Основные понятия

Информация и информационные ресурсы

Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение тре­бований к содержанию и формам представления данных яв­ляются серьезными стимулами развития рынка информаци­онных и коммуникационных технологий. Именно владение достоверной и актуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успеш­ной деятельности любых предприятий и организаций, неза­висимо от их организационно- правовой формы.

Информация осознана современным обществом как необходимое условие для любой целесообразной деятель­ности. Она становится важнейшим стратегическим ресур­сом. Наибольший экономический и социальный успех сего­дня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, телемедицину и многое другое. Доступная для опе­ративного воспроизводства средствами компьютерной обра­ботки информация превращается в важнейший фактор соци­ального развития общества. В настоящее время наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к сле­дующему этапу, который назван информационным.

Основные понятия

Рынок информационных услуг может быть определен как совокуп­ность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавца­ми) и потребителями (покупателями) и характеризуется определен­ной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставле­ния и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на материальных носителях и хра­нящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Под информационной системой по­нимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализую­щих информационные процессы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обыч­но подразделяются на три сектора:

сектор деловой информации;

сектор научно-технической и специальной информации;

сектор массовой потребительской информации.

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на сле­дующие группы:

биржевая и финансовая информация — информация о котиров­ках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках то­варов и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;

деловые новости в области экономики и бизнеса.

Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Сле­довательно, и предоставление ее потребителю должно осуществлять­ся в реальном масштабе времени.

Требования к оперативности предоставления потребителю коммер­ческой информации ниже, чем требования к предоставлению бирже­вой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

Важность коммерческой информации в условиях рынка и конку­ренции весьма высока. Эта информация используется непосредствен­но бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;

выход на рынок с новым товаром;

поиск покупателей;

слияние и приобретение компаний;

маркетинговые исследования по анализу рынка.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотексто­вую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инже­неров и т. д.

Сектор массовой потребительской информации включает ново­сти и справочную информацию, потребительскую и развлекатель­ную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и прода прода­жи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вы­числительной техникой понимается и программное обеспечение. То­варом в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и дру­гие средства, используемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и свя­зи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предла­гают потребителям следующие виды услуг:

непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;

пакетный доступ к базам данных — режим off-line;

базы данных на дискетах и компакт-дисках;

консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;

обучение доступу к мировым информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного исполь­зования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и обще­ственные организации, частные лица. Обычно они именуются инфор­мационными корпорациями, информационными агентствами, инфор­мационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой приня­тия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способ­ствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользова­телями) информационных услуг выступают специалисты, работаю­щие практически во всех сферах производства.

Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на сле­дующие группы:

специалисты промышленных предприятий и предприятий тор­говли

специалисты консалтинговых и маркетинговых информацион­ных агентств;

работники научно-исследовательских учреждений и учебных за­ведений;

работники государственных учреждений;

работники общественных организаций;

индивидуальные пользователи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: