Целесообразная последовательность чтения диаграмм состояния конденсированных систем следующая:
Перечертить диаграмму в масштабе, обозначив ее поля, точки плавления и полиморфных превращений компонентов, назвать каждую линию диаграммы и указать ее физический смысл.
Дать общую характеристику системы, ответив на следующие вопросы.
1. Какова растворимость компонентов в жидком состоянии (ограниченная или неограниченная)?
2. Образуются ли между компонентами химические соединения, при какой температуре, как они плавятся (без разложения или с разложением)?
3. Какие химические соединения образуются (химическая формула, состав в процентах по массе или мольных, химическое название)?
4.Какова растворимость компонентов и химических соединений в твердом состоянии? Если образуются твердые растворы, то какова область их существования и что определяет их кристаллическую решетку?
5. Меняются ли кристаллические модификации компонентов и химических соединений, при каких температурах протекают эти процессы?
|
|
6. Какие фазовые взаимодействия протекают на каждой изотерме диаграммы?
7. Каков состав наиболее тугоплавкой и наиболее легкоплавкой системы?
Охарактеризовать свойства каждого из образцов, заданных фигуративными точками на диаграмме, по форме табл. 4. Построить кривые охлаждения этих сплавов.
Таблица 2.
Характеристика свойств образцов, заданных фигуративными точками
№ | Состав, %В | Кол-во фаз | Наименование фаз | Состав каждой фазы, %В | Относит. кол-во каждой фазы, % | Т крист. | число степеней свободы | |
начало Т н | конец Т к | |||||||