double arrow

Тема 17. «Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика государства»

План лекции

1. Кредитно-денежная система: структура и функции в рыночном хозяйстве.

2. Денежный рынок: спрос на деньги и их предложение

3. Кредитно-денежная политика государства

3.1. Теоретические аспекты кредитно-денежной политики государства

3.2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства

1. Кредитно-денежная система: структура и функции в реальном хозяйстве

Современная кредитно-денежная система представляет совокупность кредитных денег и институтов, осуществляющих их производство, распределение, обращение и регулирование. Ее важнейшими элементами являются национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг, различные виды кредитных денег, система денежной эмиссии, а также институты – государственные и негосударственные учреждения и организации, регулирующие денежное обращение в стране.

В условиях развитого рыночного хозяйства некоторые функции денег выполняют различные финансовые активы, сгруппированные по степени ликвидности в показатели денежной массы, денежные агрегаты. Объем и состав денежных агрегатов различаются в зависимости от специфики кредитно-денежной и финансовой системы той или иной страны.

В США, стране с одной из наиболее развитых денежных систем мира, определяют следующие показатели денежной массы. Денежный агрегат М1 включает наличные деньги и остатки на банковских счетах (депозиты до востребования). Одна часть текущих депозитов не приносит процента. Другая часть – прочие чековые депозиты – процентна, т.е. приносит доход. Наличные деньги и депозиты до востребования выполняют все функции денег.

Денежный агрегат М2 включает в себя как настоящие деньги (денежный агрегат М1), так и почти деньги (сберегательные счета, мелкие срочные депозиты). Сберегательные счета выполняют две функции денег: меры стоимости и средства сбережения. Но они не обладают абсолютной ликвидностью как наличные деньги. Их нельзя использовать как средство оплаты товаров и услуг, не обратив первоначально в наличные деньги или чековые депозиты. Функции денег (меры стоимости и средства сбережения) выполняют также срочные депозиты. Однако они обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные счета, поскольку вкладчик может получить доступ к ним лишь по истечению срока, на который был открыт срочный депозит. Денежный агрегат М2 и крупные срочные счета (размером в 100 000 и более долларов США) включаются в денежный агрегат М3. Самый широкий из используемых на сегодняшний день денежных агрегатов – параметр L, включающий денежный агрегат М3 , некоторые виды ценных бумаг, такие, как банковские акцепты, коммерческие бумаги, краткосрочные ценные бумаги и облигации Казначейства США.

Таким образом, структура денежной массы развитого рыночного хозяйства включает в себя как настоящие деньги (наличность и депозиты до востребования), так и почти деньги (квазиденьги), обладающие меньшей ликвидностью, выполняющие ряд денежных функций.

Структура денежной массы в переходной экономике России представлена следующими денежными агрегатами. Денежный агрегат М0 включает наличные деньги в обращении, а также кассу коммерческих банков. Денежный агрегат М1 = М0 + средства на расчетных, текущих и спецсчетах предприятий и населения + депозиты населения и предприятий в коммерческих банках + депозиты населения в Сбербанке до востребования + средства Госстраха. Российский денежный агрегат М1 менее ликвиден, чем аналогичный ему в странах с развитой рыночной экономикой в силу того обстоятельства, что отсутствует хождение чеков. Денежный агрегат М2 = М1 + срочные депозиты населения в Сбербанке. В структуре российского показателя М2 отсутствуют такие инструменты развитого денежного рынка, как взаимные фонды и депозитные счета, соглашения об обратном выкупе, однодневные займы и соглашения, что делает его также менее ликвидным, чем М2 в развитых странах. Денежный агрегат М3 = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма.

Особенностью структуры денежной массы в России в 90-е гг. является значительный удельный вес налично-денежного компонента. Так, в 90-е гг. наличные деньги составляли около 40% денежного агрегата М2, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель равен 12 – 15%.

Базисным элементом современной кредитно-денежной системы выступает банковская система. Банки являются основным звеном (компонентом) кредитно-денежной системы, как бы специфическими предприятиями по выпуску и обслуживанию жизненного цикла особого товара – денег.

Прежде чем раскрыть механизм денежной эмиссии необходимо остановиться на структуре и функциях банковской системы в рыночном хозяйстве.

Банковская система – совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и внешней средой.

Современная банковская система развитых стран зародилась в период экономического кризиса 1929 – 1933 гг. и окончательно сформировалась после второй мировой войны. Она представляет собой трехуровневое образование. Верхний уровень образует Центральный банк и другие организации, не осуществляющие непосредственно кредитную деятельность, но несущие функции контроля и надзора за банками. Второй уровень составляют коммерческие банки – основное звено кредитной системы рыночного хозяйства. Третий уровень – банки, специализирующиеся на кредитовании определенных секторов народного хозяйства, обслуживании населения (инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др.).

Выделение, разграничение соответствующих уровней банковской системы, законодательное оформление и закрепление их функций, при одновременном регулирующем воздействии на коммерческие и специализированные банки со стороны Центрального банка способствовало созданию относительно стабильной и устойчивой банковской системы смешанного капитализма. В России в результате рыночных преобразований банковской сферы сформировалась двухуровневая банковская система – Центральный банк и коммерческие банки. Отсутствие третьего уровня – специализированных банков сообщает банковской системе России определенную нестабильность. Специализация банков допускается только в рамках их универсального статуса.

Рассмотрим структуру и функции верхнего уровня банковской системы - Центрального банка. Особый интерес представляет организация Центрального банка в странах, имеющих федеративное государственное устройство, как и Россия. В этих странах Центробанк имеет сложную структуру.

Уже в начале XX в. (а в Англии – во второй половине XIX в.) в результате общественного разделения труда и специализации в банковской сфере в большинстве стран эмиссионный банк, тесно связанный с правительством, начинает выполнять функции центрального банка для коммерческих банков.

Одни банки приобрели статус Центрального банка в процессе длительной исторической эволюции (Банк Англии, например); другие, представляют собой сознательно созданные системы управления денежным обращением (ФРС в США).

Если в начале XX в. эмиссионные банки были частными акционерными банками (за исключением Государственного банка России, получившего эмиссионное право в результате денежной реформы 1897 г.), то накануне второй мировой войны начался процесс их национализации, нашедший продолжение и после войны. В 1938 г. государственным стал Банк Канады, в 1939 г. – немецкий Рейхсбанк, в 1946 г. были национализированы Банк Англии и Банк Франции. Существуют также центральные банки, часть капитала которых принадлежит государству, другая часть находится в акционерной форме собственности (в Японии, Бельгии, Австрии). В Австрии, например, федеральному правительству принадлежит половина капитала Национального банка Австрии, а другая часть поделена между промышленными компаниями, профсоюзами, кооперативными структурами, банками и страховыми компаниями.

Но независимо от принадлежности капитала Центральный банк является практически и юридически самостоятельным органом. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. В то же время независимость Центрального банка от правительства носит относительный характер, поскольку в долгосрочном плане политика Центрального банка следует в фарватере макроэкономического курса, определяемого правительством.

Своеобразием отличается организация Центрального банка в США, где отсутствует единый Центральный банк, а его функции выполняют 12 Федеральных резервных банков.

Федеральная резервная система (Центральный банк США) состоит из двух основных организационных звеньев – Совета управляющих и 12 Федеральных резервных банков, которые выполняют функции Центрального банка для округов, на территории которых они находятся. Так называемые резервные округа в основном территориально не совпадают с границами штатов, что обеспечивает жесткую централизацию банковской системы США.

Возглавляет ФРС Совет управляющих – орган, аналогичного которому не было в эмиссионных системах других стран. Его роль заключается, во-первых, в обеспечении единства денежно-кредитной политики 12 Федеральных резервных банков; во-вторых, во внесении государственного влияния в регулирование денежно-кредитной системы. Семь членов Совета назначаются Президентом США на срок в 14 лет (с заменой каждые два года одного члена) с одобрения Конгресса, которому Совет и подотчетен. Один из членов Совета назначается Президентом США на должность Председателя Совета на четырехлетний срок.

Федеральные резервные банки осуществляют контроль и инспекцию деятельности коммерческих банков, предоставляют кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения, выпускают в обращение наличные деньги, обеспечивают механизм инкассации чеков на всей территории страны и др.

Каждый из 12 Федеральных резервных банков представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются коммерческие банки – члены ФРС, расположенные на территории данного округа. Дивиденды на акции ограничены 6 %, доход сверх этой суммы поступает в казну. Это особенно важно, поскольку тем самым Федеральным резервным актом были созданы ограничения для извлечения прибыли из операции федеральных банков.

ФРС существует на проценты по государственным ценным бумагам, находящимся в ее владении. Прибыль Федеральных резервных банков направляется на возмещение расходов (включая расходы Совета управляющих), на выплату установленного законом 6% дивиденда на акции ФРС, на любые дополнения к так называемому добавочному капиталу, необходимому для поддержания капитала резервного банка в сумме, равной его оплаченному основному капиталу. Оставшаяся прибыль затем переводится Министерству финансов США (примерно 95% чистой прибыли ФРС). В 1983 г. чистая прибыль ФРС составила 15,0 млрд. долл. [1]

В Германии Центральный банк имеет сложную трехзвенную структуру, которая отражает государственное устройство страны. Высшим органом управления Немецкого Федерального банка, представляющего собой государственную корпорацию, капитал которой принадлежит Федеральному правительству Германии, является Совет центральных банков, который определяет кредитно-денежную политику в стране. В состав этого органа, кроме членов Совета директоров – исполнительного органа Центрального банка, специалистов банковского дела в количестве не более шести человек, входят президенты центральных банков земель – структурных подразделений Центрального банка. Такой состав высшего органа управления Немецкого Федерального банка не может не учитывать интересы регионов при реализации единой кредитно-денежной политики.

По данным 1992 г., количество земель в Германии после присоединения Восточной Германии возросло с 11 до 13; количество же земельных банков сократилось с 11 до 9. Выходит, что область административного действия центрального банка земли может не совпадать с территорией одной федеральной земли и наблюдается тенденция к укрупнению объекта регулирования со стороны земельного банка. Центральные банки земель (второе звено системы НФБ) обладают самостоятельностью в административных делах и при проведении в своих регионах банковских сделок, унифицировано регламентированных на федеральном уровне. Они осуществляют операции по предоставлению дисконтных и ломбардных кредитов, операции на открытом рынке, оказывают кассово-расчетные услуги коммерческим банкам. Президенты земельных банков назначаются Президентом республики. Центральным банкам земель подчиняются филиалы, которые имеются в крупнонаселенных пунктах. Они выполняют полный набор функций, включая проведение денежной политики, надзор за банками и расчетно-кассовое обслуживание.

Таким образом, в основе построения системы Центрального банка в стране, имеющей федеративное государственное устройство, лежит принцип экономического районирования, что, ослабляя права субъекта федерации, укрепляет при этом федерацию как целое, обеспечивает единство кредитно-денежной системы и страны кредитно-денежной политики при учете интересов регионов.

Верхний уровень банковской системы в большинстве случаев полисубъектен. Он включает, кроме Центрального банка, другие органы государственного управления, которые непосредственно кредитной деятельностью не занимаются, а специализируются на выполнении определенных функций по регулированию банковской системы.

Например, в США верхний уровень банковской системы включает, кроме Совета управляющих ФРС и 12 Федеральных резервных банков, Федеральный комитет открытого рынка и Федеральный консультативный совет.

Наличие нескольких регулирующих институтов на верхнем уровне банковской системы создает определенную систему сдержек и противовесов в деятельности субъектов верхнего уровня, препятствует бесконтрольности и монополизации власти Центрального банка в деле управления банковской системой страны.

Система Центрального банка РФ (Банка России) представляет собой трехзвенную систему управления.

Во главе банка – Председатель Банка России и Совет Директоров. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента.

Второй уровень системы Центробанка образует его главные управления, действующие в крупных регионах России в качестве филиалов Банка России. Они не являются самостоятельными юридическими лицами, их обязательства являются обязательствами Банка России, от имени которого они действуют.

Третье звено системы Центробанка составляют расчетно-кассовые центры (РКЦ) – подразделения главных управлений в городах и небольших регионах, выполняющие чисто технические функции по расчетному и кассовому обслуживанию работающих там коммерческих банков.

Банк России по закону подочетен представительной власти – парламенту. Он не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам Центробанка.

Роль Центрального банка в экономике определяется теми функциями, которые он выполняет. К основным функциям Центрального банка относятся: выпуск наличных денег в обращение, кредитование коммерческих банков и государства, контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков, а также денежно-кредитное регулирование, которое будет рассмотрено особо. Раскроем названные функции.

Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск (эмиссию) наличных денег – банкнот. Эмиссионные операции носят кредитный характер. Центральный банк выпускает в обращение банкноты в порядке кредитования государства, народного хозяйства (переучет векселей производственных предприятий) и прироста золотовалютных резервов. Системы эмиссии банкнот в различных странах имеют существенные различия. Так, в США и Японии покупка государственных ценных бумаг является основным каналом поступления наличных денег в оборот, источником монетизации экономики.

В конце 90-х гг. на балансе ФРС находилось государственных казначейских облигаций на сумму около 500 млрд. долл., в то время как величина денежной базы (наличность вне банковской системы и резервы коммерческих банков в Центробанке) составляла 600 млрд. долл. В результате денежная база американского доллара более чем на 80% была обеспечена государственными ценными бумагами. По состоянию на декабрь 2000 г. денежная база определялась величиной в 584,0 млрд. долл., золотовалютные резервы достигли 128,0 млрд. долл. (21,9% к денежной базе). Основным каналом увеличения ликвидности в японской экономике является приобретение Центральным банком Японии государственных ценных бумаг. Покупки только правительственных облигаций на сумму 48,4 трлн. иен в октябре 2001 г. составили 65% формируемой денежной базы, на золото и валютные активы при этом приходилось около 3%.1

Этот канал эмиссии банкнот в большинстве развитых стран имеет законодательные ограничения. Так, Конгресс США определяет лимит государственной задолженности и регулирует процент, выплачиваемый по обязательствам казначейства.

В настоящее время предложение денег в экономике России определяется состоянием ее платежного баланса, поступлением валютной выручки. В целях пополнения золотовалютных резервов Банк России покупает валютную выручку у предприятий - экспортеров на вновь выпущенные рубли. Для российского рубля покрытие денежной базы золотовалютными резервами составляло в конце 2000 г. свыше 160%.2 Такой способ обеспечения экономики денежной массой ставит предложение денег в зависимость от внешних факторов, консервирует сырьевую направленность экспорта.

Центральный банк не является кредитором предприятий и населения. Центральный банк – это банк для банков. Испытывая острую потребность в денежных ресурсах, коммерческие банки обращаются за помощью в Центральный банк. Учетная ставка Центробанка (ставка рефинансирования) – это ставка процента, по которой Центробанк кредитует коммерческие банки, скупает или учитывает ценные бумаги. Она определяет нижнюю границу ссудного процента. Коммерческие банки предоставляют кредит своим клиентам, включающий учетную ставку и процент, обеспечивающий банку собственную прибыль.

В 2000 – 2002 гг. учетная процентная ставка в различных странах составляла: США – 1,25%, Россия – 18%, Япония – 0,15%, Турция – 44%. В 2004 г. Европейский центральный банк (ЕЦБ) установил в 12 государствах экономического и валютного союза учетную ставку на уровне 2%, ФРС – 1%. Банк России после летнего банковского кризиса 2004 г. снизил ставку рефинансирования до 13%.

В качестве банкира правительства Центробанк выступает как его кассир и кредитор. Центробанк управляет государственным долгом, осуществляя операции по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. В нем открыты счета правительства и правительственных ведомств.

Опыт развитых стран показывает, что, чем независимее Центральный банк от исполнительной власти, тем меньше уровень инфляции в стране и, следовательно, стабильнее денежная система. Банк России не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам Центробанка. По закону Центральный банк не имеет прав по предоставлению кредитов правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, а также по покупке государственных ценных бумаг при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о федеральных бюджете. Эта статья, впервые введенная в закон о Центральном банке РФ в 1995 г., соответствует требованиям европейского законодательства и создает правовую основу независимости банка от исполнительной власти.

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческий банк является учреждением, которое традиционно связано с кредитованием предпринимательской деятельности и предоставлением счетов. Название «коммерческий банк» получило распространение, главным образом, в США, в Англии подобные банки называют клиринговыми или просто банками, во Франции – депозитными (в отличие от деловых), в Германии – кредитными. К важнейшим функциям коммерческих банков относят аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала, посредничество в кредите, проведение расчетов и платежей в хозяйстве, а также создание кредитных денег.

Первоначально банки, как известно, выполняли чисто технические функции: хранения денег промышленников и купцов, уплаты денег и получения их при платежах, уравнивания платежей, осуществления международных расчетов и др. «Торговец денег исполняет все это для купцов и промышленных капиталистов сперва как простой кассир», - подчеркивал К. Маркс.

С утверждением промышленного капитализма получает развитие другая функция банков – «управление приносящим проценты капиталом или денежным капиталом…». Банки, аккумулируя на своих счетах свободные денежные средства всех классов общества, предоставляли их в краткосрочные ссуды промышленным и торговым предпринимателям, выступая таким образом в качестве посредников между кредиторами и заемщиками. Наряду с расчетной и депозитно-ссудной функциями частные банки выпускали в обращение банкноты, т.е. осуществляли эмиссионную функцию. Наибольшее развитие это получило в Англии и США. В последних частные банки создавались по подобию английских депозитных банков. С упорядочением системы денежного обращения по мере развития промышленного капитализма эта функция законодательно закрепляется за одним банком, тесно связанным с правительством, являющемся его кредитором и взамен получающим монополию на выпуск банкнот. Эмиссионный банк превращается в Центральный банк. Окончательно монопольное право Центробанка на выпуск банкнот утверждается только в XX в., в межвоенный период, что является одним из проявлений специализации в банковском деле.

В последней трети XIX в. с развитием акционерных предприятий возникли универсальные коммерческие банки, совмещающие расчетную, депозитно-ссудную функции с эмиссионно-учредительской (инвестиционной), заключающейся в организации выпуска ценных бумаг, их размещении на рынке, предоставлении кредитов для покупки ценных бумаг. Классический пример – немецкие гроссбанки.

В ряде стран (например, в США) инвестиционная функция закреплена за инвестиционными банками, которым запрещено принимать вклады населения.

Деятельность каждого коммерческого банка складывается из пассивных и активных операций. Пассивные операции (требования к банку) направлены на мобилизацию временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Привлечение средств оформляется в виде чековых и сберегательных счетов, срочных вкладов, различных счетов по заемным и принятым на хранение средствам и т. п. К пассивам относится и собственный капитал банка, который состоит из акционерного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли. Устойчивость любого банка и банковской системы в целом зависит от достаточности собственного капитала, поскольку он позволяет банку покрывать свои убытки в случае невозврата ссуд.

Активные операции коммерческого банка (требования банка к народному хозяйству) состоят из предоставления денежных средств в ссуду предприятиям, населению, покупки ценных бумаг, на которые приходится подавляющая часть активов банка, а также операций с недвижимостью и иностранной валютой, кассового обслуживания клиентов. Так, в 1998 г. ссуды и инвестиции в государственные ценные бумаги американских застрахованных банков составляли 77% активов. Из них на ссуды приходилось 59%, из которых коммерческие и промышленные составляли 17%, под недвижимое имущество – 25%, потребительские – 11%, сельскохозяйственные – 1% и т. д. Инвестиции в государственные ценные бумаги, высоколиквидные финансовые инструменты, составляли 18% активов.1

Структура активов коммерческого банка показывает, что банк в развитой экономике ориентирован на обслуживание в первую очередь потребностей реального сектора, а не на спекуляцию с иностранной валютой и государственными ценными бумагами.

Ссуды – наиболее доходная часть активов коммерческого банка. Около 70% доходов банка формируется за счет выплаты процентов по кредитам, биржевых и трастовых операций. Разница между доходами и расходами банка (выплата процентов по вкладам, заработная плата работникам банка, затраты на содержание оборудования) составляет прибыль банка.

Общепринятой формой описания состава и структуры активов и пассивов банка является баланс. Баланс фиксирует состояние активов и пассивов на некоторый момент, обычно на определенный день. Общий вид типичного баланса коммерческого банка представлен в виде табл. 1.

Таблица 1

Активы Пассивы
1. Резервы   1. Чековые счета  
1.1. Наличность   2. Сберегательные счета  
1.2. Вклады в Ц.Б   3. Срочные вклады  
2. Займы   4. Прочие  
2.1. Бизнесу   Всего пассивов  
2.2. Населению   1. Капитальный счет  
2.3. Прочие      
3. Залоговые кредиты      
4. Ценные бумаги правительства      
Всего активов   Пассивы и капитальный счет  

Рассмотренными выше функциями не исчерпывается роль коммерческих банков в рыночном хозяйстве. Если Центральный банк выпускает в обращение наличные деньги (банкноты), то коммерческие банки являются производителями и продавцами безналичных орудий платежа - банковских депозитов. Предоставляя ссуды потребителям и производителям, коммерческий банк создает новые деньги. Генерация новых денег – отличительная черта коммерческого банка. Небанковские кредитные институты такие, как страховые компании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации и другие предоставляют ссуды за счет привлеченных денежных ресурсов (сбережений населения, например).

