Входя в конфликтное взаимодействие, мы должны выходить из статичных и жестких дихотомий «мы» и «они», «государство» и «общество», становиться партнерами по решению совместных проблем. Такой подход требует соответствующего уровня конфликтологической компетентности. Знакомство с современными теориями политического конфликта поможет сформировать адекватные современности взгляды на конфликт. Образ конфликта, его статус, институциональный дизайн — важные критерии и одновременно составляющие цивилизованности современного общества. Изменить образ конфликта — это не значит изменить знак «-» на знак «+», это значит изменить способ позиционирования, модель управления и самих себя.
Начало современной конфликтологии: основные парадигмы
Понимание природы политического конфликта тесно связано с пониманием природы «политического» вообще. С точки зрения К. Шмитта (1888— 1985), политика начинается тогда, когда возникает дихотомия «друг-враг» и включается принцип ассоциации и диссоциации. Конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов и соглашений. Еще Г. Зиммель (1858-1918) подметил, что именно враги подчеркивают границы общности и мобилизуют ее членов. С другой стороны, по мнению С. Липсета (род. 1922), политические институты демократии могут быть использованы не только как орудия достижения консенсуса, но и как средства нагнетания напряженности и нарастания конфликтов.
|
|
Однако первоначальные взгляды на конфликт отличались односторонностью. Конфликт в структурно-функциональной теории Т. Парсонса (1902-1979) трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы, как некая патология. Исходные позиции функциональной школы Парсонса заключались в следующем:
а) любое общество — относительно прочная стабильная структура элементов;
б) каждый элемент выполняет свою функцию (роль), способствует сохранению и упрочению системы;
в) элементы системы опираются на консенсус и легитимность ценностей, т. е. согласие большинства граждан следовать единой системе ценностей.
Глава 21. Современные теории конфликта
Концепт насилия в интерпретации современных конфликтов 411
тому возможны уступки. Конфликты же могут быть только разрешены. Именно универсальность и онтологичность базисных потребностей позволяют увидеть более глубокие основания конфликтных ситуаций.