О нарушениях в применении безопасных технологий использования навоза от свиней свежего в качестве органического удобрения

В соответствии с действующим законодательством, навоз от свиней свежий может применяться в качестве удобрения только после определенных процедур его подготовки и обезвреживания различными способами (Перечень правовых норм, регламентирующих использование свиного навоза в качестве удобрения). С учетом имеющихся фактов, подготовка и обезвреживание навоза на предприятии предусмотрено путем длительного выдерживания в навозохранилищах открытого типа («лагунах») в целях понижения класса опасности свиного навоза с III-го до не выше IV-го (как того требует ГОСТ по удобрениям). Так, согласно Акту проверки ЗАО «Киево-Жураки АПК» Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора от 05.08.2010 г. №157/10/12-14, представленный тогда технологический регламент предполагал обезвреживание навоза путем выдерживания в открытых навозохранилищах в течение 12 месяцев и химическим способом (при зараженности навоза). Такие же способы обезвреживания предусмотрены проектной документацией на строительство 1-й и 2-й очередей свинокомплекса ЗАО «Киево-Жураки АПК», что подтверждается соответствующими записями в разделах ООС положительных заключений государственной экспертизы проектной документации обеих очередей строительства (соответственно, от 23.10.2008 г. и от 27.12.2010 г.). Это объяснимо, т.к. полностью соответствует требованиям экологического и санитарного законодательств, в частности, требованиям СП 1.2.1170-02. Также понятно, что 10.07.2012 г. Управление Росприроднадзора по КЧР переоформило ЗАО «Киево-Жураки АПК» лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности с учетом применения этим предприятием технологии обезвреживания навоза путем длительного (не менее 6 месяцев) выдерживания.

Однако все меняется в конце 2012 года. Сначала появляется справка №182, выданная 06.11.2012 г. ФГБУ «Центр агрохимической службы «Адыгейский» Минсельхоза РФ для ЗАО «Киево-Жураки АПК», согласно которой применение навоза от свиней свежего в качестве удобрения допускается без предварительного хранения и обезвреживания. Примерно в этот же период ЗАО «Киево-Жураки АПК» разработало новый технологический регламент использования свежего свиного навоза в качестве удобрения без длительного выдерживания и обезвреживания. Все это указано в Акте проверки от 11.12.2012 г. №0107/09/3972/2012 деятельности ЗАО «Киево-Жураки АПК» Департаментом Росприроднадзора по ЮФО. Кроме того, в этом же Акте отмечено, что в 2011-2012 гг. ЗАО «Киево-Жураки АПК» не проводило деятельность по обезвреживанию и размещению отходов III класса опасности – навоза от свиней свежего как лицензируемого вида деятельности. Однако эти факты нарушения условий лицензируемой деятельности не получили должной оценки со стороны проводившего проверку ведущего специалиста-эксперта Ростовского отдела экологического надзора Департамента Росприроднадзора по ЮФО Айвазова А.Т. и других ответственных должностных лиц Департамента. Так, судя по письму Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 24.12.2012 г. №07-09/6639, и.о. начальника Департамента С.В. Зотович (нынешний начальник разрешительного управления Центрального аппарата Росприроднадзора) не видит ничего противозаконного в том, что ЗАО «Киево-Жураки АПК» не осуществляет размещение отходов 3-го класса опасности («навоз от свиней свежий»), а вносит его непосредственно на сельскохозяйственные поля. Наверное, ни проверяющий А.Т. Айвазов, ни его тогдашний начальник С.В. Зотович не знают, что в федеральном законе «Об охране окружающей среды» есть статья 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления», которая прямо запрещает такую деятельность, которую ведет ЗАО «Киево-Жураки АПК».

Корректировка проектной документации строительства свинокомплекса 2-й очереди, получившая положительное заключение государственной экспертизы в марте 2013 года, в отличие от первичного проекта (положительное заключение госэкспертизы от 27.12.2010 г. №01-1-4-0244-10, уже содержит запись о применении свежего свиного навоза в качестве удобрения без длительного выдерживания и обезвреживания. При этом такое изменение технологического процесса ничем не объясняется.

В связи с вышеизложенным напрашивается ряд вопросов. Во-первых, непонятно, зачем вообще ЗАО «Киево-Жураки АПК» переоформляло лицензию, если не занималось деятельностью по обезвреживанию и размещению отходов III класса опасности – навоза от свиней свежего? Во-вторых, на каком основании была переоформлена лицензия 10.07.2012 г., если в 2011-2012 гг. лицензируемая деятельность не велась, а значит, грубо нарушались условия выдачи лицензии еще от 20.08.2010 г.?

Также следует отметить незаконность применения ЗАО «Киево-Жураки АПК» разработанного им технологического регламента проведения работ по удалению из лагун навоза от свиней свежего. Так, регламент утвержден генеральным директором ЗАО «Киево-Жураки АПК» и не прошел предусмотренные действующим законодательством токсиколого-гигиеническую экспертизу Роспотребнадзора и государственную экологическую экспертизу Росприроднадзора. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы технологии применения опасного отхода производства в качестве удобрения предусмотрена двумя законами: федеральным законом «О безопасном обращении с агрохимикатами» и «Об экологической экспертизе» (с учетом того, что применение необезвреженного опасного отхода производства в качестве удобрения является какой-то новой, ранее официально не применявшейся в России, технологией)

Поэтому на сегодняшний день безопасность применения ЗАО «Киево-Жураки АПК» навоза от свиней свежего в качестве удобрения никакими заключениями уполномоченных государственных органов не подтверждена. В самом регламенте отсутствует описание технологии снижения токсичности навоза от свиней свежего (III-й класс опасности) до уровня токсичности, приемлемого для азотсодержащих органических удобрений (не выше IV-го класса опасности).

Следует также отметить, что указанный в Акте проверки деятельности ЗАО «Киево-Жураки АПК» Департаментом Росприроднадзора по ЮФО расчетный объем производимого безподстилочного свиного навоза значительно занижен, т.к. в таблице 1 технологического регламента не учтен объем воды, необходимый для удаления навоза из помещений свинокомплекса и входящий в общий объем жидкого безподстилочного навоза. Кроме того, для расчета применялись «Рекомендации по техническому перевооружению молочнотоварных ферм на 100, 200, 400 голов и свиноводческих ферм», хотя для промышленных свинокомплексов применяются иные методические рекомендации (РД-АПК 1.10.15.02-08 и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: