Предисловие

Занимаясь практической психологией, тренингами общения и личностного роста со студентами, мы обна­ружили, что такие тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и статисти­чески проверяли теоретики. Оказалось, что положитель­ный эффект и перенос выученного в реальную жизнь студентов не так уж и бесспорен. Осознание этого при­вело нас к тому, чтобы сместить усилия в область про­фессиональной жизни конкретного молодого человека.

Цель данного пособия — создание условий для вы­работки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможнос­тей, определения путей профессионального роста. В по­собии приведены разнообразные средства активного пси­хологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального «Я», принятия себя в профессии, управления собою в профессиональ­ных ситуациях, своим профессиональным развитием.

Главной идеей практической части пособия стала концепция профессиональной идентичности, понимае­мой как многомерный и интегративный психологичес­кий феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развива­ется в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самооргани­зации и персонализации, а также обусловливается раз­витием рефлексии. Подразумевается, что профессиональ­ная идентичность есть самореферентность, т.е. ощуще­ние и осознавание уникальности функционального и эк­зистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и про­фессиональной реальности.

Задачи практической работы с пособием на заняти­ях по психологическому консультированию решаются путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельнос­ти, проектирования образа профессионального будуще­го, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. Возможность улучшить свое психическое со­стояние, повысить свою компетентность, достичь жиз­ненного и профессионального успеха традиционно свя­зывают с развитием возможности увидеть себя в более благоприятном свете. Реальное поведение индивида вы­страивается в соответствии с его Я-концепцией. Чело­век пытается интерпретировать события, исходя из су­ществующей у него Я-концепции для того, чтобы обес­печить соответствие чувств и поведения (Берне Р.). Про­извольная профессиональная самоидентификация с со­ответствующей вербализацией своих желаний и чувств становится определяющим фактором успехов или неудач в процессе вузовской подготовки.

В становлении профидентичности недооценивается «консервативность» Я-концепции. Студенты не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия. Одним из способов реализации личностно-позиционно-го подхода в решении психологических и профессио­нальных проблем студентов является создание условий для повышения профессиональной идентичности, уве­ренности в себе, компетентности и чувства собственно­го достоинства, т.е. построении адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного про­фессионального будущего, обнаружением и актуализа­цией своих профессиональных ресурсов, защитой обра­за будущего, корректировкой его реальностью.

Повышению адекватности и устойчивости профес­сиональной идентичности способствует достижение боль­шего соответствия между образом Я и реальным опы­том, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессионального самоприня­тия способствуют ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений в рамках профессионально-этических правил. В ситуа­циях данного типа обозначены «движущие силы», спо­собствующие развитию, они ощущаются рационально и эмоционально, и корни их — в групповой работе. Груп­па оказывает большое влияние на обучение. К. Левин установил, что убеждения, приобретенные в группе, вы­держивают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарожде­ния и вынашивания инициативного поведения в позна­вательной сфере (Витакер К., Елизарова Н.В., Пиаже Ж., Чудинова Е.В., Фрумина Н.И., Цукерман Г.Н.). Совмес­тная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы дея­тельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Главная цель развития чувства профидентичности заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, спо­собствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного са­мовосприятия. Это также означает связать слово «ус­пех» со словом «Я» в одно понятие. Студент постепенно должен взять на себя функцию профессионального са­мооценивания.

Студент с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, готов напряженно трудить­ся, ставит перед собой реалистические профессиональ­ные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагиру­ет болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблем­ные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

Отдельные компоненты практического обучения в нашей программе объединяются в целое на основе еди­ной модели проф-идентичности. Эта модель помогает сту­дентам тренироваться одновременно как в плоскости по­ведения, профессиональных действий, эмоциональных от­ношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии, при этом воедино связываются три составляющих: я и дело, я и другие, образ я.

В предлагаемом пособии по психологическому кон­сультированию представлена попытка произвольного достижения и обретения профессиональной идентично­сти практических психологов. Программа практико-ори-ентированного обучения включает в себя 10 тренинго-вых сессий 5x10. В учебнике содержатся как оригиналь­ные, так и заимствованные и модифицированные в це­лях нашей программы упражнения других авторов. Для самопроверки студенты получали диагностические ма­териалы, используемые на различных этапах обучения. В Приложение 1 включены задания для самостоятель­ной работы, которые выполняются индивидуально как домашние задания, а обсуждение проводится на группе, в Приложении 4 приведены тесты для контроля знаний студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: