2.1 Построение возможных вариантов схем движения судов
Названные суда применяются для перевозок на 6 выбранных участках:
1. Южный - Тунис (гружённый)
2. Тунис - Южный (гружённый)
3. Южный - Барселона (гружённый)
4. Барселона - Южный (балластный)
5. Барселона - Тунис (балластный)
6. Тунис - Южный (балластный)
На основании приведённых участков работы флота судоходной компании составим возможные схемы следования судов, учитывая правила составления схем, которые приведены в методическом указании.
1. Южный – Тунис – Южный (1;2)
2. Южный – Тунис - - Южный (1;6)
3. Барселона - - Тунис – Южный – Барселона (5;2;3)
4. Барселона - - Южный – Барселона (4;3)
2.2 Расчет нормативов работы судов на схемах движения
Для полученных схем движения рассчитываем следующие нормативы:
а) время рейса i-того судна на j-той схеме движения в сутках:
і – индекс судна
j – индекс схемы
l – индекс участка
til – норматив времени работы судна і-го типа на l-ом участке, включающий в себя валовое стояночное время в порту погрузки и выгрузки и валовое время перехода.
|
|
Рассчитаем время рейса первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 2):
(сут.)
Таблица 2. Время рейсов судов (сут.)
№ типа судна | Схемы движения | |||
б) инвалютный доход судна i-того типа на j-той схеме движения за один рейс, долл.:
(i = ; j = ),
тарифная ставка на l-том участке, долл./т;
загрузка судна i-го типа на l-том участке, тыс. т.
Рассчитаем инвалютный доход первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 3):
(тыс. долл.)
Таблица 3. Инвалютный доход судна (тыс. долл.)
№ типа судна | Схемы движения | |||
в) расходы в инвалюте судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс принять равным 30% от доходов в инвалюте:
(i = ; j = )
Рассчитаем расходы в инвалюте для первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 4):
(тыс. долл.)
Таблица 4. Расход судна (тыс. долл.)
Тип судна | Схемы движения | |||
158.4 | 86.4 | 147.6 | 75.6 | |
139.8 | 76.8 | 130.2 | 67.2 | |
121.2 | 67.2 | 138.0 | 84.0 |
г) чистая валютная выручка судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс, определяется по формуле:
(i = ; j = )
Рассчитаем чистую валютную выручку для первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 5):
(тыс. долл)
Таблица 5. Чистая валютная выручка судна (тыс. долл.)
Тип судна | Схемы движения | |||
369.6 | 201.6 | 344.4 | 176.4 | |
326.2 | 179.2 | 303.8 | 156.8 | |
282.8 | 156.8 | 322.0 | 196.0 |
2.3 Составление математической модели задачи
|
|
С целью оптимально спланировать работу флота необходимо создать математическую модель, которая позволит определить приоритет перевозок и получить максимальную валютную выручку. В качестве параметров управления в этой задаче примем число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения ().Критерий оптимальности – максимум чистой валютной выручки ().
Математическая модель задачи в общем виде такова:
(1)
() (2)
(i = ) (3)
(i = ; j = ) (4)
где - число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения, судо-рейсы;
- бюджет времени в эксплуатации судов i-го типа, судо-сутки;
(i = ),
где - число судов i-го типа;
- продолжительность планового периода (по условию задания = 90 сут)
- количество груза, предъявленное на l-ом участке, тыс.т;
- множество схем движения, содержащий l-й участок;
S - количество груженых участков.
Экономический смысл:
целевой функции (1) – максимизировать чистую валютную выручку (ЧВВ);
ограничения (2) – отражают требование: на каждом участке перевести груз в количестве, не превышающем заявленного;
ограничения (3) – отражают требование: использовать бюджет времени в эксплуатации судов всех типов на перевозках;
ограничения (4) – условие неотрицательности переменных;
Запишем математическую модель в координатной форме:
Целевая функция (1)
Ограничение (2)
Ограничение (3):
Ограничение (4):
(i = ; j = ).
Запишем математическую модель задачи в координатной форме с подстановкой числовых значений исходных данных:
Целевая функция (1):
Ограничение (2):
Для записи ограничения (3) рассчитаем предварительно бюджет времени в эксплуатации судов:
= 4*90 =360 (с-с)
= 5*90 = 450 (с-с)
= 3*90 = 270 (с-с)
Ограничение (3):
Ограничение (4):
(i = ; j = )
Выпишем вектора условий:
А11 = (); А12 = (); А13 = (); А14 = ();
А21 = (); А22 = (); А23 = (); А24 = ()
Поскольку для построения базиса нет достаточного количества единичных векторов, поэтому необходимо ввести дополнительные (у1, у2, у3, у4) и искусственные (у5, у6) переменные для того, чтобы получить исходный опорный план расширенной задачи.
Математическая модель:
Ограничение:
(i = ; j = )
Составим исходную симплекс-таблицу (табл. 6)
Таблица 6. Исходная Симплекс-таблица
№ | Базис | Сб | В | 369.6 | 201.6 | 344.4 | 176. 4 | 326.2 | 179.2 | 303.8 | 156.8 | 282.8 | 156.8 | -M | -M | -M | |||||
S1 | S2 | S3 | A4 | A5 | A6 | ||||||||||||||||
S1 | |||||||||||||||||||||
S2 | |||||||||||||||||||||
S3 | |||||||||||||||||||||
A4 | -M | ||||||||||||||||||||
A5 | -M | ||||||||||||||||||||
A6 | -M | ||||||||||||||||||||
m+1 | |||||||||||||||||||||
m+2 |
Для удобства произведения расчётов в «ПЭР» необходимо перейти к одноиндексной нумерации переменных (табл. 7)
Таблица 7. Переход от двуиндексной к одноиндексной нумерации переменных
Знак | Правые части ограничений | ||||||||||||
369.6 | 201.6 | 344.4 | 176.4 | 326.2 | 179.2 | 303.8 | 156.8 | 282.8 | 156.8 | ||||
= | |||||||||||||
= |
3. Нахождение оптимального плана работы флота и оптимальных схем движения судов на «ПЭР»
|
|
После решения поставленной задачи на «ПЭР» мы получили оптимальные схемы движения судов (табл. 8).
Таблица 8. Оптимальные схемы следования судов
№ и имя переменной | Решение | № и имя переменной | Решение |
1. X1 x11 | 9.15 | 8. X8 x24 | |
2. X2 x12 | 9. Y1 y1 | 379.32 | |
3. X3 x13 | 10. Y2 y2 | 458.47 | |
4. X4 x14 | 11. Y3 y3 | 158.18 | |
5. X5 x21 | 12. Y4 y4 | 209.09 | |
6. X6 x22 | 24.54 | 13. Y1 y5 | |
7. X7 x23 | 14. Y2 y6 | ||
Значение ЦФ = 10213.86 |
4. Расчет основных плановых показателей работы флота
Для оптимального плана рассчитываем следующие показатели работы флота:
а) время работы судов i-того типа на j-ой схеме движения:
Tij=tij*xij
T14 = t12*x12 = 44*12.2 = 537 (сут.)
T24 = t22*x22 = 44*24.5 = 1078 (сут.)
Полученные данные сведём в табличную форму (табл. 9):
Таблица 9. Время работы судов (сут)
Тип судна | Схемы |
Итого |
б) количество груза, перевозимого судами i-гo типа на каждом l-ом участке j-ой схемы движения Qil(j) и в целом по схеме:
Qil(j)=qil*xij
Q13(2) = q13*x12 = 9* 12.2 = 110 (тыс. т.)
Остальные показатели в табл. 10
Таблица 10. Количество перевезённого груза (тыс. т.)
Тип судна | Схемы | Итого | |
109.8 | 97.6 | 207.4 | |
171.5 | 220.5 | ||
Итого | 599.4 |
Всего по схеме перевозится 599.4 тыс. т. груза.
в) инвалютный доход, полученный судами i-го типа на j-ой схеме движения:
Фij=Fij*xij
Ф12 = F12 * x12 = 302.4*12.2 =3689.28 (тыс. долл.)
Инвалютный доход укажем в табл.11.
Таблица 11. Инвалютный доход
Тип судна | Схемы |
3689.28 | |
7048.65 | |
Итого | 10737.93 |
г) расходы в инвалюте:
расходы в инвалюте i-ого типа судна на j-ой схеме движения составляют 30% дохода, т.е. Rij = 0,3*Фij
R12 = 0,3* Ф12 = 1106.7 тыс. долл.
Расходы по всем схемам представим в табл.12
Таблица 12. Расходы в инвалюте
|
|
Тип судна | Схемы |
1106.7 | |
2114.6 | |
Итого | 3221.3 |
д) чистый валютный доход:
Фij = Фij - Rij
Ф12 = Ф12 – R12 =2582.5 тыс. долл.
Чистый валютный доход представим в табл.13.
Таблица 13. Чистый валютный доход
Тип судна | Схемы |
2582.5 | |
Итого | 7516.5 |