Глава 1. Подготовка к написанию диссертации

1.1.Выбор темы выпускной квалификационной работы.
Выбор темы для диссертации имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший потому содержанием диссертационного магистерского сочинения.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2011) примерная тематика ВКР доводится до сведения магистрантов в начале 9 семестра. Студенту предоставляется право выбора темы. Тема может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки. По решению выпускающей кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

- проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

- разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;

- разработку инструментов психодиагностики;

- обоснование, разработку и апробацию программ интервенции и превенции;

- разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

- обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Выбирая тему, полезно принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, надо сразу определить для себя, к какому типу исследований будет относиться будущая магистерская диссертация: будет ли она фундаментальным исследованием, которое направлено на развитие теоретических концепций данной науки, ее методологии, истории и т.п., или она будет иметь характер прикладного исследования, которое решает только прикладные задачи. Во-вторых, следует учесть, в какой степени тема диссертации будет соответствовать профилю базового образования диссертанта и опыту его работы, ибо всегда вызывает недоумение, когда диссертант берет тему совершенно из другой области знания. Нельзя также не принимать во внимание общий стаж в избранной области знаний, предыдущий «задел» в ней.

Опыт показывает, что не следует стремиться выбрать тему, относимую в данное время к «модным» течениям той или иной науки. Как известно, время бежит быстро. И если диссертант, выбрав тему, не сумеет быстро ее защитить, то мода может очень быстро пройти. Тогда он может попасть в несколько двусмысленную ситуацию. Поэтому следует выбирать тему, актуальность которой обусловлена объективными потребностями теории или практики и не зависит от конъюнктурных обстоятельств.

Формулировки тем магистерских диссертаций чаще всего состоят из 8-12 слов, включая союзы, предлоги и то, что в качестве подзаголовка указывается в скобках (на материале..., на примере... и т.п.).

Планирование диссертационной работы.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Особенно большое значение имеет планирование научной работы диссертанта, который впервые приступает к написанию серьезного научного сочинения, каковым является магистерская диссертация. Рабочий план обычно состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости.

Целесообразно сначала изучить первый раздел, а лишь потом переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2011) основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение на выпускающей кафедре с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся магистрантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: