Перестройка и начало возвращения

По данным переписи 1989 года на территории СССР насчитывалось 271.715 крымских татар[330]. Из них абсолютное большинство проживали в Узбекистане, некоторое количество - в Краснодарском Крае РСФСР, Запорожской области Украины. В Крым смогло вернуться не многим более 5 тыс. чел. С началом перестройки в 1985 году репрессии против активистов движения прекратились. Из заключения были освобождены многие его лидеры, в том числе М.Джемилев и Ю.Османов. Снова, как и после смерти Сталина перед крымскими татарами забрезжила надежда на возвращение. На этот раз она была вполне осуществима, поскольку власти были готовы к уступкам.

Весной 1987 года крымско-татарское движение было достаточно аморфным его представляли различные «инициативные группы», активисты которых сформировали в это время так называемую Центральную Инициативную Группу (ЦИГ), главную роль в создании которой играл М.Джемилев. Эта группа стала ядром сформировавшейся позже Организации крымско-татарского национального движения (ОКНД). Часть групп, например т.н. Ферганская долинная группа Ю.Османова не вошла в ЦИГ, став основой формирования Национального движения Крымских татар (НДКТ). Летом ЦИГ провела в Москве серию митингов и встреч с представителями зарождавшегося оппозиционного движения и должностными лицами ЦК КПСС.

В июле решением Политбюро ЦК КПСС была создана государственная комиссия под руководством Председателя Президиума ВС СССР А.Громыко для рассмотрения крымско-татарского вопроса. Вскоре от имени комиссии было подготовлено Сообщение ТАСС, в котором обосновывалась невозможность и нецелесообразность возвращения татар в Крым. Между тем ситуация стремительно менялась. Проблема ранее депортированных этнических групп снова становилась в повестку дня. Сигналом к этому послужили события в Фергане, связанные с турками-месхетинцами, выселенными с Кавказа. Вспышка этнического конфликта говорила о том, что никакой интеграции переселенцев в местный социум не произошло и нужно ожидать новых массовых беспорядков на этой почве. Движение за возвращение среди депортированных в том числе и крымских татар приобрело массовый характер.

В результате акций, организованных национальными организациями крымских татар, а также кампаний их поддержки в СССР и за рубежом, власти Союза были поставлены перед лицом необходимости решать проблему крымских татар. 14 ноября ВС СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав». Спустя две недели 28 ноября 1989 года ВС СССР одобрил выводы и предложения парламентской комиссии (председатель Г.Янаев) по проблеме крымских татар, в которых предлагалось: осуществить пересмотр дел, возбужденных против крымских татар за участие в национальном движении; считать законным правом крымско-татарского народа возвращение в Крым и последовательно решать эту задачу путем: а)организованного, б)группового, в)индивидуального возвращения…; восстановить Крымскую АССР в составе Украинской ССР, воссоздав автономию Крыма, как многонационального образования и т.д.

Во исполнение решений ВС СССР была создана государственная комиссия по проблеме крымских татар (председатель В.Догуджиев), которой была разработана комплексная программа и первоочередные меры по их организованному возвращению в Крым. Программа предусматривала организованное переселение крымских татар на полуостров в течение 1990-2000 годов (в основном оно должно было осуществиться в 1991-96 годах). Финансирование программы предполагало целевые выделения из фондов Узбекской, Таджикской ССР, РСФСР и Украинской ССР. Предполагалось также обеспечить развитие духовной культуры, возрождение языка, наладить подготовку специалистов и т.д.

В Крыму осуществлением программы занимался созданный при Крымском областном исполкоме Комитет по делам депортированных народов (рук. Ю.Османов, впоследствии Л.Безазиев). В 1989-91 годах власти СССР и Крыма приняли ряд важных решений, регулирующих процесс возвращения. Однако, почти сразу же организованный процесс переселения столкнулся с весьма существенными трудностями, которые обуславливались многими факторами: сроки организованного переселения не соответствовали желанию многих крымских татар вернуться как можно быстрее, тем более, что в республиках Средней Азии появились тенденции к «выталкиванию» крымских татар; репатрианты и организаторы переселения в основном расходились в вопросе выбора мест расселения, так как территория прежнего проживания крымских татар (горная зона и Южный берег) являлась густонаселенной, а степные районы Крыма в меньшей мере привлекали крымских татар для нового обустройства; депортированные граждане оказались перед проблемой трудоустройства в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке труда. Многие переселенцы испытывали большие материальные затруднения, лишившись тех условий жизни, которые были у них в местах прежнего проживания. Нормальному процессу возвращения препятствовала бюрократическая волокита, трудности с пропиской, предоставлением участков, кредитов под строительство и т.д. Наконец, следует отметить общее ухудшение экономической ситуации в стране и рост цен в конце 80- начале 90-х годов[331].

Все это явилось источником недоверия и непонимания между представителями государственных органов с одной стороны и возвращающимися гражданами - с другой, сделало процесс возвращения во многом стихийным, неуправляемым, породило значительную социальную напряженность.

Динамику переселения крымских татар в 1988-91 годах иллюстрируют следующие данные в 1979 г. в Крыму проживало 5422 крымских татар, в 1988 – 17500, в 1989 – 38365, в 1990 г. – 83 116. К августу 1991 года численность крымских татар на полуострове достигла 142200.

Это намного превышало темпы, заложенные в программе. «Взрывной» характер переселения привел к массовому самозахвату татарами земельных участков под строительство, а самозахваты спровоцировали столкновения репатриантов с органами правопорядка, а порой и с местным населением. Наиболее крупными были инциденты в селах Молодежном и Нижние Орешники близ Симферополя, с. Садовом Нижнегорского района, в селах Запрудное и Краснокаменка Ялтинского горсовета и в совхозе «Ливадия» там же, в Ялте.

ОКНД быстро включилась в организацию самостроев и в борьбу с властями. Организация обвинила Обком КПУ и облисполком в сознательном препятствовании татарам в возвращении и выделении им участков, в раздаче с этой целью земли под дачные участки местному населению и в привлечении в Крым славянских переселенцев (называлась цифра 10 тыс. чел. в 1990 году) с предоставлением им жилья.

По данным Комитета по делам депортированных народов крымскими татарами к июлю 1991 года явочным порядком было занято 9645 участков, из них 7265 через некоторое время были узаконены. Самозахваты в меньших масштабах продолжались и в последующие годы.

«Нетерпением» назвали в своей книге М.Губогло и С.Червонная тактику крымско-татарского движения на этом этапе. «Нет сдержанности, конец долготерпению» - таковы, по их мнению, были тактические установки движения. Эти же авторы отмечают наметившуюся ставку на взаимную эскалацию нетерпимости, которая была взята с обеих сторон – как со стороны крымских властей и некоторых общественных организаций, так и со стороны руководителей ОКНД.

Такая же тенденция была характерна и для следующего этапа движения, отличительной особенностью которого является то, что центр напряженности постепенно переносился из бытовой сферы в сферу политическую. Это было связано с выдвижением на первый план требований «восстановления национальной государственности крымских татар».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: