Комментарий

Этот раздел устанавливает для полиции как института и для её действий правовые рамки, соответствующие принципу верховенства права. В нём также содержатся некоторые основополагающие правовые нормы, некоторые их которых выведены из Европейской конвенции о правах человека и из правоприменительной практики на её основе. В статьях 2−5 вновь излагаются некоторые принципы, служащие основой для понятия верховенства права применительно к полиции.

В статье 2 подчёркивается, что полиция как институт является органом государственной власти. Иными словами, органы государственной власти и, в последней инстанции, само государство не могут уклоняться от ответственности в области задач полиции, а институт, призванный обеспечивать соблюдение правил порядка, не может быть преобразован в частный орган. В то же время отдельные функции/полномочия полиции могут быть делегированы некоторым частным структурам.

Кроме того, статья 2 постановляет, что полицейские органы должны учреждаться законом. Это означает, что полиция основана на Конституции и на обычном законодательстве; однако это не исключает детальных регламентов в документах регламентарного характера –- например, в декретах исполнительной власти, при условии, что эти декреты или инструкции принимаются на основании делегирования полномочий в соответствии с Конституцией и законом.

В статье 3 излагаются принципы, которыми в любых обстоятельствах следует руководствоваться при проведении полицейских операций; эти операции должны соответствовать как внутреннему законодательству, так и действующим международным нормам. Среди международных норм особое значение имеют Европейская конвенция о правах человека и смежные с ней правовые инструменты.

В статье 4 определены два общих дополнительных принципа, связанных с «понятием верховенства права», на которое в своих решениях по ряду дел ссылался Европейский суд по правам человека. Чтобы иметь возможность защищать свои права от власти полиции, гражданин должен иметь возможность ознакомиться с применимыми к ситуации правовыми нормами. Это предполагает, в первую очередь, что нормативные акты должны быть доступны для общественности, а во вторую очередь, что норма – и законодательная, и содержащаяся в иных нормативных актах – должна быть сформулирована достаточно конкретно. Эти два императивных условия необходимы для того, чтобы гражданин мог предвидеть последствия, с которыми может быть сопряжён тот или иной регламентарный (исходящий от исполнительной власти) акт. Конечно, последствия никогда нельзя предусмотреть с абсолютной точностью; более того, законы и другие нормативные акты должны изменяться при изменении ситуаций. Именно поэтому Рекомендация не заходит дальше, чем это делает Европейский суд по правам человека, и говорит о «достаточно ясном законодательстве». Следует установить равновесие между степенью конкретности нормативного акта о полиции и его гибкостью, независимо от того, идёт ли речь о регламентировании организации полиции или способа осуществления её операций. Невозможно переоценить значение этих принципов в случаях осуществления публичной власти по отношению к частным лицам. Именно поэтому они и изложены в Рекомендации.

Один из важнейших принципов правового государства, содержащийся в статье 5, гласит, что закон применяется одинаково ко всем гражданам, включая и тех, кто, как сотрудники полиции, сами отвечают за его применение. Исключения из этого принципа возможны лишь тогда, когда они необходимы для нормального выполнения полицией своих задач.

Эта статья означает также, что за исключением некоторых особых случаев сотрудники полиции подчиняются общему праву, а также обычным юридическим процедурам и санкциям. Внутренние санкции дисциплинарного характера не относятся к сфере применения этой статьи. Европейский суд по правам человека создал свою правоприменительную практику в отношении различия между дисциплинарными и уголовными вопросами. Не приветствуются случаи, когда государство относит к разряду дисциплинарных такие вопросы, которые, согласно международному праву, должны быть отнесены к уголовным, и таким образом не соблюдает процессуальные гарантии, предусмотренные статьей 6 Европейской конвенции о правах человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: