Алмонд выделял функции исходя из места определенного структурного элемента в системе, то вместе с Вербой они отталкивались от потребностей системы и необходимости сохранения ее тождественности. У Алмонда и Вербы получилась довольно стройная и логичная система из пяти следующих функций:
1) политическая социализация, которая служит сохранению «образца» политической системы, а людям позволяет следовать ценностям и нормам данного общества, проявлять лояльность к существующей власти;
2) адаптация к внутренней и внешней среде, которая служит сохранению жизнеспособности системы и проявляется как отбор лидеров (см. функцию рекрутирования Алмонда);
3) реагирование, с помощью которого система отвечает на поступающие снаружи и изнутри сигналы. С помощью этой функции система приспосабливается к изменениям;
4) экстракция, т. е. получение ресурсов из внутренней (самой системы) или из внешней среды (природы, экономики и т. д.);
5) регулирование, т. е. осуществление политической системой управления обществом, которое осуществляется через введение правил и норм, и контроль над их выполнением.
|
|
Примерно в то же время и рассуждая аналогичным образом российские теоретики политики Ф. А. Бурлацкий и А. А. Галкин выделили три функции политической системы, а именно:
1) определение целей и задач общества;
2) мобилизация ресурсов;
3) легитимизация действующей власти1.
Информационно-коммуникативная модель политической системы
Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем. В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о политической системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей.
1 См.: Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Социология, поли гика, международные отношения. М., 1974. С. 176.