Проявления психического дизонтогенеза

Изменения отношения между социальным и био­логическим наблюдаются при различных типах психи­ческого дизонтогенеза. Дизонтогенез психики выражается (проявляется) в нару­шениях темпа, сроков ее развития в целом и отдельных составных частей, а также в диспропорциях компонентов развивающейся пси­хики (В.В.Ковалев, 1976).

Г.К. Ушаков (1973) выделяет основные клинические типы ди­зонтогенезапсихики:

1. Ретардация (запаздывание или приостановка) развития всех сторон или преимущественно от­дельных компонентов психики, т.е. стойкое психическое недоразвитие (общее или парциальное) или замедленное психическое развитие. Отсутствует инволюция ранних форм психического развития. Отдельные периоды развития незавершенны. Это явление характерно для олигофрений, а также задержки психического развития. При ретардации запаздывает переход от простых, преимуще­ственно природно-психических свойств к более сложным — со­циально-психическим. Это проявля­ется в степени социализации ребенка.

2. Асинхрония (неравномерность, диспропорция, дисгармоничное психическое развитие) развития, при которой одни компоненты психи­ки развиваются со значительным опережением, а другие запазды­вают. Она включает признаки ретардации и акселерации отдельных функций. При асинхрониипро­исходит неравномерное развитие компонентов и свойств психики ребенка с болезненным обнажением и усилением природно-пси­хических компонентов и явлений (темперамента, вле­чений, потребностей), опирающихся на инстинктивные меха­низмы. При этом отдельные социально-психические компоненты (запас знаний, отвлеченное мышление, нравствен­ные установки) могут развиваться с той или иной степенью опе­режения (акселерации).

В. В. Ковалев (1981) выделяет 4 типа дизонтогенеза:

1) задержанное или искаженное психическое развитие;

2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза;

3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации;

4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание).

Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В.В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта:

— дизонтогенез с негативной симптоматикой: синдромы психического недоразвития — необратимого тотального (олигофрения) и временно запаздывающего (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии;

— дизонтогенез с продуктивными синдромами: случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются такие феномены как страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Клинические формы патологии психического развития (психического дизонтогенеза) могут быть систематизированы следующим образом:

· Умственная отсталость

· Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

· Искажения и другие нарушения психического развития

o Аутистические расстройства

o Акселерация

o Психический инфантилизм

o Соматопатии

o Гиперкинетический синдром

o Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: