«Каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения…» (ПТЭ п. 1.3).
Всем причастным работникам постов безопасности необходимо помнить, что в вагонах движущегося поезда имеют место случаи появления неисправностей и разрушений крепления грузов, которые могут привести к тяжелым последствиям.
Поэтому работники постов безопасности обязаны своевременно выйти для его осмотра, включить прожектор, установленным порядком ответить на оповестительный сигнал машиниста и осуществлять тщательный осмотр подвижного состава.
Особое внимание необходимо обращать на состояние буксовых узлов, ходовых частей, тормозов и кузовов в целом, автосцепок, а также на положение грузов, особенно на открытом подвижном составе.
При обнаружении хотя бы одной из неисправностей, указанных в таблице А.1, необходимо немедленно принимать меры к остановке поезда всеми имеющимися средствами.
Таблица.1 Наиболее распространенные неисправности подвижного состава, крепления грузов и их характерные признаки
Узел или деталь вагона | Характер неисправности | |
Букса | Дым, пар, искры или пламя из корпуса буксы. При сильном нагреве корпус буксы может иметь красный или белый цвет, отсутствие смотровой крышки роликовой буксы или нарушение её крепления. | Грение буксы |
Букса | Вибрация тележки, частые вертикальные колебания роликовой буксы, резкий стук рычажной передачи. | Разрушен сепаратор роликового подшипника, ролики сгруппировались в нижней части буксы. Возможен нагрев буксы. |
Колесная пара | Слышен сильный стук, частые удары колеса о рельс. | Ползун (выбоина), «навар» (смещение металла) на поверхности катания колеса свыше допускаемых размеров. |
Колесная пара | Колесо не вращается (юз), между колесом и рельсом при свистяще-шипящем звуке видно искренне из-под колеса. | Заклинивание колесной пары из-за неисправности воздухораспределителя, авторегулятора, рычажной передачи, тормозного башмака или заклинивания роликового подшипника. |
Колесная пара | Перекос боковины тележки и кузова вагона, характерный писк, свист от трения металла, искры между колесной парой и буксой, между рамой тележки и колесной парой, скрежет металла. | Излом шейки оси колесной пары |
Тележка вагона | Перекос кузова вдоль или поперек с выходом вагона за пределы габарита | Излом боковины, надрессорной балки, рессорного подвещивания, неравномерное распределение груза |
Кузов | Подъем концов вагона вверх и опускание средней части вниз, следы касания тормозного оборудования о верхнее строение пути, наклон вагона и выход боковых стен вагона за пределы габарита подвижного состава. | Излом, обрыв балок рамы вагона, обрыв стоек кузова. | |
Кузов | Перекос вагона в поперечном или продольном направлении, выход груза за пределы буферного бруса более 500 мм или расстояние между грузами соседних вагонов менее 200 мм, обрыв проволочных растяжек и деталей крепления груза. | Нарушение (расстройство) крепления, сдвиг груза. Возможно падение груза на путь. | |
Кузов | Сильные раскачивания порожнего вагона из стороны в сторону по отношению к другим. Относ и виляние порожнего вагона – у которых верхняя точка кузова, котла через каждые 16-20 метров или каждую секунду отклоняются на величину более 50 мм от вертикального положения в поперечном направлении то в одну то в другую сторону от оси пути при следовании поезда со скорость 60 км/ч и более. | Вагон с отрицательной динамикой (галопирующий) | |
Автоматический тормоз | Колесные пары вращаются, наблюдается кругообразное искрение и выделение синего дыма | Не полностью отпущен или неисправный тормоз | |
Пассажирский вагон | Провисание генератора, карданного вала, редуктора, нарушение крепления шкива, следы царапин повреждений негабаритной планки или бруса. | Обрыв генератора, редуктора, карданного вала, шкива ременной передачи | |
Появление из дверей, окон, пола, люков, аккумуляторного ящика вагона дыма или пламени. | Возникновение пожара в вагоне. | ||
Крепление грузов | Обрыв растяжек, излом щитов ограждений, укрытий верхней части погрузки, обрыв металлических стяжек. Выход груза за габарит. | Расстройство погрузки | |
Ограждение состава | Отсутствия сигнального диска на концевом брусе последнего вагона поезда. | Утеря сигнального диска или проследование поезда не в полном составе вследствие саморасцепа. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к Регламенту,
утвержденному приказом ЮУЖД
от «__»________2009 года № 1/Н
Рисунок 1 - Опознавательный знак «Пост безопасности»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
к Регламенту,
утвержденному приказом ЮУЖД
от «__»________2009 года № 1/Н
Рисунок 2. - Устройство для обнаружения нижней негабаритности в поездах. (планка окрашивается в белый цвет с черными наклонными полосами шириной 200 мм через 200 мм)