Занимаясь практической психологией, тренингами общения и личностного роста со студентами, мы обнаружили, что такие тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и статистически проверяли теоретики. Оказалось, что положительный эффект и перенос выученного в реальную жизнь студентов не так уж и бесспорен. Осознание этого привело нас к тому, чтобы сместить усилия в область профессиональной жизни конкретного молодого человека.
Цель данного пособия — создание условий для выработки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможностей, определения путей профессионального роста. В пособии приведены разнообразные средства активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального «Я», принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях, своим профессиональным развитием.
Главной идеей практической части пособия стала концепция профессиональной идентичности, понимаемой как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Подразумевается, что профессиональная идентичность есть самореферентность, т.е. ощущение и осознавание уникальности функционального и экзистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и профессиональной реальности.
|
|
Задачи практической работы с пособием на занятиях по психологическому консультированию решаются путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. Возможность улучшить свое психическое состояние, повысить свою компетентность, достичь жизненного и профессионального успеха традиционно связывают с развитием возможности увидеть себя в более благоприятном свете. Реальное поведение индивида выстраивается в соответствии с его Я-концепцией. Человек пытается интерпретировать события, исходя из существующей у него Я-концепции для того, чтобы обеспечить соответствие чувств и поведения (Берне Р.). Произвольная профессиональная самоидентификация с соответствующей вербализацией своих желаний и чувств становится определяющим фактором успехов или неудач в процессе вузовской подготовки.
|
|
В становлении профидентичности недооценивается «консервативность» Я-концепции. Студенты не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия. Одним из способов реализации личностно-позиционно-го подхода в решении психологических и профессиональных проблем студентов является создание условий для повышения профессиональной идентичности, уверенности в себе, компетентности и чувства собственного достоинства, т.е. построении адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного профессионального будущего, обнаружением и актуализацией своих профессиональных ресурсов, защитой образа будущего, корректировкой его реальностью.
Повышению адекватности и устойчивости профессиональной идентичности способствует достижение большего соответствия между образом Я и реальным опытом, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессионального самопринятия способствуют ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений в рамках профессионально-этических правил. В ситуациях данного типа обозначены «движущие силы», способствующие развитию, они ощущаются рационально и эмоционально, и корни их — в групповой работе. Группа оказывает большое влияние на обучение. К. Левин установил, что убеждения, приобретенные в группе, выдерживают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере (Витакер К., Елизарова Н.В., Пиаже Ж., Чудинова Е.В., Фрумина Н.И., Цукерман Г.Н.). Совместная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы деятельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Главная цель развития чувства профидентичности заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, способствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного самовосприятия. Это также означает связать слово «успех» со словом «Я» в одно понятие. Студент постепенно должен взять на себя функцию профессионального самооценивания.
Студент с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, готов напряженно трудиться, ставит перед собой реалистические профессиональные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагирует болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблемные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы.
Отдельные компоненты практического обучения в нашей программе объединяются в целое на основе единой модели проф-идентичности. Эта модель помогает студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, эмоциональных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии, при этом воедино связываются три составляющих: я и дело, я и другие, образ я.
|
|
В предлагаемом пособии по психологическому консультированию представлена попытка произвольного достижения и обретения профессиональной идентичности практических психологов. Программа практико-ори-ентированного обучения включает в себя 10 тренинго-вых сессий 5x10. В учебнике содержатся как оригинальные, так и заимствованные и модифицированные в целях нашей программы упражнения других авторов. Для самопроверки студенты получали диагностические материалы, используемые на различных этапах обучения. В Приложение 1 включены задания для самостоятельной работы, которые выполняются индивидуально как домашние задания, а обсуждение проводится на группе, в Приложении 4 приведены тесты для контроля знаний студентов.