V. Перечень тем контрольных работ для студентов-заочников

1. Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с детьми юношеского возраста.

2. Использование генограммы в семейном психологическом консультировании.

3. Консультирование родителей по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми.

4. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем.

5. Консультирование супружеской пары.

6. Консультирование одного супруга.

7. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношений взрослых людей со своими родителями.

8. Семья с психически больным человеком и формы помощи этой семье.

9. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме.

10. Стили семейного общения и их коррекция.

11. Профессиональная специфика семейного консультирования.

12. Развитие семейной консультации в России.

13. Методы диагностики семейных отношений.

14. Методы психокоррекции семейных отношений.

15. Практика семейной психотерапии.

16. Особенности личности психолога-консультанта.

17. Семейная терапия и НЛП.

18. Когнитивно-поведенческая психотерапия семьи.

19. Рационально-эмоциональная психотерапия семьи.

20. Системное направление.

21. Эмпирическое направление.

22. Роль кризисных периодов в развитии семьи. Негативные и позитивные факторы.

23. Семья как источник психической травматизации личности.

24. Опыт и проблемы семейного консультирования.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: "Ось-89", 2003. – 336 с.

3. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.

5. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерания: Учебное пособие для врачей и психологов/ Э.Г.Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003-336с.

Дополнительная литература

1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352с.

2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 304.

3. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 205 с.

4. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 161 с.

5. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.

6. Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений// Семейная психотерапия. Хрестоматия/ Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – С. 479 – 496с.

7. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.

8. Елизаров А.Н. Динамика родительского отношения от поколения к поколению и проблема адекватности западных методик оказания психологической помощи отечественному запросу// Материалы Всероссийской конференции «Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России» 25 – 26 октября 2001 года. – М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации; Консорциум «Социальное здоровье России», 2001.- С. 74 - 75.

9. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

10. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

11. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999. – 239 с.

12. Корсини Р Психологическая энциклопедия/РКорсини, А. Ауэрбах, А. А. Алексеев. -2-е изд.. -СПб.: Питер, 2006.

13. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1991. – 336 с.

14. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272 с.

15. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998.-109 с.

16. Минухин Сальвадор, Фишман Чарльз. Техники семейной терапии. Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.

17. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

18. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. – 494 с.

19. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с.

20. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.

21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

22. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993.- 49 с.

23. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

24. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 512 с.

25. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2007.

26. РомановаЕ.С. Психодиагностика / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с

27. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.

28. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы/Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 228 с.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. -2-е изд., междунар.. -СПб.: Питер, 2006.

30. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.

31. Семейная психотерапия. Хрестоматия. Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.

32. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

33. Столин В. В. Некоторые принципы психологического консультирования// Семья и личность.

34. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии/ Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

35. Хозиев В. Б. Сборник задач и заданий по психологии: Учебное пособие для вузов. -3-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ, 2006.

36. Федосенко, Екатерина Владимировна. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография / Е. В. Федосенко, М.,2006

37. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.

38. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий

Обучение - это метод учения, в котором осуществляется целенаправленное взаимодействие самостоятельной учебной деятельности субъекта учения и формирующей деятельности субъекта преподавания.

К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями:

• принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых;

• высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя);

• обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем;

• наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала;

• повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий;

• направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии и др.

1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.

2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.

3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.

4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции.

5. Анализ конкретных ситуаций.

6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов.

7. Использование мини-опытов, экспериментов.

8. Использование фактических данных (жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы).

9. Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и психических явлений, репродукции картин, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов).

10. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций.

11. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое.

11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок.

12. В работе с основными понятия тем преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия: мозговой штурм, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием рисунков и метафор, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование фольклора, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на тот или иное понятие, ведение словариков психологических понятий (см. Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и проверки знаний. – В. Новгород, 2001).

Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: