Отклонения в неврологическом состоянии при олигофрении (неврологические нарушения)

Грубых локальных неврологических симптомов (параличи, парезы, атаксия, гиперкинезы) при олиго­френии, особенно при ее легких степенях, может не встречаться, они чаще бывают при сочетании олигофрении с другими ло­кальными поражениями центральной нервной системы, в част­ности при церебральных параличах.

Однако при некоторых фор­мах олигофрении все же наблюдается рассеянная, или локаль­ная, неврологическая симптоматика (неврологическая микросимптоматика), связанная с нарушениями формирования двигательных и чувствительных функциональных систем, в частности очаговые нарушения и дискинезии, например нарушение способности к тонким моторным действиям. Так, со стороны черепно-мозговых нервов чаще других встречаются симптомы: косоглазие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яблока (нистагм), слабость (па­рез) лицевого нерва, подъязычного (отклонение языка в сторону при высовывании) и др.

Двигательные нарушения встречаются в виде не резко выра­женных парезов, изменений мышечного тонуса различного ха­рактера. В анамнезе детей-олигофренов часто отмечаются за­держки в развитии двигательных функций: дети позднее начи­нают держать головку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений. Е.Н. Правдина-Винарская изучала отклонения в неврологическом статусе олигофре­нов. В работе «Неврологическая характеристика синдрома оли­гофрении» она говорит о том, что, например, мимические дви­жения выполняются детьми-олигофренами быстрее и более четко по подражанию, чем по словесной инструкции. Движения, выполняемые детьми по словесной инструкции, сопровождают­ся синкинезиями (дополнительные движения, непроизвольно присо­единяющиеся к произвольным).

Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухожильных и периостальных рефлексов, асимметрия, расши­рение зоны их вызывания. В некоторых случаях наблюдается снижение или отсутствие рефлексов. Наблюдаются и патологи­ческие рефлексы, особенно рефлекс Бабинского (отведение большого пальца ноги при раздражении наружного края стопы).

При нарушении анализаторов наблюдается сужение диапа­зона восприятия различных раздражений. Некоторые авторы подчеркивают нечеткость дифференцировок, их вялость, малую активность. Отмеченные нарушения в работе анализаторов сказывают­ся и на психической деятельности ребенка (см. ниже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: