Своевременные оздоровительные действия

78. При работе со слабыми банками важнейшее значение приобретает своевременность оздоровительных действий. Международный опыт показывает, что проблемы банка могут стремительно усугубляться, если ими не заняться незамедлительно. Во многих случаях совет директоров проблемного банка, его менеджмент и акционеры, а также и органы банковского контроля стремились отложить принятие своевременных и адекватных оздоровительных мер.

79. Самая распространенная причина для бездействия - это то, что все эти заинтересованные стороны не желают (добросовестно) принять необходимые меры для оздоровления ситуации в надежде на то, что проблемы разрешатся сами собой. Кроме того, законодательство может не быть очень ясным и детально разработанным, и орган банковского надзора, возможно, захочет избежать такого положения, чтобы его решения оспаривались в суде. Наконец, может оказываться явное или неявное давление на орган банковского надзора со стороны политиков или групп лоббистов, вынуждающих отложить принятие соответствующих мер. В целях предотвращения чрезмерной отсрочки международные стандарты (например, Базельские основные принципы) включают в себя рекомендации, призывающие страны разработать и внедрить в практику законы и правила регулирования, обеспечивающие условия для незамедлительных и адекватных действий органов банковского надзора, связанных с возникающими банковскими проблемами 18.

80. В большинстве стран если не нарушены специфические пороговые требования органов банковского надзора, то не существует положений законодательства, требующих в обязательном порядке принятия оздоровительных мер в отношении слабых банков, то есть положений, обязывающих органы банковского надзора предпринимать специальные действия в соответствии с некоторой объективной оценкой в пределах определенного временного периода. Как правило, органы банковского надзора имеют свободу выбора действовать заблаговременно, не дожидаясь нарушения правил. Оценки органов банковского надзора должны быть достаточно гибкими и иметь привязку к определенной конкретной ситуации. Обычно не существует предварительно заданного лимита времени, в пределах которого орган банковского надзора должен действовать после выявления конкретной проблемы. Отсутствие ясных требований законодателя, однако, не является причиной, оправдывающей бездействие; передовой опыт показывает, что действовать надо незамедлительно для предотвращения разрастания и углубления данной проблемы.

81. Во многих странах само законодательство предусматривает положения, направленные против затягивания с принятием мер. Если законодатель предусматривает в общих правилах для органов банковского надзора положение о том, что орган банковского надзора должен действовать с надлежащей сноровкой во всех ситуациях, то неисполнение этого положения может вызывать официальную критику в его адрес или даже финансовую ответственность перед пострадавшими сторонами, например, депозиторами.

82. Необходимо установить и поддерживать равновесие между режимом жестких "незамедлительных оздоровительных мероприятий" и общими, более свободными режимами. Одна из эффесвободными режимами. Одна из эффективных комбинаций могла бы включать в себя "автоматические" правила для предварительно установленных приемлемых действий органов банковского надзора, которые защищали бы их от ненадлежащего вмешательства в процесс принятия решений и давали при этом возможность для гибкого подхода в конкретных обстоятельствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: