Подготовка исходных данных и составление математической модели задачи

2.1 Построение возможных вариантов схем движения судов

Названные суда применяются для перевозок на 6 выбранных участках:

1. Южный - Тунис (гружённый)

2. Тунис - Южный (гружённый)

3. Южный - Барселона (гружённый)

4. Барселона - Южный (балластный)

5. Барселона - Тунис (балластный)

6. Тунис - Южный (балластный)

На основании приведённых участков работы флота судоходной компании составим возможные схемы следования судов, учитывая правила составления схем, которые приведены в методическом указании.

1. Южный – Тунис – Южный (1;2)

2. Южный – Тунис - - Южный (1;6)

3. Барселона - - Тунис – Южный – Барселона (5;2;3)

4. Барселона - - Южный – Барселона (4;3)

2.2 Расчет нормативов работы судов на схемах движения

Для полученных схем движения рассчитываем следующие нормативы:

а) время рейса i-того судна на j-той схеме движения в сутках:

і – индекс судна

j – индекс схемы

l – индекс участка

til – норматив времени работы судна і-го типа на l-ом участке, включающий в себя валовое стояночное время в порту погрузки и выгрузки и валовое время перехода.

Рассчитаем время рейса первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 2):

(сут.)

Таблица 2. Время рейсов судов (сут.)

№ типа судна Схемы движения
       
         
         
         

б) инвалютный доход судна i-того типа на j-той схеме движения за один рейс, долл.:

(i = ; j = ),

тарифная ставка на l-том участке, долл./т;

загрузка судна i-го типа на l-том участке, тыс. т.

Рассчитаем инвалютный доход первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 3):

(тыс. долл.)

Таблица 3. Инвалютный доход судна (тыс. долл.)

№ типа судна Схемы движения
       
         
         
         

в) расходы в инвалюте судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс принять равным 30% от доходов в инвалюте:

(i = ; j = )

Рассчитаем расходы в инвалюте для первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 4):

(тыс. долл.)

Таблица 4. Расход судна (тыс. долл.)

Тип судна Схемы движения
       
  158.4 86.4 147.6 75.6
  139.8 76.8 130.2 67.2
  121.2 67.2 138.0 84.0

г) чистая валютная выручка судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс, определяется по формуле:

(i = ; j = )

Рассчитаем чистую валютную выручку для первого судна на 1 схеме движения, остальные расчёты запишем в табличной форме (табл. 5):

(тыс. долл)

Таблица 5. Чистая валютная выручка судна (тыс. долл.)

Тип судна Схемы движения
       
  369.6 201.6 344.4 176.4
  326.2 179.2 303.8 156.8
  282.8 156.8 322.0 196.0

2.3 Составление математической модели задачи

С целью оптимально спланировать работу флота необходимо создать математическую модель, которая позволит определить приоритет перевозок и получить максимальную валютную выручку. В качестве параметров управления в этой задаче примем число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения ().Критерий оптимальности – максимум чистой валютной выручки ().

Математическая модель задачи в общем виде такова:

(1)

() (2)

(i = ) (3)

(i = ; j = ) (4)

где - число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения, судо-рейсы;

- бюджет времени в эксплуатации судов i-го типа, судо-сутки;

(i = ),

где - число судов i-го типа;

- продолжительность планового периода (по условию задания = 90 сут)

- количество груза, предъявленное на l-ом участке, тыс.т;

- множество схем движения, содержащий l-й участок;

S - количество груженых участков.

Экономический смысл:

целевой функции (1) – максимизировать чистую валютную выручку (ЧВВ);

ограничения (2) – отражают требование: на каждом участке перевести груз в количестве, не превышающем заявленного;

ограничения (3) – отражают требование: использовать бюджет времени в эксплуатации судов всех типов на перевозках;

ограничения (4) – условие неотрицательности переменных;

Запишем математическую модель в координатной форме:

Целевая функция (1)

Ограничение (2)

Ограничение (3):

Ограничение (4):

(i = ; j = ).

Запишем математическую модель задачи в координатной форме с подстановкой числовых значений исходных данных:

Целевая функция (1):

Ограничение (2):

Для записи ограничения (3) рассчитаем предварительно бюджет времени в эксплуатации судов:

= 4*90 =360 (с-с)

= 5*90 = 450 (с-с)

= 3*90 = 270 (с-с)

Ограничение (3):

Ограничение (4):

(i = ; j = )

Выпишем вектора условий:

А11 = (); А12 = (); А13 = (); А14 = ();

А21 = (); А22 = (); А23 = (); А24 = ()

Поскольку для построения базиса нет достаточного количества единичных векторов, поэтому необходимо ввести дополнительные (у1, у2, у3, у4) и искусственные (у5, у6) переменные для того, чтобы получить исходный опорный план расширенной задачи.

Математическая модель:

Ограничение:

(i = ; j = )

Составим исходную симплекс-таблицу (табл. 6)

Таблица 6. Исходная Симплекс-таблица

Базис Сб В 369.6 201.6 344.4 176. 4 326.2 179.2 303.8 156.8 282.8 156.8           -M -M -M
        S1 S2 S3 A4 A5 A6
  S1                                        
  S2                                        
  S3                                        
  A4 -M                                      
  A5 -M                                      
  A6 -M                                      
m+1                                      
m+2                                      

Для удобства произведения расчётов в «ПЭР» необходимо перейти к одноиндексной нумерации переменных (табл. 7)

Таблица 7. Переход от двуиндексной к одноиндексной нумерации переменных

Знак Правые части ограничений
369.6 201.6 344.4 176.4 326.2 179.2 303.8 156.8 282.8 156.8    
                         
                         
                         
                         
                        =  
                        =  

3. Нахождение оптимального плана работы флота и оптимальных схем движения судов на «ПЭР»

После решения поставленной задачи на «ПЭР» мы получили оптимальные схемы движения судов (табл. 8).

Таблица 8. Оптимальные схемы следования судов

№ и имя переменной Решение № и имя переменной Решение
1. X1 x11 9.15 8. X8 x24  
2. X2 x12   9. Y1 y1 379.32
3. X3 x13   10. Y2 y2 458.47
4. X4 x14   11. Y3 y3 158.18
5. X5 x21   12. Y4 y4 209.09
6. X6 x22 24.54 13. Y1 y5  
7. X7 x23   14. Y2 y6  
       
       
Значение ЦФ = 10213.86

4. Расчет основных плановых показателей работы флота

Для оптимального плана рассчитываем следующие показатели работы флота:

а) время работы судов i-того типа на j-ой схеме движения:

Tij=tij*xij

T14 = t12*x12 = 44*12.2 = 537 (сут.)

T24 = t22*x22 = 44*24.5 = 1078 (сут.)

Полученные данные сведём в табличную форму (табл. 9):

Таблица 9. Время работы судов (сут)

Тип судна Схемы
 
   
   
Итого  

б) количество груза, перевозимого судами i-гo типа на каждом l-ом участке j-ой схемы движения Qil(j) и в целом по схеме:

Qil(j)=qil*xij

Q13(2) = q13*x12 = 9* 12.2 = 110 (тыс. т.)

Остальные показатели в табл. 10

Таблица 10. Количество перевезённого груза (тыс. т.)

Тип судна Схемы Итого
 
   
  109.8 97.6 207.4
  171.5 220.5  
Итого 599.4  

Всего по схеме перевозится 599.4 тыс. т. груза.

в) инвалютный доход, полученный судами i-го типа на j-ой схеме движения:

Фij=Fij*xij

Ф12 = F12 * x12 = 302.4*12.2 =3689.28 (тыс. долл.)

Инвалютный доход укажем в табл.11.

Таблица 11. Инвалютный доход

Тип судна Схемы
 
  3689.28
  7048.65
Итого 10737.93

г) расходы в инвалюте:

расходы в инвалюте i-ого типа судна на j-ой схеме движения составляют 30% дохода, т.е. Rij = 0,3*Фij

R12 = 0,3* Ф12 = 1106.7 тыс. долл.

Расходы по всем схемам представим в табл.12

Таблица 12. Расходы в инвалюте

Тип судна Схемы
 
  1106.7
  2114.6
Итого 3221.3

д) чистый валютный доход:

Фij = Фij - Rij

Ф12 = Ф12 – R12 =2582.5 тыс. долл.

Чистый валютный доход представим в табл.13.

Таблица 13. Чистый валютный доход

Тип судна Схемы
 
  2582.5
   
Итого 7516.5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: