1. Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с детьми юношеского возраста.
2. Использование генограммы в семейном психологическом консультировании.
3. Консультирование родителей по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми.
4. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем.
5. Консультирование супружеской пары.
6. Консультирование одного супруга.
7. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношений взрослых людей со своими родителями.
8. Семья с психически больным человеком и формы помощи этой семье.
9. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме.
10. Стили семейного общения и их коррекция.
11. Профессиональная специфика семейного консультирования.
12. Развитие семейной консультации в России.
13. Методы диагностики семейных отношений.
14. Методы психокоррекции семейных отношений.
15. Практика семейной психотерапии.
16. Особенности личности психолога-консультанта.
17. Семейная терапия и НЛП.
|
|
18. Когнитивно-поведенческая психотерапия семьи.
19. Рационально-эмоциональная психотерапия семьи.
20. Системное направление.
21. Эмпирическое направление.
22. Роль кризисных периодов в развитии семьи. Негативные и позитивные факторы.
23. Семья как источник психической травматизации личности.
24. Опыт и проблемы семейного консультирования.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная литература
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: "Ось-89", 2003. – 336 с.
3. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.
5. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерания: Учебное пособие для врачей и психологов/ Э.Г.Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003-336с.
Дополнительная литература
1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352с.
2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 304.
3. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 205 с.
4. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 161 с.
5. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.
|
|
6. Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений// Семейная психотерапия. Хрестоматия/ Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – С. 479 – 496с.
7. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.
8. Елизаров А.Н. Динамика родительского отношения от поколения к поколению и проблема адекватности западных методик оказания психологической помощи отечественному запросу// Материалы Всероссийской конференции «Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России» 25 – 26 октября 2001 года. – М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации; Консорциум «Социальное здоровье России», 2001.- С. 74 - 75.
9. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.
10. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
11. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999. – 239 с.
12. Корсини Р Психологическая энциклопедия/РКорсини, А. Ауэрбах, А. А. Алексеев. -2-е изд.. -СПб.: Питер, 2006.
13. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1991. – 336 с.
14. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272 с.
15. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998.-109 с.
16. Минухин Сальвадор, Фишман Чарльз. Техники семейной терапии. Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.
17. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
18. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. – 494 с.
19. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с.
20. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
22. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993.- 49 с.
23. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
24. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 512 с.
25. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2007.
26. РомановаЕ.С. Психодиагностика / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с
27. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.
28. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы/Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 228 с.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. -2-е изд., междунар.. -СПб.: Питер, 2006.
30. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.
31. Семейная психотерапия. Хрестоматия. Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
32. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
33. Столин В. В. Некоторые принципы психологического консультирования// Семья и личность.
|
|
34. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии/ Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.
35. Хозиев В. Б. Сборник задач и заданий по психологии: Учебное пособие для вузов. -3-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ, 2006.
36. Федосенко, Екатерина Владимировна. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография / Е. В. Федосенко, М.,2006
37. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
38. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий
Обучение - это метод учения, в котором осуществляется целенаправленное взаимодействие самостоятельной учебной деятельности субъекта учения и формирующей деятельности субъекта преподавания.
К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями:
• принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых;
• высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя);
• обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем;
• наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала;
• повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий;
• направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.
В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии и др.
1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.
|
|
2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.
3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.
4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции.
5. Анализ конкретных ситуаций.
6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов.
7. Использование мини-опытов, экспериментов.
8. Использование фактических данных (жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы).
9. Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и психических явлений, репродукции картин, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов).
10. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций.
11. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое.
11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок.
12. В работе с основными понятия тем преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия: мозговой штурм, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием рисунков и метафор, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование фольклора, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на тот или иное понятие, ведение словариков психологических понятий (см. Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и проверки знаний. – В. Новгород, 2001).
Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.