6.1. Система органов муниципального управления
Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования делегирует право решать вопросы местного значения на территории данного муниципального образования.
Органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Это специфическая система власти, которая, учитывая все местные факторы, выступает в интересах своего населения1. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:
1)не входят в систему органов государственной власти (в со
ответствии со ст. 12 Конституции РФ);
2)в случае наделения их отдельными государственными пол
номочиями они могут участвовать в осуществлении государствен
ных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться
под контролем государства (согласно ст. 132 Конституции РФ).
|
|
Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий, не находятся в отношениях подчиненно-сти с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством). Согласно закону 2003 г. участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только в предусмотренных законом случаях, например по вопросам о назначении на должность и освобождении от должности главы местной администрации. В то же время выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти; они находятся в системе государственно-властных отношений; действуют в русле единой государственной политики; могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.
|
|
Под структурой органов местного самоуправления понимается система имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образования функции и полномочия местного самоуправления1. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) структуру органов местного самоуправления составляют:
1)представительный орган муниципального образования;
2)глава муниципального образования;
3)местная администрация;
4)контрольный орган муниципального образования;
5)иные органы и выборные должностные лица местного са
моуправления.
Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным. К иным органам местного самоуправления закон 2003 г. относит избирательную комиссию муниципального образования, отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, входящие в ее структуру. В уставах муниципальных образований также могут быть предусмотрены другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
Устав ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления:
1)городская дума — представительный орган;
2)администрация города — исполнительно-распорядитель
ный орган;
3)контрольно-счетная палата — контрольный орган;
4)глава города, который является председателем городской
думы, — высшее должностное лицо.
Для сельских поселений (как правило, малочисленных) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, естественно, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как: а) порядок формирования органов местного самоуправления; б) компетенция органов местного самоуправления; в) срок полномочий органов местного самоуправления; г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления; д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) также по-новому подходит к вопросу о наименовании органов местного самоуправления. Если в соответствии с законом 1995 г. наименования органов местного самоуправления определялись уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, то теперь наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
|
|
В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т. п.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:
1)непосредственно: населением на местном референдуме,
а в муниципальном образовании с численностью жителей, обла
дающих избирательным правом, не более 100 человек (создание
подобных муниципальных образований возможно только на тер
ритории с низкой плотностью населения) — на сходе граждан;
2)опосредованно: представительным органом муниципально
го образования.
Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом.
|
|
Особенностью референдумов (сходов граждан) в этом случае является то, что их назначение и обеспечение их проведения осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, по сути, реализует полномочия избирательной комиссии муниципального образования: 1) проверяет подлинность собранных подписей граждан; 2) назначает дату проведения местного референдума или схода граждан; 3) осуществляет иные полномочия. Соответственно исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в данном случае осуществляет полномочия местной администрации в части материально-технического обеспечения проведения местного референдума1.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) на местном референдуме или сходе граждан, проводимом по структуре органов местного самоуправления, принимается решение, в котором устанавливаются: 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. Решение об изменении структуры органов местного самоуправления должно быть отражено в уставе муниципального образования.
Для внесения изменений в устав муниципального образования предусматривается особая процедура, закрепленная законом 2003 г. и муниципальными правовыми актами. Как правило, изменения и дополнения в устав города принимаются только решением городской думы. Проект решения о внесении изменений и дополнений в устав города, порядок участия граждан в его обсуждении и порядок учета предложений граждан не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса городской думой подлежат официальному опубликованию. Затем не позднее чем через 15 дней проект решения выносится на публичные слушания. Решение о внесении изменений и дополнений в устав города считается принятым, если за него проголосовало большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов городской думы.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) закрепляет, что решение представительного органа об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу только после истечения срока полномочий действующего представительного органа муниципального образования. Данная норма гарантирует нормальную работу депутатов представительного органа муниципального образования, сохранение их статуса на тот срок, на который они избраны, вне зависимости от принимаемого решения об изменении структуры представительного органа муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) содержание органов местного самоуправления финансируется исключительно за счет собственных доходов местных бюджетов. Данная норма, во-первых, служит гарантией финансово-экономической независимости органов местного самоуправления от органов государственной власти или иных организаций. Во-вторых, она предостерегает от чрезмерного расширения числа органов местного самоуправления, необоснованного расширения их штатов и т. п.
Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.
6.2. Основные направления деятельности органов муниципального направления
Применительно к органам публичной власти предметы ведения — это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Предметы ведения муниципального образования — сферы общественной жизни, в которых действуют органы местного самоуправления и в которых они юридически компетентны.
Необходимым условием создания и функционирования органов местного самоуправления является их наделение собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Компетенция — это совокупность юридически закрепленных полномочий, предоставленных органу или должностному лицу местного самоуправления для осуществления своих функций; это сложная правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей, функций управления.
Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования'. Полномочия являются составной частью понятия «компетенция», включающего также предметы ведения, т. е. сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган2. Полномочия органов местного самоуправления включают в себя два вида:
1)собственные полномочия органов и должностных лиц ме
стного самоуправления по решению вопросов местного значе
ния, которые признает за ними государство;
2)отдельные государственные полномочия, которыми могут
наделяться органы и должностные лица местного самоуправления.
Понятие «полномочия» также тесно связано с понятием «вопросы местного значения». Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 15, 16) отдельно закрепляет перечень вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований. Особенностью закона 2003 г. является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т. е. вопросы местного значения городского и сельского поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Данное нововведение исправило существовавшую до недавнего времени ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями и миллионный город, и поселение с числом жителей всего несколько сотен человек решали одинаковые вопросы местного значения, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических ресурсов и потенциалов.
В настоящее время законом 2003 г. к ведению городских и сельских поселений отнесен круг вопросов, связанных с повседневным жизнеобеспечением населения. Это вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранения объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения.
Вопросы электро- и газоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставления транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. Разделение вопросов местного значения произведено по такому принципу: что в границах поселения, за то отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы — муниципальный район.
Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды, т. е. те вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных финансовых затрат,отнесены исключительно на районный уровень. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического состава, учебные пособия, средства технического обеспечения и т. п.) возложены на органы государственной власти субъекта РФ. Эта мера призвана гарантировать качество предоставляемых образовательных услуг во всех муниципальных образованиях независимо от состояния их доходной базы.
К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района. При наличии собственных материальных и финансовых ресурсов органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к данным вопросам местного значения, в том случае, если они не являются компетенцией соседних муниципальных образований и других уровней власти.
Учитывая разные возможности муниципальных образований, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает органам местного самоуправления муниципального района и поселения, входящего в его состав, заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие порядок и основания прекращения их действия, порядок определения объема субвенций и финансовые санкции за неисполнение соглашений. Данная норма позволяет экономически слабому сельскому поселению передать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселению принять на себя ряд функций муниципального района.
Полномочия органов местного значения по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью закона 2003 г. (ст. 17). Эти полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя такие пункты, как: а) принятие уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов; б) установление официальных символов муниципальных образований; в) создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги; г) формирование и размещение муниципального заказа; д) проведение муниципальных выборов, референдумов и голосований; е) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований; ж) учреждение муниципальных средств массовой информации и др.
Таким образом, вопросы местного значения можно сгруппировать следующим образом:
1.Вопросы, отнесенные к ведению органов местного само
управления Конституцией РФ. К ним относится владение, поль
зование, распоряжение и управление муниципальной собствен
ностью; формирование, утверждение и исполнение местного
бюджета; охрана общественного порядка.
2.Вопросы, отнесенные к ведению органов местного само
управления федеральными и региональными законами как во
просы местного значения.
3.Отдельные вопросы государственного значения, передан
ные органам местного самоуправления.
4.Вопросы, решение которых передано органам местного са
моуправления соглашениями с органами местного самоуправле
ния другого уровня.
5.Вопросы, принятые к своему ведению органами местного
самоуправления самостоятельно в соответствии с действующим
законодательством'.
Кроме того, все вопросы местного значения также можно разбить на две большие группы:
1)вопросы, связанные с исполнением властных, регулирую
щих и контролирующих функций (например, формирование,
утверждение и исполнение местного бюджета; установление, из
менение и отмена местных налогов и сборов; пользование и
распоряжение муниципальным имуществом). Данные вопросы
местного значения являются общими для всех типов муници
пальных образований;
2)вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспе
чением муниципальных образований и оказанием муниципаль
ных услуг населению. Именно эти вопросы местного значения
разграничены по типам муниципальных образований2.
В свою очередь, вопросы местного значения второй группы можно также классифицировать по степени участия органов местного самоуправления в их решении, выделяя среди них следующие вопросы:
а) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения насе
ления; содержание и строительство местных автомобильных до
рог; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; орга
низация библиотечного обслуживания населения, формирование
архивных фондов и т. п. В данном случае используются термины
«организация», «обеспечение», «формирование», «содержание»,
что предполагает полную ответственность органов местного са
моуправления за решение данных вопросов местного значения и
частичное или полное финансирование из средств местного бюд
жета;
б) создание условий для обеспечения населения услугами об
щественного питания, торговли и бытового обслуживания; уча
стие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций; создание условий для организации досуга и обеспече
ния жителей поселения услугами организаций культуры; созда
ние условий для развития на территории поселения физической
культуры и массового спорта; создание условий для развития ме
стного традиционного народного художественного творчества
и т. п. Федеральный законодатель употребляет термины «созда
ние условий», «участие», что предполагает, что муниципальная
власть не должна сама предоставлять услуги населению, ее зада
ча — создать условия для их предоставления. Соответственно, в
данном случае отсутствует обязательное бюджетное финансиро
вание.
Вопросы местного значения выражаются в конкретных функциях органов местного самоуправления. Функции (от лат. гипсИо — исполнение, осуществление) — это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению конкретных целей и задач; это комплекс однородных работ, направленных на достижение цели органа или его структурного подразделения.
В системе местного самоуправления можно выделить не только функции органов и должностных лиц местного самоуправления, но и функции местного самоуправления в целом. Функции местного самоуправления определяют его основные, наиболее важные направления деятельности, носят комплексный, собирательный характер. Содержание каждой функции местного самоуправления складывается из совокупности однородных направлений деятельности, объединяясь в одну функцию, исходя из специфики тех общественных отношений, на которые они воздействуют.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретном этапе их исторического развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции, полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальной деятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органов местного самоуправления. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, а особенно отдельные полномочия подвержены более частым изменениям. Функции же более стабильны по сравнению с компетенцией, так как отражают исторически обусловленную природу местного самоуправления'.
Природа местного самоуправления — основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (современная модель)2.
В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местного самоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования. В настоящее время к функциям местного самоуправления относятся:
1)обеспечение непосредственного участия населения в ре
шении вопросов местного значения, учет и координация интере
сов различных групп населения;
2)обеспечение комплексного социально-экономического
развития муниципального образования;
3)управление муниципальной собственностью и местными
финансами;
4)осуществление социальной политики местного самоуправ
ления, направленной на создание условий, обеспечивающих дос
тойную жизнь и свободное развитие человека;
5)охрана окружающей среды;
6)обеспечение общественного порядка.
В функциях органов муниципального управления выражается их сущность, та роль, которую они играют в осуществлении местного самоуправления. В зависимости от характера основных функций органы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительные, контрольные и избирательные комиссии.
Функции органов местного самоуправления обозначают их определенные виды деятельности, связанные с выполнением поставленных перед ними целей и задач. Вместе с тем большинству органов муниципального управления присущи функции, имеющие универсальный характер, например прогнозирование, планирование, регулирование, координация, кадровое дело, финансирование, контроль, учет и т. п. Основные направления деятельности и перечень функций органов и должностных лиц местного самоуправления закреплены в муниципальных правовых актах.
6.3. Исключительная роль представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства. Представительный орган местного самоуправления — это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) закрепляет, что представительный орган муниципального образования является правомочным только при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. Данная норма обеспечивает коллегиальность в работе представительного органа муниципального образования. В том случае, если муниципальные выборы на части территории муниципального образования не состоялись или были признаны недействительными и две трети от установленной численности депутатов не были избраны, назначаются довыборы в представительный орган муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет два способа формирования представительного органа муниципального района:
1)может избираться на муниципальных выборах;
2)может состоять из глав поселений и депутатов представи
тельных органов поселений, входящих в состав муниципального
района.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) устанавливает минимальную численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, следующим образом:
• на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов
и более;
• на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10 де
путатов и более;
• на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек —
15 депутатов и более;
• на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек —
20 депутатов и более;
• на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек —
25 депутатов и более;
• на численность жителей свыше 500 000 человек — 35 депу
татов и более.
Следует отметить, что закон 1995 г. не регламентировал численность депутатов представительных органов муниципальных образований, устанавливая, что она определяется уставами муниципальных образований. До настоящего времени численностьдепутатов представительных органов местного самоуправления зависела от размера муниципального образования, исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляла от 5 до 60 человек.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) закрепляет перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Вопросы исключительного ведения представительного органа — это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган. Именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:
1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
В старой редакции закона данное полномочие было закреплено в более широкой формулировке: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. В данном случае имелась в виду вся система местных нормативных актов, среди которых главное место занимал устав муниципального образования. Формулировка Федерального закона от 6 октября 2003 г. более четкая и конкретная, позволяющая подчеркнуть значение устава муниципального образования как важнейшего муниципального правового акта.6.3. Исключительная роль представительного органа... Устав муниципального образования является нормативно-учредительным актом, основным правовым документом муниципального образования, закрепляющим организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования. Следует отметить, что в отличие от закона 1995 г. закон 2003 г. не предусматривает возможности принятия устава муниципального образования на местном референдуме. Следовательно, полномочия по принятию устава и внесению в него изменений и дополнений принадлежат исключительно представительному органу муниципального образования.
Вместе с тем закон 2003 г. предоставляет возможность жителям участвовать в обсуждении проекта устава муниципального образования, а также проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав через публичные слушания.
2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Данное полномочие представительного органа было отнесено к исключительным и в законе 1995 г. (ст. 15). Решение вопросов местного значения требует определенных финансовых затрат, и эти затраты, за исключением непредвиденных случаев, должны быть предусмотрены в местном бюджете. Представительный орган муниципального образования не только принимает местный бюджет, но и по завершении финансового года утверждает отчет о его исполнении, который исполнительные органы представляют в обязательном порядке. Формирование и исполнение местного бюджета имеет большое значение для жителей муниципального образования, которые вправе участвовать в этом процессе через публичные слушания.
3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сбо
ров в соответствии с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах.
Решение данного вопроса также являлось исключительным полномочием представительного органа местного самоуправления и в соответствии с законом 1995 г. (ст. 15). Вопросы установления, изменения и отмены местных налогов и сборов напрямую затрагивают финансовые, т. е. наиболее существенные, интересы жителей муниципальных образований, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования.
В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоговый кодекс Российской Федерации от 9 июля 2004 г. (ст. 12) устанавливает только два местных налога: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
4. Принятие планов и программ развития муниципального об
разования, утверждение отчетов об их исполнении.
Именно представительные органы местного самоуправления определяют основные направления развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т. п. Под эти направления представительный орган выделяет средства из местного бюджета. Соответственно исполнительные органы местного самоуправления представляют в представительный орган отчеты об исполнении планов и программ развития муниципального образования и расходовании финансовых средств.
Планы и программы развития муниципального образования имеют большое социально-экономическое значение, именно поэтому закон 2003 г. впервые предоставляет возможность жителям муниципального образования принимать участие в обсуждении их проектов на публичных слушаниях.
5. Определение порядка управления и распоряжения имущест
вом, находящимся в муниципальной собственности.
Закон 1995 г. (ст. 15) также относил к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления представляет собой сложную систему отношений, складывающихся в результате владения, пользования и распоряжения экономическими и финансовыми объектами муниципального образования. Решение вопросов оперативного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности осуществляют исполнительные органы местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования выполняет более важную, стратегическую функцию: определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а уже в соответствии с данным порядком строят свою деятельность все другие органы местного самоуправления.
6. Определение порядка принятия решений о создании, реорга
низации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а
также об установлении тарифов на услуги муниципальных пред
приятий и учреждений.
Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования в данном случае определяет порядок принятия таких решений.
Следует отметить, что в соответствии с законом 1995 г. (ст. 31) такими полномочиями представительный орган местного самоуправления обладал и раньше, но они не были отнесены к исключительной компетенции. Эти полномочия получили свое отражение и в уставах муниципальных образований.
7. Определение порядка участия муниципального образования в
организациях межмуниципального сотрудничества.
Закон 1995 г. (ст. 10) также предоставлял право муниципальным образованиям на объединение и осуществление межмуниципального сотрудничества. Закон 2003 г. решение данного вопроса закрепляет за представительным органом в качестве исключительного полномочия. Именно представительные органы муниципальных образований рассматривают и решают вопрос о необходимости объединения друг с другом и о формах данного объединения. Так, для решения совместных хозяйственных вопросов представительные органы получают право учреждать межмуниципальные хозяйственные общества, а в целях организации межмуниципального сотрудничества право создавать некоммерческие организации муниципальных образований.
8. Определение порядка материально-технического и организа
ционного обеспечения деятельности органов местного самоуправ
ления.
Под материально-техническим и организационным обеспечением может пониматься решение очень широкого круга вопросов, например обеспечение органов местного самоуправления необходимыми помещениями, оборудованием, оргтехникой, транспортом, предоставление необходимых информационных, методических и справочных материалов и т. п. Поэтому целесоjбразность включения данного полномочия в перечень исключительных полномочий представительного органа муниципального образования вызывает определенные сомнения.
9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Формы организационного контроля представительного органа местного самоуправления могут определяться в уставах муниципальных образований или других муниципальных правовых актах. Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается Регламентом городской думы. В частности, в нем определены объекты контроля — деятельность администрации города, ее структурных подразделений и должностных лиц, исполнение решений думы и др. Контроль осуществляется в форме запросов, заслушивания информации, отчетов структурных подразделений администрации города о работе и других формах.
Кроме организационного контроля представительный орган муниципального образования также вправе осуществлять и финансовый контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления (Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г.). Устав г. Самары от 30 апреля 1996 г. в целях осуществления контроля предоставляет думе право создавать специальные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские и иные проверки, проводить публичные слушания.
Следует отметить, что сужение данного перечня исключительных полномочий представительного органа муниципального образования не допускается. Кроме приведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.
Например, Устав Балашихинского района Московской области содержит следующий перечень иных полномочий Совета депутатов:
1)утверждает генеральные планы, проекты планировки и за
стройки района в соответствии с порядком, установленным за
конодательством Московской области;
2)устанавливает порядок владения, пользования, распоряже
ния и управления муниципальными землями;
устанавливает порядок контроля за использованием и ох
раной земель, участвует в установленном законом порядке в рас
смотрении (согласовании) вопросов о размещении на террито
рии района объектов, за исключением объектов, размещение ко
торых производится без согласования местного сообщества;
3)определяет порядок организации дополнительной соци
альной поддержки населения сверх установленной законодатель
ством и государственными программами за счет собственных и
привлеченных средств района;
4)устанавливает правила бытового и торгового обслужива
ния населения района;
5)утверждает положения о порядке присвоения почетных
званий;
6)определяет порядок передачи отдельных полномочий ор
ганов местного самоуправления района органам территориаль
ного общественного самоуправления;
7)принимает регламент и решает вопросы внутреннего рас
порядка своей деятельности и т. д.
Согласно Уставу Домодедовского района Московской области к другим полномочиям Совета депутатов района в том числе относятся: рассмотрение актов прокурорского реагирования на решения Совета; дача разрешения на безвозмездную передачу объектов муниципальной собственности в государственную собственность Московской области или федеральную собственность; принятие решения о приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности; внесение законопроектов в Московскую областную Думу в порядке законодательной инициативы; принятие решений по исполнению депутатских наказов и о признании обращений депутатов Совета депутатов депутатскими запросами и т. п.
Уставы муниципальных образований к иным полномочиям городской думы, как правило, относят:
1)финансовый контроль;
2)избрание главы города и его заместителя;
3)учреждение органов местного самоуправления города, от
раслевых (функциональных) и территориальных органов админи
страции города с правами юридического лица и утверждение по
ложений о них по представлению главы администрации города;
4)принятие решений о выборах в органы местного само
управления города в соответствии с федеральным законодатель
ством и законодательством области;
5)формирование избирательной комиссии города в соот
ветствии с действующим законодательством;
6)определение в соответствии с действующим законода
тельством порядка предоставления, изъятия, использования зе
мельных участков и распоряжения земельными участками;
7)принятие концепции развития, утверждение генерально
го плана города, правил землепользования и застройки на терри
тории города;
8)внесение в органы государственной власти области зако
нодательных инициатив, оформленных в виде решений город
ской думы;
9)определение порядка формирования, исполнения и кон
троля за исполнением муниципального заказа;
10)принятие решений о привлечении жителей города к со
циально значимым для города работам;
11)принятие решений об осуществлении муниципальных за
имствований в порядке, установленном действующим законода
тельством;
12)согласование назначений заместителей главы админист
рации города, глав администраций районов города, руководите
ля финансового органа и главного архитектора города.
Структура представительного органа местного самоуправления — внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся:
1)руководящее звено (председатель);
2)функционально-отраслевые подразделения (постоянные и
временные комиссии);
3)территориальные структуры (депутатские группы) или по
литические фракции;
4)рабочий аппарат'.
Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.
Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы:
а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях
представительного органа;
б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам
ведения представительного органа;
в) содействие органам местного самоуправления и депутатам
в их работе по осуществлению решений представительного ор
гана;
г) контроль в пределах полномочий представительного орга
на за деятельностью городской администрации, ее структурных
территориальных подразделений, а также за работой предпри
ятий, учреждений и организаций по выполнению решений пред
ставительного органа.
Рабочий аппарат состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) предусмотрел особый порядок внесения в представительный орган муниципального образования проектов муниципальных правовых актов, касающихся системы местных налогов и сборов, а также связанных с осуществлением расходов из средств местного бюджета. Такие проекты вносятся только по инициативе главы местной администрации либо при наличии его заключения. В том случае, если эти условия не выполнены, данные проекты не могут рассматриваться представительным органом муниципального образования.
Возможно, такое ограничение связано с тем, что изменение системы местных налогов и сборов или запланированных расходов местного бюджета неизбежно отразится на исполнении местного бюджета, которое осуществляет местная администрация. Подобное нововведение призвано укрепить взаимосвязь между органами и должностными лицами местного самоуправления в финансовой сфере.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) закрепляет процедуру подписания муниципальных правовых актов и механизм преодоления вето главы муниципального образования. Глава муниципального образования подписывает и отвечает за обнародование принятых представительным органом нормативных правовых актов, независимо от того, возглавляет ли он представительный орган или местную администрацию.
Во втором случае он обладает так называемым правом вето, т. е. своим решением может отклонить принятый представительным органом нормативный правовой акт. При этом он обязан в течение 10 дней представить в представительный орган мотивированное обоснование отклонения правового акта либо предложения по его изменению или дополнению. Нормы ст. 35 также устанавливают необходимое число голосов депутатов представительного органа для преодоления вето главы муниципального образования (не менее двух третей от установленной численности депутатов), а также сроки его подписания (в течение 7 дней) после преодоления вето.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) запрещает управление и (или) распоряжение представительным органом или отдельными депутатами в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации, и вмешательство в данный процесс представительных органов муниципального образования не допускается. Депутаты представительного органа могут распоряжаться только средствами, направленными на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.
Нормы, ограничивающие финансовые расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования, встречаются и в некоторых уставах муниципальных образований. Например, в Уставе г. Самары говорится о том, что любое решение городской думы о повышении оплаты труда депутатам, работающим на постоянной основе, либо о предоставлении депутатам льгот и привилегий финансового (имущественного) характера может иметь силу только для депутатов следующего созыва.
Полномочия представительного органа муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока полномочий (со дня избрания двух третей нового состава представительного органа). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) содержит перечень случаев, в которых полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:
1)роспуск представительного органа муниципального обра
зования законодательными органами государственной власти
субъекта РФ;
2)самороспуск (порядок самороспуска определяется в уставе
муниципального образования, например, Устав г. Саратова за
крепляет, что решение о самороспуске принимается большинст
вом в две трети голосов от установленной численности депута
тов; Устав г. Самары для принятия решения о самороспуске тре
бует набрать три четверти от установленного числа депутатов);
3)вступление в силу решения соответствующего суда о не
правомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложе
нием депутатами своих полномочий (такое судебное решение
должно основываться на конкретных фактах, установленных в
ходе судебного разбирательства);
4)преобразование муниципального образования.
Следует отметить, что закон 2003 г. содержит закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, который не может быть самостоятельно расширен или сужен органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) закрепляет, что с прекращением полномочий представительного органа муниципального образования, в том числе и досрочным, прекращаются полномочия избранных в его состав депутатов. Подобная норма содержится также и в уставах муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования, состоящий из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся в сроки, указанные в действующем федеральном законодательстве. Как правило, новые выборы проводятся не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий1. Столь длительный срок необходим для подготовки и проведения новых выборов.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) рассматривает случай, когда досрочно прекращаются полномочия представительного органа муниципального района, сформированного из представителей выборных органов поселений, входящих в состав данного района. В этом случае представительные органы соответствующих поселений в течение одного месяца должны сформировать новый состав представительного органа муниципального района. Следует отметить, что подобная российская муниципальная практика пока отсутствует.
Представительный орган является строго обязательным элементом в системе органов местного самоуправления. Осуществляя управленческую деятельность, представительный орган тесно взаимодействует с исполнительными и иными органами местного самоуправления.
6.4. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
Правовой статус — сложная юридическая категория, включающая в себя права, обязанности и ответственность высшего должностного лица местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) в каждом муниципальном образовании уставом муниципального образования должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 30) полномочия главы города начинаются со дня его избрания городской думой и прекращаются во второе воскресенье марта года, в котором истекает его срок полномочий, а в случае, предусмотренном федеральным законом, — во второе воскресенье октября года, в котором истекает его срок полномочий. Глава города не позднее чем на пятнадцатый день со дня официального опубликования решения городской думы об избрании на должность принимает присягу следующего содержания: «Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность главы города Саратова, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленные мне полномочия, честно и добросовестно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности на благо жителей города». Согласно требованиям закона 2003 г. полномочия главы муниципального образования должны быть закреплены в уставе муниципального образования.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36) вводит принцип разделения властей на местном уровне. Согласно этому принципу глава муниципального образования:
1)избирается на муниципальных выборах либо представи
тельным органом муниципального образования из своего соста
ва (данная процедура закрепляется в уставе муниципального об
разования. Например, согласно ст. 30 Устава г. Саратова канди
дат на должность главы муниципального образования считается
избранным, если за его избрание проголосовало большинство от
установленной численности депутатов городской думы. Если ни
один из кандидатов не набрал в итоге голосования требуемого
для избрания числа голосов, то проводятся новые выборы с но
вым выдвижением кандидатур). Таким образом, сохраняются два
способа избрания главы муниципального образования, закреплен
ные еще законом 1995 г. (ст. 16);
в случае избрания на муниципальных выборах либо входит
в состав представительного органа муниципального образования
с правом решающего голоса и исполняет полномочия его пред
седателя, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя (в данном случае глава муниципального образования уже не может возглавить местную администрацию).
Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне). В случае формирования представительного органа муниципального района не в результате муниципальных выборов, а из представителей выборных органов поселений, входящих в состав муниципального района, исполняет полномочия его председателя.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления должен определять устав муниципального образования. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования — представительный или исполнительный. Например, согласно ст. 30 Устава г. Саратова глава города избирается депутатами городской думы из своего состава на первом заседании на срок полномочий городской думы и исполняет полномочия председателя на постоянной основе. Вместе с тем следует отметить, что большинство уставов муниципальных образований, в том числе и уставы муниципальных образований Московской области, еще не приведены в соответствие с требованиями данной статьи.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36) в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации. Данное совмещение, естественно, должно быть предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольших сельских поселениях нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, хотя бы из экономии средств местного бюджета.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36) независимо от способа избрания и от того, какой орган (представительный или исполнительный) он возглавляет, глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:
1)представляет муниципальное образование в отношениях с
органами местного самоуправления других муниципальных об
разований, органами государственной власти, гражданами и ор
ганизациями, без доверенности действует от имени муниципаль
ного образования (представительские полномочия подразумева
ют, что с перечисленными субъектами глава муниципального
образования вправе подписывать соглашения, высказывать по
зицию от имени всего муниципального образования, за исклю
чением специально оговоренных в законодательстве или уставе
муниципального образования случаях);
2)подписывает и обнародует в порядке, установленном уста
вом муниципального образования, нормативные правовые акты,
принятые представительным органом муниципального образо
вания;
3)издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4)вправе требовать созыва внеочередного заседания предста
вительного органа муниципального образования (на практике
главы муниципальных образований достаточно часто для реше
ния неотложных вопросов используют право созыва внеочеред
ного заседания представительного органа муниципального обра
зования).
Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет — представительный или исполнительный. Так, Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 31) к полномочиям главы города, который также является председателем городской думы, в том числе относит решение следующих вопросов:
1)введение изменений и дополнений в Устав города;
2)созыв и ведение заседания городской думы;
3)организация выполнения решений городской думы в рам
ках своих полномочий;
4)заключение контракта с главой администрации на основа
нии решения городской думы по результатам конкурса на заме
щение указанной должности;
5)обеспечение подготовки вопросов, вносимых на рассмот
рение заседаний городской думы;
6)координация деятельности постоянных и иных комис
сий, контрольно-счетной палаты, содействие материально-тех
ническому и организационному обеспечению их работы;
7)оказание содействия депутатам в осуществлении ими
своих полномочий, организация обеспечения их необходимой
информацией, рассмотрение и решение в пределах своей компе
тенции вопросов их работы;
8)заключение договоров, выдача доверенности, совершение
иных действий;
9)организация в городской думе личного приема граждан,
рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
10)осуществление общего руководства аппаратом городской
думы;
11)подписание от имени городской думы исковых заявле
ний, направляемых в суд, а также других документов, связанных
с рассмотрением дел;
12)подписание финансовых документов, несет ответствен
ность по средствам, расходуемым на содержание и организацию
работы городской думы.
Устав г. Дубны Московской области от 4 октября 2001 г. (ст. 29) полномочия главы города, который не входит в состав Совета, а возглавляет местную администрацию, определяет следующим образом:
1)руководит деятельностью администрации города, утвер
ждает ее структуру и штатное расписание;
2)назначает на должность и освобождает от должности за
местителей главы администрации города, руководителей органов
управления и иных структурных подразделений администрации
города, должностных лиц и работников администрации города в
соответствии с трудовым законодательством и законодательст
вом о муниципальной службе;
3)созывает первое заседание Совета после его избрания;
4)вносит в Совет проекты городского бюджета и отчеты о
его исполнении, проекты программ и планов социально-эконо
мического развития города, проекты нормативных решений Со
вета;
5)представляет Совету ежегодный отчет о своей деятельно
сти и деятельности администрации города;
организует разработку и исполнение городского бюджета,
программ и планов социально-экономического развития города; подписывает нормативные решения Совета, осуществля
ет контроль за их исполнением;
7)координирует меры по охране общественного порядка в
городе, осуществляет контроль за деятельностью муниципаль
ных органов охраны общественного порядка;
8)осуществляет мероприятия по защите населения и терри
тории города от чрезвычайных ситуаций;
10)назначает и освобождает от должности руководителей
муниципальных предприятий, учреждений и фондов, осуществ
ляет контроль за их деятельностью;
11)заключает договоры и соглашения с государственными
органами, органами местного самоуправления, общественными
объединениями, предприятиями, учреждениями и организация
ми, в том числе зарубежными, а также с физическими лицами;
12)принимает решения, обязательные для выполнения все
ми работниками администрации города;
13)является распорядителем кредитов по бюджетным и вне
бюджетным средствам города, определяет порядок и лиц по рас
поряжению этими средствами;
14)ведет прием населения, организует рассмотрение предло
жений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
15)осуществляет все полномочия муниципального образова
ния, кроме отнесенных федеральными законами, законами Мос
ковской области, настоящим Уставом к компетенции Совета.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36) приводит норму о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, которая также содержится и в действующем законе о местном самоуправлении. Отчетность часто расценивают в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования'.