Созданные банком деньги превращаются в депозиты других банков, которые также создают деньги. В результате происходит многократное расширение объема кредитования. Но возможности банков делать деньги небеспредельны. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов – долю депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке.

Норма обязательных резервов устанавливается в процентах от депозитов (от 1,5–2% в Японии до 15-18% в США). Система обязательных резервов может распространяться на всю совокупность пассивных операций коммерческого банка (в Японии, Швейцарии, Франции, Великобритании) либо лишь на некоторые виды вкладов (в США, Канаде, Германии, Италии). Норма обязательных резервов различна в зависимости от видов вкладов, а также размеров банков. Например, по срочным вкладам она ниже, чем по вкладам до востребования; для мелких банков она меньше, чем для крупных.

«Кризис доверия» российской банковской системы летом 2004 г. заставил Банк России снизить норму обязательных резервов с 7% до 3,5% по вкладам физических лиц, а также иным обязательствам и обязательствам в валюте.

Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных, которые они могут использовать для кредитования, создавая в результате новые средства платежа и обращения. Сумма обязательных и избыточных резервов образует фактические резервы банка.

Рассмотрим следующую ситуацию. Коммерческий банк имеет 500 000 долл. избыточных резервов. Его постоянный клиент обращается с просьбой о предоставлении кредита в размере 100 000 долл. на покупку автомобиля. Банк предоставляет клиенту ссуду, одновременно открывая ему чековый счет на такую же сумму. Активная операция банка предшествует пассивной операции. Для данного примера Т–баланс Банка 1 (изменяющаяся часть баланса) имеет следующий вид.

Активы Пассивы
Кредит потребителю А 100 000 Чековый счет клиента А 100 000

Рис. 1

Проведя данную операцию, банк создал дополнительные деньги на сумму 100 000 долл. путем открытия чекового счета. Денежный агрегат М1 увеличился на 100 000 долл. Операция чрезвычайно привлекательна для банка, так он получает проценты по кредиту, не платя при этом по чековому счету. Банк может создавать новые деньги до тех пор, пока у него не иссякнут избыточные резервы, т. е. 500 000 долл. В действительности банки всегда имеют избыточные резервы для непредвиденных случаев.

Торговая фирма, получив 100 000 долл. за автомобиль, помещает их на свой счет в другой банк. При норме обязательных резервов (r) 20% банк может предоставить ссуду в размере своих избыточных резервов. Избыточные резервы = фактические резервы (100 000 долл.) – обязательные резервы (100 000 долл. × 0,2) = 80 000 долл. Таким образом Банк 2 увеличил предложение денег на 80 000 долл. Баланс Банка 2 имеет следующий вид.

Активы Пассивы
Обязательные резервы 20 000 Вклады 100 000
Ссуды 80 000    
Всего 100 000 Всего 100 000

Рис. 2

Далее, если 80 000 долл. попадут в банковскую систему, то процесс расширения денежной массы продолжается. Банк 3 может предоставить кредит в размере избыточных резервов, равных 64 000 долл. (80 000 – 80 000 × 0,2), что отражено в его балансе.

Активы Пассивы
Обязательные резервы 16 000 Вклады 80 000
Ссуды 64 000    
Всего 80 000 Всего 80 000

Рис. 3

Общая величина денег, добавленных в обращение банковской системой, определяется формулой: Ms =D 1/r, где Ms – предложение денег; D – первоначальный вклад; 1/r – банковский мультипликатор.

В нашем примере банковская система увеличила предложение денег на 500 000 долл.: Ms = 100 000 × 1/0,2 = 500 000 долл. В случае же изымания денег из банковской системы происходит обратный процесс. Изъятие 100000 долл. в нашем примере приведет к сокращению количества денег в обращении на 500 000 долл.

Способность банков создавать деньги в процессе банковского кредитования влияет на инфляционный процесс в экономике и течение экономического цикла. Избыточные резервы коммерческих банков изменяются в ходе экономического цикла. Они резко увеличиваются в условиях экономического спада и сокращаются в обстановке хозяйственного подъема. В фазе циклического подъема коммерческие банки, которые стремятся к получению максимальной прибыли, расширяют кредитование народного хозяйства, что приводит к «перегреву» экономики и росту цен. В фазе депрессии банки увеличивают избыточные резервы, сокращают кредит и, соответственно, предложение денег. Такая политика банков усугубляет экономический спад. Активная роль банков в экономическом процессе делает неизбежным контроль Центрального банка над предложением денег коммерческими банками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: