: она показывает боковое соотношение ракурсов. Чем больше сбоку вы смотрите. Тем «округлее» становится ось симметрии. Теперь необходимо разместить на оси симметрии нос - переносицу (расположенную на уровне глаз.
Наносить «выступ» носа и подбородка, начиная от оси симметрии. (Когда голова наклонена, расстояние между глазом, носом и ртом по отношению друг к другу уменьшаются и становится выпуклость рта.) За счет контура век придаем глазам их форму. Седловину носа рассматривать как плоскость, а не как гребень, и обозначают его ширину двумя очерчивающими линиями.
При виде сбоку глаз закрывается носом полностью или частично. Нарисовать волосы в виде одной формы, которая располагается на овале лица как дополнительный объём (не начинайте с отдельных волосков)
ФРОНТАЛЬНЫЙ ФИД: ось симметрии делит голову на две симметричные половины, линия глаза-уха располагается на середине высоты головы! Шея почти такой же ширины, как голова.
Ступни ног.
При боковом ракурсе видно, что пятка с внутренней стороны имеет
выпуклость.
Косточка с внутренней стороны щиколотки расположена выше внешней.
Подушечки стопы и пятки несут вес тела, пальцы служат для равновесия.
Вы познакомились с изображением фигуры человека в спокойном положении и положении контрапост. Как было уже сказано выше, изображение фигуры в движении выполняют учащиеся, обладающие художественными способностями.